Дополнительная модифицированная программа эколого-биологического направления развития «Юный эколог»

Нина Михайловна
Дополнительная модифицированная программа эколого-биологического направления развития «Юный эколог»

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Эколого-краеведческое воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста и продолжается всю жизнь. Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребёнка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.

Цель: Формировать представления о самоценности природы, эмоциональное, положительное отношение к ней, умения экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Задачи: Расширять и уточнять знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе. Развивать познавательные способности: умение наблюдать, описывать, находить причинно-следственные связи. Обогащать словарь, воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.

Новым в работе кружка «Юный эколог» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.

Условия реализации программы.

Для деятельности кружка используется территория участка детского сада и групповое помещение.

Для выполнения экспериментальной, творческой деятельности имеются следующие материалы:

- краски, кисти, баночки для воды, салфетки, подставки для кисточек, свечки, альбомные листы;

- наглядно-иллюстрированные материалы;

- каменный уголь, мел, песок, глина, морские камни, янтарь, кусочек дерева, гвозди, молоток, сосуд с водой;

- воздушный шарик, стакан с водой, соломинка, свистки, пластиковые бутылочки;

- ножницы, бумага, деревянная палочка, гвоздик со шляпкой;

- семена клёна, репейника;

- снопы ржи и пшеницы;

- стихи, загадки, пословицы о хлебе, воде, воздухе, растениях, солнце, земле, животных;

- гербарий лекарственных растений;

- картон, пластилин, семена овощей и фруктов;

- цветная бумага, клейстер, засушенные листья растений, подставки для кисточек, ножницы, кисточки, клеёнки, салфетки;

- глобус, карта солнечной системы, лампа для освещения;

-черенки растений, баночки с водой для посадки,теневыносливые и светолюбивые растения;

-рисунки с графическим изображений правил.

-схема «Круговорот воды в природе»;

Данная программа содержит 7 блоков, которые выстроены в системе, взаимосвязаны между собой.

1 блок «Человек и природа»

2 блок «Растения»

3 блок «Царица-водица»

4блок «Воздух»

5 блок «Солнечная система»

6 блок «Почва»

7 блок «Животные»

Прогнозируемый результат.

- иметь представления о растительном мире, называть несколько видов растений, произрастающих в нашем регионе;

- иметь представления о процессе выращивания хлеба, называть зерновые культуры нашего края;

- называть 3-5 лекарственных растений, произрастающих в крае; знать правила сбора растений в лечебных и оздоровительных целях;

- иметь представления о животных, уметь различать их;

- иметь представления о формах и видах воды, её свойствах, называть обитателей

водоёмов;

- иметь представление о песке, глине, камнях и их использовании;

- иметь представления о живой и неживой природе, уметь различать их;

- соблюдать элементарные правила поведения в природе;

- проявляют интерес, доброту к природным явлениям и объектам.

В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесёт детям радость, поможет развитию эстетического вкуса. Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

Литература.

1. Николаева С. Н. Методическое пособие к программе «Зелёная тропинка». Руководство для педагогов ДОУ – М.: Просвещение, 2001.

2. Николаева С. Н. Юный эколог: «Программа и условия её реализации в детском саду. Пособие для воспитателей ДОУ – М.: Мозаика – Синтез, 1999г

3. Грехова А. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие 5-е издание, стереотипное - М.: ЦГЛ; Ставрополь: Сервис – школа, 2

4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А.

Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы М.: ВАКО,2011.-240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

5. Соломенникова О. А.

Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104 с.

6. Коломина Н. В.

Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 005. – 144 с. (Серия «Программа развития»

7. Костюченко М. П.

Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет/ авт. -сост. М. П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2013

8. Новикова И. В.

Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям. / И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с.: ил. – (Детский сад: день за днём).

9. Машкова С. В., Суздалева Л. А.

Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт. -сост. С. В. Машкова и др. -Изд. 2-е. испр. – Волгоград: Учитель,2013. -174 с.

10. Мирилова Т. Л.

Экология. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. /Автор-сост. Т. Л. Мирилова. -Волгоград: ИТД «Корифей».-112с.

11. Бондаренко Т. М.

Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада:Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж:ЧПЛакоценин С. С., 2007.-666 с.

12. Фисенко М. А.

Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. /Сост. М. А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Журналы «Дошкольное воспитание»:

13.№ 7 – 2000г. ,

14.№ 7 – 2005г. ,

15.№11– 2000г. ,

16.№ 9 - 2000 г. ,

17.№7 – 1993 г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «В союзе с природой» Уважаемые коллеги я сделала эту консультацию для наших родителей Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством.

Предметно-развивающая среда на участке детского садаПредметно-развивающая среда на участке детского сада Предметно- развивающая среда на участке детского сада «Теремок» города Щигры Курской области». В летний период важно создать на участке.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Дополнительная модифицированная программа эколого-биологического направления развития «Юный эколог»
Опубликовано: 5 января 2015 в 12:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

22 ноября. День торцевания на МААМ

Торцевание – один из колоритного видов бумажного рукоделия. Данная техника относится одновременно и к аппликации, и к квиллингу (бумаговерчения). В основе этой техники лежит создание изображений и...

Отчет о проведении Недели ресурсосбережения
Мы с детьми второй год участвуем в Международной Неделе Ресурсосбережения. Каждое утро начинала с беседы о сохранении тепла, воды или электроэнергии....
Фото отчет «Подарок для мамы»
Мама - это самое доброе и самое теплое, нежное создание для ребенка. Мама - это первое слово, которое мы произносим в жизни. Самые простые стихи о маме мы...
Сценарий развлечения «День матери» во второй младшей группе
Сценарий развлечения « День матери» во второй младшей группе Звучит песня :«Мама, дорогая» Ведущая. Добрый день, дорогие наши гости. Мы рады видеть вас В...