Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Вдохновение» театральной студии «Театральный фургон»

Юлия Надеждина
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Вдохновение» театральной студии «Театральный фургон»

Пояснительная записка

Театр – искусство синтетическое, он воздействует на зрителей целым комплексом художественно-эстетических средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыкальное сопровождение. Умелое использование спектаклей кукольного театра оказывает значительное воздействие на воспитанников в повседневной работе педагога по умственному, нравственному, идейно-эстетическому и эмоциональному воспитанию детей школьного возраста.

Кукла – первое прикосновение ребенка к искусству театра. Благодаря мощному потоку информации, кругозор ребенка значительно расширяется, но осведомленность – это только первая ступень зарождающегося духовного мира. Искусство кукольного театра начинается там, где кукла несет в жизнь ребенка «новое»: новый образ, новую пластику, новый звук.

Обучающийся сливается с образом куклы, персонажем из сказки, знакомой с детства. Ребенок скрыт за ширмой, свободен от страхов и переживаний о собственной внешности, его душа теперь в перчаточной кукле, которая оживает на глазах у зрителей. Этот увлекательный процесс захватывает детей, и они забывают о своих личных проблемах, недостатках и включаются в бурную деятельность, смело общаясь друг с другом, находя друзей, а главное – позитивно самовыражаясь.

В процессе общения с куклой проявляется познавательная и предметная деятельность ребенка. Овладение речью через куклу позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.

Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству художника, поэта, скульптора, а это все вместе составляет основу профессии кукольника. Театр кукол – способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления.

Ассоциация в искусстве – способ достижения художественной выразительности, который основан на выявлении связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения действительности, с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно-историческом опыте человеческой жизнедеятельности.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр – симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях дети знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Исходя из средств обучения и педагогической логики, программа «Вдохновение» несет художественную направленность.

Актуальность программы связана с внедрением новых ФГОС, с новыми требованиями к результатам обучения и воспитания, формированием уни-версальных учебных действий. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Поэтому введение театральной деятельности в теорию и практику художественно - эстетического воспитания и образования вызвано потребностью реализовать творческий потенциал ребёнка, повысить уровень духовного развития личности.

Человек по своей сути существо интегративное, и жить ему приходится в интегрированном мире. Театральная деятельность – универсальная образовательная модель, обеспечивающая интеграцию разных видов искусств в одной образной системе, урочную и внеурочную деятельность школьника, благодаря чему создаются возможности индивидуального проявления, выбора деятельности, выбора себя в искусстве, формирования универсальных способностей, интегрированных качеств личности и её социализации.

«Тот кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». (Конфуций)

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Педагогическая целесообразность. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс – универсальное средство развития личностных способностей человека. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Программа рассчитана на реализацию определенных творческо-педагогических условий формирования универсальных учебных действий.

Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, – универсальное средство развития личностных способностей человека.

Специфическая цель театрального объединения – воспитание и развитие по-нимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художе-ственным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи.

Обучающие:

1. Обучать детей правилам театральной игры.

2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях с куклой.

3. Расширять кругозор.

4. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен.

Развивающие:

1. Развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы.

2. Снимать мышечные зажимы, скованность.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, творческое мышление, память, интерес к чтению.

5. Обогатить словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

Воспитательные:

1. Активизировать интерес к театральному искусству.

2. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т. д.

3. Воспитывать любовь к творческой деятельности.

4. Побуждать желание участвовать в театрализованных постановках.

5. Воспитывать эстетический, художественный вкус, аккуратность, опрят-ность, умение ценить красоту.

Существенное отличие данной программы от ранее существующих состоит в дифференциации учебного материала в зависимости от возраста и способностей воспитанника. Особое внимание уделено подготовительному и начальному периоду обучения, как наиболее важному и трудному в учебном процессе.

Таким образом, данная программа обеспечивает создание условий для социального, профессионального, культурного самоопределения, а так же для творческой самореализации личности каждого участника коллектива и содействует укреплению психического и физического здоровья детей.

Организация образовательного процесса:

Возраст обещающихся осваивающих программу от 6 до 14 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Принцип набора детей в объединение свободный. Необходимое условие – наличие заявления от родителей.

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (СанПиН 2.4.4.3172-14) допускает следующую нагрузку обучающихся в театральной студии:

Направленность

объединения Число занятий

в неделю Число и продолжительность занятий в день

Художественная 2 – 3 2 – 3 по 45 мин. ;

Исходя из выше предложенных условий, периодичность занятий составляет 3 раза в неделю по 2 академических часа или 2 раза в неделю по 3 академических часа. В соответствии с Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» п. г. т. Уренгой Пуровского района (МБОУ ДО «ДДТ» п. г. т. Уренгой Пуровского района, длительность занятия составляет 40 минут.

Формы, методы и приёмы обучения:

Форма организации детского творческого объединения – театральная студия.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления деятельности: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

В ходе реализации программы используются следующие методы и приемы:

- наглядный – наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые, видео- и аудио- метод – просмотр и прослушивание сказок и инсценировок;

- информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и ребенка.

- репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу (метод показа).

- словесный – объяснение, рассказ, беседа, беседа-рассуждение, выразительное художественное чтение, инструктаж, лекция;

- игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания ситуаций (сюжетно-ситуативные, а так же игротехника: игры релаксационные, валеологические, творческие, развивающие, дидактические;

- работа с книгой – выразительное чтение, пересказ с элементами рассуждения, конспектирование, заучивание наизусть;

- практический – сценические опыты, декламирование, сценическое мастерство, речевые упражнения.

Основные формы работы:

1. Репетиция.

2. Мастер – класс.

3. Индивидуальные занятия.

4. Публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы. Индивидуальная работа с родителями.

Концепция развития театральной студии в условиях новых ФГОС имеет три основные части:

- концепция социализации в области театрального искусства для детей и юношества. Именно в театре ребёнок, подросток может обрести и необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм); взаимопонимание в среде сверстников и взрослых людей; арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в области мировой культуры, искусства и культурологии;

- концепция воспитания духовно-нравственной личности отражена в словах К. С. Станиславского, который утверждал, что «при помощи занятий театральным искусством мы сможем воспитывать не только великого актёра, но и, прежде всего, Человечного Человека. Именно театр способен сделать людей такими, какими они должны быть».

- концепция создания универсального театра путём совокупности всех выразительных средств, сочетающих в себе слово, жест, музыку, танец, вокал, декоративно-художественное оформление.

Условия эффективной реализации программы:

- учет уровня развития, интереса к предмету, возрастных и национальных особенностей обучающихся, их пожеланий;

- организация систематических занятий;

- учет практической работы: кукольные спектакли, выездные выступления, коллективные дела, участие в массовых мероприятиях, открытые занятия и т. д.

Промежуточные результаты.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия (УУД):

Личностные УУД (потребность сотрудничества, доброжелательное отноше-ние к сверстникам, бесконфликтное поведение, этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; проявление индивидуальных творческих способностей, осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития).

Регулятивные УУД (понимать и принимать учебную задачу, адекватно вос-принимать предложения и оценку со стороны взрослых и сверстников, анализировать причины успеха/неуспеха).

Познавательные УУД (понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, устанавливать аналогии).

Коммуникативные УУД (включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнё-ров; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружаю-щих).

Критерии оценивания результатов программы:

- степень удовлетворенности достигнутыми результатами участников образовательного процесса (обучающихся, педагога, родителей);

- степень комфортности детей и педагога в сотворчестве;

- самооценка результатов деятельности обучающимися;

- качество образовательного продукта, участие и победы в конкурсах.

Материально-техническое обеспечение программы:

- набор кукол «бибабо»;

- ширма;

- технические средства обучения (компьютер, музыкальный центр, мультимедийный проектор, usb-накопитель с музыкой, шумовыми эффектами, фото, видео материалом).

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план первого года обучения

Игра синтезирует познавательную, трудовую, творческую активность, по-могает улучшить восприятие, развивает фантазию, воображение, формирует лич-ность ребенка, его нравственное поведение, волю, терпение. Во время различных игр ребенок учится жить в коллективе, воспитываются личностные отношения.

Программа составлена с учетом возрастных, психологических и националь-но-региональных особенностей обучающихся. В связи с постоянно изменяющим-ся национальным составом контингента воспитанников возникла необходимость введения новых форм и методов обучения чтению, декламированию, речевой культуры и организации такой работы с помощью новых для педагога и воспи-танников педагогических технологий. Программа предполагает вариативность в подборе репертуара, интеграцию и сотрудничество с другими творческими и дет-скими объединениями и ситуативность в выборе игровых технологий в соответст-вии с настроением и психологическим состоянием детей.

Таким образом, в театральной деятельности, как «продукте» коллективного творчества, могут принять и принимают участие практически все воспитанники Дом детского творчества. Театральная студия является аккумулятором детского сообщества при подготовке учреждения к конкурсам поселкового и районного масштаба, где создается единое образовательное пространство. Она включает в себя обобщение уже созданной творческо-педагогической системы и авторскую инновационную методику.

Шаги освоения программы:

- выработка практических умений и навыков (здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка и дисциплины);

- формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями;

- развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации;

- создание продуктов деятельности;

- обобщение опыта деятельности коллективов.

Организация театральных занятий.

Основные виды деятельности, используемые при работе с учащимися:

- театральная игра;

- ритмопластика;

- развитие культуры и техники речи;

- основы театральной культуры;

- создание театрализованных постановок.

Основными методами реализации данной программы можно считать:

- метод театрализации;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод работы «от простого к сложному»;

- метод игры.

Основные формы работы:

1. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.

2. Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации проходит изучение основ театрального искусства:

- культуры речи;

- сценического движения;

- работы над художественным образом.

3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением об-раза (при необходимости – вокальным исполнением или танцевальным номером).

4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы – беседы, совместные праздники. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

В процессе занятий театральной студии ребята приобретают знания о театральном искусстве, учатся правильно и красиво говорить. В ходе репетиционной деятельности юные актеры получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, в ходе выступлений учатся импровизации.

В ходе индивидуальных занятий в рамках репетиционной деятельности ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов. В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения, как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт выступлений перед различной аудиторией. Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере сотворчества. Результатом данной программы является театральные представления и спектакли, где обучающиеся принимают активное участие и позитивно самовыражаются.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Домовёнок» Дополнительная образовательная программа "Домовёнок" Направленность программы «Домовенок» по содержанию является художественно-эстетической,.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная образовательная программа по экологии Пояснительная записка. Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются.

Дополнительная образовательная программа «Росинка» Дополнительная образовательная программа "Росинка" Направленность программы «Росинка» по содержанию является художественно-эстетической.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы» Данная программа образования детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) «Золотые узоры Хохломы» выстраивает систему работы с детьми по ознакомлению.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) «Ловкие ладошки» Пояснительная записка Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Школа Мяча» Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительной направленности «ШКОЛА МЯЧА» разработана.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 3–7 лет Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Умелые ручки» разработана на основе Положения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Очумелые ручки. Пластилинография» Я леплю из пластилина. Пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина Кукол, клоунов, собак. Если кукла выйдет плохо - Назову ее дурёха,.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читай-ка» В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Дети вне нахождения детского сада практически.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Вдохновение» театральной студии «Театральный фургон»
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 19:06
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Пушистые ёжики» для старшего дошкольного возраста
Цели работы. На занятии дети упражняются в нарезании бахромы по краю круга ( узких полос, идущих от края круга к центру, выполняют разметку детали по...
Фотоотчет «Огород на окне» в разновозрастных группах
Традиционно в нашем детском саду, каждую весну, на окне появляется маленький огород. Это лук, зелень, это те растения, которые неприхотливы в уходе, растут...
Проект «Удивительные животные Севера»
Проект в подготовительной группе «Удивительные животные севера» Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий. Вид проекта: краткосрочный....
Прогулка «День жаворонка»
22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В старину, чтобы...
Развлечение к Всемирному Дню земли «Земля — наш общий дом» с детьми в средней группе...
Развлечение Всемирный День Земли «Земля – наш общий дом» с детьми в средней группе 4 - 5 лет. Всемирный День Земли отмечается 21 марта. Эта дата была...