Жанна Матвеева
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный математик» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 Пояснительная записка.
Направление программы – социально-педагогическая.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет уровень освоения – ознакомительный.
Актуальность программы заключается в том, что занятия по математике успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа „Юный математик“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Педагогическая целесообразность заключается в том, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. Содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуально, но и эмоциональную сферу ребенка. Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Программа «Юный математик» является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужила программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2014, а так же методические пособия Е. В. Колесниковой «Математика для детей 4-5 лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском саду»
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Во время занятий широко используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
Адресат программы. Дети 4-5 лет, ведущей деятельностью которых является игра. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение
3. Повышенная познавательная активность.
4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником
5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом
отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7. Появление осознанности собственных действий.
Все эти особенности являются сенситивными периодом и дают возможность выявить у детей различные интересы и одаренности. Значит, этот возраст детей является благоприятным периодом для реализации программы «Занимательная математика».
Для обучения принимаются все желающие. Набор на обучение по заявлению родителей (законных представителей). В группе до 10 учащихся.
Объём и срок освоения программы.
Программа рассчитана на один год обучения: 72 часа в год.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут.
Форма обучения – очная. Состав группы – постоянный.
Занятие по программе «Юный математик» проводятся в форме игры, викторины, игры-путешествие, эксперимента, игры-сказки, игры-драматизации, опыт.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы : создание условий для развития математической одаренности у детей, расширения кругозора их математических
Задачи программы
1. Развить логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2. Сформировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3. Выработать привычку максимально полно включаться в процесс обучения,
что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
4. Привить любовь к конкретному предмету – математике.
Мониторинг: отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Психолого-педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Работа с родителями
- родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.
Форма работы: консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.
В конце учебного года руководитель кружка проводит опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Форма
аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Вводное занятие 1 0,5 0,5 Начальная диагностика
1. Количество и счет. 22 7 15 Тематический контроль
1.1 Числа 1 и 2, соотнесение множества по количеству предметов 4,5 1,5 3
1.2 Числа 3 и 4, счет в пределах 4
4,5 1,5 3
1.3 Сравнение группы предметов на основе счета 3 1 2
1.4 Количественный и порядковый счет 4,5 1,5 3
1.5 Число 5, счет в пределах 5 4,5 1,5 3
1.6 Повторение пройденного материала 1 - 1
2. Определение величины 10 3 7 Тематический контроль
2.1 «Сравнение предметов» 3 1 2
2.2 «Сравнение предметов по величине» 3 1 2
2.3 «Сравнение по высоте» 3 1 2
2.4 Повторение пройденного материала 1 - 1
3. Ориентировка во времени, пространстве. 13 4 9 Тематический контроль
3.1 Части суток 3 1 2
3.2 Ориентировка на листе бумаги 3 1 2
3.3 Понятия «вечера, сегодня, завтра» 3 1 2
3.2 Времена года 3 1 2
3.3 Повторение пройденного материала 1 1
4. Решение логических задач. 14 4,5 9,5 Тематический контроль
4.1 Графический диктант 3 1 2
4. 2 Знаки - действия: (>, (<, (=, () 3 1 2
4.3 Дорисуй фигуру по клеточкам 3 1 2
4.4 Веселые задачки 4 1,5 2,5
4.5 Повторение пройденного материала 1 - 1
5. Геометрические фигуры 11 4 7 Тематический контроль
5.1 «Геометрические фигуры» 2,5 1 1,5
5.2 «Прямоугольник» 2,5 1 1,5
5.3 Объё мные геометрические фигуры: – шар, куб 2,5 1 1,5
5.4 «Треугольник» 2,5 1 1,5
5.5 Повторение пройденного материала 1 - 1
Итоговое занятие 1 - 1 Итоговая диагностика
Итого 72 23 49
Содержание учебного плана.
Вводное занятие.
Теория. Цель и задачи программы. Техника безопасности на занятии.
Практика. Начальная диагностика. (Диагностика познавательных умений в математической деятельности, Диагностика математических умений)
Раздел 1. Количество и счет.
Цель: Закреплять умение считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд).
Согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе.
Знакомить :
- с цифрами от 1 до 5
- со стихами, загадками, считалками в которых присутствуют числа.
Учить:
- писать цифры по точкам;
- соотносить цифры с количеством предметов;
- понимать отношение между числами в пределах 5;
- отгадывать математические загадки;
- порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?»;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.
Дети закрепляют понятия один и много, упражняются в сравнении двух групп предметов, учатся устанавливать равенство и неравенство, считать по образцу и названному числу.
Выполняя различные задания, дети учатся понимать независимость числа от пространственного расположения предметов, их величины.
Раздел 2. Величина
Цель:
Учить :
- сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- употреблять в речи результаты сравнений («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»;
- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку;
Для закрепления полученных знаний используются игровые упражнения «Найди такой же», «Построй ворота».
Раздел 3 Ориентировка во времени и пространстве
Цель:
Закреплять:
- умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
- времена года: осень, зима, весна, лето
Учить:
- отгадывать загадки о частях суток, временах года предлагаются более ;
- различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;
- различать понятия : быстро и медленно.
Детей учат устанавливать последовательность частей суток, с этой целью используется иллюстративный материал. Такая же работа проводится по уточнению и закреплению знаний о временах года.
Проводятся словесные игры «Что сначала, что потом?», «Закончи предложение».
Ориентировка в пространстве
Продолжать учить
- различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо;
- обозначать словами положение предмета относительно себя;
- ориентироваться на листе бумаги.
Программные задачи по ориентировке в пространстве решаются в единстве с другими задачами. Взаимообратные обозначения пространственных отношений, направлений, расстояний всегда предлагаются детям попарно и одновременно.
На прогулках и физкультурных занятиях дети закрепляют полученные знания в игровых упражнениях.
Раздел 4 Логические задачи
Детям средней группы предлагаются более сложные задачи на сравнение, установление закономерностей, последовательности событий, анализ и синтез, чем детям младшей.
Например, в задании «Дорисуй недостающую фигуру» дети должны установить, какой фигуры нет, ориентируясь на верхний ряд, в котором все фигуры нарисованы
Дети учатся устанавливать последовательность событий, когда картинки с изображением частей суток, времен года расположены не по порядку.
Раздел 5 Геометрические фигуры
Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.
Дошкольники учатся находить заданную фигуру среди множества других. В середине года детям предлагаются задания на развитие умения зрительно расчленять форму изображения предмета на части. К этому они подготовлены играми с мозаиками, занятиями по аппликации, на которых из геометрических фигур наклеивали предметы: домик, машину, елку, неваляшку.
Детям предлагаются символическое изображение предмета и геометрические фигуры; нужно закрасить только те фигуры, из которых состоит заданный предмет.
Планируемые результаты
Итоговые результаты освоения программы :
К концу учебного года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка 4 – 5 лет:
· самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов);
· устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью);
· находит части целого множества и целое по известным частям;
· считает до 5 и дальше (количественный, порядковый счет);
· называет числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5);
· соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов;
· различает размер, длину, ширину, толщину и способы их измерения (наложение, приложение);
· умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть;
· различает и называет: круг (овал, многоугольники (треугольники, прямоугольники, квадраты, шар, куб, цилиндр проводит их сравнение;
· ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);
· умеет определять временные отношения (вчера, сегодня, завтра, называть части суток, времена года и знать их основные признаки;
· знает состав чисел в ряду 1 - 5 (из отдельных единиц).
2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.1 Календарный учебный график.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» (ознакомительный уровень) рассчитана на детей 4-5 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество учебных недель составляет – 36. Начало занятий групп с 1 сентября, окончание занятий 31 мая.
2.2 Условия реализации программы.
Занятия проводятся в учебной группе.
Учебное помещение оборудовано
Оснащение учебного кабинета: учебная мебель (каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом с учетом его роста, маркерная доска цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого, рабочий стол, приставка для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, шкафы для хранения наглядных пособий.)
Кадровое обеспечение. Педагог должен иметь высшее или средне – специальное педагогическое образование «Педагогика и психология дошкольная».
Материально-техническое оснащение :
ноутбук;
проектор;
игры Воскобовича (геоконт, графический тренажёр, игровизоры, шнур-затейник, прозрачный квадрат, чудо-крестик);
интерактивная доска
Геометрическая мозаика («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор».)
геометрические фигуры и тела;
набор разрезных картинок;
полоски, ленты разной длины и ширины;
набор карточек с цифрами 0 до 10;
игрушки;
предметные картинки;
геометрические мозаики и головоломки
головоломки: («Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
знаки – символы.
Учебный комплект на каждого учащегося: тетрадь в клетку, рабочая тетрадь, карандаш, цветные карандаши, счетные палочки.
Дидактико-методическое обеспечение
• Игры на составление плоскостных изображений предметов
• Обучающие настольно-печатные игры по математике
• Диагностические методики (Приложение 2)
• Занимательные книги по математике
• Картотека математических игр и упражнений (Приложение 3)
2.3. Формы контроля
Время проведения Цель проведения Формы контроля
Начальная диагностика
В начале учебного года Выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности. Беседа, педагогическое наблюдение, создание игровых ситуаций
Тематический контроль
По окончании каждого раздела Определение готовности к восприятию нового материала. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Педагогическое наблюдение, создание игровых ситуаций, анализ детских работ, решение проблемных задач, выполнение творческих заданий
Итоговая диагностика
В конце учебного года Определение результатов обучения Педагогическое наблюдение, создание игровых ситуаций, анализ детских работ, решение проблемных задач, выполнение творческих заданий
2.4. Оценочный материал.
Отслеживание и фиксация образовательных результатов проходят в форме готовой работы ребенка, журнала посещаемости, материалов диагностики.
Начальная диагностика.
1. «Поиск лишнего предмета».
2. «Нарисуй картинку по клеточкам». (Бабочка)
3. Веселый счет
Итоговая диагностика
1. Поиск лишнего предмета
2. Нарисуй по клеточкам (Замок).
3. Веселый счет
4. Выявление умений решать задачи на сложение и вычитание
Задание «Рукавичка» (межпредметная).
Цель: изучение умений детей договариваться на совместную деятельность со сверстниками
Методические материалы
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Занимательная математика» осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей постоянного состава группы, принципов построения учебно-образовательного процесса ДОУ, педагогических условий.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Формы проведения занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, тематическое занятие, занятие – викторина, занятие-эксперимент, занятие-исследование, повторение пройденного материала.
Технологии, методы и приемы обучения:
Педагогические технологии:
технология группового обучения;
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
технология игровой деятельности;
коммуникативная технология обучения;
здоровье сберегающая технология.
Методы воспитания:
стимулирование, мотивация.
Методы обучения:
словесные (объяснение, беседа, совет, пояснение, вопросы, поощрение);
практические (упражнение, задачи, взаимопомощь)
наглядные (рисунок, иллюстрация, образцы, игровые персонажи, игровые пособия);
игровые (проблемные игровые ситуации, дидактическая игра, игры-путешествия).
Формы организации занятий:
групповые (учащиеся делятся на группы, которые выполняют различные задания);
фронтальная (работа учащихся по одинаковым заданиям);
индивидуальные (самостоятельная работа учащихся, в индивидуальном темпе по дифференцированным заданиям, самоконтроль.);
парные (учащиеся работают парами, «проблемные» задание, взаимоконтроль, наблюдение, коррекция);
коллективные (разные задачи распределение труда, кооперация, взаимоконтроль, взаимоответственность.).
Структура занятия
1. Вводная часть
2. Основная (задание, игровое упражнение, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, работа в тетради)
3. Заключительная часть
4. Рефлексия
В структуре каждого занятия предусмотрены физкультминутки – для снятия умственного и психоэмоционального напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание педагог определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей и на план данного занятия. Это может быть динамические упражнения с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения на релаксацию.
Методические условия реализации программы
Разделы программы Формы организации занятий Методы и приемы Дидактический материал, ТСО Формы контроля
Введение в программу Занятие-путешествие Наглядный, словесный, практический. Карточки с заданиями Начальная диагностика
Раздел 1. Количество и счет Занятие-игра Словесный, наглядный Карточки с заданиями, предметные картинки Тематический контроль
Игра-сказка Словесный
(объяснения,
практический
(упражнение, игра) Карточки с заданиями, предметные картинки, иллюстрации
Занятие - викторина Словесный, практический Карточки с заданиями на каждого ребенка.
Повторение пройденного материала Словесный, наглядный Карточки с заданиями, предметные картинки
Раздел 2. Определение величины. Занятие-путешествие Словесный, практический, демонстрация Карточки с заданиями, предметные картинки. Тематический контроль
Занятие-эксперимент Практический, наглядный. Карточки с заданием,
предметные
картинки, иллюстрации
Тематическое занятие Практический, словесный, демонстрационный Иллюстрации, предметные картинки,
Повторение пройденного материала Словесный
практический
(упражнения, игры в
парах, в подгруппах) Карточки с заданиями на каждого ребенка.
Раздел 3. Ориентировка во времени, пространстве. Занятие-путешествие Словесный, практический, наглядный
Набор карточек с заданиями, лист в клеточку Тематический контроль
Занятие-игра Словесный, наглядный Карточки на каждого ребенка, рабочие тетради
Тематическое занятие Практический Иллюстрации, набор карточек
Повторение пройденного материала Словесный, практический, наглядный
Карточки на каждого ребенка.
Раздел 4. Решение логических задач Занятие-игра Словесный,
практический
(упражнения, игры в
парах, в подгруппах) Карточки с заданиями, счетный материал Тематический контроль
Задание-игра Словесный,
практический
Карточки для работы в группах, карточки с математическими знаками,
Занятие-путешествие Словесный
(объяснения,
инструкция,
практический
(упражнения, игра) Карточки с заданиями, медальки для каждого учащегося.
Повторение пройденного материала Словесный, практический, наглядный Карточки для работы в группах, карточки с математическими знаками,
Раздел 5. Геометрические фигуры Занятие-викторина Словесный
(объяснения,
практический
(упражнения, игра) Карточки, иллюстрации,
набор
геометрических
фигур, мешочек Тематический контроль
Занятие-игра Словесный
(объяснения,
практический
(упражнение, игра) Карточка с заданием, набор геометрических фигур.
Викторина Словесный, практический Карточки с заданиями на каждого ребенка.
Занятие –
исследование
Словесный
(объяснения,
практический
(упражнения, игра)
Карточки,
набор
геометрических
фигур.
Повторение пройденного материала Словесный
(объяснения,
практический
(упражнение, игра)
Карточка с заданием, набор геометрических фигур.
Итоговое занятие Занятие-путешествие Словесный
(объяснения,
инструкция,
практический
(упражнения, игра)
Карточки с заданиями, медальки для каждого учащегося. Итоговая диагностика
2.5 Список литературы
Для педагогов
1. Алябьева, Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет / Е. А. Алябьева – Москва. – Сфера, 2018.
2. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений. / Н. А. Арапова-Пискарева. Мозаика – Синтез, 2010.
3. Вераксы, Н. Е, Комаровой, Т. С, Васильевой, М. А От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Т. С. Васильева – Москва – Мозаика-Синтез, 2014
4. Колесникова, Е. В. Кб0 «Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников.» [Текст] / Е. В. Колесникова — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ТЦ Сфера, 2016.
5. Крашенинников, Е. Е, Холодова, О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет) [Текст] / Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова – М. Мозаика-синтез, 2016 г.
6. Новикова В. П. «Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» [Текст] / В. П. Новикова – Москва – Мозаика – Синтез, 2012.
7. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. Пособие [Текст] / Е. И. Щербакова – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
Для детей
1. Гаврина С. Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
2. Колесникова, Е. В. «Я считаю до 5» Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге «Математика для детей 4-5 лет»/ Е. В. Колесникова – 4-е издание перераб. И доп., - Москва – ТЦ Сфера, 2019, стр. 64
3. Занимательные задачи-шутки на развитие логического мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/zanimatelnye-zadachi-shutki-na-razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detei-starshego-i-podgotovitelnogo-k-shkole-vozrasta.html