Получи документы

Дополнительная образовательная программа «Говорушки» для детей 3–4 лет

Наталья Хряпина
Дополнительная образовательная программа «Говорушки» для детей 3–4 лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«ГОВОРУШКИ»

Возраст детей : 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Хряпина Н. А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Люди разговорчивые

говорят разборчиво,

Чисто, четко, внятно –

Каждому понятно.

С. Светлова

1. Направленность программы.

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Говорушки“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребёнка дошкольного возраста, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Направленность дополнительной образовательной программы социально-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая, физическая, направленная на улучшение речевого развития, формирование устной речи детей младшего дошкольного возраста, обогащение их словарного запаса.

Программа дополнительного образования «Говоришки» по удовлетворению образовательных потребностей детей в речевом развитии учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста,

2. Новизна программы.

Новизна программы «Говорушки» : введение национально-регионального компонента в содержание дополнительной образовательной программы, использование инновационных технологий обучения по данной образовательной программе, авторских разработок.

3. Актуальность программы.

Дошкольный возраст - важный и неповторимый период в развитии ребёнка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его речевое развитие.

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако, для детей данного возраста еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, быстрое снижение работоспособности.

Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороной речи. Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов: 1) обследование речи и произношения ребенка; 2) развитие правильной артикуляции; 3) закрепление правильного произношения в свободной речи; 4) Развитие фонетического восприятия; 5) навыки звукового анализа предложения и слова.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения).

На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Такая работа даёт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и творческие запросы.

4. Интеграция содержания работы дополнительной образовательной программы в образовательных областях

Социально-коммуникативное развитие Игры, способствующие развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками и формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками

Познавательное развитие Формирование первичных представлений о собственном артикуляционном аппарате и его возможностях, о ритмичности речи, модуляции голоса (на примере звукоподражаний, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (звучании, ритме, темпе).

Речевое развитие Обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; игры на развитие слухового внимания, чувства ритма.

Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства - устного народного творчества, фольклора, стихотворных текстов.

Физическое развитие Упражнения на укрепления периферического речевого аппарата (артикуляционные гимнастики, игры и упражнения на координацию движений, на укрепление и развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

5. Отличительные особенности программы : В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.

Данная программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий с родителями дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

6. Научная обоснованность.

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, Б. Д. Элькониным.

В программе также нашли отражения идеи ряда учё ных: Г. А. Волковой, Л. С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О. В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т. Б. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.

Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н. А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.

7. Педагогическая целесообразность программы.

Основные принципы, заложенные в основу программы :

- Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.

- Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

- Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

- Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

- Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

8. Цель программы - совершенствование и развитие у дошкольников младшего возраста моторики органов артикуляции и мелкой моторики, правильного звукопроизношения, развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха.

9. Задачи программы.

Обучающие задачи:

- активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

- формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

- Способствовать развитию речи детей как средства общения;

- развивать моторику артикуляционного аппарата;

- Развивать потребность в общении и формировать коммуникативные навыки;

- совершенствовать мелкую моторику рук;

- формировать связную речь.

Воспитательные задачи:

- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- обучать умению планировать свои действия, выполнять поручения.

- расширять кругозор детей через приобщение к русской и мордовской народной культуре.

- формировать инициативность, самостоятельность у детей;

Развивающие задачи:

- развивать умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);

- развивать психические процессы детей (внимание, память, воображение).

- формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;

- развивать любознательность, активность у детей.

10. Методы, используемые при реализации дополнительной образовательной программы :

1) Наглядные:

- непосредственные ( метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов);

-опосредованные (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.);

2) Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал)

3) Практические (различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры)

11. Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы :

- состав группы (постоянный; мальчики, девочки);

- особенности набора обучающихся (свободный);

- базовые знания.

12. Сроки реализации дополнительной образовательной программы : одноступенчатый образовательный процесс (1 год реализации).

13. Форма детского образовательного объединения : кружок.

Форма проведения - тематическая совместная деятельность педагога с детьми.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в год – 56 часов

- кол-во часов и занятий в неделю – 2 раза в неделю

- периодичность занятий – с октября по май.

Длительность проведения работы в кружке в соответствии с действующими санитарными нормами 15 минут.

14. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Программа призвана способствовать совершенствованию и развитию у дошкольников младшего возраста моторики органов артикуляции и мелкой моторики, правильному звукопроизношению и их автоматизация, развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха.

Дети должны уметь:

1. отвечать на вопросы взрослого;

2. правильно артикулировать все изучаемые звуки речи;

3. обогащение активного и пассивного словаря;

4. согласовывать слова в словосочетаниях;

5. употреблять в речи предлоги: в, на, за, под, около;

6. узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки;

7. образовывать существительные во множественном числе;

8. реализовывать новые слова и понятия в речи;

9. пользоваться словарем обобщений;

10. использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру и т. д.);

11. рассказывать по картине совместно с взрослым.

12. Форма подведения итогов.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются :

- мониторинг;

- индивидуальные беседы, консультации в течение года;

- творческие задания;

- открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ.

13. Работа с родителями.

- консультация «Значение семейного воспитания в развитии речи детей».

- рекомендации для родителей по выполнению артикуляционных упражнений.

- консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в формировании правильного произношения».

- консультация для родителей «Методы и приёмы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

- консультация «Как помочь ребёнку заговорить.

- консультация для родителей «Игра и умственное развитие ребёнка».

- консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».

- консультация для родителей «Игры с мячом для развития речи детей».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Октябрь,

1 неделя Тема: «Во саду ли, в огороде»

Артикуляционная гимнастика «Вот репка»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Где звенит колокольчик?»

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»

Потешка «Солнышко-ведрышко»

Игра «Таня сеяла горох»

Октябрь,

2 неделя Тема: «Во саду ли, в огороде»

Артикуляционная гимнастика «Помидор»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Громко-тихо»

Пальчиковая игра «Г отовим сок»

Потешка «Солнышко-ведрышко»

Игра «Таня сеяла горох»

Октябрь,

3 неделя Тема: «В осеннем лесу»

Артикуляционная гимнастика «Прогулка по лесу»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки»

Пальчиковая игра «Зайчик и ушки»

Потешка «Вышли мышки как-то раз»

Игра «Дождик, кап!»

Октябрь,

4 неделя Тема: «В осеннем лесу»

Артикуляционная гимнастика «Прогулка по лесу»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки»

Пальчиковая игра «Дождик»

Потешка «Зайка серенький сидит.»

Игра «Жил-был зайчик»

Ноябрь,

1 неделя Тема: «В гостях у бабушки с дедушкой»

Артикуляционная гимнастика «В деревне»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как кричит?»

Пальчиковая игра «Кролик»

Потешка «Курочка-рябушечка»

Игра «Наши уточки с утра.»

Ноябрь,

2 неделя Тема: «В гостях у бабушки с дедушкой»

Артикуляционная гимнастика «В деревне»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как кричит?»

Пальчиковая игра «Наш красивый петушок.»

Потешка «Бабушкины оладьи»

Игра «Выполни задание»

Ноябрь,

3 неделя Тема: «Как звери к зиме готовятся»

Артикуляционная гимнастика «Зимняя сказка»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Отгадай, кто говорит? (по сказке «Три медведя»

Пальчиковая игра «Это зайчонок.»

Потешка «Сорока-белобока»

Игра «Колобок»

Ноябрь,

4 неделя Тема: «Игрушки»

Артикуляционная гимнастика «Язычок погладим ласково губами»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай, чей голосок?»

Пальчиковая игра «Кукле кашу я сварю»

Потешка «Раз, два, три, четыре, пять - мы сейчас пойдем гулять»

Игра «Мы ногами - топ,топ,топ»

Декабрь,

1 неделя Тема: «Зима»

Артикуляционная гимнастика «Мы смеялись, мы играли»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Отвернись и угадай»

Пальчиковая игра «Зима»

Стихотворение «Снег, снег кружится»

Игра «Падает снежок»

Декабрь,

2 неделя Тема: «Зимние забавы»

Артикуляционная гимнастика «Погуляем!»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки»

Пальчиковая игра «Что зимой мы любим делать?»

Стихотворение «У сестренки, у Маринки»

Игра «На дворе мороз и ветер»

Декабрь,

3 неделя, Тема: «Зимние забавы»

Артикуляционная гимнастика «Погуляем!»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Повторялки»

Пальчиковая игра «Что зимой мы любим делать?»

Стихотворение «У сестренки, у Маринки»

Игра «На дворе мороз и ветер»

Декабрь,

4 неделя Тема: «Новый год к нам идет»

Артикуляционная гимнастика «Дед Мороз к нам приходил»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Повторялки»

Пальчиковая игра «Новый год»

Стихотворение «Как на горке снег, снег.»

Игра «Встанем в хоровод»

Январь, 2 неделя Тема: «Кошка и котята»

Артикуляционная гимнастика «Кошка»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай и изобрази»

Пальчиковая игра «Котик»

Потешка «Кисонька-мурысонька»

Игра «Мячик»

Январь,

3 неделя Тема: «Дикие животные»

Артикуляционная гимнастика «Животные в лесу»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай и изобрази»

Пальчиковая игра «Дикие животные»

Потешка «Сидит белка на тележке»

Игра «Прыгай, заинька!»

Январь,

4 неделя Тема: «Кто какую пользу приносит»

Артикуляционная гимнастика «Корова»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай, кто это?»

Самомассаж с прищепками «Кусается больно котенок-глупыш.»

Потешка «Мы купили кошке.»

Игра «Шел козел по лесу.»

Февраль,

1 неделя Тема: «В гостях у лисички-сестрички»

Артикуляционная гимнастика «Побывали мы в лесу.»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай, кто это»

Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»

Потешка «Лиса по лесу ходила»

Игра «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки»

Февраль,

2 неделя Тема: «Как снеговики солнце искали»

Артикуляционная гимнастика «Приключения Снежинки»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Беги на носочках»

Пальчиковая игра «Снеговик»

Потешка «Ой, сердит мороз!»

Игра «Снег метлою разметая, идет баба снеговая»

Февраль,

3 неделя Тема: «Попугай Говорушка идет в армию»

Артикуляционная гимнастика: Упражнения «Стрельба», «Танк», «Пароход»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Внимание!»

Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»

Стихотворение «Самолет»

Игра «Сигнальщики»

Февраль,

4 неделя Тема: «Посуда. Продукты питания»

Артикуляционная гимнастика: упражнения «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Чашечка».

Упражнение на развитие слухового восприятия «Попугайчики»

Пальчиковая игра «Тесто»

Потешка «Оладушки»

Игра «Пироги»

Март,

1 неделя Тема: «Праздник мам»

Артикуляционная гимнастика: упражнения «Улыбка», «Поцелуйчик», «Блинчик», «Месим тесто».

Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто тебя зовет?»

Пальчиковая игра «Дружно маме помогаем»

Стихотворение «Кто любимей всех на свете?»

Игра «Пироги»

Март,

2 неделя Тема: «Транспорт»

Артикуляционная гимнастика в стихах «Транспорт»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто тебя зовет?»

Пальчиковая игра «Лодочка»

Стихотворение «Кораблик»

Игра «На улице»,

Март,

3неделя Тема: «Весна»

Артикуляционная гимнастика «Приключение ручейка»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихо - громко»

альчиковая игра «Веселые льдинки»

Потешка «Весна-красна»

Игра «Будем мы весну встречать»

Март,

4 неделя Тема: «Как цыплята солнце будили»

Артикуляционная гимнастика «Приключение солнышка»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихие и громкие звоночки»

Пальчиковая игра «Мама»

Потешка «Солнышко»

Игра «Цыплята»

Апрель,

1 неделя Тема: «Весеннее солнышко»

Артикуляционная гимнастика «Весна»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Где я?»

Пальчиковая игра «Луч»Стихотворение Г. Лагздынь «Солнышко»

Игра «Солнечные зайчики»

Апрель,

2 неделя Тема: «В гости к нам пришли матрешки»

Артикуляционная гимнастика «Самовар»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Где я?»

Пальчиковая игра «Матрешка»

Песенка «Мы матрешки, вот такие крошки»

Игра «Карусель»

Апрель,

3неделя Тема: «Прилетайте, птицы!»

Артикуляционная гимнастика: упражнения «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке»,«Червячок» (узкий язычок, «Почистим клювик»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Ритмическое эхо»

3. Пальчиковая игра «Воробьи»

4. Потешка «Сорока-белобока»

5. Игра «Дружно птицы прилетели», см. Кныш, стр. 40

Апрель,

4 неделя Тема: «Насекомые»

1. Артикуляционная гимнастика «Насекомые»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Колокольчик»

3. Пальчиковая игра «Жук»

4. Потешка «Божья коровка»

5. Игра «Кузнечики»

Май,

1 неделя Тема: «Папа, мамочка и я - вместе дружная семья»

Артикуляционная гимнастика «Папа, мамочка и я - вместе дружная семья»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Молоточек»

3. Пальчиковая игра «Семья»

4. Потешка «Из-за леса, из-за гор.»

Игра «Чок-чок, каблучок, в танце кружится сверчок!»

Май,

2 неделя Тема: «Петушок и его семья»

Артикуляционная гимнастика «Друзья веселого язычка»

Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихо - громко»

Пальчиковая игра «Петушок, петушок»

Песенка «Вышла курочка гулять»

Игра «Петушиная семья»

Май,

3 неделя Тема: «Колечко»

1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Колечко», «Лопатка», «Солнышко улыбается»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как ходит»

3. Пальчиковая игра «Колечко»

4. Стихотворение С. Маршака «Колечко»

Игра «Индюк и овечка»

Май,

4 неделя Тема: «Весенние сюрпризы от Смешариков»

1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Улыбка Нюши», «Дудочка Копатыча», «Блинчик Бараша», «Вкусное варенье Совуньи», «Качели с Ежиком», «Лошадка с Крошем»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихо - громко»

3. Пальчиковая игра «Капель»

4. Песенка «Дождик, дождик, веселей.»

5. Игра «Прогулка в весенний лес»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу.

Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игры, беседа, путешествия, конкурс). Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Основной формой организации деятельности является кружка групповая. Для того чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата используются различная работа с воспитанниками:

• Тематическая

• Индивидуальная

• Интегрированная деятельность

• Сюрпризные моменты

В процессе работы активно используются методы, направленные на устранение дефектов звукопроизношения, развитие фонематических процессов, формирование навыков пользования лексически и грамматически правильной речь:

Коррекционная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста проводится по следующим направлениям:

1) развитие фонематического восприятия;

2) артикуляционные упражнения;

3) упражнения на дыхание;

4) отработка произносительных навыков;

5) отработка лексико-грамматических конструкций;

6) развитие неречевых психических процессов;

7) развитие мелкой моторики;

8) работа над голосом.

2. Приемы и методы организации.

Занятия проводятся в группе. Эффективность организации образовательного процесса зависит во многом от выбранных педагогических методов и приёмов обучения.

В содержание игровых занятий включены следующие виды работ:

- Артикуляционная гимнастика - комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

• Упражнения на развитие слухового восприятия;

• Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

«Пальчиковый игротренинг» :

- Игры с пальчиками;

- Пальчиковые игры с палочками;

- Пальчиковые игры со стихами;

- Физкультминутки;

- Комплексы пальчиковой гимнастики и массаж;

- Упражнение с мелкими предметами;

- Игры с персонажами пальчикового театра.

Потешки и стихи, сопровождаемые движениями рук, развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

Динамические упражнения для развития темпа и координации речи и движений.

Веселые стихи, рисунки, сказочные персонажи делают процесс развития речи ориентированным на ребенка-дошкольника.

3. Материально-техническое обеспечение.

1. Развивающая среда.

2. Дидактические игры и пособия.

3. Иллюстрационный материал.

4. Художественная литература.

5. Методическая литература по речевому воспитанию.

6. Аудиосистема.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры-занятия со звучащим словом : Книга для воспитателей. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 192 с.

2 Гербова В. В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М. : Мозаика – Синтез, 2014.

3 Ельцова, О. М. Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. М. Ельцова. – С. Пб. : Детство - Пресс, 2009. – 208 с.

4 Жукова Н. С. Я говорю правильно : от первых уроков устной речи к «Букварю» / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2010. -726 с.

5 Кныш В. А., Комар И. И. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. -Минск:Аверсэв, 2009.- 188 с.

6 Косинова Е. М. Уроки логопеда : игры для развития речи / Е. М. Косинова. - М. : Эксмо : ОЛИСС, 2011.- 192 с.

7 Лозбякова М. И. Учимся правильно и чётко говорить : пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М. : ;Вентана-Графф, 2003.- 304 с.

8 Новиковская О. А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О. А. Новиковская. – М. : АСТ, Сова, ВКТ - Москва, 2011. - 878 c.

9 От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.

10 Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития речи / Л. Г. Парамонова. – М. : АСТ - Москва, 2012. - 208 c.

11 Развитие речи. Дополнительные материалы. Овощи, фрукты, ягоды. - Корифей - Москва, 2010. - 112 c.

12 Успенская, Л. П. Учитесь правильно говорить / Л. П. Успенская, М. В. Успенский. – М. : Просвещение, 2000. – 224 с.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет «Мой Златоуст» (нормативный срок освоения 3 года) У Бушуева конька – Золотые крылышки. Он летит под облака – Разметалась гривушка. Ты лети конёк, сияй,.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Юные художники» для детей 4–5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 97 «Незабудка» Городского округа «город.

Дополнительная образовательная программа «Я — магнитогорец» для детей 5–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №112 присмотра и оздоровления» города Магнитогорска Принята на педагогическом.

Дополнительная образовательная программа «Легоконструирование и робототехника в ДОУ» для детей дошкольного возраста ]Цель программы: формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных.

Дополнительная образовательная программа «Пластилинография» для детей старшего дошкольного возраста с РАС Пояснительная записка Актуальность. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. Другими.

Дополнительная образовательная программа по акробатике Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность. В системе физического воспитания детей акробатика занимает особое место и является.

Дополнительная образовательная программа танцевального кружка Дополнительная Образовательная программа Танцевального кружка «Незабудки» Составитель: Стахно Светлана Владимировна Музыкальный.

Дополнительная образовательная рабочая программа по духовно-нравственному развитию детей «Светлый мир»Дополнительная образовательная рабочая программа по духовно-нравственному развитию детей «Светлый мир» Пояснительная записка. … Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто.

Дополнительная общеразвивающая программа «Говорушки-топотушки» для детей 5–7 лет .

Рабочая дополнительная образовательная программа по бочче для детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Развитие спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Говорушки» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 23:38
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД