Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности «Радуга красок»

Арина Черниюк
Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности «Радуга красок»

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А.

Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

Организация изобразительной деятельности

Программа предполагает проведение 2 раза в неделю во вторую половину дня педагогом дополнительного образования.

Продолжительность занятий:

Старшая группа (5-6 лет) – 25 минут

Подготовительная группа (6-7 лет) – 30минут

Педагогический анализ знаний, умений, навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год: в октябре, в мае.

Формы организации:

- индивидуальная работа с детьми,

- работа парами,

- коллективная работа.

Занятия в подгруппах по 8-15человек.

Программа составлена на основе работы с дошкольниками и предусматривает разнообразные и доступные для детей виды занятий:

- рисование и лепка с натуры (игрушки,

- рисование и аппликация на заданные темы,

- рисование по представлению,

- рисование по памяти.

- показ репродукций картин известных художников с беседами,

- предметы народно - прикладного искусства.

В качестве учебных пособий на занятиях используются:

- детские работы,

- игрушки,

- открытки и репродукции художественных произведений,

- предметы быта (посуда и пр.)

- растения (живые цветки, ветки деревьев, фрукты, овощи)

В некоторых случаях занятию по изобразительному искусству должны предшествовать прослушивание или проигрывание сказки или литературных произведений на других занятиях или в свободное время.

Прогнозируемые результаты

Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребенка, его воображения, способности к изобразительному творчеству и в сохранении интереса к занятиям.

После обучения:

- сформированы представления о видах изобразительного искусства;

- знают о средствах художественной выразительности (форма, цвет, композиция);

- умеют получать новые цвета и оттенки;

- сформированы умения в изображении человека и животных в движении;

Сформированы умения давать оценку своей работе и работе товарищей;

- сформированы умения работы такими материалами, как вата, ткань, бусины, ленты, ножницы т. д.

- проявляют индивидуальность и творчество

Условия реализации программы

Занятия проводятся в ИЗО - студии. Помещение, оборудованное светлыми столами и стульями, соответствующими росту и возрасту детей, подобранные с учетом санитарно – гигиенических норм. Имеются шкафы для методической литературы, наглядных пособий, выставочных работ детей; лампы дневного освещения, аудио – и видеоаппаратура. Художественные материалы хранятся на полках и стеллажах в доступном для детей месте с учетом предпочтительного выбора ребенком желаемого художественного материала.

Художественный материал на год:

Карандаши простые, цветные карандаши, ластики, фломастеры, пастель, акварель, палитра, гуашь, мелки восковые, бумага для акварели, бумага для пастели, ватман, цветная бумага, цветной картон, клей, салфетки, ножницы, пластилин, глина, стеки, клеенка, тканевые салфетки, дощечки, кисти баночки для воды, губки или мочалки разных размеров

Учебно – тематический план

(Первый год обучения)

Месяц № неделя Название занятия Задачи занятия Материалы, пособия

октябрь 1 1 Веселое лето

(Рисование сюжетное,

коллективный альбом) Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами А4, цветные карандаши или фломастеры, простые карандаши, ластики

2 2 Осенний натюрморт

(лепка предметная из соленого теста) Лепка фруктов из соленого теста; создание объемных композиций; знакомство с натюрмортом Соленое тесто, дощечки, клеенка, стеки, салфетки, тарелки пластиковые

3 3 Наша ферма

(аппликация из геометрических фигур разной величины) Создание образов домашних животных из овалов разной величины 9большой овал – туловище, маленький овал - голова) Цв. Бумага, ножницы, клей, салфетки, фломастеры, цветные карандаши

4 4 Листочки на окошке (витраж)

(аппликация симметричная) Сочетание аппликативных техник; создание коллективной композиции из вырезанных листочков для интерьера группы Цв. Бумага, иллюстрации старых журналов, ножницы, клей, картон, цв. Карандаши или фломастеры

5 5 Осенние листья (краски осени)

(рисование с натуры) Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит – акварельными красками

Акварель, А4, палитры, кисти, баночки с водой, пр. карандаши, ластики, образцы листьев

ноябрь 6 1 Золотая хохлома и золотой лес

(рисование декоративное по мотивам народной росписи) Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи Гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки

7 2 Золотые березы

(аппликация обрывная с элементами декоративного рисования) Рисование осенней березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник Цветная бумага, салфетки, ножницы, бумага

8 3 Расписные ткани

(рисование декоративное) Рисование раппортных узоров по всему пространству листа бумаги; развитие чувства цвета; ритма; формы А4, краски, фломастеры, кисточки, вода

9 4 Лошадки (веселая карусель)

(лепка из глины по мотивам народных игрушек) Лепка лошадки из цилиндра (приемом надрезания с двух сторон) по мотивам дымковской игрушки) Глина, дощечки, клеенки, салфетки,

Образец дымковской игрушки - лошадки

декабрь 10 1 «Белая береза под моим окном…» (зимний пейзаж)

(рисование с элементами аппликации) Изображение зимней (серебряной)березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник Цветная бумага, гуашь, кисти, салфетки

11 2 Звездочки танцуют (зимнее окошко)

(аппликация из фольги фантиков) Вырезание звездочек из красивых фантиков и фольги, сложенных дважды по диагонали; освоение прорезного декора Фантики, ножницы,

12 3 Еловые веточки (зимний венок)

(Рисование с натуры) Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок» Еловая ветка с игрушкой и мишурой, поздравительные открытки, тонированная бумага, простые карандаши, фломастеры, пастель

13 4 Ёлочки – красавицы (панорамные новогодние открытки)

(аппликация с элементами конструирования) Изготовление поздравительных открыток – самоделок с сюрпризом (симметричным способом) Тонированная бумага, ножницы, клей, простые карандаши, гуашь, вода, салфетки

январь 14 1 Волшебные снежинки (краски зимы)

(рисование декоративное) Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам Белая гуашь, цветная бумага холодных оттенков, тонкие кисти, вода, салфетки

15 2 Зимние забавы

(лепка сюжетная) Составление коллективной сюжетной композиции из фигурок, вылепленных на основе цилиндра надрезанием стекой Пластилин, стеки, доски, клеенка, салфетки

16 3 Веселый клоун

(с передачей мимики и движения)

(Рисование по замыслу) рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме – в движении и с передачей мимики (улыбка, смех) Гуашь, кисти, бумага белая и тонированная, вода палитра

февраль 17 1 Фантастические цветы

(рисование по замыслу) Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приемов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков Краски, бумага, лак для ногтей с блесками

18 2 Папин портрет

(рисование с опорой на фотографию) Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди) А4, гуашь, кисти, вода, семейные фото

19 3 Галстук для папы

(аппликация предметно – декоративная) Освоение и сравнение разных способов изготовления и оформления галстука из цветной бумаги (ткани) для оформления папиного портрета Цветная бумага, ножницы, простые, карандаши, фломастеры

20 4 Милой мамочки портрет

(рисование по представлению или с опорой на фотографию) Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тети) А4, гуашь, кисти, вода, семейные фото

март 21 1 Солнышко, нарядись!

(рисование декоративное) Рисование солнышка по мотивам декоративно – прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам) Гуашь, А4, вода, палитра

22 2 Водоноски у колодца

(лепка декоративная по мотивам народной пластики) Дальнейшее знакомство с дымковской игрушкой. Лепка женской фигуры на основе юбки – колокола (полого конуса) Глина, дощечки, клеенка, стеки, салфетки

23 3 Водоноски - франтихи (оформление вылепленных игрушек)

(рисование декоративное на объемной форме) Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями, штрихами) Белая краска (гуашь) смешать с Пва, гуашь, кисти

24 4 Водоноски - франтихи (оформление вылепленных игрушек)

(рисование декоративное на объемной форме) Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями, штрихами) Белая краска (гуашь) смешать с Пва, гуашь, кисти

25 5 Нежные подснежники

(аппликация с элементами рисования) Воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах (подснежниках, пролесках) Цветная и белая бумага, ножницы, простые карандаши, клей, салфетки

апрель 26 1 Деревья в нашем парке

(рисование по представлению) Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны А4 белого, голубого и серого цветов, гуашь, кисти, баночки с водой

И. Левитан «Березовая роща»

27 2 Плавают по морю киты и кашалоты

(лепка коллективная) Совершенствование рельефной лепки: поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище в виде конуса + несколько вариантов хвоста и плавников) Пластилин, стеки, краски, мелкие пуговицы, семечки

28 3 «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

(лепка рельефная (пластилиновая «живопись») Знакомство с новым приемом рельефной лепки - цветовой растяжкой (вода, небо) Пластилин разных цветов; картон, стеки

29 4 Заморский натюрморт

(аппликация коллективная) Совершенствование техники вырезания округлых форм из бумаги, сложенной вдвое; развитие чувства формы и композиции (создание натюрморта) Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, клеенки

30 1 Радуга – дуга

(рисование предметное (дидактическое) Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно – выразительными средствами А 4, акварель, кисти, вода, салфетки

май 31 2 Цветы луговые (панорамная композиция)

(аппликация коллективная) Вырезание розетковых цветов из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали с передачей разной формы лепестков (мак, ромашка, василек) Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, салфетки, клей, клеенки

32 3 Мы на луг ходили, мы лужок лепили

(лепка коллективная сюжетная) Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости Пластилин, стеки, бусинки, пуговицы

33 4 Нарядные бабочки

(аппликация силуэтная симметричная) Вырезание силуэтов бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и оформление по своему желанию Цветная бумага, фантики, ножницы, клей

Учебно – тематический план

(второй год обучения)

Месяц, неделя № Название занятия Задачи занятия

октябрь 1 1 Бабочки – красавицы

(лепка и аппликация предметная (педагогическая диагностика) Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник

2 2 Грибное лукошко

(лепка по замыслу) Создание по замыслу композиции из грибов в лукошке. Совершенствование техники лепки. Развитие чувства формы и композиции.

3 3 Плетеная корзинка для натюрморта

(аппликация и плетение из бумажных полос)

Создание плетеной формы как основы будущей композиции (корзина для натюрморта из фруктов). Совершенствование техники аппликации.

4 4 Осенний натюрморт (композиция в плетеной корзине)

(аппликация силуэтная и рисование декоративное) Совершенствование техники вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, для составления натюрморта в плетеной корзине.

5 5 «Лес, точно терем расписной…»

(рисование и аппликация из бумаги (коллаж) Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.

ноябрь 6 1 Такие разные зонтики

(рисование декоративное с элементами письма) Рисование узоров на полукруге; осмысление связи между орнаментом и формой украшаемого изделия (узор на зонте и парашюте)

7 2 «Лес, точно терем расписной…»

(рисование и аппликация из бумаги (коллаж) Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.

8 3 Деревья смотрят в озеро

(рисование в технике «по мокрому» (с отражением) Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки)

9 4 Кто в лесу живет?

(лепка животных по замыслу (коллективная композиция) Самостоятельный выбор способа лепки животного на основе обобщенной формы: из цилиндра (валика, конуса или овоида (яйца, передача несложных движений.

декабрь 10 1 Морозные узоры

(рисование декоративное по мотивам кружевоплетения) Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.)

11 2 Цветочные снежинки

(аппликация декоративная с элементами конструирования) Вырезывание ажурных шестилучевых снежинок из фантиков и цветной фольги с опорой на схему. Формирование умения планировать работу.

12 3 «Дремлет лес по сказку сна»

(рисование по мотивам литературного произведения) Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу)

13 4 Новогодние игрушки

(декоративно – оформительская деятельность) Создание объемных игрушек из цветной бумаги и картона путем соединения 6-8 одинаковых форм (кругов, ромбов, квадратов, овалов и др.). Развитие пространственного мышления и воображения.

январь 14 1 Баба – Яга и леший (лесная небылица)

(рисование сюжетное по замыслу) Рисование сказочных сюжетов по замыслу: самостоятельный отпор рисунка (эпизода сказки)и способа передачи действий и взаимоотношений героев.

15 2 Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)

(рисование декоративное (оформление лепных поделок) Оформление лепных фигурок по мотивам дымковской (вятской) игрушки. Освоение узора в зависимости от формы изделия.

16 3 Кони – птицы

(рисование по мотивам городецкой росписи) Создание условий для рисования детьми фантазийных коней – птиц по мотивам городецкой росписи. Развитие чувства цвета, формы, композиции.

февраль 17 1 Пир на весь мир (декоративная посуда и сказочные яства)

Рисование декоративное (по мотивам «гжели») Рисование декоративной посуды по мотивам «гжели», дополнение изображениями сказочных яств и составление коллективной композиции (праздничный стол)

18 2 Белый медведь и северное сияние (Белое море)

Рисование с элементами аппликации Самостоятельный поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания.

19 3 Как мой папа спал, когда был маленьким

(аппликация сюжетная из бумаги и ткани) Создание выразительных аппликативных образов, свободное сочетание разных художественных материалов, способов и приемов лепки.

20 4 Я с папой (парный портрет, профиль)

(рисование по представлению) Рисование парного портрета в профиль, отражение особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретных людей (себя и папы).

март 21 1 Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)

(рисование по представлению) Рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и веселого настроения конкретных людей (себя и мамы).

22 2 Чудо – цветок

(лепка рельефная декоративная (изразцы) Создание декоративных цветов пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжение освоения техники рельефной лепки.

23 3 Золотой петушок

(рисование по мотивам литературного произведения) Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы, композиции.

24 4 Чудо – писанки

(рисование на объемной форме (скорлупе яйца) Уточнение представления о композиции и элементах декора славянских писанок. Освоение техники декоративного раппортного рисования на объемной форме (яйце)

25 5 Пушистые картины (ниточка за ниточкой)

(аппликация из шерстяных ниток) Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники – освоение двух разных способов создания образа 6 контурное и силуэтное.

апрель 26 1 День и ночь (контраст и нюанс) подготовка фона - космоса

(рисование декоративное с элементами аппликации) Ознакомление с явлением контраста в искусстве, пояснение специфики и освоение средств художественно – образной выразительности.

27 2 В далеком космосе

(лепка рельефная (панорама) Создание рельефной картины (панорамы, включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звезды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

28 3 Летающие тарелки и пришельцы из космоса

(лепка, аппликация или рисование (по выбору) Изображение пластическими, графическими или аппликативными средствами разных пришельцев и способов из перемещения в космическом пространстве

29 4 Звезды и кометы

(аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги) Изображение летящей кометы, состоящей из «головы» - звезды, вырезанной по схеме и «хвоста», составленного из полосок рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутов ткани

май 30 1 Весенняя гроза

(рисование по замыслу) Отражение в рисунке представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно – образной выразительности. Знакомство с принципом ассиметрии, позволяющей передать движение.

31 2 Лягушонок и водяная лилия

(аппликация сюжетная или рисование (по выбору) Составление сюжетных композиций, самостоятельный выбор художественных материалов, изобразительно – выразительных средств и технических способов.

32 3 «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

(лепка сюжетная) Лепка по выбору луговых растений (ромашка, одуванчик, колокольчик, василек, земляника, злаки, травы).

33 4 Друг детства

(рисование с натуры) Рисование игрушек с натуры. Знакомство с эскизом как этапом планирования работы (создавать контурный рисунок карандашом). Формирование умения передавать в рисунке свое отношение к игрушке

Список литературы

Лыкова Ирина Александровна

Методические рекомендации к программе художественного образования в дет. саду "Цветные ладошки"

Лыкова И. А.

Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации

Лыкова И. А.

Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации

Лыкова И. А.

Художественный труд в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий. Методические рекомендации

Лыкова И. А.

Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. Конспекты занятий. Методические рекомендации

Лыкова И. А.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК "Цветные ладошки".

Лыкова И. А.

Программа худ. воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК "Цветные ладошки".

Лыкова Ирина Александровна

Методические рекомендации к программе художественного образования в дет. саду "Цветные ладошки"

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа для детей 4–7 лет «Ритмика и хореография» Пояснительная записка. Программа «Ритмика и хореография» для детей 4-7 лет направлена на создание условий для развития артистичности и.

Дополнительная образовательная программа «Домовёнок» Дополнительная образовательная программа "Домовёнок" Направленность программы «Домовенок» по содержанию является художественно-эстетической,.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Мастерская Гномика» Пояснительная записка программы Данная программа относится к художественно-эстетической направленности. «Истоки творческих способностей.

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» Содержание дополнительной образовательной программы: 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание программы 4. Материальное.

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» часть 2 К концу года дети должны знать и уметь: Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности (раздел «декоративное рисование») для детей 6–7 летДополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности (раздел «декоративное рисование») для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №139» Принято на педагогическом совете Утверждена: Протокол.

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в Сообразилию» Пояснительная записка Одно из основных направлений перестройки современного образования связано с актуализацией проблемы развития индивидуальных.

Дополнительная образовательная программа «Росинка» Дополнительная образовательная программа "Росинка" Направленность программы «Росинка» по содержанию является художественно-эстетической.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности «Радуга красок»
Опубликовано: 18 марта 2016 в 00:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Сценарий развлечения «В осеннем лесу» во второй младшей группе
Сценарий развлечения во второй младшей группе «В осеннем лесу» Цель: расширение и обогащение социально-нравственного и эмоционального кругозора детей....
Игровое панно «Птицы — наши друзья»
Гаврильченко Ольга Сергеевна, Специальный детский сад №1 для детей с нарушениями зрения, г. Актау, Мангистауской области, Республики Казахстан. Игровое...