Доминантное занятие по слушанию музыки «Ранее утро»

Ирина Таранова
Доминантное занятие по слушанию музыки «Ранее утро»

Цель:

Соотносить представления о жанре пейзажа и живописи с его воплощением в музыке.

Задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку более сложную в образном и языковом отношении;

- формировать умение сравнивать и различать характер произведений разных композиторов на тему природы;

- продолжать учить детей определять на слух тембры знакомых инструментов в прослушиваемых пьесах;

- формировать умение слышать процесс развития музыкального образа произведения.

Музыкальный репертуар:

М. Мусоргский «Рассвет на Москве - реке», Э. Григ «Утро».

Репродукции картин:

Иллюстрация города Москвы с изображением Москвы – реки, репродукция картины А. Васнецова «Древняя Москва.

Материал:

Портреты композиторов Э. Грига и М. Мусоргского, краски, бумага.

Предварительная работа:

Посещение Художественного музея. Тема «Художественные пейзажи». В музее воспитанники знакомились с пейзажами И. Левитана, А. Серова, И. Шишкина и других художников.

Ход занятия.

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Муз. руководитель:

Сегодня мы послушаем музыкальное произведение, в котором нарисовано утро. Это музыкальное вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Посмотрите на его портрет, пожалуйста. Называется оно «Рассвет на Москве – реке».

Я показываю детям репродукции современной Москвы и Москвы – реки.

Не широка, не глубока.

Шумит, бежит Москва – река. В. Сергеев

На рисунке изображена современная Москва. Но не всегда она была такой. В старину она была вот какой. (репродукция картины А. Васнецова «Древняя Москва»). Сначала деревянная, затем отстроенная из белого камня, за это и стали называть Москву белокаменной. Особенно хороша была Москва ранним утром, когда на рассвете перекликались между собой петухи. Музыка М. Мусоргского изображает старинную Москву в ранний час. Медленно поднимается солнце над горизонтом и чем выше оно поднимается, тем раздольнее звучит мелодия. Давайте послушаем эту музыку.

Звучит «Рассвет на Москве – реке», муз. М. Мусоргского.

Как же прозвучала эта музыка?

Дети:

Спокойно, плавно, напевно, светло, задумчиво.

Муз. руководитель:

Давайте вслушаемся в мелодию этого произведения. Она такая привольная, такая распевная, такая русская, что мы сразу слышим – это русский город (мелодию проигрываю на фортепиано).

Сейчас давайте послушаем музыку и постараемся в ней услышать восход солнца над Москвой, пение петухов, колокольный звон и другие звуки просыпающегося города. Постарайтесь услышать голоса знакомых инструментов.

Повторное прослушивание произведения. Высказывания детей.

Верно, вы услышали мягкий, нежный голос гобоя, подражающего пастушьему рожку, прозрачное тремоло скрипок, рисующих неясность и зыбкость очертаний и красок: Москва как бы еще в утренней дымке. Скрипки поют и мелодию, такую родную и близкую русскому сердцу. Она становится все громче, в нее вплетаются подголоски: встает солнце и освещает пробуждающийся город. Все это мы услышали в музыке.

Давайте встанем и в движении покажем пробуждающийся город.

Звучит «Рассвет на Москве – реке», муз. М. Мусоргского.

Сейчас мы послушаем еще одно музыкальное произведение, которое вам уже знакомо. Посмотрите на портрет композитора, написавшего его. Это Эдвард Григ.

Звучит «Утро», муз. Э. Грига из музыкальной сюиты «Пер Гюнт».

Как называется это произведение? Кто его написал:

Дети:

Это произведение называется «Утро», написал его Григ.

Муз. руководитель:

Какое настроение передает эта музыка?

Дети:

Спокойное, светлое, музыка рисует утреннее пробуждение природы.

Муз. руководитель:

Послушайте, какая необыкновенная здесь мелодия – прозрачная, нежная, парящая в вышине (проигрываю мелодию на фортепиано без аккомпанемента). А аккорды, которые ее сопровождают, рисуют чистоту и ясность утреннего неба (на фортепиано исполняю аккомпанемент).

Можно ли эту музыку назвать музыкальным пейзажем? (Ответы детей). Верно, «Утро» Э. Грига – это утро в горах, свежее и прохладное.

Давайте еще раз послушаем эту музыку и подумаем, какие тембры, краски использовал композитор для создания картины утра, какие уже знакомые вам музыкальные инструменты участвовали в «зарисовке» этого музыкального пейзажа.

Звучит «Утро», муз. Э. Грига, высказывания детей.

Правильно, в начале, звучит прекрасный дуэт флейты и гобоя. Композиторы часто поручают этим инструментам рисовать картину природы, потому, что их голоса напоминают голос пастушьего рожка. Затем мелодию подхватывают скрипки, и она начинает звучать все более громко и ярко. Как вы думаете, на что это похоже? (ответы детей).

Ребята, вам понравились эти произведения? (ответы детей). Скажите, что общего и чем отличаются эти два произведения «Утро» и «Рассвет на Москве – реке»? (ответы, предположения детей).

Верно, каждый композитор увидел красоту утра по – своему и воплотил ее в музыкальных красках. И М. Мусоргский и Э. Григ рассказали о красоте своей природы, любви к своей Родине.

Хотите воплотить в красках эти музыкальные пейзажи?

Дети рисуют музыку.

Публикации по теме:

Доминантное занятие по слушанию музыки «Грустим и радуемся вместе» Цель: обогащать представления детей о разных чувствах, существующих в жизни и выраженных в музыке. Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость.

Доминантное занятие по слушанию музыки «Любимый месяц май!» Цель: формировать положительное отношение ребенка к музыкальным произведениям, различным по характеру и жанру, продолжать развивать музыкальные.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Этикет
Автор публикации:
Доминантное занятие по слушанию музыки «Ранее утро»
Опубликовано: 29 мая 2015 в 15:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. Международный день баскетбола

18 июня 1932 года была создана международная федерация баскетбола, в первый состав которой вошло всего восемь европейских стран. Это стало важным шагом ко всемирному распространению этого замечательного...

18 июня. День рождения детской коляски

Мода на детские коляски возникла в Викторианскую эпоху. До 19 века мамы с новорожденными редко выходили из дома, но благодаря появлению колясок ежедневные прогулки с младенцами вошли в обычай. Сама...

Предметно-развивающая среда. Украшение интерьера по временам года
Предметно-развивающая среда – это составная часть развивающей среды дошкольного детства в соответствии с особенностями каждого возраста. Она необходима, так...
Фоторепортаж «Путешествие в Саксонию. Морицбург»
Фоторепортаж «Путешествие в Саксонию. Морицбург» На северо-западе от Дрездена расположен небольшой и уютный городок Морицбург, чьей главной...
Аппликация «Цветочная корзиночка»
Сегодня предлагаю вашему вниманию аппликацию, где ребята проявляют свою индивидуальность и воображение в выборе цветов и в дизайне. Люблю загадки, так как...