МААМ-картинки

Долгосрочный проект по исследовательской деятельности «Зачем нам мыло?» для подготовительной группы

иришка Тотмина
Долгосрочный проект по исследовательской деятельности «Зачем нам мыло?» для подготовительной группы

Долгосрочный проект по исследовательской деятельности для подготовительной группы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 г. Славянска-на-Кубани

муниципального образования Славянский район

Исследовательская работа

по теме:

«Зачем нам мыло»

Воспитанники:

Карпухина Валерия

Стрюченко Арина

Воспитатель:

Тотмина Ирина Александровна

г. Славянск-на-Кубани

2019 год

Публикация «Долгосрочный проект по исследовательской деятельности „Зачем нам мыло?“ для подготовительной группы» размещена в разделах

Участники исследовательской работы :

Воспитанники – Карпухина Валерия (6 лет) и Стрюченко Арина (6 лет).

Воспитатель – Тотмина Ирина Александровна.

Мама Карпухиной Валерии – Гревцова Оксана Петровна.

Родители Стрюченко Арины: мама – Стрюченко Анна Александровна, папа – Стрюченко Давид Борисович.

Продолжительность исследовательской работы : один месяц.

Вид исследовательской работы :

- исследовательский;

- познавательный;

- информационный.

Гипотеза: каждый день мы моем руки с мылом и не задумываемся о том, откуда оно появилось, какие у него свойства и виды, как воздействует мыло на нашу кожу, где и как еще его используют.

Цель: найти информацию об истории появления мыла, его свойствах, видах и использовании.

Задачи: узнать историю возникновения мыла, собрать информацию о свойствах мыла и его видах, как делают мыло и применяют, а так же какое значение имеет мыло для человека.

Ход исследовательской работы (рассказ воспитанников) :

- Однажды я случайно нашла в шкафу коробку с разным мылом, понюхала, рассмотрела разные упаковочки, названия… Спросила у мамы – зачем столько? Как оказалось, моей маме нравятся разные запахи мыла и поэтому она частенько его покупает, так сказать «про запас» (Слайд 6). Потом в детском саду мы несколько раз в день слышим от воспитателей: «Дети, мойте руки, хорошо намыливая мылом по 2 раза И тут я задумалась, откуда взялось мыло, из чего его делают, и, вообще, зачем оно? Как-то поделилась своими мыслями с подружкой Лерой, и решили мы обратиться к воспитателю Ирине Александровне, которая и предложила нам вместе с родителями разузнать о мыле все, что нас интересует.

Ирина Александровна помогла нам составить план о том, что именно мы хотим узнать о мыле? Подготовили с нами вопросы :

1. Кто придумал мыло?

2. Почему мыло бывает разным?

3. Можно ли приготовить мыло дома? (слайд 7)

Для получения ответов на эти вопросы, нам пришлось обратиться за помощью к родителям (слайд 8). Из интернета мы узнали:

1. Во времена, когда еще не было мыла, для соблюдения личной гигиены люди пользовались доступными им средствами – природными, в зависимости от места проживания, самым распространенным было вещество под называнием «щелок» – его изготавливали из обыкновенной золы. Попадая в воду, зола, смягчала ее, и она становилась похожей на мыльную. (слайд 9)

2. Так же в древние времена вместо мыла часто использовали растения, которые тоже смягчали воду и образовывали пену. Благодаря таким свойствам эти растения получили названия «мыльнянка» или «мыльный корень». (слайд 10)

3. Еще есть легенда, что слово мыло образовалось от названия горы Сапо, где происходило принесение жертв богам (слайд 11). Смесь из растопленного животного жира и древесной золы смывало дождем в глинистый грунт берега реки Тибр. Женщины, которые стирали там белье, обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда отстирывается значительно легче. Так, постепенно стали использовать «дар богов» не только для стирки одежды, но и для мытья тела. (слайд 12)

4. В Европе мыло появилось только в 17 веке и стоило оно тогда очень-очень дорого, поскольку производили его в не большом количестве. Поэтому пользоваться мылом имели возможность только богатые люди. В больших масштабах производство мыла было налажено только к началу 19 века. Изготавливали его на основе жиров и щелока. Со временем, в мыльную основу стали добавлять различные вещества, в результате чего получали мыло разных сортов. (слайд 13)

5. А знаете, чем стирали в старину на Руси? Использовались вместо мыла растения и ягоды – вороний глаз, красная бузина, зорька белая или дрёма. Эти ядовитые растения и использовать их надо было с умом. (слайд14)

6. Мыло делится на группы. По назначению: туалетное мыло – для удаления загрязнений и ухода за кожей (слайд 15, хозяйственное мыло – разновидность бытовой химии (слайд 16, специальное мыло – для профилактики и лечения заболеваний кожи (дегтярное, антибактериальное) (слайд 17). И по форме: твёрдое (кусковое) и жидкое. (слайд18)

7. А из чего же делают современное мыло? В основу продукта входят растворимые соли, растительные масла и животный жир, красители и ароматизаторы, химические примеси и косметические добавки, глицерин и иногда ланолин. (слайд 19)

8. Как же правильно выбрать мыло для своей кожи? Оказывается, для каждого типа кожи существует свое мыло, но это для взрослых! А для нас – детей – существует чудесное детское мыло, которое не вызывает аллергии и не раздражает кожу. (слайд 20)

9. А вот в хозяйстве самое чудодейственное мыло – хозяйственное, не зря оно так и называется! Потому что хозяйственное мыло :

- отстирывает и отмывает все загрязнения и легко смывается водой;

- отлично справляется с разными видами бактерий;

- обладает отбеливающим эффектом; (слайд 21)

- это безопасное средство для мытья посуды;

- обладает лечебными свойствами, так как состоит исключительно из нату-ральных компонентов. Его используют в качестве профилактического средства от многих вирусных заболеваний, в том числе и от гриппа. Нужно всего лишь промывать им нос – пена дезинфицирует стенки носа и предотвращает дальнейшее продвижение вирусов по организму;

- так же используется для лечения многих кожных заболеваний; (слайд 22)

- при мытье волос позволяет избавиться от перхоти и жирности кожи головы;

- а, если вы обожгли или поцарапали кожу, или ушиблись, нужно просто намылить это место хозяйственным мылом. Это же касается и солнечных ожогов. (слайд 23)

10. И еще несколько ну очень интересных фактов:

- Воронежский мыловаренный завод «Финист», основанный в 1891 году - единственный в России завод, который производит только мыло и действует до сих пор. (слайд24)

- Английская пенсионерка Кэрол Вон коллекционирует мыло с 1991 года. В ее собрании есть образцы практически из всех стран мира. И на данный момент у Кэрол хранится более 5000 кусков самого различного мыла! (слайд25)

- Самое дорогое в мире мыло – COR SILVER SOAP – 120 грамм мыла стоит около 4 тысяч рублей, это мыло содержит серебро и четыре вида коллагена. (слайд26)

- В 2007-м году United Nations International Children's Emergency Fund провозгласил 15 октября Всемирным днем мытья рук. Впервые отметили его в 2008-м году. Цель праздника – убедить население планеты чаще мыть руки (слайд 27).

- Мыльный рай. Райские земли небольшого живописного острова Кимолос, который находится в Эгейском море, во время дождя покрываются мыльной пеной. Невероятно красивое зрелище объясняется содержанием мыльной глины в почве. Местные жители для стирки белья могут использовать просто землю под ногами! (слайд28)

- 37-летний англичанин Сэм Хит выдул самый огромный в мире мыльный пузырь, скорее целую мыльную тучу, которая парила в воздухе в парке Лондона. Он использовал секретную формулу, над которой химичил двадцать лет. Однажды Сэм Хит выдул мыльный пузырь, внутри которого находилось 50 человек. (слайд29)

- Преподавателю физики из штата Индиана удалось сохранить пузырь в стеклянной банке в течение 340 дней. (слайд30)

Простые научные опыты с использованием мыла.

Марк Твен писал о том, что «мыльный пузырь, пожалуй, самое восхитительное и самое изысканное явление природы».

Опыты для показа зрителям на конкурсе «Я исследователь»

1) Рисунки мылом.

Рисовать можно не только мыльными пузырями, но и твердым мылом. Лучше всего мыльные рисунки получаются, если взять мыльный обмылок и плотную ткань контрастного цвета. Мыло оставляет на ткани четкий след, а если вдруг надо исправить ошибку, это легко сделать, протерев неправильность влажной салфеткой. Этим свойством мыла часто пользуются швеи и рукодельницы, чтобы перенести на ткань выкройку.

2) Вулкан с жидким мылом.

Внутрь налили раствор: сода+вода+жидкое мыло. И сверху заливали раствором уксуса. Пена получилась более пышная, и вулкан оказался более эффектным.

3) Мыльные цветы.

Взяли лист алюминиевой фольги. Вырезали из него шесть лепестков, собрали их вместе и закрепим на подставке. Смочили лепестки в мыльном растворе. Стали выдувать пузырь, поднося его к центру цветка. Лепестки, как по волшебству притянулись к упругой пыльной пленке. И цветок раскрылся. Очень красивое и волшебное зрелище.

Вывод: этот опыт показывает, каким эластичным может быть мыльный пу-зырь и какие восхитительные предметы можно создать с его помощью

4) Вода сквозь пузырь.

На проволочной рамке получили плёнку и стали лить через нее воду. Удивительно! Вода проходит сквозь пленку, и она не рвется!

5) Катание мыльного пузыря по шарфику.

На столе разложить шерстяной шарфик, надуть мыльный пузырь и опустить на шарф. Если подуть на мыльный пузырь, то он покатится по шарфику.

Опыты проводимые в группе :

Жидкое мыло : опыт с поверхностным натяжением.

Жидкое мыло продемонстрирует способность этого вещества уменьшать поверхностное натяжение воды. Мы наполнили тазик водой, вырезали из картона небольшой треугольник – нашу лодочку. Положите лодочку на воду с краю тазика, острым углом по направлению к центру. Обмакнуть палец в жидкое мыло и опустили в воду за лодочкой. В результате лодочка сразу начинает двигаться к противоположному краю тазика. Результаты этих опытов объясняются действием мыла на воду: оно уменьшает натяжение воды.

Твердое мыло : опыт с притяжением между молекулами.

А на примере твердого мыла можно изучить взаимное притяжение между молекулами. Мы взяли тарелку, немного смочили её водой и положили сверху кусок мыла, прижали его и несколько раз прокрутили. Через 3-5 минут можно попробовать поднять мыло. Мы увидели, что тарелка при этом поднимется вместе с мылом.

Это происходит из-за того, что когда мыло намокло, между тарелкой и мылом образовалась мыльная пена, молекулы которой настолько сблизились с молекулами тарелки, что между ними возникло взаимное притяжение. Поэтому после высыхания мыло и тарелка «склеились», стали одним целым.

Очищение рук.

Мы решили попробовать один из способов очищения рук – песком. Для этого испачкали руки растительным маслом и попробовали отмыть их в воде. Результат был неутешительным. Кожа оставалась жирной и липкой. После того, как руки потерли песком и смыли чистой водой, кожа стала достаточно чистой. Мы сделали вывод, что песок вместо мыла вполне подходящая альтернатива, особенно на природе или в походе.

Изготовление мыла своими руками.

В качестве основы для изготовления мыла мы использовали обычное детское мыло без добавок и ароматизаторов. Так же нам понадобились:

1 ст. л. растительного масла;

10 капель эфирного масла;

пищевой краситель (у нас порошковый для яиц);

детские формочки для песочницы;

терка, водяная баня и 0,25 ст. теплой воды.

Детское мыло натрем на терке, добавляем четверть стакана воды и на водяной бане растворяем мыло до жидкого состояния. Следует отметить, что кусковое мыло достаточно тугоплавкое и если есть возможность, то лучше его плавить в микроволновке. В жидкую смесь добавляем растительное масло, эфирное масло и краситель. С красителем важно не переборщить, иначе пена в готовом мыле будет цветная. Все хорошо перемешиваем и выкладываем в формочки. Оставляем охлаждаться, после чего вынимаем из формочки, немного сжимая её края. В результате у нас получилось цветное ароматное мыло собственного производства!

Пугливые перчинки.

Для этого опыта нам понадобилась тарелка с водой и молотый черный перец. Молотым перцем притрушивали поверхность воды. Более крупные частички осели на дно, а мелкие остались на поверхности – они-то нам и нужны. Затем накапали в центр тарелки каплю жидкого мыла и увидели как в тот же миг все перчинки, которые находились на поверхности воды, уплывут с краю тарелки.

Почему так происходит? Все дело в поверхностном натяжении воды. Легкие перчинки лежат на тонкой пленке воды. А когда мы капаем в воду жидкое мыло, пленка разрушается молекулами - «булавками», о которых мы говорили выше. Эти молекулы стремятся отграничить воду и отталкивают перчинки к периферии.

Пузырь в пузыре.

Из воронки на плоскую посуду выдували большой мыльный пузырь. Соломинку погружали в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря проталкивали соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул! Медленно начинали дуть в соломинку. Получаем второй пузырь, заключенный в первом. Осторожно вытягивали соломинку.

Вывод: стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смочен-ную мыльным раствором.

Пузыри вокруг предметов.

В тарелку налили мыльного раствора настолько, чтобы дно тарелки было покрыто слоем в 2 – 3 миллиметра вышины; в середину положили маленькую яркую фигурку и накрыли её воронкой. Затем, медленно поднимая воронку, дули в ее узкую трубочку – образуется мыльный пузырь. Когда этот пузырь достиг достаточных размеров, наклонили воронку, высвобождая из-под нее пузырь. Фигурка оказывается лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной плёнки.

Вывод: мыльная плёнка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно смоченный мыльным раствором

Пузыри на подставке.

Из проволоки и нити папа сделал мне кольцо, диаметр которого примерно 5 см. Окунули это кольцо в мыльный раствор. Сделали быстрый и резкий взмах. От потока воздуха образуется пузырь, он тут же отрывается от кольца. Осторожно подставили это кольцо под падающий пузырь. Он удобно размещается на кольце-подставке. Простоял 2 минуты. Таким же образом, можно разместить пузырь на любую красивую подставку, если смочить ее мыльным раствором.

Вывод: данный опыт опровергает распространенное убеждение о «неприкосновенности» пузыря и его недолговечности. Для того, чтобы посадить пузырь на предмет достаточно просто смочить его мыльным раствором, тем самым, сгладив шероховатости поверхности предмета и любоваться его радужной красотой в течение нескольких минут.

Рекордный пузырь.

Мы старались получить самый крупный пузырь. Оказалось, что трубка для пузырей годится не всякая. Чем больше отверстие трубки, тем пузыри получаются крупнее.

Вывод: размер пузыря зависит от размера отверстия трубки. Чем больше отверстие трубки, тем пузыри получаются крупнее.

Мыло – это не только средство для поддержания чистоты тела, это еще и любопытный объект для исследований. Играя с мылом, можно узнать много нового и интересного, познакомиться с некоторыми законами природы.

Прикреплённые файлы:

mylo_ghn82.pptx | 15603,87 Кб
 
Публикации по теме:

Долгосрочный проект для детей подготовительной к школе группы «Моя Родина — Россия» Долгосрочный проект для детей подготовительной к школе группе «Моя родина – Россия» Автор: Ю. Н. Елохина МАДОУ «Детский сад №5» г. Сыктывкар.

Долгосрочный проект для детей подготовительной к школе группы «Удивительный цветок Сардаана» МБДОУ детский сад №14 «Журавлик» «Утверждаю» Заведующая МБДОУ детского сада №14 «Журавлик» ___ Герасимова.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Чудо природы — радуга» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 52 «МАЯЧОК» Автор: Ступникова Юлия Алексеевна,.

Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В стране вулкана» Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; использовать в работе с дошкольниками региональный компонент;.

Педагогический проект «Мыло пенится — смотрите» для детей первой младшей группы Актуальность проекта: Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают.

Перспективный план совместной познавательно-исследовательской деятельности воспитателей с детьми для подготовительной группы Познавательно-исследовательская деятельность (совместная деятельность с детьми) Месяц Тема Цель Оборудование Сентябрь Песок. Глина. Почва.

Долгосрочный проект по ПДД для старшей группы «Безопасная дорога для тебя и для меня» Проект: «Безопасная дорога для тебя и для меня» Продолжительность проекта: долгосрочный Вид проекта: познавательно-исследовательский Сроки.

Долгосрочный проект «Мой Медвежьегорск» для детей коррекционной подготовительной группы Долгосрочный проект «Мой Медвежьегорск» для детей коррекционной подготовительной группы. Автор проекта: Фирстова А. А. Продолжительность:.

Проект для старшей группы «Зачем повару математика?» «Зачем повару математика» Цель проекта: Раскрытие значимости науки-математики в жизни человека. Задачи проекта: 1. Создать новые ситуации.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Да здравствует мыло душистое!» Цель: Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями; Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект по исследовательской деятельности «Зачем нам мыло?» для подготовительной группы
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 13:30
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД