Дополнительная образовательная программа «Королева иголочка»

Елена Дунаева
Дополнительная образовательная программа «Королева иголочка»

Содержание

1. Введение.

2. Актуальность.

3. Пояснительная записка.

4. Цель.

5. Задачи.

6. Возраст детей, периодичность проведения занятий.

7. Продолжительность реализации программы.

8. Формы проведения занятий.

9. Предполагаемый результат.

10. Формы проведения итогов реализации программы.

11. Тематическое планирование.

12. Содержание программы.

13. Методы и приемы работы.

14. Техническое оснащение.

15. Список литературы.

Истоки способностей и дарований детей-

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Введение:

Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно – прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.

Организация данного обучающего курса на базе ДОУ в рамках дополнительного образования является особенно актуальным. Ведь целю дополнительного образования является развитие творческой личности ребенка, чему особенно способствует, по мнению многих отечественных ученых (Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, А. П. Усова,Н. П. Сакулина) декоративно – прикладное искусство, неотъемлемой частью которого является вышивка.

Актуальность проблемы:

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Королева иголочка», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Пояснительная записка:

В начале учебного года проводиться диагностика по выявлению, умений детей работать с нитью, иглой, ножницами, умений пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок. Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами.

Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда.

Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.

Цель программы:

Развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих интерес к рукоделию, развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

• Развитие у детей интереса к шитью;

• Развитие творческого подхода к созданию поделок, эстетического вкуса;

• Соблюдение техники безопасности в работе с иглой и ножницами;

• Формирование умения планировать свою деятельность;

• Обучение ручным способам вышивания;

• Развитие у детей мелкой моторики.

Возраст детей, периодичность проведения занятий.

Программа рассчитана на детей подготовительной группы (6-7лет). Занятия по программе планируются проводить 1 раз в неделю в течение учебного года. Длительность занятия 25- 30 минут. Дети работают в индивидуальном темпе (в зависимости от своих возможностей).

Продолжительность реализации программы.

8 месяцев.

Формы проведения занятий.

Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические: вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, показ способа действия, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям.

Предполагаемый результат:

К концу учебного года ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой.

В результате работы кружка предполагается овладение детьми:

элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

- вдевать нитку в иголку, завязывать узелок;

шить разными швами;

приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;

определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;

навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;

умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

умением заинтересовать и научить других технике вышивания.

Работа с родителями:

вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.

распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей.

приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

Формы подведения итогов реализации программы.

- Выставка детских работ в ДОУ;

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

Содержание программы

№ занятия п\п Время проведения Тема Задачи Оборудование и

материал Литература

1 Октябрь «Путешествие в страну рукоделия» Рассказ педагога об истории вышивки. Развивать любовь к красоте, показать красоту вышитых изделий. Заинтересовать детей, вызвать желание вышивать.

Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов. Образцы вышивки, наборы игл для вышивания.

Интернет-ресурсы

2 «Техника безопасности»

Беседа по технике безопасности. Закрепить правила пользования ножницами, полученные ранее. Познакомить с правилами пользования иголкой.

Нарисовать альбом правил знаний о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами. Наборы игл, ножницы, игольница, напёрсток. Карандаши, рисунки, бумага. Ж. Д/в №2/2005г.

3 «Знакомство с тканью».

Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. Ткани, разные по фактуре. «Уроки творчества» Н. А. Цирулик стр. 67

4 «Волшебная иголочка». Познакомить детей с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок. Иголки, нитки. «Самоделки из текстильных материалов» Перевертень, стр. 17

5 Ноябрь «Шов вперед иголку»

Продолжить учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Знакомство со швом «вперёд иголку» по картону. Объяснение, показ способа выполнения. Готовый образец, иголки, нитки, картон. «Умные руки» Цирулик, стр. 41

6-8 Ноябрь «Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка». Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки. Н. М. Конышева «Чудесная мастерская» стр. 118

9 Декабрь «Разноцветные кружочки».

Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу. Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки. Интернет-ресурсы

10-11 «Новогодние игрушки».

Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка».

Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветной картон с отверстиями.

Интернет-ресурсы

12 Шов «назад иголку» Использование модели шва. Знакомство с техникой выполнения. Объяснение, индивидуальная работа. Готовый образец Н. М. Конышева «Рукотворный мир» стр. 84

13-14 Январь «Фрукты». Научить создавать несложные вышивки на тему «фрукты вышитые на салфетках», передавать в вышивке форму, цвет фруктов, детали. Научить детей простейшему шву «назад иголку». Иголки, нитки, трафареты, пяльца, ткань. Интернет-ресурсы.

15 «Веселые пуговички» Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Учить пришивать пуговицу параллельным способом. Разные пуговицы с двумя отверстиями, нитки, картон, ножницы. Н. А. Цирулик «Умные руки» стр. 42

16 «Гусеница» Продолжать учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва. Разные пуговицы с двумя отверстиями, нитки, ткань, ножницы. Н. А. Цирулик «Умные руки» стр. 43

17 Февраль «Пришивание пуговиц с четырьмя

отверстиями» Учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва. Разные пуговицы с четырьмя отверстиями, нитки, ножницы Н. А. Цирулик «Уроки творчества» стр. 70

18 «Пуговичные узоры» Продолжать учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва. Иголки, нитки, пуговицы, ткань Н. А. Цирулик «Уроки творчества» стр. 71

19-20 «Подставка для детской посуды» Продолжать учить пришивать пуговицы, закреплять правила техники безопасности с иглой, ножницами. Иголки, нитки, пуговицы, картон. Интернет-ресурсы

21 Март «Петельный шов» Использование модели шва. Демонстрация способа действия. Рассказ о видах использования шва (обметка петель, края ткани, соединения различных деталей). Использование готового шва. Интернет-ресурсы

22-23 Игольница «Цветок» Беседа о празднике 8 марта. Изготовление подарка маме. Работа с трафаретом, сшивание деталей петельным швом. Иголки, нитки, ткань, трафареты. Н. М. Конышева «Чудесная мастерская» стр. 121

24 «Тамбурный шов» Использование модели шва. Знакомство с техникой выполнения. Объяснение, индивидуальный подход. Использование готового шва. Готовый образец

25-27 Апрель «Волшебная радуга» Загадка. Закрепление «тамбурного шва». Продолжать учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая. Интернет-ресурсы

28-29 Май Вышивание по выбору детей. Закрепление навыков вышивания. Выбор рисунка, прорисовка на ткани, подбор ниток. Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая. Готовые образцы

30 «Выставка творческих работ» Показать результат работы. Детские работы, выполненные детьми в течение учебного года.

Тематическое планирование

Тема Количество занятий

1. «Путешествие в страну рукоделия». 1

2. «Техника безопасности». 1

3. «Знакомство с тканью». 1

4. «Волшебная иголочка». 1

5. «Шов «Вперед иголку» 1

6. «Разные дорожки» 3

7. «Разноцветные кружочки» 1

8. «Новогодние игрушки» 2

9. Шов «Назад иголку» 1

10. «Фрукты» 2

11. «Веселые пуговички» 1

12. «Гусеница» 1

13. «Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями» 1

14. «Пуговичные узоры» 1

15. «Подставка для детской посуды» 2

16. «Петельный шов» 1

17. Игольница «Цветок» 2

18. «Тамбурный шов» 1

19. «Волшебная радуга» 3

20. Вышивание по выбору детей 2

21. «Наша выставка» 1

Методы и приемы:

Для реализации поставленных задач планируется использование следующих методов и приемов обучения:

- метод прямого воздействия (показ способов действия);

- наглядный метод (рассматривание; применение схем, инструкционных карт);

- исследовательский метод (обследование, сравнение, анализ, самостоятельный выбор);

-практический метод (планирование, действия с предметами);

- словесный метод (вопросы к детям, беседа, рассказ, художественное слово, краткое описание, объяснение);

-репродуктивный метод (воспроизведение действий по образцу);

- игровой метод (привлечение кукольных персонажей).

Техническое оснащение:

-Ткань белая хлопчатобумажная;

-нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные);

-иглы, ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка);

-пяльца пластмассовые (на каждого ребенка);

-пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком);

-кусочки трикотажного полотна разных размеров;

-карандаши (на каждого ребенка) просты;

-калька (на каждого ребенка;

-копировальная бумага;

-подборка готовых вышивок;

-образцы рисунков для вышивания;

-пооперационные карты;

-иллюстрации вышивок в различной технике.

Список литературы:

1. Цирулик «Уроки творчества», «Умные руки».

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 /2005г.

3. «Волшебные крестики», изд. «Карапуз», 2001г.

4. Н. М. Конышева «Чудесная мастерская».

5. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа для детей 4–7 лет «Ритмика и хореография» Пояснительная записка. Программа «Ритмика и хореография» для детей 4-7 лет направлена на создание условий для развития артистичности и.

Дополнительная образовательная программа «Домовёнок» Дополнительная образовательная программа "Домовёнок" Направленность программы «Домовенок» по содержанию является художественно-эстетической,.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» Содержание дополнительной образовательной программы: 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание программы 4. Материальное.

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» часть 2 К концу года дети должны знать и уметь: Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно.

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в Сообразилию» Пояснительная записка Одно из основных направлений перестройки современного образования связано с актуализацией проблемы развития индивидуальных.

Дополнительная образовательная программа «Росинка» Дополнительная образовательная программа "Росинка" Направленность программы «Росинка» по содержанию является художественно-эстетической.

Дополнительная образовательная программа декоративно-прикладного творчества «Декупаж»Дополнительная образовательная программа декоративно-прикладного творчества «Декупаж» Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы: Художественная деятельность является неотъемлемой частью.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Головоломки
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Королева иголочка»
Опубликовано: 18 марта 2016 в 13:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра по математике «Конфетки для мишки»
Цель: закрепить прямой счёт в пределах 5, умение различать и называть геометрические фигуры, группировать предметы по количеству. Материал: кукла –...
Фотоотчет изготовления кормушки для птиц. Старшая группа
Цель: Закрепить представления дошкольников о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Мы в детском саду сделали...
Фотоотчет «Наш чудо-огород». Огород на окне. Средняя группа
Пришла весна и с ее приходом все начинают готовится к посадкам на огороде, закупают семена, сажают рассаду, в целом работа кипит. Огород в детском саду...
Игровые технологии по теме «Продукты питания». Старший дошкольный возраст
Цель: Познакомить детей с основными продуктами питания и их названиями. Словарь ( лексический минимум) Существительные: Еда, продукт, мясо, рыба,...
Консультация для родителей «Внимание, паводок!»
После снежной зимы происходит обильное таяние снега, что является причиной значительного подъёма уровня воды в реках, иногда сопровождающееся её выходом...