Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Буратино» театральной студии «Мамонтенок»

Юлия Надеждина
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Буратино» театральной студии «Мамонтенок»

Пояснительная записка

Детство – прекрасная пора в жизни человека. Именно в детстве хочется иг-рать игрушками. Мальчики играют в машинки, девочки играют в куклы. В игре они реализуют себя, мечтают, видят себя в будущей жизни. Часто в играх детей кукла представляется им не столько игрушкой, сколько живым существом, с кото-рым можно разговаривать, делиться своими секретами. И порой кукла является самым любимым и близким существом не только для девочек, но и для мальчиков. А как интересно, если вдруг кукла оживёт в твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить твоих друзей и взрослых. Именно это чудо перевоплощения и натолкнуло на идею создания театральной студии «Мамонтенок».

Почти все дети хотят привлечь к себе внимание окружающих. Но многие из них, не владея сценической речью, или комплексуя по поводу своей внешности, либо по другим причинам стесняются этого всеобщего внимания. Но ведь так хо-чется, чтобы тебя заметили, чтобы тебе аплодировали и восхищались тобою. Раскрыть себя, не бояться общения с другими людьми, сверстниками и взрослыми, быть уверенным в себе. На решение этих проблем нацелена данная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности – «Буратино».

Обучающийся сливается с образом куклы, персонажем из сказки, знакомой с детства. Ребенок скрыт за ширмой, свободен от страхов и переживаний о собственной внешности, его душа теперь в перчаточной кукле, которая оживает на глазах у зрителей. Этот увлекательный процесс захватывает детей, и они забывают о своих личных проблемах, недостатках и включаются в бурную деятельность, смело общаясь друг с другом, находя друзей, а главное – позитивно самовыражаясь.

Актуальность программы. В истории российской педагогики давно суще-ствует междисциплинарное направление – детская театральная педагогика – предполагающее подготовку не профессиональных актров, а развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Театральная педагогика является традиционной для отечественной системы образования и оказывается совершенно необходимой для современной образовательной системы в России, поскольку именно детская театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Педагогическая целесообразность. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс – универсальное средство развития личностных способностей человека. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Программа рассчитана на реализацию определенных творческо-педагогических условий формирования универсальных учебных действий.

Новизна программы. Реформирование системы образования и переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требует нового методологического подхода к его организации и содержанию. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающегося. О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, читателя, его подготовленности к общению с искусством. Искусство есть одновременно и созидание, и познание, и общение между людьми. Оно концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает способность человека к творчеству.

Цель программы. Воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи.

Обучающие:

1. Обучать детей правилам кукловождения.

2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях с куклой.

3. Расширять кругозор.

4. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен.

Развивающие:

1. Развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы.

2. Снимать мышечные зажимы, скованность.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, творческое мышление, память, интерес к чтению.

5. Обогатить словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь

Воспитательные:

1. Активизировать интерес к театральному искусству.

2. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т. д.

3. Воспитывать любовь к творческой деятельности.

4. Побуждать желание участвовать в театрализованных постановках.

5. Воспитывать эстетический, художественный вкус, аккуратность, опрят-ность, умение ценить красоту.

Отличительные особенности программы основываются на внедрении но-вых ФГОС, с новыми требованиями к результатам обучения и воспитания, формированием универсальных учебных действий. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Поэтому введение театральной деятельности в теорию и практику художественно - эстетического воспитания и образования вызвано потребностью реализовать творческий потенциал ребнка, повысить уровень духовного развития личности. Человек по своей сути существо интегративное, и жить ему приходится в интегрированном мире. Театральная деятельность – универсальная образовательная модель, обеспечивающая интеграцию разных видов искусств в одной образной системе, урочную и внеурочную деятельность ребенка, благодаря чему создаются возможности индивидуального проявления, выбора деятельности, выбора себя в искусстве, формирования универсальных способ-ностей, интегрированных качеств личности и её социализации.

Организация образовательного процесса:

Возраст воспитанников в реализации программы от 6 до 7 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Принцип набора воспитанников в объединения свободный. Необходимое условие – наличие заявления от родителей.

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (СанПиН 2.4.4.3172-14) допускает следующую нагрузку обучающихся в театральной студии:

Направленность

объединения Число занятий

в неделю Число и продолжительность занятий в день

Художественная 2 – 3 2 – 3 по 45 мин. ;

Исходя из выше предложенных условий, периодичность занятий составляет 2 раза в неделю. В соответствии с Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» п. г. т. Уренгой Пуровского района (МБОУ ДО «ДДТ» п. г. т. Уренгой Пуровского района, длительность занятия составляет 40 минут.

Форма организации детского творческого объединения – театральная студия.

Методы и приёмы обучения:

В ходе реализации программы используются следующие методы и приемы:

- наглядный – наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная нагляд-ность, наглядно-слуховые.

- информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и ребенка.

- репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу (метод показа).

- словесный – объяснение, беседа, выразительное художественное чтение.

- игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания ситуаций.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направле-ния деятельности: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков ис-полнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Развивать навыки работы с куклами на основе популярных русских сказок “Колобок”, “Теремок”, “Репка”. В дальнейшем, усложняя репертуар, отрабатывать навыки работы с куклой, над постановкой голоса, дикцией.

Концепция развития театральной студии в условиях новых ФГОС имеет три основные части:

- концепция социализации в области театрального искусства для детей и юношества. Именно в театре ребёнок, подросток может обрести и необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм); взаимопонимание в среде сверстников и взрослых людей; арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в области мировой культуры, искусства и культурологии;

- концепция воспитания духовно-нравственной личности отражена в словах К. С. Станиславского, который утверждал, что «при помощи занятий театральным искусством мы сможем воспитывать не только великого актёра, но и, прежде всего, Человечного Человека. Именно театр способен сделать людей такими, какими они должны быть».

- концепция создания универсального театра путём совокупности всех выразительных средств, сочетающих в себе слово, жест, музыку, танец, вокал, декоративно-художественное оформление.

Основные формы работы:

1. Репетиция.

2. Мастер – класс.

3. Индивидуальные занятия.

4. Публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы. Индивидуальная работа с родителями.

Промежуточные результаты.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия (УУД):

Личностные УУД (потребность сотрудничества, доброжелательное отноше-ние к сверстникам, бесконфликтное поведение, этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; проявление индивидуальных творческих способностей, осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития).

Регулятивные УУД (понимать и принимать учебную задачу, адекватно вос-принимать предложения и оценку со стороны взрослых и сверстников, анализировать причины успеха/неуспеха).

Познавательные УУД (понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, устанавливать аналогии).

Коммуникативные УУД (включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих).

Критерии оценивания результатов проекта:

- степень удовлетворенности достигнутыми результатами участников образовательного процесса (обучающихся, педагога, родителей);

- степень комфортности детей и педагога в сотворчестве;

- самооценка результатов деятельности обучающимися;

- качество образовательного продукта, участие и победы в конкурсах.

Материально-техническое обеспечение программы:

- набор кукол «бибабо»;

- ширма;

- технические средства обучения (компьютер, музыкальный центр, мультимедий-ный проектор, usb-накопитель с музыкой, шумовыми эффектами, фото, видео материалом).

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Часы

всего часов теория прак-тика

1. Вводное занятие 1 1

2. О театре кукол. Знакомство с перчаточными кукла-ми. 2 1 1

3. В гостях у сказки 3 1 2

4. Как звучат слова 2 1 1

5. Весёлая гимнастика 2 2

6. Зарядка для лица и языка 2 2

7. Играем пальчиками и развиваем речь 3 1 2

8. Забавные чистоговорки 3 1 2

9. Игры-говорилки 3 1 2

10. Чтобы голос был послушным 3 1 2

11. Инсценировка сказки «Репка» 7 2 5

12. Инсценировка сказки «Теремок» 7 2 5

13. Инсценировка сказки «Три поросёнка» 7 2 5

14. Инсценировка сказки «Колобок» 7 2 5

15. Репетиционная деятельность 8 8

16. Публичные выступления 8 8

17 Коллективно-творческая деятельность (КТД) 4 4

Итого 72 16 56

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с коллективом, с правилами поведения и техники безопасно-сти, презентация театральной студии «Мамонтёнок», беседа и изучение истории данного вида деятельности.

Тема 2. О театре кукол. Знакомство с перчаточными куклами.

Теория: Рассказ о кукольном театре. Знакомство с видами кукольных театров: пальчиковым, настольным, трафаретным, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.

Практика: Тактильный контакт с перчаточными куклами. Простейшие манипуляции.

Тема 3. В гостях у сказки.

Теория: Знакомство детей с героем русского народного театра – Петрушкой и некоторыми приемами руководства перчаточной куклой (движение по ширме, манипуляции руками, головой, уход с ширмы). Воспитание умения играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.

Практика: Закрепление особенностей работы актёра за ширмой. Совершенствование владения приемами вождения кукол на ширме.

Тема 4. Как звучат слова.

Теория: Важность правильного произношения слов. Выразительность речи кукловода – тон, интонация, ударение.

Практика: Речевые упражнения и скороговорки.

Тема 5. Весёлая гимнастика.

Практика: Игровой практикум, направленный на развитие двигательных способностей детей, пластической выразительности, воображения, чувства ритма, быстроты реакции, координации движений.

Тема 6. Зарядка для лица и языка.

Практика: Упражнения на развитие речевого аппарата. Бесшумный вдох через нос и плавный, ровный без напряжения и толчков выдох (артикуляционная гимнастика). Зарядка для губ. Зарядка для шеи и челюсти. Зарядка для языка.

Тема 7. Играем пальчиками и развиваем речь.

Теория: Устройство речевого аппарата и звукообразования. Упражнения для самостоятельного развития мышц речевого аппарата. Чёткость движений пальцев при активном проговаривании текста.

Практика: Голосо-речевой тренинг. Работа над дикцией и навыками монологической и диалогической речи. Развитие мелкой моторики рук. (Пальчиковые игры.)

Тема 8. Забавные чистоговорки.

Теория: Правильное звукообразование, ударение, интонационная вырази-тельность, настроение (грустно, радостно, сердито и т. д.). Построение диалогов.

Практика: Тренировка выдержки, терпения, соучастия. Упражнения на развитие дикции, диапазона звучания и силой голоса, темпом речи и др. Игры со словами. Заучивать чистоговорки.

Тема 9. Игры-говорилки.

Теория: Роль театральных игр в формировании навыков правильного звукообразования. Понятие «декламация» стихотворных текстов от лица разных сказочных героев.

Практика: Практикум по декламации на основе знакомых стихотворений.

Тема 10. Чтобы голос был послушным.

Теория: Темп декламации, сила звука, четкость дикции. Речевое дыхание. Использование интонации в воспроизведении голоса сказочного персонажа.

Практика: Игра «Угадай, кто я».

Тема 11. Инсценировка сказки «Репка».

Теория: Знакомство со сценарием, распределение ролей.

Практика: Работа над дикцией и навыками монологической и диалогической речи. Формирование эмоциональной выразительности речи, умения менять темп, силу звука. Совершенствование умения детей владения перчаточными куклами.

Тема 12. Инсценировка сказки «Теремок».

Теория: Знакомство со сценарием, распределение ролей.

Практика: Работа над дикцией и навыками монологической и диалогической речи. Формирование эмоциональной выразительности речи, умения менять темп, силу звука. Совершенствование умения детей владения перчаточными куклами согласно сценарию.

Тема 13. Инсценировка сказки «Три поросёнка».

Теория: Знакомство со сценарием, распределение ролей.

Практика: Работа над дикцией и навыками монологической и диалогической речи. Формирование эмоциональной выразительности речи, умения менять темп, силу звука. Совершенствование умения детей владения перчаточными куклами согласно сценарию. Репетиция спектакля с использованием музыки и дополнительного реквизита.

Тема 14. Инсценировка сказки «Колобок».

Теория: Знакомство со сценарием, распределение ролей.

Практика: Работа над дикцией и навыками монологической и диалогической речи. Формирование эмоциональной выразительности речи, умения менять темп, силу звука. Совершенствование умения детей владения перчаточными куклами согласно сценарию. Репетиция спектакля с использованием музыки и дополнительного реквизита.

Тема 15. Репетиционная деятельность.

Практика: Практическая подготовка к выступлениям. Индивидуальные репетиции. Генеральные репетиции на сцене предстоящего выступления с использованием музыки, светового решения и реквизита.

Тема 16. Публичные выступления.

Практика: Показ спектаклей (миниатюр, художественного слова, поздравительных капустников и т. п.) на мероприятиях различных уровней.

Методическое обеспечение программы

Шаги освоения программы:

- выработка практических умений и навыков. (Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка и дисциплины);

- формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями;

- развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации;

- создание продуктов деятельности;

- обогащение коллективно-социального опыта деятельности.

Организация театральных занятий

Основные виды деятельности, используемые при работе с учащимися:

- театральная игра;

- ритмопластика;

- развитие культуры и техники речи;

- основы театральной культуры;

- создание театрализованных постановок.

Основными методами реализации данной программы можно считать:

- метод театрализации;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод работы «от простого к сложному»;

- метод игры.

Основные формы работы:

1. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.

2. Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации проходит изучение основ театрального искусства:

- культуры речи;

- сценического движения;

- работы над художественным образом.

3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением об-раза (при необходимости – вокальным исполнением или танцевальным номером).

4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы – беседы, совместные праздники. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

В процессе занятий театральной студии ребята приобретают знания о театральном искусстве, учатся правильно и красиво говорить. В ходе репетиционной деятельности юные актеры получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, в ходе выступлений учатся импровизации.

В ходе индивидуальных занятий в рамках репетиционной деятельности ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов. В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения, как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт выступлений перед различной аудиторией. Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере сотворчества. Результатом данной программы является театральные представления и спектакли, где обучающиеся принимают активное участие и позитивно самовыражаются.

Список литературы

Литература, рекомендованная для прочтения детям.

1. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей/ Сост. Е. А. Андреева– М.: РИПОЛ классик, 2005 г.

2. Синицын В. А. Чтобы язык не заплетался. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2007 г.

3. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет / сост. О. П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

4. Театральная карусель: инсценированные истории и сказки / авт. -сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

5. Театрализованные игры для младших школьников / сост. Р. В. Дмитриенко. – Волгоград Учитель, 2006 г.

6. http://www.maam.ru/

7. http://forum.nanya.ru/topic/37081-stcenarii-skazok/

8. http://pochemu4ka.ru/

9. http://portfoliomalina.jimdo.com/методическая-копилка/театр-для-всех/ театральные-игры/

10. http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/prezentasii-i-videozapisi/teatralizovannaya-deyatelnost-doshkolnikov

Литература, используемая педагогом.

1. Гнедова О. Л., Майданюк Л. Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 г.

2. Дополнительное образование в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, март-август 2011 года) / под общ. Ред. Е. Н. Барышникова, С. В. Барышниковой. СПб, 2011 г.

3. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации / авт. -сост. Е. Х. Афанасенко и др. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

4. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработка занятий, рекомендации / авт. -сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

5. Кидин С. Ю. Театр- студия в современной школе: программы, конспекты заня-тий, сценарии / С. Ю. Кидин, отличник нар. просвещения, заслуж. работник культуры. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

6. Кукольный театр: программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы / авт. -сост. А. Д. Крутенкова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

7. Логинов С. В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы / С. В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

8. Макарова Л. П., Рябчикова В. Г., Мосягина Н. Н. Театрализованные праздники для детей/ Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006 г.

9. Синицын В. А. Чтобы язык не заплетался. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2007 г.

10. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007 г.

11. Театрализованные игры для младших школьников / сост. Р. В. Дмитриенко. – Волгоград: Учитель, 2006 г.

12. Театральная карусель: инсценированные истории и сказки / авт. -сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

13. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет / сост. О. П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

14. http://www.maam.ru/

15. http://www.olesya-emelyanova.ru/

16. http://forum.nanya.ru/topic/37081-stcenarii-skazok/

17. http://forum.numi.ru/index.php?showtopic=9995

18. http://pochemu4ka.ru/

19. http://www.happy-kids.ru/cat.php?cat_id=77

20. http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/prezentasii-i-videozapisi/teatralizovannaya-deyatelnost-doshkolnikov

21. http://www.moi-detsad.ru/konsultac869.html

http://davaiknam.ru/text/proekt-kukolenij-teatr

23. http://portfoliomalina.jimdo.com/методическая-копилка/театр-для-всех/ театральные-игры/

24. http://festival.1september.ru/articles/575150/

Приложение 1

Алгоритм работы над сценарием

1. Выбор сценария (другого художественного материала) и обсуждение его с детьми.

2. Деление сценического материала на эпизоды и творческий пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным тек-стом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, общая постановка. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту сценария: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всего произведения целиком с куклами (в костюмах). Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля.

10. Подведение итогов работы, обсуждение спектакля.

11. Повторные показы спектакля с учетом полученного опыта.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии Пояснительная записка. Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются.

Дополнительная образовательная программа «Росинка» Дополнительная образовательная программа "Росинка" Направленность программы «Росинка» по содержанию является художественно-эстетической.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы» Данная программа образования детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) «Золотые узоры Хохломы» выстраивает систему работы с детьми по ознакомлению.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) «Ловкие ладошки» Пояснительная записка Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Школа Мяча» Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительной направленности «ШКОЛА МЯЧА» разработана.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 3–7 лет Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Умелые ручки» разработана на основе Положения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Очумелые ручки. Пластилинография» Я леплю из пластилина. Пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина Кукол, клоунов, собак. Если кукла выйдет плохо - Назову ее дурёха,.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читай-ка» В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Дети вне нахождения детского сада практически.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Буратино» театральной студии «Мамонтенок»
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 18:07
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Веселая гусеничка из фетра» для детей раннего возраста
Воспитатель 1 категории - Амирова Халида Шамильевна. В процессе многолетних творческих экспериментов я делала детям игры и игрушки из многих видов...
«Широкая Масленица». Фотоотчет
Весь народ празднует широкую Масленицу, а для детей это один из самых любимых праздников. Для детей это праздник, когда они резвятся, играют, веселятся. Вот...
«Наблюдение за солнцем». Конспект прогулки
Цель прогулки:закрепить знания детей о том, что весной солнце начинает светить ярче и чаще, поэтому становится теплее. Рассказать детям об изменениях...
Конспект НОД «Уход за комнатными растениями» с детьми младшей группы
Цель. Расширять представление детей о комнатных растениях ( о бегонии. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учит протирать листья влажной...
Картотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений на прогулке на...