Получи документы

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Домик Петра Первого — первое жилое строение Санкт-Петербурга»

Паляничка анна
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Домик Петра Первого — первое жилое строение Санкт-Петербурга»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Тема занятия «Домик Петра-первое жилое строение Петербурга».

Составила - воспитатель А. И. Паляничка.

Цель:

• приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны;

Публикация «Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста „Домик Петра Первого — первое жилое строение Санкт-Петербурга“» размещена в разделах

воспитание детей в духе патриотизма, любви к родному городу, гордости за его историю; развитие любознательности и интереса к достопримечательностям Санкт-Петербурга.

Задачи:

• развитие элементарных представлений о родном городе, стране;

• развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;

• развитие интереса к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях;

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам);

• знакомство с жизнью и деятельностью основателя Санкт Петербурга;

• развитие памяти, речи, логического мышления;

• стимулирование мыслительной деятельности;

• формирование коммуникативных навыков;

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Материал: презентация, игрушка кузнечика, футляр со свитком, сундучок, приглашения в музей, тетради, краски, раскраска с Домиком Петра.

Сюжет. Кузнечик Кузя в волшебном сундучке нашёл старый свиток и принёс в группу. Воспитатель с Кузей открывает свиток и читает текст.

Ход занятия:

Дорогие ребята, юные петербуржцы! Вы живете в удивительно красивом и интересном городе, полным загадок и тайн.

Вы очень любознательны и активны, много путешествуете, и предлагаю вам разгадать одну из первых загадок Петербурга. Я подготовил вам сложную задачу, но верю, что вы справитесь с ней. Итак, вам необходимо найти в нашем городе самый старый дом, самый первый дом, которому более 300 лет!

Каждый раз, пролетая над городом, я вижу его и храню его тайну.

Находится он самом центре Петербурга, но найти его сложно, так как он укрыт футляром и сразу его не увидишь.

Давайте вместе с вами найдем и посетим его.

А поможет нам в этом добрый кузнечик КУЗЯ, который постоянно путешествует по городу, перебираясь от дома к другому.

Кузя предлагает нам посмотреть фотографии и выбрать дом, в который мы отправимся на экскурсию!

Слайд 2. (Дом Пятачка) Есть ли такой домик в городе? Нет, это сказочный дом Пяточка!

Слайд 3.(Дом одного из трех поросят).Может быть это самый первый дом Петербурга? Нет, это дом одного из трех поросят!

Слайд 4.(Сказочный дворец принцессы).Может быть это самый первый дом Санкт-Петербурга? Нет, это дом сказочной принцессы!

Слайд 5.(Крестьянский дом).Такой дом мог бы стоять на месте старого города, но прошло 300 лет и дом из такого непрочного материала как дерево,не смог бы дойти до наших дней.

Слайд 6. (Современный многоэтажный жилой дом).А это современный дом, которому не более 20 лет. А нашему городу 315!

Воспитатель: Ни одному из этих домов не может быть за 300 лет! Эти дома нам не подходят.

Воспитатель: Чтобы попасть в дом, о котором написал Ангел, нужно волшебство!

Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда запоминайте волшебные слова (методом ассоциации) :

«ключ, замок, крепость, остров, береза, камень, река, море, сосна, дом»

Раз-два –три-произноси!

Ребята произносят слова заклинания.

У нас всё замечательно получилось! Волшебство действует! На экране слайд с изображением Троицкой площади.

Слайд 6. Троицкая площадь-первая площадь Петербурга. Мы сейчас перенеслись на Троицкую площадь-первую площадь города, здесь когда-то бурлила жизнь. В центре площади находился Свято- Троицкий собор, первый порт, торговые ряды, печатня, аустерия.

Недалеко от площади наш царь и велел построить для себя домик.

От нее до Домика мы пойдем пешком, под бодрые слова марша (физкультминутка)

По болоту Петр шел, остров Заячий нашел,

Он собрал работный люд и построил крепость тут….

Ну вот и дошли! На берегу красавицы Невы стоит небольшой каменный дом, но это не ДОМ, это футляр, возведенный над Домом. Давайте зайдем туда и посмотрим, туда ли мы пришли?

Слайд 8 .Домик Петра Первого. Петр Первый так хотел сохранить первое жилое строение Петербурга, что велел возвести над домиком футляр. Сегодня этот Дом является самым важным музеем Петербурга, ведь с него все и начиналось!

От малой хижины возрастет город,- говорил Петр.

Слайд 9. Хозяин дома - Петр Первый. Портрет Петра Первого.

Слайд 10. Ребята, как вы думаете, из какого материала был построен первый дом?

Это деревянное строение, единственное деревянное жилое строение, дошедшее до нас от первых лет существования города. Построили его для царя быстро, всего за три дня (24-26 мая) из сосновых брёвен. Строили его солдаты Семеновского полка. Это был очень скромный домик. Он стоял прямо на земле, без каменного фундамента. Его площадь-60 кв. м. По архитектуре он напоминал голландские постройки. Во время поездки в Голландию ему очень понравились аккуратные домики из кирпича и камня. У них были вы сокие черепичные крыши и широкие окна с частыми переплетами и мелкими стеклами. Но камня в на новом месте не оказалось, поэтому построили из дерева и раскрасили под кирпич в красный цвет, так и получились «Красные хоромцы» Петра.

На кровле поставили деревянную мортиру, а по концам кровли по одной бомбе с горящим пламенем.

Мортира (пушка) указывала на то, что хозяин дома –капитан-бомбардир!

Слайд 11. (План домика). Дом предусматривал 3 комнаты и сени.

Вопрос? Что такое сени и для чего они в доме? Какие комнаты еще необходимы в доме?

Слайд 12. (Количество комнат в доме).

В доме не было печей и дымоходов: здесь царь жил только летом, по- походному.

Двери, окна и косяки расписали букетами цветов.

Вопрос. Как вы думаете, какая комната для Петра была самой важной? Конечно же кабинет. Петр много работал.

Слайд 13. (Рабочий кабинет Петра) .Таким он был 315 лет назад. В сказках мы с вами читали про царей. Какие цари в сказках? Капризны и своенравны, ленивы, умеют только приказывать да наказывать. Не таким был император Пётр I! И как сказал А. Пушкин:

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Это рабочий кабинет Петра Первого. Это самая большая комната. Ее площадь составляет 23, 5 м. кв.

Чем же занимался царь в своём кабинете?

Пётр много работал, издавал указы, планировал строительство города, заботился об укреплении границ, создавал армию и флот, часто сам разрабатывал проекты кораблей.

У стола стоит кресло грушевого дерева с кожаной подушкой, набитой конским волосом, смастерил, по преданию, сам царь.

Похож Царь Пётр на сказочных царей, капризных и ленивых? Ответ детей.

Да, он любил и умел трудиться.

Слайд 14. (столовая) И как вы считаете, какие ещё комнаты были в доме? Спальня, где государь отдыхал.

И конечно же столовая!

Площадь столовой 17. кв. м. В центре- большой дубовый стол работы русских мастеров, вокруг стулья.

На столе медная и оловянная посуда, изготовленная русскими мастерами: щипцы из олова и цветных металлов для колки орехов, медный подсвечник на две свечи, образцы бокалов с первых стекольных заводов России.

Что же любил Петр больше всего? Петр любил мясо с солеными огурцами, буженину, ветчину, студень с хреном и чесноком, щи и каши, жаркое из утки или поросенка, ржаной хлеб, кислую капусту, пареную репу, тертую редьку и холодный квас, -простую и здоровую пищу.

Здесь, в столовой, он принимал пищу и вел неспешные разговоры.

Сюда часто заходили в гости капитаны заморских кораблей, ведь Петр приглашал их в новый, растущий город вести торговые дела.

Здесь он мог провести Совет и планировал новые походы.

Здесь мечтал о новом, красивом городе в дельте НЕВЫ- Новой Венеции или Новом Амстердаме.

Слайд 15. (спальня) О, а что увидел Кузя в опочивальне царя? Здесь представлен бомбардинский мундир, трость, дорожный сундук, царский умывальник и отливка руки царя сделанная еще при жизни при визите Петра на чугунолитейный завод Липецка в 1707 году.

Слайд 16 (стены домика).Посмотрите на стены помещений, они обиты парусиной. Внутренние стены и потолок на голландский манер были обиты выбеленным парусным холстом.

А что такое парусина? Материал, из которого шили паруса.

Можно обстановку императорского домика можно назвать пышной, роскошной? Скромная, деловая, строгая, рабочая.

Слайд 17. Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости на берегу Невы, так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты — водные просторы, окружающая местность и бастионы Петропавловской крепости.

Слайд18. (лодка-верейка) Один из экспонатов музея – лодка-верейка,

ее смастерил сам Петр. Ее длина около 8 метров, а ширина 1. 5 метра.

После долгих раздумий, в минуты отдыха, Петр садился в лодку и отправлялся в путешествие по Неве, осматривал острова дельты Невы, спешил к Заячьему острову, чтобы посмотреть, как идет строительство крепости, выбирал место для строительства адмиралтейства.

Слайд 19. Петр мечтал о создании мощного, русского флота, поэтому подыскивал удачное место на Неве для строительства, приглашал иностранных мастеров-корабелов. Часто вместе с корабельным мастером Федосеем Скляевым обсуждал проекты новых кораблей.

Воспитатель. Сейчас домик является музеем и все, что наполняет дом- вещи Петра и другие предметы мы называем –экспонаты.

Так, если бы экспонаты умели говорить, они о многом бы поведали нам. Ночью предметы оживают и ведут между собой неторопливый разговор.

Тихо скрипит дверь, шуршит на стенах парусина, ласково и почти беззвусно что-то нашептывает язык пламени подсвечника.

Мы сейчас затихнем и послушаем, о чем говорят экспонаты?

Слайд 20 (двери) История, «рассказанная» дверью. ("Я - дверь, я на пенсии, работаю в музее дверью, а 300 лет назад, я стояла на военном корабле, слышала грохот орудий и скрип мачт. А еще я помню рост Петра, ведь на мне есть заметка, показывающая его рост И прежде чем войти в дом, царь низко кланялся мне….»

Справка. Входная дверь была 1 метр 82 см, а потолки 2,05.

На бронзовой табличке указан роста царя — 2 метра 4 сантиметра. Петр едва не касался головой о потолок!

Слайд 21. (кресло Петра Первого). Тайна кресла Петра.

«Я - кресло Петра. Я помню, с какой любовью Петр создавал меня при помощи топора, рубанка и резца. Он сам выбирал доски, украшал меня красивой резьбой, обтягивал кожей. Сидя в этом кресле он часто обдумывал планы сражений, чертил проекты кораблей и…я ему тихонько подсказывала….»

Слайд 22. О чем рассказал подсвечник?

Подсвечник: Здесь, за этим столом часто собирались капитаны кораблей, они рассказывали Петру о своих планах, мечтали торговать с Россий и просили Петра срочно построить гостиный двор.

Петр радовался новым друзьям и щедро награждал их!

Слайд 23. О чем молчала парусина? Парусина тихо вздыхала на стенах дома. Она помнит, как привезли много рулонов парусины в морской порт и разделили их на 2 части. Часть парусины отрезали для нужд Домика, чтобы обить ей стены, а вторая часть отправилась в Кронштадт для пошива парусов на русские корабли. Парусина так сожалела, что ей не удалось изведать холодного балтийского ветра и услышать пушечной пальбы, но она так гордилась собой, ведь ей пришлось украсить жилище самого ЦАРЯ! Именно она сделала домик уютным и светлым!».

Слайд 24. Петр очень любил смелых и сообразительных работников, и вам я тоже приготовила одно задание. Необходимо быстро убрать лишнее слово.

Слайд 25. Бюст Петра. Петр очень любил свое первое жилище в Петербурге. Маленький, деревянный домик сталего первым Дворцом в Петербурге. Поэтому когда был построен настоящий Дворец для Петра, он велел его свято беречь и хранить. Петр часто вспоминал о нем… Да он и сейчас рядом…. Слайд с бюстом Петра. Работа скульптора Жилле. В центре садика установлен бронзовый бюст Петра I (скульптор Николя Жилле и П. П. Забелло).

Воспитатель. Посмотрите на него внимательно и скажите, что такое бюст, как вы думаете?

Ответ. Бюст – это скульптура, изображающая грудь, плечи и голову.

Слайд 26. Как говорили на войне «Повторенье-мать ученья!» И я хочу спросить важное слово, которое вы сегодня узнали. Чем укрыт Домик Петра? (футляр).

Слайд 27. Красивое чугунное кружево отгородило Домик от современного города. Ведь здесь ступала нога ПЕТРА!

Воспитатель.

Загадка.

Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит,

Не зверь и не птица и воды боится. (Ши-цза)

Слайд 28. 100 лет назад, на берегу Невы появились эти чудовища. Кто может сказать, что это? Это китайские ши-цза. В Китае они охраняют дворцы китайских императоров, а у нас-Домик Петра. Эти изваяния городу подарил генерал Гродеков.

Материал для справки. В Санкт-Петербурге существует традиция украшать мосты, набережные и здания каменными львами. Самыми необычными из них можно по праву считать статуи Ши-Цза. Две скульптуры, изображающие льва со сферой и львицу со львенком, имеют внушительные размеры. Высота каждой составляет 4 метра 50 сантиметров, а вес – 2 тонны 400 килограмм. Скульптуры изображают чудовищ из восточной мифологии и имеют внешние черты, позаимствованные от льва и жабы. Для китайцев лягушка является символом богатства и благополучия, а царь зверей обладает магической силой, защищающей от врагов и нечистых сил. Также зверь олицетворяет могущество и успех, власть и силу.

Скульптуры действительно выглядят грозно и величественно. Глядя на них, создается впечатление, что львы набрали полную грудь воздуха, а их пасти готовы издать громогласный рев.

Статуи Ши-Цза высечены из гранита в начале XX века в Гирине, находящемся в Манчжурии (одной из областей Китая, по заказу губернатора города генерала Чана. Львы должны были стать «охранниками» кумирни – китайского языческого храма.

Слайд 29. Расскажи, что изображено на картинке. (Домик, лодка-верейка, ши-цза)

Петровский коллаж.

Слайд 30. Первая петербургская тайна разгадана.

Рефлексия.

Для кого был построен первый дом в Петербурге? Кто являлся первым хозяином дома?

На берегу какой реки построен дом? Дом стоит на набережной Невы.

Из какого материала построили дом? Построен из сосновых брёвен?

Сколько комнат в доме?

О чем мечтал Петр?

Как называется лодка, которую построил сам царь? лодка-верейка.

Почему Домик мы сейчас называем музеем?

Какие экспонаты в музее вам понравились больше всего?

Кто охраняет дом?

Публикации по теме:

Фоторепортаж о выставке авторских кукол семьи Намдаковых в Этнографическом музее Санкт-ПетербургаФоторепортаж о выставке авторских кукол семьи Намдаковых в Этнографическом музее Санкт-Петербурга Приветствую всех вас, дорогие друзья! Долгое время я заглядывала на МААМ очень редко, просто забегала иногда. Так как много времени отнимала.

Фотоотчет «Команда нашей спортивной школы — чемпион Санкт-Петербурга по мини-баскетболу»Фотоотчет «Команда нашей спортивной школы — чемпион Санкт-Петербурга по мини-баскетболу» Команда Корса (Василеостровская СДЮСШОР) - чемпионы Санкт-Петербурга по минибаскетболу в 2016-17 (на снимке) и 2017-2018 гг. среди девочек.

Конспект НОД на тему «Достопримечательности Санкт-Петербурга» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Становление гражданина России через осознание себя жителем великого города -культурной столицы России –Санкт- Петербурга Педагогический.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Чугунное кружево Санкт-Петербурга» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Чугунное кружево Санкт-Петербурга» Используемые.

Маршрут выходного дня по паркам Санкт-Петербурга и Ленинградской области Осень – прекрасное время года, наполненное таинственностью и волшебством, воспоминаниями и переживаниями, радостью и грустью, счастьем и.

Методическая разработка «Экологические характеристики Санкт-Петербурга» Введение Все крупные города мира имеют сходные проблемы. Перенаселение, загрязненный воздух, шум, неочищенные стоки и вода, непригодная.

Презентация «Мосты Санкт-Петербурга» Слайд 1 Мосты Санкт-Петербурга Презентация для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной.

НОД «Знакомство дошкольников с достопримечательностями и историей Санкт-Петербурга» (старший дошкольный возраст) Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое.

Презентация к занятию по познавательному развитию «Тайны соборов Санкт-Петербурга» Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, узнавать их по изображению и называть некоторые детали и элементы. Задачи:.

Презентация «Великолепные мосты Санкт-Петербурга» Презентация «Великолепные мосты Санкт-Петербурга» к тематическому занятию по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Домик Петра Первого — первое жилое строение Санкт-Петербурга»
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 15:41
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД