Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально — педагогической направленности «Лукошко»

юлия щербина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально — педагогической направленности «Лукошко»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 г. Балтийска

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности «Лукошко»

Воспитатель МБДОУ д/с №4

Щербина Ю. В.

Пояснительная записка

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально — педагогической направленности „Лукошко“» размещена в разделах

Слово «фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.

Цель программы : Развитие речи детей на основе русского народного фольклора.

Планирование предполагает:

1. Создание доброжелательной свободной атмосферы на занятиях, позитивного микроклимата.

2. Знакомство с различными видами и жанрами фольклора.

3. Интеграцию работы на основе поэтического и музыкального народного творчества, декоративно – прикладного искусства.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

5. Активное включение детей в различные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно – речевую, театрализованную.

6. Индивидуальный подход, учет индивидуальных предпочтений, интересов, развитие индивидуальных способностей детей.

7. Обогащенное развитие детей в активной совместной с педагогом творческой деятельности.

8. Развитие познавательных интересов и любознательности.

Чтобы успешно проводить занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры, необходимо вложить в эту работу свое сердце, суметь передать свое видение, любовь, подобрать слова, которые бы тронули каждого ребенка, нашли отклик в его душе.

Подтверждением вышеизложенного является цитата К. Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».

Данная общеобразовательная программа разработана на основе программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.

Направленность программы : социально – педагогическая.

Реализация программы – 36 часов.

Все занятия составлены с учетом интересов каждого ребенка, приобщают его к национальной культуре как составной части духовного потенциала человека. Комплексный подход к организации занятий, чередование различных видов деятельности, включение творческих заданий позволяют в единстве решать вопросы умственного, художественно – эстетического, физического воспитания, обеспечивают успех воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста, так как каждый ребенок имеет возможность проявить себя в любимой деятельности.

Планируемые результаты

Уметь различать фольклорные жанры; воспроизводить знакомые фольклорные произведения,

Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.

Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Масленица, Пасха).

Выполнять хороводные движения.

Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

Учебный план

В неделю В месяц В год

1 час 4 часа 36часов

15 минут 60мин. 12 часов

Календарный учебный график

п/п

Тема

Цель

Количество

Сентябрь

1 «Дети по лесу гуляли» Вызвать у детей интерес к русским народным играм, выразительно передавать действия в сочетании со словом.

1

2 «Трудиться – всегда пригодится» Учить детей понимать назначение произведений искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, восхищение мастерством человеческих рук.

1

3 «Петушок, петушок…» Познакомить с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. 1

4 «Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем» Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания. Способствовать развитию интереса детей к малым фольклорным жанрам, желанию вступить в диалог со взрослым.

1

Октябрь

5

Знакомство с русским народным фольклором Подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, установить связь с бытом, традициям, окружающей природой. Вызвать положительные эмоции у детей. Обогащать речевое развитие.

1

6 Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка «Как у нашего кота» Познакомить детей с жанром фольклора – потешками, побуждать эмоционально откликаться на действия котика. Развивать интерес к данному персонажу.

1

7 Заучивание потешки «Как у нашего кота» Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными произведениями русского народа – потешками. Прививать внимание детей к иллюстрации, ее художественным образам. Вызывать эмоциональное отношение к изображаемому на основе ассоциации с собственным опытом, чувствами.

1

8 «Что растет на грядке?» Дать детям знания об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах.

1

Ноябрь

9 Знакомство с жанром русского народного фольклора – песенками Продолжать формировать интерес к окружающему миру, познавательную активность.

1

10 Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: песенка «Заинька» Развивать интерес к произведению. Учить эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества. Способствовать развитию артистизма у детей.

1

11 Повторение песенки «Заинька». Инсценировка произведения Развивать интерес к произведению. Учить эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества. Способствовать развитию артистизма у детей.

1

12 «Коза – хлопота» Развивать умение понимать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям (козлятам, козе).

1

Декабрь

13 Знакомство с жанром русского народного фольклора – загадкой.

«Сундучок Деда Мороза» Расширять представление детей о жанрах русского народного творчества, в частности о загадках. Развивать мышление, фантазию, интерес к окружающему миру.

1

14 «Нарисуй отгадку» Подводить детей к умозаключениям в процессе отгадывания загадок. Учить образному выражению смысла загадок в рисунках.

1

15 Знакомство детей с предметами русского быта: самовар. Познакомить детей с самоваром, краткой историей его возникновения. Развивать интерес к предметам быта, знать их назначение. Учить детей гостеприимству, правилам вежливости.

1

16 «Гости в дом – хозяину радость» Познакомить детей с жанром народного фольклора – пословицей.

1

Январь

17 Знакомство детей с рождественскими колядками Познакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками, колядными песнями.

1

18 «Пришла коляда – отворяй ворота» Продолжить знакомить детей с русскими календарно-обрядовыми праздниками. Прививать интерес и любовь к культуре своего народа. 1

19 «Зимушка – зима» Вызвать интерес к богатству русского языка: сочетанию слов и музыкального ритма, напевности, образности, выразительности.

1

20 «Ярмарка игрушек» Познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении.

1

Февраль

21 Сказка «Снегурушка и лиса» Воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку; привлекать их к участию в драматизации отрывка из сказки. Учить высказывать свое отношение к прочитанному. Развивать речь детей.

1

22 Знакомство с жанром устного народного творчества - сказкой Прививать интерес детей к русским народным сказкам, приобщать их к художественному наследию своей национальной культуры.

1

23 Лепка по мотивам русской народной сказки «Снегурушка и лиса» Познакомить детей с народными промыслами. Учить детей лепить девочку из конуса (туловище, шарика (голова) и валиков (руки, а также соединять части.

1

24 Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками

Познакомить детей с праздниками, скороговорками, учить выделять комические моменты в произведениях. Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями.

1

Март

25 Знакомство детей с народными праздниками Познакомить детей с весенним народным праздником – масленицей. Развивать интерес к истории и культуре русского народа.

1

26 «Нет милее дружка, чем родная матушка» Прививать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.

1

27 «Приди весна, с радостью!»

Знакомство с жанром устного народного творчества - закличкой. Познакомить детей с жанром устного народного творчества – закличкой.

Вызывать у детей радостное настроение при разучивании закличек о весне. Развивать интерес, любознательность к жанру устного народного творчества.

1

28

«Здравствуй, солнышко,

колоколнышко!» Побуждать интерес к природе, первым весенним признакам.

1

Апрель

29 Коллективная аппликация

«Пришла весна» Повторить знакомые детям фольклорные произведения о весне. Активизировать речь, интонационную выразительность.

Учить детей коллективному созданию аппликации из цветных лоскутов. Развивать творчество, фантазию.

1

30 Знакомство детей с русским гончарным промыслом «Русская свистулька» Дать представление детям о разнообразии народных промыслов, в частности – о гончарном. Рассказывать о любимой народной игрушке – свистульке, а также о празднике на Руси «Русская свистунья». Развивать интерес к народным промыслам.

1

31 Продолжать знакомить с народными праздниками «Верба-вербочка» Познакомить детей со старинным праздником и обычаями, связанными с Вербным воскресеньем. Развивать интерес к культурным традициям своего народа.

1

32 «Красная горка» Рассказать детям о Пасхе – главном празднике христианской Церкви. Способствовать развитию интереса к культуре и обычаям своего народа.

1

Май

33 «На лугу пасутся…» Развивать стремление у детей отгадывать загадки.

Вызывать радостное настроение от встречи со сказкой, желание быть ее активным слушателем. Познакомить с домашними животными, трудом людей по уходу за ними.

1

34 «Петушок и бобовое зернышко» Продолжать знакомить с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. Дать представление о труде взрослых по уходу за птицами. Воспитывать умение оценивать поступки героев.

1

35 «Веселые музыканты» Познакомить детей с русскими народными инструментами – гуслями, балалайкой, деревянными ложками. Развивать эмоциональную отзывчивость. Вызывать желание играть на них.

1

36 «Раскудрявая береза» Познакомить детей с праздником Троицы, обычаем украшать жилища веточками березы. Побуждать желание проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг к другу.

1

Итого: 36 часов

Вторая младшая группа

Сентябрь

Тема: «Дети по лесу гуляли».

Вызвать у детей интерес к русским народным играм, выразительно передавать действия в сочетании со словом.

Пособие: Иллюстрации с изображением диких животных. Атрибуты к играм: «Скачет зайка», «Лиска – лиса». Пластилин.

Тема: «Трудиться – всегда пригодится».

Учить детей понимать назначение произведений искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, восхищение мастерством человеческих рук.

Пособие: Изделия мастеров – лоскутное шитье, полотенце с вышивкой, глиняные игрушки, вязаные вещи, кружевные салфетки. Сюжетные картинки о труде взрослых. Кукольное белье.

Тема: «Петушок – петушок…».

Цель: Познакомить с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни.

Пособие: Грамзапись – голос петушка. Рассказ К. Ушинского «Петушок с семьей».

Тема: «Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем».

Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания. Способствовать развитию интереса детей к малым фольклорным жанрам, желанию вступить в диалог со взрослым.

Пособие: Репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень». Потешка «Дождик – дождик». Атрибуты к подвижной игре «У медведя во бору». Пластилин.

Октябрь

Тема: Знакомство с русским народным фольклором.

Подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, установить связь с бытом, традициям, окружающей природой. Вызвать положительные эмоции у детей. Обогащать речевое развитие.

Пособие: Цветные иллюстрации Ю. Васнецова к потешкам. Произведения русского народного фольклора (песенки, потешки, загадки).

Тема: Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка «Как у нашего кота».

Познакомить детей с жанром фольклора – потешками, побуждать эмоционально откликаться на действия котика. Развивать интерес к данному персонажу.

Пособие: Игрушка – котик. Цветные иллюстрации Ю. Васнецова к потешкам.

Тема: Заучивание потешки «Как у нашего кота». Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к потешке.

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными произведениями русского народа – потешками. Прививать внимание детей к иллюстрации, ее художественным образам. Вызывать эмоциональное отношение к изображаемому на основе ассоциации с собственным опытом, чувствами.

Пособие: Цветные иллюстрации Ю. Васнецова.

Тема: «Что растет на грядке?»

Дать детям знания об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах.

Ноябрь

Тема: Знакомство с жанром русского народного фольклора – песенками.

Продолжать формировать интерес к окружающему миру, познавательную активность.

Пособие: Сборник детских книжек с цветными иллюстрациями.

Тема: Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора: песенка «Заинька».

Вызывать у детей эмоциональный отклик на песенку, желание ее петь. Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей на основе фольклора.

Пособие: Игрушечный зайчик. Цветные иллюстрации к потешке. Предметы ряженья – шапочка зайчиков.

Тема: Повторение песенки «Заинька». Инсценировка произведения.

Развивать интерес к произведению. Учить эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества. Способствовать развитию артистизма у детей.

Пособие: Игрушечный зайчик. Предметы ряженья для инсценировки песенки.

Тема: «Коза – хлопота»

Развивать умение слушать и понимать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям (козлятам, козе).

Декабрь

Тема: Знакомство детей с жанром русского народного фольклора – загадкой. «Сундучок Деда Мороза».

Расширять представление детей о жанрах русского народного творчества, в частности о загадках. Развивать мышление, фантазию, интерес к окружающему миру.

Пособие: Сундучок Деда Мороза с загадками. Предметные картинки – отгадки.

Тема: «Нарисуй отгадку».

Подводить детей к умозаключениям в процессе отгадывания загадок. Учить образному выражению смысла загадок в рисунках.

Пособие: Альбомные листы, цветные карандаши. Предметные картинки.

Тема: Знакомство детей с предметами русского быта: самовар.

Познакомить детей с самоваром, краткой историей его возникновения. Развивать интерес к предметам быта, знать их назначение. Учить детей гостеприимству, правилам вежливости.

Пособие: Самовар, кукла. Чайный сервиз (кукольный).

Тема: «Гости в дом – хозяину радость».

Познакомить детей с жанром народного фольклора – пословицей.

Январь

Тема: Знакомство детей с рождественскими колядками.

Познакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками, колядными песнями.

Пособие: Костюмы ряженья. Сборник колядных песен.

Тема: «Пришла коляда – отворяй ворота».

Продолжить знакомить детей с русскими календарно-обрядовыми праздниками. Прививать интерес и любовь к культуре своего народа.

Пособие: Костюмы ряженья. Сборник колядных песен.

Тема: «Зимушка – зима».

Вызвать интерес к богатству русского языка: сочетанию слов и музыкального ритма, напевности, образности, выразительности.

Тема: «Ярмарка игрушек».

Познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении.

Февраль

Тема: Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса».

Воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку; привлекать их к участию в драматизации отрывка из сказки. Учить высказывать свое отношение к прочитанному. Развивать речь детей.

Пособие: Сборник русских народных сказок. Игрушки – волк, лиса, медведь, коза с козлятами и др.

Тема: Знакомство с жанром устного народного творчества – сказкой.

Прививать интерес детей к русским народным сказкам, приобщать их к художественному наследию своей национальной культуры.

Пособие: Русская народная сказка «Снерурушка и лиса». Предметы ряженья.

Тема: Лепка по мотивам р. н. сказки «Снегурушка и лиса».

Познакомить детей с народными промыслами. Учить детей лепить девочку из конуса (туловище, шарика (голова) и валиков (руки, а также соединять части.

Пособие: Игрушки диких животных. Пластилин. Доска для лепки.

Тема: Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.

Познакомить детей с праздниками, скороговорками, учить выделять комические моменты в произведениях. Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями.

Пособие: Картотека дразнилок, скороговорок. Иллюстрации.

Март

Тема: Продолжать знакомить детей с народными праздниками.

Познакомить детей с весенним народным праздником – масленицей. Развивать интерес к истории и культуре русского народа.

Пособие: Чучело масленицы. Атрибуты к народным играм.

Тема: «Нет милее дружка, чем родная матушка».

Прививать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.

Пособие: Сборник пословиц, стихов о маме. Семейный фотоальбом гуашь, альбомные листы.

Тема: «Приди весна, с радостью».

Познакомить детей с жанром устного народного творчества – закличкой.

Вызывать у детей радостное настроение при разучивании закличек о весне. Развивать интерес, любознательность к жанру устного народного творчества.

Пособие: Сюжетные картинки, иллюстрации с весенними признаками.

Тема: «Здравствуй, солнышко, колоколнышко!»

Побуждать интерес к природе, первым весенним признакам.

Апрель

Тема: Коллективная аппликация «Пришла весна».

Повторить знакомые детям фольклорные произведения о весне. Активизировать речь, интонационную выразительность.

Учить детей коллективному созданию аппликации из цветных лоскутов. Развивать творчество, фантазию.

Пособие: Цветные иллюстрации с изображением весны. Лоскутки ткани. Клей. Ножницы, кисточки для клея, ватман.

Тема: Знакомство детей с русским гончарным промыслом «Русская свистулька».

Дать представление детям о разнообразии народных промыслов, в частности – о гончарном. Рассказывать о любимой народной игрушке – свистульке, а также о празднике на Руси «Русская свистунья». Развивать интерес к народным промыслам.

Пособие: Глиняные игрушки. Глиняная игрушка-свистуька.

Тема: Продолжать знакомить детей с народными праздниками «Верба-вербочка».

Познакомить детей со старинным праздником и обычаями, связанными с Вербным воскресеньем. Развивать интерес к культурным традициям своего народа.

Пособие: Ветка вербы. Атрибуты к народной игре «Заря- заряница».

Тема: «Красная горка».

Рассказать детям о Пасхе – главном празднике христианской Церкви. Способствовать развитию интереса к культуре и обычаям своего народа.

Пособие: Образцы пасхальных яиц.

Май

Тема: «На лугу пасутся…»

Развивать стремление у детей отгадывать загадки.

Вызывать радостное настроение от встречи со сказкой, желание быть ее активным слушателем. Познакомить с домашними животными, трудом людей по уходу за ними.

Пособие: Игрушки домашних животных. Атрибуты к игре «Изобрази животных». Акварель, альбомные листы.

Тема: «Петушок и бобовое зёрнышко».

Продолжать знакомить с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. Дать представление о труде взрослых по уходу за птицами. Воспитывать умение оценивать поступки героев.

Пособие: Игрушка- петушок. Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зернышко». Акварель, альбомные листы.

Тема: «Веселые музыканты».

Познакомить детей с русскими народными инструментами – гуслями, балалайкой, деревянными ложками. Развивать эмоциональную отзывчивость. Вызывать желание играть на них.

Пособие: Русские народные инструменты- гусли, деревянные ложки, балалайка. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Шапочки с изображением домашних животных, птиц.

Тема: «Раскудрявая береза».

Познакомить детей с праздником Троицы, обычаем украшать жилища веточками березы. Побуждать желание проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг к другу.

Пособие: Иллюстрации с изображением березы. Репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща». Русская народная песня в грамзаписи «Во зелёном во бору». Акварель, альбомные листы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Комплекснаяобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Изд.»Детство – пресс», СПб., 2016.

2. Ботякова О. А. «Российский энтографический музей – детям». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2010 г.

3. Бударина Т. А.»Знакомство детей с русским народным творчеством». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2012 г.

4. Князева О. Л., Махонева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»., Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2010 г.

5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С., «Красная изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2011г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Айдашева Г. А. «Русские обряды. Лето. Осень. Зима. Весна». Изд. «Скрипторий», М., 2010 г.

2. Аникин В. П. Журнал «Дошкольное воспитание». Изд. «Художественная литература»., М. ,2011г., №9.

3. Бойчук И. А., Полушина Т. Н. «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2013г.

4. Большева М. Журнал «Дошкольное воспитание». Изд. «Художественная литература»., М. ,2011г., №9.

5. Владимирская Л. Т. «От осени до лета». Изд. «Учитель», Волгоград, 2014 г.

6. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2012г.

7. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры». Изд. «Айрисс – Пресс»., М., 2014 г.

8. Николаева С. Р., Катышева И. Б. «Народный календарь». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2012г.

9. Федорова Г. И. «На золотом крыльце сидели». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2014г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет «Мой Златоуст» (нормативный срок освоения 3 года) У Бушуева конька – Золотые крылышки. Он летит под облака – Разметалась гривушка. Ты лети конёк, сияй,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» 1. Пояснительная записка. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Зеленая планета» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Любознайки» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный эколог» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Маячок» Возраст обучающихся: 3-7.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Школа здоровья» для несовершеннолетних МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО.

Дополнительная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности для детей 5–6 лет Учебный план второго года обучения (дети 5-6 лет) № Тема Теория Практика 1 Угадай, что делать. Развивать умение переключать слуховое.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально — педагогической направленности «Лукошко»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 08:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД