Кулешова Анна
Долгосрочный проект по казачеству в старшей группе «Донские казаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект по казачеству в старшей группе «Донские казаки»
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию, направленный на совершенствование содержания, форм и технологий работы с детьми старшей группы.
Разработали: Кулешова А. В,
Цитата по теме:
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли»
(Н. Смирнов)
Публикация «Долгосрочный проект по казачеству в старшей группе „Донские казаки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема: Анкетирование родителей и беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому мы решили разработать и реализовать этот проект.
На современном этапе развития общества вопросы духовно- нравственного, патриотического воспитания выступают на первый план, что отражено в основополагающих нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за нашу землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знании истории донских казаков, его культуры поможет в дальнейшим с уважением и интересом относится к культурным традициям, чтить их.
Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в практической деятельности, а также исторические предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена цель проекта.
Тема проекта : «Донские казаки»
Актуальность:
В настоящий период коренных социальных изменений, отмечаемых во многих сферах общества, особую актуальность приобретает воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности к отечественной культуре и истории.
Возрождение казачества – свершившийся факт. Заслуги казачества перед Отечеством неоспоримы. Восстанавливается разорванная связь времен, потомки казаков начали активно интересоваться своей историей, изучать историко – культурное наследие казачества.
В дошкольное образование переживает этап преобразования, определения приоритетов и переосмысления системы ценностей.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику национально – культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Поэтому одной из важнейших задач дошкольной организации является формирование у воспитанников интереса к истории, этнографии родного края, приобщение детей к духовному и культурному наследию жителей Дона.
Национально – региональный компонент, на наш взгляд, должен включаться во все виды и формы детской деятельности. Только так возможно духовно – нравственное развитие патриотических чувств дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества. Дети, знающие историю и любящие свой родной край, вырастут настоящими патриотами своей Родины.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило нас к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, области, крае и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
Цель: развивать у детей представления о человеке в истории и культуре донского казачества;
Задачи проекта :
- Сформировать у детей дошкольного возраста интерес к истории Донского края.
-Воспитывать у детей ценностное отношение к национальным традициям;
- Приобщать детей к национальным ценностям (костюмы, танцы, песни, игры);
- Развивать способности детей на основе знакомства с историей казачества.
-способствовать воспитанию любви к своей семье, соотечественникам, осознанию ребенком себя как гражданина Донского края, своей страны, уважительно, с гордостью относящегося к символике РФ и донского казачества (флагу, гербу, гимну); достижений своего края, осознанию торжественности национальных праздников;
- развивать представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, познавать их практическое назначение (свойства);
-развивать познавательные способности: находить причины и следствия событий, происходящих в историко – географическом пространстве, классифицировать материальные свидетельства в хронологическом и функциональном порядке;
- обогащать субъективный опыт ребенка на основе совместного проживания, познания, переживания, преобразования регионального содержания;
-развивать интерес к слову, умение называть существенные признаки, качества, действия с помощью эпитетов, сравнений, метафор (казак по характеру лихой, свободный, смелый, честный, отважный, добрый);
- создавать условия для восприятия и понимания донского фольклора (колыбельные, песенки – потешки, пословицы, заклички, поговорки, сказки, отражающего взаимоотношения казаков с миром природы и друг с другом.
-воспитывать любовь к Донскому краю и нравственно-волевые качества (целеустремленность, смелость, волю к победе, дружелюбие, взаимовыручку);
-заинтересовать и вовлечь родителей в игровое общение с детьми в процессе народных казачьих игр.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта Новизна и оригинальность представляемого педагогического проекта состоит в том, что задачи воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решались в ДОО, но результаты исследования показали необходимость наполнения её новым содержанием, изменения форм организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей, традициями, жизнью и обычаями Донских казаков по привитию нравственно-патриотических чувств, формированию чувства гордости за достижения своей страны.
В проект включены все ОО : деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта Февраль 2024г – сентябрь 2024г
Материал и техническое оборудование:
компьютер, дидактические пособия, иллюстрации, наглядный материал, казачьи костюмы, нагайка, шашки, кони. платки
уголок безопасности в групповых помещениях; дорожно-транспортная площадка; выносные макеты дорожно-транспортных средств, методические и дидактические пособия, картотека, разработка информационного материала для родительского уголка, пополнение развивающей предметно-пространственной среды, мультимедийная установка, экран, информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
Участники проекта :
1. Дети и родители старшей группы (5 - 6 лет)
2. Воспитатели: Кулешова А. В., Каргина В. Б.
3. Музыкальный руководитель: Лебедева. А. С.
Вид проекта :
фронтальный, социальный, долгосрочный - 8 месяцев
Тип проекта…
Познавательно-творческий
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, игровой.
Форма: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:
1. Нравственно - патриотическое;
2. Эмоционально - эстетическое;
3. Экологическое (краеведческое).
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов по теме
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-выставки детских работ;
-консультации для родителей;
- акции;
- экскурсии;
- буклеты и памятки для родителей.
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.
Чтение художественной литературы.
Казачьи народные сказки : «Бисеринка», «Танюша и мачеха», «Змея и рыбак», «Кочеток и охотник», «Как звери спасли охотника, «Доброе сердце дороже красоты», «Митяй казак бесстрашный», «Рябая баба и чертенок», «Про сына купца и дочь сапожника».
Художественно-эстетическое развитие
1. Слушание казачьих песен «Пчелочка златая», «Эх, донские казаки», «Если хочешь быть военным», «Казачий Дон», «Бравый атаман»
2. Рисование «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые», «Раскрась лошадку»
3 Музыкальное развитие.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с казачьими песнями. Учатся подбирать движения, соответствующие тексту и характеру песни. На занятии прививается уважение к казачьим традициям и фольклору.
В казачьих песнях просматривается разделение на песни. посвящённые казакам и казачкам : «Сотник», «Браво, браво», «Рыбица», «Земляничка-ягодка», Хоровод «Я на печке молотила». Разучивание песен. «Мы – казачата», «Марш казачат»
Формы работы с детьми: Беседы: «Донской край – мой край», «Символы Ростовской области» (герб, флаг, «Дон – река», «Казачья семья», «Казачий костюм».
Показ презентации «Жизнь и традиции донских казаков».
Чтение художественной литературы: «Почему Дон Ивановичем зовут» В. Моложавенко, П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона», П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты». М. А. Шолохов «Нахалёнок», «Жеребенок».
Разучивание считалок к казачьим подвижным играм.
Рассказ о празднике Покров, народных приметах, связанных с
ним, о традициях.
Разучивание русских и казачьих пословиц и поговорок.
Разучивание стихотворений и пословиц
Загадки
Рассматривание иллюстраций
Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у казака»
Дидактические игры: «Одень казака и казачку». «Отгадай загадку, получи отгадку», «Эволюция вещей», «Что сначала,
потом».
Настольно – печатные игры: «Составь узор», «Украсим костюм».
Аппликация: «Казачий курень», «Донские просторы».
Рисование: «Казачок с казачкой».
Лепка: «Конь верный друг казака».
Раскрашивание раскрасок «Донское казачество»
Слушание музыкальных произведений: казачьих песен
«При лужку», «Скакал казак».
Пение: А. Софронова «Казачья круговая»
Хороводные игры: «Заплетайся плетень», «Платочек», «Казачья».
Досуги, развлечения: «Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать», «Игры донских казачат».
Подвижные игры: «Всадники», «Голубая лента», «Салки»,
«Жмурки», «Игра в шапку», «Заря».
П / И - Игры-эстафеты на прогулке
Пальчиковая игра: «Казачья семья».
Мастер- класс для педагогов «Традиции и культура Донского казачества»
https://ds6-ulibka.rnd.prosadiki.ru/korr
Родительский лекторий:
«Традиции воспитания Донских казаков»
-Принципы казачьей семейной педагогики.
Воспитание в труде.
- Учет психологических и возрастных особенностей в
воспитании казака –патриота и защитника.
Спортивное мероприятие
«Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает»
Тематические выставки рисунков. «Казаки защитники Родины» (участники СВО)
– «Казаки ученные»
«Мужская и женская казачья одежда – история.
Экскурсия в детскую библиотеку «Казаки – защитники Отечества»
«По местам казачьей славы»
Киномарафон.
Просмотр и обсуждение художественного фильма «Казачья сказка», «Нахаленок» (М. А. Шолохов)
Работа с родителями: Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора», привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции мини – музея культуры и быта.
Фотоотчет об экскурсии в библиотеку
https://www.maam.ru/detskijsad/yekskursija-v-biblioteku-1744626.html
Фотоотчет с выставки детских рисунков "Мужская и женская казачья одежда-история и традиции".
Родительский лекторий: «Принципы казачьей семейной педагогики.
Воспитание в труде.»
https://www.maam.ru/obrazovanie/vospitanie-konsultacii
Буклет «Воспитываем патриотов в казачьих традициях»
https://30368.maam.ru/maps/news/657404.html
Фотоотчёт о проведении квест-игры «Казаки защитники Отечества»
https://30368.maam.ru/maps/events/69677.html
Фотоотчёт о проведении тематических выставок рисунков «Казаки защитники Родины«, «Казаки ученые»
https://30368.maam.ru/maps/events/69678.html
Отчёт о викторине «Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает»
https://30368.maam.ru/maps/events/69698.html
Просмотр художественного фильма «Нахаленок» М. А. Шолохова
https://30368.maam.ru/maps/events/69700.html
Фотоотчёт о проведении родительского лектория «Традиции воспитания Донских казаков»
https://30368.maam.ru/maps/events/69705.html
Донское казачество в годы Великой Отечественной войны»
https://30368.maam.ru/maps/events/68814.html
Предполагаемые результаты были достигнуты:
• Сформировать у детей основы этнических инстанций, укрепить оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие детьми друг друга и сформировать основы бескорыстности и благотворительности, снизить уровень проявления негативных эмоций, развивая тем самым элементы само рефлексии;
• Изучить историю развития родного края, обычаев православной казачьей семьи, воспитание уважения к прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствуют развитию социально – творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые были завещаны предками;
• Воспитать чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;
• Воспитать гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.
• Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества и создать мини-музей.
• Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у дошкольников патриотического воспитания (используя региональный компонент).
Используемая литература:
1. Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков - 2002г.
2. Калайтанова Г. Н., Кончаловская Н. В., Баландина Л. А., Бех Л. В, Баукова Н. Н. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» методическое пособие : в 2-х ч. - 2010г.
3. Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.
4. «Моя страна» - Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005
5. Муравьева О. Ю., Агуреева Т. И., Мирошничеко Л. В., Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.
6. «Музыкальный руководитель», методический журнал. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2006 годы.
7. Цветкова Г. Ю. Программа «Донской подсолнушек»- 2012г.
8. Н. В. Корчаловская, Н. Ш. Лебедева, И. П. Микаелян: Духовно – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента. 1 – 2 части. Ростов – на – Дону издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018г.
9. Т. И. Агуреева: Казачий костюм : учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учетелей начальной школы, гувернеров, родителей. Москва 2011г.
10. М. П. Астапенко: Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов – на – Дону 2004 г.
11. Т. В. Земрах: Культура и быт донского казачества. Шахты 2005г.
12. Н. В. Елжова: История Донского края. Волгодонск 2006г.