МААМ-картинки

Конспект комплексного занятия «Дом, в котором мы живём!»

Людмила Ельшина
Конспект комплексного занятия «Дом, в котором мы живём!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: закрепить знания детей о звуках речи, на основе анализа слов «дом», «дым». Познакомить со смыслоразличительной ролью звуков (сон – сын, стол – стул и т. д.); закреплять умение образовывать слова – родственники с помощью суффиксов и приставок (дом – домовой, бездомный, надомный и др.); учить подбирать синонимы и антонимы (терем, изба, домик, домище, храм, хоромы); составлять предложение по живой модели (с предлогом); выразительно читать, анализировать стихотворение;

Сравнивать объекты природы и быта человека, указывать связь живого и неживого на Земле.

Дать понятие многозначности слова «дом» (Земля, планета, Родина, природа, внутренний мир человека).

Публикация «Конспект комплексного занятия „Дом, в котором мы живём!“» размещена в разделах

При составлении описательного рассказа использовать предложения разных типов.

Воспитывать чувство патриотизма, любовь к природе.

Материал: картинки – схемы слова «дом», фишки голубые и красные, картинки двух домов для раскрашивания («дом природы», «дом человека»); строительный материал – глина, дерево, кирпич, камень и др. ; «звуковичок» - игрушка, цветные карандаши.

Методика проведения занятия.

- Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну.

Там много разных улиц. Первая улица – улица Звуков.

Воспитатель предлагает детям послушать звуки и «поймать» их. Дети «ловят» звуки и зажимают два кулачка, если поймали два звука, и один – если поймали один звук (ам, но, ау и т. д.)

- Какие слова можно придумать из «пойманных» звуков?

- Дети, слышите: кто – то к нам идёт… Вот сюрприз! Да это же Звуковичок!

Звуковичок: «В моей стране живёт много звуков и слов. Загадаю вам загадку про моё слово.

Моё слово состоит из трёх звуков. Они спрятались в других словах. Первый звук в слове д-д-доска.

Дети: Д

Звуковичок: Второй звук прячется в слове о-о-осы.

Дети: О!

Звуковичок: Третий звук прячется в слове м-машина.

Дети: М!

Звуковичок: Какое слово получилось?

Дети: ДОМ!

Звуковичок: Молодцы! Как хорошо вы всё отгадали. А можно мне ещё немножко с вами поиграть.

Звуковой анализ слова «ДОМ»

Работа с разрезными азбуками, составление схемы слова «дом».

– Дети, может так случиться, что звук заболеет и заблудится. Тогда в словах происходят изменения.

Например, слово «дом». Если звук «о» заболел и теперь звучит как «ы».

Какое слово получится?

(Дым)

Дальше воспитатель называет слово со звуком «о», а дети – с другими на его месте: сон – сын, стол – стул, нос – нас и т. д.

Воспитатель: - Вот как от одного звука зависит смысл целого слова.

Мы построили с вами дом из звуков «д – о – м», а теперь отправимся на улицу слогов и слов.

- А из каких слов – родственников можно построить наш дом?

(Дом – ик, Дом – ишко, Дом – ище, без – Дом – ный, Дом – ашний, Дом – овой, на – Дом – ный и т. д.)

Физкультминутка

- К нам пришли строители разных специальностей, но они не говорят об этом, а показывают, что умеют делать.

(«бригады» показывают действия маляра, кровельщика, каменщика. Другие угадывают и рассказывают, что они делали. Пример: маляры – принесли ведро, перемешали краску, красят кистью)

– А теперь отправимся дальше – на улицу предложений. Ведь слова, как и звуки не живут сами по себе отдельно, а дружат и работают вместе.

Мы недавно с вами ходили в дом, где живут книги.

Дети: Этот дом называется «библиотека»

- Составьте предложения со словом «библиотека» (по заданной модели с предлогом).

- Дети ходили в библиотеку.

В библиотеке живут книги.

Дидактическая игра «Живое предложение»

– Дом - это место, в котором живёт человек.

Дом для зверей – это природа.

А что значит природа для человека? Давайте прочитаем стихи, что они нам расскажут.

Дети самостоятельно читают стихи Э. Мошковской «Жил на свете человек», В. Орлова «Дом под крышей голубой»

- Почему человек был рад, что ему не хватило досок на двери, на крышу дома?

(Он любил природу лес был стенами его дома а крышей – небо. А крыльцо нужно было для друзей)

- А кто же его друзья?

(солнце, птицы, майский жук)

- А как мы должны жить на нашей планете Земля?

(Как в большом доме, общем доме. Люди должны дружить между собой, жить единой семьёй. Наш дом – наша планета Земля, Родина, Россия)

- Посмотрите рисунки двух домов( «дом природа» и «дом человека»)

1. Что в них общего?

2. Что разного?

3. Что можно добавить?

4. А что можно убрать?

5. Что нельзя раскрасить? (воздух)

- Да, человеку природа дала всё: свет, тепло, огонь (солнце, газ, стены для домов (камень, дерево, воду. И человек всё это должен не только брать, но и … (беречь)

Составление рассказа по мнемотаблице «Мой дом – природа»

Много мы узнали о нашем большом доме – природе и о нашем маленьком доме – квартире.

Но у каждого из нас есть ещё свой особенный дом, скрытый от глаз – это внутренний дом – душа. И этот дом должен быть всегда чистым, светлым, добрым, милосердным. И тогда другим будет хорошо рядом с вами.

- Дети, вспомните и назовите «добрые слова»

(мама, бабушка, мир, друг, Родина,)

- Да, замечательные слова. А с чего же начинается наша родина, наш русский дом? Да, конечно, с каждого из нас. И только взявшись за руки, мы сумеем сохранить наш дом в мире, а природу во всей её красе.

Дети исполняют песню Я. Френкеля «С чего начинается Родина».

Вот и закончилось наше путешествие в страну звуков, слов, предложений, в страну русской речи.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему «Наш дом — природа» Цель: Закреплять знания о звуках речи, на основе анализа слов типа «дом», «дым», познакомить со смыслоразличительной ролью звуков (сон –.

Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей Главная задача в словотворчестве – овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия «Дом, в котором мы живём!»
Опубликовано: 28 ноября 2014 в 17:25
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия «Дом, в котором мы живём!»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ельшина (УИ 270380) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД