МААМ-картинки

Театрализованная деятельность в рамках дополнительной образовательной программы для разновозрастной группы 5–7 лет

Наталья Шикова
Театрализованная деятельность в рамках дополнительной образовательной программы для разновозрастной группы 5–7 лет

Актуальность программы :

Направленность программы :

Данная программа направлена на развитие речи дошкольника в процессе театральной деятельности, развитие словарного запаса, навыков словообразования, правильного грамматического строя речи, развитие связной речи.

Новизна программы :

Публикация «Театрализованная деятельность в рамках дополнительной образовательной программы для разновозрастной группы 5–7 лет» размещена в разделах

Данная программа направлена на развитие у детей речи. В ходе её осуществления дети научатся придумывать сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Пояснительная записка

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.

Цель программы — развитие речи детей средствами театрального искусства.

Задачи

• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

• Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений

детей старших групп перед младшими и пр.).

• Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз-личных видов.

• Совершенствовать артистические навыки детей в плане пере-живания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

• Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).

• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Задачи :

1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.

2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.

4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.

5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.

6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.

7. Поощрять инициативу, творчество.

8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.

9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Формы работы.

1. Театрализованные игры.

2. Занятия в театральном кружке.

3. Рассказы о театре.

4. Организация спектаклей.

5. Беседы-диалоги.

6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

7. Чтение литературы.

8. Оформление альбома о театре.

9. Показ представлений.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. Художественно – эстетическое :

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

Взаимодействие с родителями и специалистами :

Работа проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты :

Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Установлен тесный контакт с родителями.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминать заданные позы.

Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.

Знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

Уметь составлять предложения с заданными словами.

Уметь строить простейший диалог.

Уметь сочинять этюды по сказкам.

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на за-данную тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.

Уметь подобрать рифму к заданному слову.

Уметь сочинить рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

Содержание программы.

Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных в таблице. Перечислим их.

Блок 1 – основы кукловождения.

Блок 2 – основы кукольного театра.

Блок 3 – основы актерского мастерства.

Блок 4 – основные принципы драматизации.

Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.

Блок 6 – театральная азбука.

Блок 7 – проведение праздников.

Блок 8 – проведение досугов и развлечений.

Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц ; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц ; блоки 3, 4 – на каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал.

1 блок. Основы кукловождения.

Компонент ДОУ:

Сентябрь – ноябрь.

Задачи : продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол.

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Радостная встреча деда с Жучкой», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки».

Декабрь – январь

Задачи : закрепление навыка кукловождения пальчикового театра.

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок».

Национальный региональный компонент:

Музыкальная фонограмма к этюду «К нам пришел зайчик» : «Зайчик» - муз. С. Головина.

Февраль.

Задачи : обучение детей приемам кукловождения театра Бибабо.

Игра : «Театр двух актеров».

Март – апрель .

Задачи : продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра Бибабо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра. «Русский хоровод» - танцевальная композиция.

Национальный региональный компонент

Танцевальная композиция с использованием музыкальной фонограммы коми композиторов – «Полька» (разные муз. Инструменты) .

Куклы Бибабо с элементами коми костюмов (кокошник, поясок, фартук с коми орнаментом).

Май.

Задачи : познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой».

Этюды : «К нам в гости страус пришел», «Танец Аленушки».

2 блок.

1. Основы кукольного театра.

Задачи: Продолжать развивать умение использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям.

Сентябрь – ноябрь .

Задачи : прививать устойчивый интерес к кукольному театру ; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле. Сказки : «Кукушка», ненецкая сказка.

Национальный региональный компонент:

загадки : о кукушке.

народная игра «Кукушка» (П. Образцов) .

Декабрь – февраль.

Задачи : обучать детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции ; формировать интонационную выразительность речи ; вызывать интерес к пальчиковому театру, театру Бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами этих театров ; развивать интерес к театру марионеток, к кукле с «живой рукой».

Сказки : «Кот, петух и лиса» р. н. с. (пальчиковый театр) .

«Жихарка» р. н. с. (театр Бибабо)

«Гуси лебеди» р. н. с.

«Хозяйка» - П. Синявский (Бибабо, кукла Аленушка из театра кукол с «живой рукой») .

Национальный региональный компонент

загадки : о коте, петухе, лисе, лодке, ветре, реке и береге.

Муз. Фонограмма «Трудолюбивая девочка» - муз. С. Головина.

3 блок. Основы актерского мастерства.

Сентябрь – ноябрь.

Задачи : развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.

Этюды : «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М. Чистяковой).

Игры с пиктограммами : «Подбери фразу» ,«придумай и скажи фразу с интонацией карточки – пиктограммы»

Декабрь – февраль.

Задачи : развивать память и фантазию детей.

Этюды :М. Чехова : на внимание, веру, наивность, фантазию.

Март – май.

Задачи : развивать выразительность жеста.

Этюды :М. Чехова : «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Карлсон», «Золушка»

Национальный региональный компонент

Музыкальные фонограммы : для этюдов – колыбельные – музыка народная.

4 Блок. Основные принципы драматизации

Задачи: Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Совершенствовать исполнительские умения.

Сентябрь – ноябрь.

Задачи : продолжать обучать детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев ; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики ; обучать чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему ; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям. Сказки : «Три поросенка», сказка в переводе С. Маршака.

Инсценировка : «Кто сказал «МЯУ» ?» (по В. Сутееву).

Сценки : «Еж», «Спор туч» (по стихотворению Л. Корчагина)

Национальный региональный компонент:

Сказки : «Лиса и заяц», коми народная сказка.

Сценки : «Заболела наша Оля», «Воробей» (по стихотворениям С. Попова).

Коми народные игры : «Воробей», «Маленький воробышек».

Декабрь – февраль.

Задачи : продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке

Сказки : «Лисичка – сестричка и серый волк» ,р. н. с.

«Путаница» ,К. И. Чуковский. Инсценировки : «Одна варежка» (по стихотворению С. попова), «Зимний лес» (по стихотворению П. Образцова).

Национальный региональный компонент:

Муз. Фонограммы к инсценировкам : «Пришла зима» - муз. Ф. Вокуева ; «Снег» - муз. В. Гущина ; «Падает снег» - муз. Г. Качанова ; «Снегирь» - муз. Г. Латкина.

Март – май.

Задачи : развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке.

Сказки : «Красная шапочка» ,Ш. Перро.

Инсценировка : «Кто колечко найдет?» по стихотворению С. Я. Маршака.

Национальный региональный компонент

Инсценировки : «Новоселье» (по стихотворению П. Образцова) ; «Один цветок», «Для чего длинные волосы» (по стихотворениям С. Попова).

5 блок. Самостоятельная театральная деятельность.

Сентябрь – ноябрь.

Задачи : привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме.

Декабрь – февраль.

Задачи : побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра Бибабо.

Март – май .

Задачи : развивать желание импровизировать с куклами бибабо, марионетками, куклами с «живой рукой»

.

6 блок. Театральная азбука.

Сентябрь – май.

Задачи : продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре ; познакомить с театром, его историей, устройством ; рассказать о театральных профессиях и видах театров, научить правилам поведения в театре.

Национальный региональный компонент

Познакомить детей с театрами города Нижний Новгород через интернет.

7 блок. Проведение праздников.

задачи: Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников, в изготовлении атрибутов. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к праздникам.

Сентябрь – май.

Задачи : развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами ; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству.

Мероприятия : «Лесная ярмарка» (праздник осени) ; «мама дорогая, мама золотая!» «Новогодняя елка» ; «Простоквашино» - утренник, посвященный 8 марта, «Пасха красная",

Национальный региональный компонент

Фонограммы к праздникам.

8. Проведение досугов и развлечений.

задачи: Организовывать просмотр спектаклей, концертов, постановок кукольного театра. Обучать внимательно смотреть и слушать выступления взрослых, детей, малышей, эмоционально откликаться на них. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей. Приучать активно участвовать в различных развлечениях, используя умения и навыки, полученные на занятиях.

Сентябрь – ноябрь .

1. «1 сентября – День Знаний» с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада.

2. «Кот и лиса», кукольный спектакль в исполнении педагогов.

3. «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги) .

4. «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление.

5. «Дом, который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы.

Декабрь – февраль.

Задачи : обучать детей правильно оценивать поступки действующих лиц, воспитывать добрые чувства.

1. «Морозко» - р. н. с. в исполнении детей подг. Группы.

2. «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников.

3. «Мороз Иванович» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы.

Март – май.

Задачи : вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать в различных развлечениях.

1. «Шалунишки – котятки потеряли перчатки», инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы)

2. «День театра» - театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта) .

3. «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля.

4. «Чистота – для здоровья нам нужна» - театрализованное представление ко дню здоровья (7 апреля) .

5. «Как на Пасху куличи» - ярмарка.

6. «Как на пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов.

7. «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление.

Национальный региональный компонент:

1. «Медвежьи няньки» - коми народная сказка в исполнении детей подготовительной группы.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

1 Группа : 5-6 лет.

Базовый компонент :

Должен уметь :

1. Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.

2. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

3. Выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.

Компонент ДОУ:

Должен знать :

1. Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и т. д.) .

2. Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров ; верховых кукол, пальчиковом, бибабо.

Должен иметь представления :

1. О театре, театральной культуре.

2. Истории театра.

3. Устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб) .

4. Театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).

Группа 6-7 лет

Базовый компонент :

Должен уметь :

1. Самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворения, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли)

2. Разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение) .

3. Широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров.

Компонент ДОУ:

Должен знать :

1. Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и т. д.)

2. Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров : кукол – вертушек, тростевых кукол, напольном конусном.

Должен иметь представления :

1. О театре, театральной культуре.

2. Театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и т. д.) .

Оборудование детской театральной студии

1. Настольный театр игрушек.

2. Настольный театр картинок.

3. Стенд-книжка.

4. Фланелеграф.

5. Теневой театр.

6. Пальчиковый театр.

7. Театр Би-ба-бо.

8. Театр Петрушки.

9. Детские костюмы для спектаклей.

10. Взрослые костюмы для спектаклей.

11. Элементы костюмов для детей и взрослых.

12. Атрибуты для занятий и для спектаклей.

13. Ширма для кукольного театра.

14. Музыкальный центр, видеоаппаратура

15. Медиотека (аудио- и CD диски).

16. Декорации к спектаклям

17. Методическая литература

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность для детей второй группы раннего возраста Доклад на тему: «Театрализованная деятельность для детей второй группы раннего возраста» Уважаемые коллеги, хотелось бы отметить, что дети.

ООД по реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Камертон» Конспект по реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы Художественной направленности «Камертон» по формированию.

Контрольно измерительные материалы дополнительной общеобразовательной программы «Игровая мастерская» Контрольно измерительные материалы дополнительной общеобразовательной программы «Игровая мастерская» 2018 - 2019 уч. год, I полугодие.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Театральные ступеньки» для детей 4–7 лет Содержание дополнительной общеобразовательной программы "Театральные ступеньки"(для детей 4-7лет) Раздел 1. «Художественная игра» - направлен.

Конспект НОД «Наша Армия» для старшей разновозрастной группы в рамках недели «Защитники Отечества» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Организация образовательной деятельности в центрах активности в рамках реализации программы «Вдохновение» Организация образовательной деятельности в центрах активности в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Педагогический проект «Театрализованная деятельность» для детей старшей группы 1. Введение "Театрализация – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее.» О. П. Радынова В нашей повседневной.

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок «Русские шашки» для детей старшей группы МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 11 «ПОДСНЕЖНИК» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.

Театрализованная деятельность детей старшей группыТеатрализованная деятельность детей старшей группы Самоанализ открытого занятие в старшей группе с элементами театрализованной деятельности «Репка». Цель: всестороннее, последовательное развитие.

Театрализованная деятельность «На поиски Вреднюги» для детей старшей группы Театрализованная деятельность : «НА ПОИСКИ ВРЕДНЮГИ» ЦЕЛЬ: Формировать у детей интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность в рамках дополнительной образовательной программы для разновозрастной группы 5–7 лет
Опубликовано: 15 мая 2019 в 16:31
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД