Чулпан Хабибуллина (Баязитова)
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития воспитанников №100 "Жар - птица"
Принята на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ
МАДОУ №100 "Жар-птица" Заведующий МАДОУ №100"Жар-птица"
№1 от 29.08.2017года _ _/Тахавиева И. Х. /
"29" августа 2017 г
Дополнительная образовательная программа
"Юный шахматист"
старший дошкольный возраст (5-7 лет)
рассчитана на 1 год
Автор разработки:
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Юный шахматист“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Чулпан Флюровна Хабибуллина
Воспитатель I кв. категории
г. Набережные Челны
2017г
Пояснительная записка
"Шахматы - это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед".
(В. В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учить ребенка запоминать, предвидеть результаты своей деятельности.
Благодаря этой игре, дети вырабатывают целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.
Данная программа составлена с учетом интеграции образовательных областей :
"Познание", где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отображать в речи их пространственное расположение.
"Социализация", где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
"Коммуникация", где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
"Чтение художественной литературы", у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.
"Художественное творчество", у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.
Программа выполняет следующие функции:
• Познавательная:
- расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обощать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы);
- развивает изобретательность и логическое мышление;
- формирует устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы;
- способствует освоению детьми основных шахматных понятий;
- развивает умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
• Воспитательная:
Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
• Эстетическая:
- обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
• Физическая:
- побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
• Коррекционная:
Помогает гиперактивному малышу стать более спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Новизна программы.
Предлагаемая рабочая программа направлена на развитие интеллекта личности ребенка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Данная программа занятий предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы. В творческом отношении систематические занятия по этой программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Цель создания программы :
Обучение детей дошкольного возраста принципам шахматной игры.
Задачи программы :
1. Обучающие:
• ознакомить с историей шахмат;
• обучить правилам игры;
• дать теоретические знания по шахматной игре.
2. Развивающие:
• развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;
• сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; формировать навыки запоминания;
• развивать мелкую моторику рук, глазомер;
• вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
3. Воспитывающие:
• бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
• прививать навыки самодисциплины;
• способность воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Актуальность программы.
Программа разработана на основе комплекса пособий, занимательных и методических материалов И. Г. Сухина, небольшого опыта работы по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста, методических пособий, книге А. Карпова "Учитесь шахматам", "Энциклопедический учебник шахматной игры" М. Таля, Н. Журавлева, Барского Ю. П. и др.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребенок в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приемы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, диаграммы, подвижные шахматные игры, игры-задания, экскурсии, просмотр кинофильмов с шахматными фрагментами, самодеятельные театрализованные постановки, игры-эстафеты, развивает личностные качества, получает знания, накапливает опыт, самостоятельно думает, анализирует, становятся собраннее, самокритичнее, у ребенка обогащаются мыслительные процессы.
Реализация программы.
Максимальная учебная нагрузка воспитанников составляет 33 занятия.
Количество детей в подгруппе 8-12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Этапы реализации программы - 1 год.
Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный и побудительный характер, они построены в форме игры, что делает их интересными для детей. Занятия должны проводится в помещении с хорошим освещением. Для занятия необходимы: ПК, проектор; столы, стулья, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, шахматные часы, маркеры, простые и цветные крандаши, демонстрационный материал к занятиям, дидактические пособия, наглядные пособия, рабочие тетради, обучающие видеоуроки по обучению шахматам, комплекты настольных шахмат.
Предполагаемый результат.
Ожидаемые результаты:
1. Обучить шахматной игре как можно больше дошкольников.
2. Подготовить детей к школе благодаря шахматам; развивать их интеллектуальный уровень, логическое мышление, память, внимание, усидчивость, общение.
3. Довести обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста до более высокого уровня.
К концу учебного года дети должны уметь ориентироваться на шахматной доске, правильно помещать шахматную доску между партнерами, правильно расставлять фигуры перед игрой; знать шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат и ничья; названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры; решать элементарные задачи на мат в один ход.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Используемая литература (источник)
1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. - М. : Просвещение, 1983.
2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М. : Детская литература, 1980.
3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. - М. : ГЦОЛИФК, 1984
4. Зак В., Двуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л. : Детская литература, 1985.
5. Сухин И. Приключения в шахматной стране. - М. : Педагогика, 1991.
6. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М. : Астрель, АСТ, 2000.
Тематическое планирование
№
ООД Название
темы Цель Основная
деятельность
1. Шахматная легенда.
Шахматная доска. Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Пробудить интерес к шахматной игре. Познакомить детей с шахматной доской. Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8. Развивать интерес к занятиям шахматами. Развивать логическое мышление детей. Чтение шахматной легенды. Знакомство с великими шахматистами. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
2. Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Познакомить детей с горизонтальными и вертикальными линиями на шахматной доске. Учить рисовать шахматную доску в тетради в клетку, чтобы угловая клеточка слева была белая. Развивать мелкую моторику руки. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять задания самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".
3. Шахматная доска. Диагональ. Центр. Формировать представления детей о диагонали. Учить детей определять косые и прямые линии: каждая прямая линия состоит из 8-ми полей, у косых - от 2-ух до 8-и полей. Развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать предметы. Формирование умение понимать учебную задачу и выполнять задания самостоятельно: формировать навык самоконтроля и самооценки. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина "Приключения в шахматной стране". Дидактическое задание "Диагональ".
4. Шахматные фигуры Познакомить детей с шахматными фигурами. Развивать распределение и переключения внимания у детей. Развивать логическое мышление, учить классифицировать предметы, находить закономерности. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Показ наглядных картинок с шахматными фигурами. Просмотр диафильма: "Приключения в шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры: "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Большая и маленькая".
5. Начальное положение. Познакомить детей с горизонтальными линиями и их обозначением. Закрепить цифры от 1 до 8. Развивать память, речь. Познакомить детей с вертикальными линиями и их буквенным обозначением. Упражнять детей в произношении латинских букв: А (а, В (бэ, С (цэ, D(дэ, Е (е, F (эф, G (жэ, Н (аш). Развивать внимание детей: концентрацию, объем, распределение. Развивать логическое мышление: умение устанавливать смысловые соотнесения, последовательность событий. Расстановка шахматных фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет".
Демонстрационный материал "Ферзь".
Дорисуй фигуру.
6. Ладья. Познакомить детей с шахматной фигурой, с ее ходом. Развивать внимание: переключение, распределение. Развивать логическое мышление: умение обобщать. Показать место ладьи в начальном положении. Место ладьи в начальном положении Ход. Ход ладьи. Взятие.
Демонстрационный материал. Отгадывание загадок.
7. Ход ладьи. Закреплять у детей знания о том, как ходит ладья. Развивать переключения внимания. Развивать логическое мышление: систематизация, закономерности. Дидактические игры. Дорисуй фигуру. Отгадай загадки.
8. Слон. Познакомить детей с ходом слона. Развивать внимание. Развивать логическое мышление: систематизация, классификация. Познакомить детей со структурой задачи. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные и чернопольные слоны.
9. Ход слона. Взятие. Продолжать знакомить детей с ходом слона. Развивать внимание детей: объем, переключение. Развивать пространственное мышление. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Демонстрационный материал к заданиям. Дидактическая игра: "Захват контрольного поля".
10. Ладья против слона. Продолжать знакомить детей с ходом ладьи и слона. Развивать память, речь. Развивать концентрацию и объем внимания. Развивать логическое мышление. Демонстрационный материал. Заучивание стихотворения о ладье.
Дидактические задания: "Двойной удар", "Взятие", "Защита". Игра на уничтожение.
11. Ферзь. Познакомить детей с шахматной фигурой. Ход ферзя. Формировать у детей представление о тяжелых фигурах в шахматной партии. Развивать логическое мышление. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять задания самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Ферзь - тяжелая фигура. Дидактические задания: "Один - в поле воин". Просмотр диафильма. Игра: "Волшебный мешочек".
12. Ферзь. Взятие. Продолжать формирование у детей представление о тяжелых фигурах в шахматной партии; продолжать на практических примерах знакомить с ходом ферзя. Развивать логическое мышление. Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя").
13. Ферзь против ладьи и слона. Продолжать знакомить детей с ходом ладьи, слога и ферзя. Развивать концентрацию и переключение внимания. Развивать логическое мышление. Закрепить умение соотносить количество предметов с числом. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять задания самостоятельно. Демонстрационный материал к заданиям. Дидактические игры и задания.
14 Конь. Познакомить с шахматной фигурой, с ходом коня. Развивать внимание, умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости. Развивать логическое мышление, восприятие форм и воображение у детей. Место коня в начальном положении. Ход коня. Конь - легкая фигура. Дидактические задания: "Один в поле воин".
15. Конь. Продолжать знакомить детей с ходом коня. Развивать логическое мышление. Продолжать упражнять детей в решении шахматных задач. Развивать мелкую моторику рук. Ход коня. Взятие. "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух).
16. Конь против ферзя, слона, ладьи. Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление. Упражнять детей в решении шахматных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Демонстрационный материал. Дидактические задания: "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".
Дидактическая игра: "Игра на уничтожение"
17. Пешка. Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление. Демонстрационный материал. Место пешки в начальном положении. Дидактическая игра: "Один в поле воин". Дорисуй фигуру.
18. Пешка. Развивать концентрацию внимания, логическое мышление. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять задания самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактическая игра: "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, многопешечные положения, "Ограничение подвижности".
19. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление. Упражнять детей в решении шахматных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Дидактические задания и игры.
20. Король. Познакомить детей с главной фигурой - королем. Развивать внимание, память, логическое мышление. Место короля в начальном положении. Ход. Взятие. Короля не бьют, под бой ставить нельзя. Игра "Король против короля".
Демонстрационный материал. Дорисуй фигуру. Отгадывание загадок.
21. Король против других фигур. Развивать внимание и логическое мышление. Развитие смекалки. Развивать мелкую моторику рук. Демонстрационный материал. Дидактические задания: "Двойной удар". Дидактическая игра: "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, слона, коня, пешки).
22. Шах. Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление; упражнять детей в решении шахматных задач. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактическая задания "Шах или не шах", "Защита от шаха".
23. Шах. Продолжать знакомить детей с различными видами шаха на шахматной доске. Развивать умение концентрировать внимание, логическое мышление. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания: "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра: "Первый шах".
Показ видеофильма.
24. Мат. Объяснить что такое мат.
Развивать внимание, память, логическое мышление. Что такое мат. Победа одного и поражение другого шахматиста. Показать матовые ситуации на магнитной доске.
25. Мат. Объяснить что такое мат в один ход. Развивать память и умение концентрировать внимание; логическое мышление, умение анализировать. Мат в один ход. Показать матовые ситуации на магнитной доске.
Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание: "Мат в один ход".
26. Мат. Объяснить что такое мат в один ход. Развивать память и умение концентрировать внимание; логическое мышление, умение анализировать. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".
27. Ничья, пат. Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление; упражнять детей в решении шахматных задач. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".
28. Рокировка. Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление; упражнять детей в решении шахматных задач. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
29. Шахматная партия. Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление; упражнять детей в решении шахматных задач. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактическая игра "Два хода".
30. Шахматная партия. Повторение изученного материала. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
31. Шахматная партия. Повторение изученного материала. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
32-33. Праздник "В королевстве шахматных фигур". Повторение программного материала. Проведение шахматного праздника "В королевстве шахматных фигур".