Папки-передвижки

Конспект комплексного занятия «Дом, в котором мы живём!»

Людмила Ельшина
Конспект комплексного занятия «Дом, в котором мы живём!»

Цель: закрепить знания детей о звуках речи, на основе анализа слов «дом», «дым». Познакомить со смыслоразличительной ролью звуков (сон – сын, стол – стул и т. д.); закреплять умение образовывать слова – родственники с помощью суффиксов и приставок (дом – домовой, бездомный, надомный и др.); учить подбирать синонимы и антонимы (терем, изба, домик, домище, храм, хоромы); составлять предложение по живой модели (с предлогом); выразительно читать, анализировать стихотворение;

Сравнивать объекты природы и быта человека, указывать связь живого и неживого на Земле.

Дать понятие многозначности слова «дом» (Земля, планета, Родина, природа, внутренний мир человека).

Публикация «Конспект комплексного занятия „Дом, в котором мы живём!“» размещена в разделах

При составлении описательного рассказа использовать предложения разных типов.

Воспитывать чувство патриотизма, любовь к природе.

Материал: картинки – схемы слова «дом», фишки голубые и красные, картинки двух домов для раскрашивания («дом природы», «дом человека»); строительный материал – глина, дерево, кирпич, камень и др. ; «звуковичок» - игрушка, цветные карандаши.

Методика проведения занятия.

- Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну.

Там много разных улиц. Первая улица – улица Звуков.

Воспитатель предлагает детям послушать звуки и «поймать» их. Дети «ловят» звуки и зажимают два кулачка, если поймали два звука, и один – если поймали один звук (ам, но, ау и т. д.)

- Какие слова можно придумать из «пойманных» звуков?

- Дети, слышите: кто – то к нам идёт… Вот сюрприз! Да это же Звуковичок!

Звуковичок: «В моей стране живёт много звуков и слов. Загадаю вам загадку про моё слово.

Моё слово состоит из трёх звуков. Они спрятались в других словах. Первый звук в слове д-д-доска.

Дети: Д

Звуковичок: Второй звук прячется в слове о-о-осы.

Дети: О!

Звуковичок: Третий звук прячется в слове м-машина.

Дети: М!

Звуковичок: Какое слово получилось?

Дети: ДОМ!

Звуковичок: Молодцы! Как хорошо вы всё отгадали. А можно мне ещё немножко с вами поиграть.

Звуковой анализ слова «ДОМ»

Работа с разрезными азбуками, составление схемы слова «дом».

– Дети, может так случиться, что звук заболеет и заблудится. Тогда в словах происходят изменения.

Например, слово «дом». Если звук «о» заболел и теперь звучит как «ы».

Какое слово получится?

(Дым)

Дальше воспитатель называет слово со звуком «о», а дети – с другими на его месте: сон – сын, стол – стул, нос – нас и т. д.

Воспитатель: - Вот как от одного звука зависит смысл целого слова.

Мы построили с вами дом из звуков «д – о – м», а теперь отправимся на улицу слогов и слов.

- А из каких слов – родственников можно построить наш дом?

(Дом – ик, Дом – ишко, Дом – ище, без – Дом – ный, Дом – ашний, Дом – овой, на – Дом – ный и т. д.)

Физкультминутка

- К нам пришли строители разных специальностей, но они не говорят об этом, а показывают, что умеют делать.

(«бригады» показывают действия маляра, кровельщика, каменщика. Другие угадывают и рассказывают, что они делали. Пример: маляры – принесли ведро, перемешали краску, красят кистью)

– А теперь отправимся дальше – на улицу предложений. Ведь слова, как и звуки не живут сами по себе отдельно, а дружат и работают вместе.

Мы недавно с вами ходили в дом, где живут книги.

Дети: Этот дом называется «библиотека»

- Составьте предложения со словом «библиотека» (по заданной модели с предлогом).

- Дети ходили в библиотеку.

В библиотеке живут книги.

Дидактическая игра «Живое предложение»

– Дом - это место, в котором живёт человек.

Дом для зверей – это природа.

А что значит природа для человека? Давайте прочитаем стихи, что они нам расскажут.

Дети самостоятельно читают стихи Э. Мошковской «Жил на свете человек», В. Орлова «Дом под крышей голубой»

- Почему человек был рад, что ему не хватило досок на двери, на крышу дома?

(Он любил природу лес был стенами его дома а крышей – небо. А крыльцо нужно было для друзей)

- А кто же его друзья?

(солнце, птицы, майский жук)

- А как мы должны жить на нашей планете Земля?

(Как в большом доме, общем доме. Люди должны дружить между собой, жить единой семьёй. Наш дом – наша планета Земля, Родина, Россия)

- Посмотрите рисунки двух домов( «дом природа» и «дом человека»)

1. Что в них общего?

2. Что разного?

3. Что можно добавить?

4. А что можно убрать?

5. Что нельзя раскрасить? (воздух)

- Да, человеку природа дала всё: свет, тепло, огонь (солнце, газ, стены для домов (камень, дерево, воду. И человек всё это должен не только брать, но и … (беречь)

Составление рассказа по мнемотаблице «Мой дом – природа»

Много мы узнали о нашем большом доме – природе и о нашем маленьком доме – квартире.

Но у каждого из нас есть ещё свой особенный дом, скрытый от глаз – это внутренний дом – душа. И этот дом должен быть всегда чистым, светлым, добрым, милосердным. И тогда другим будет хорошо рядом с вами.

- Дети, вспомните и назовите «добрые слова»

(мама, бабушка, мир, друг, Родина,)

- Да, замечательные слова. А с чего же начинается наша родина, наш русский дом? Да, конечно, с каждого из нас. И только взявшись за руки, мы сумеем сохранить наш дом в мире, а природу во всей её красе.

Дети исполняют песню Я. Френкеля «С чего начинается Родина».

Вот и закончилось наше путешествие в страну звуков, слов, предложений, в страну русской речи.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему «Наш дом — природа» Цель: Закреплять знания о звуках речи, на основе анализа слов типа «дом», «дым», познакомить со смыслоразличительной ролью звуков (сон –.

Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей Главная задача в словотворчестве – овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия «Дом, в котором мы живём!»
Опубликовано: 28 ноября 2014 в 17:25
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД