Дополнительная образовательная программа по социально-психологическому направлению «Песочная страна»

Анна Таркина
Дополнительная образовательная программа по социально-психологическому направлению «Песочная страна»

Пояснительная записка

Различные исследования в зарубежной и отечественной психологии позволяют говорить о том, что формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной и коммуникативной сфер должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать.

Кинетический песок (его еще называют живым) - это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок. Основу этого продукта(98%) составляет обыкновенный песок и всего 2% - особый полимер, который и придает песку удивительные свойства. Кинетический песок, с одной стороны, пластичен, с другой – текуч. Он замечательно держит форму, при этом легко распадается. «Живой» песок дает ребенку другие тактильные ощущения, нежели обычный песок или пластилин.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен К. Г. Юнгом. Он утверждал, что процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Игра ребенка с песком является отражением его бессознательного. С её помощью он выводит наружу свои переживания, внутренние проблемы. Терапия с кинетическим песком – это действенный способ научить ребенка выражать свои чувства, эмоции, переживания. Также это прекрасная возможность для развития мелкой моторики рук, творческих способностей, памяти, мышления, внимания и восприятия. Кинетический песок обладает расслабляющим эффектом, прекрасно снимает стресс. В результате игры с песком ребенок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.

Для организации игр с песком необходим набор миниатюрных предметов и игрушек:

- наземные животные;

-летающие животные;

-обитатели водного мира;

-деревья и другие растения;

- объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды и т. д);

-транспортные средства;

- аксессуары (бусы, пуговицы, ювелирные изделия и т. д.)

- естественные природные предметы (камни, раковины, кристаллы и т. д.)

- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, мифов, сказок.

Цель программы: развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка, его коммуникативных навыков.

Задачи:

- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

- снижение психофизического напряжения, гармонизация психоэмоционального состояния;

- развитие познавательных и психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, речи;

- развитие эмоционального и социального интеллекта;

- формирование установки на положительное отношение к себе;

- творческое развитие личности;

- развитие навыков общения.

В программе используются различные формы и методы песочной терапии на основании следующих принципов воспитания и обучения:

- создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность;

- спонтанность проявлений ребенка во время игр с песком;

- исключение негативной оценки действий и результатов ребенка;

- максимальное поощрение фантазии и творческого подхода;

- проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов;

- доброжелательное отношение к детям.

Данная система занятий разработана по результатам диагностики эмоциональной сферы детей.

Структура занятий:

• Приветствие (настрой на занятие, появление Песочной Феи).

• Разминка (сенсомоторные, тактильные игры с песком).

• Игровая часть (тематическая или сюжетно-ролевая игра).

• Творческое задание (по теме занятия).

• Прощание (завершение занятия, рефлексия).

Возраст детей: от 5 до 7 лет.

Срок реализации:

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью по 30 минут с группой детей, имеющих низкий уровень развития эмоциональной сферы. Наполняемость группы до 6 человек.

Тематическое планирование

№ п/п Тема Содержание

1 Знакомство с Песочной страной 1. Приветствие

2. Разминка

3. Упражнение «Песочные прятки»

4. Упражнение «Следы на песке»

5. Упражнение «Строим домики»

6. Творческое задание

7. Прощание

2 Волшебный лес 1. Приветствие

2. Разминка

3. Творческое задание

4. Упражнение «Дорожка из камешков»

5. Упражнение «Укрась птицу»

6. Упражнение «Построй гнездо»

7. Прощание

3 Острова эмоций 1. Приветствие

2. Творческое задание

3. Разминка

4. Упражнение «Острова эмоций»

5. Упражнение «Остров»

6. Прощание

4 Заколдованный город 1. Приветствие

2. Разминка

3. Упражнение «Создаем новый город»

4. Упражнение «Пылесос»

5. Творческое задание

6. Прощание

5 Африка 1. Приветствие

2. Разминка

3. Упражнение «Голоса животных»

4. Упражнение «Жираф»

5. Упражнение «Африка»

6. Творческое задание

7. Прощание

6 Возвращение ракушки 1. Приветствие

2. Разминка

3. Упражнение «История ракушки»

4. Упражнение «Путь из камней»

5. Упражнение «Найди жемчужину»

6. Упражнение «Река-море»

7. Упражнение «Морское дно»

8. Творческое задание

9. Прощание

7 Путешествие в Цветочную страну 1. Приветствие

2. Разминка

3. Упражнение «Цветы»

4. Упражнение «Алые цветки»

5. Упражнение «Мои желания»

6. Творческое задание

7. Прощание

8 Страна чудес 1. Приветствие

2. Разминка

3. Упражнение «Песочные облака»

4. Упражнение «Страна чудес»

5. Упражнение «Водопад»

6. Творческое задание

7. Прощание

9 Времена года 1. Приветствие

2. Разминка

3. Упражнение «Снежинки»

4. Упражнение «В весеннем лесу»

5. Упражнение «Картина на песке»

6. Упражнение «Осенние листочки»

7. Творческое задание

8. Прощание

10 Прощание с Песочной страной 1. Приветствие

2. Упражнение «Животный мир»

3. Упражнение «Песочный город»

4. Упражнение «Морское дно»

5. Творческое задание

6. Прощание

ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. Тема «Знакомство с песочной страной»

Оборудование: кинетический песок, коллекция игрушек, фигурка Песочной Феи, бумага, карандаши.

Ход занятия

Приветствие

Психолог. «Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в одну удивительную страну, которая называется Песочная страна. Живет в этой стране хранительница песка – Песочная Фея».

Песочная Фея: «Ребята, хотели бы вы попасть в мою страну? В моей стране есть правила, которые нужно всем соблюдать и которые нельзя нарушать:

1. Песок должен находиться на своём месте.

2. Шалить и кидаться песком нельзя.

3. Нельзя смешивать песок разного цвета.

4. После игры верни игрушки на свои места и убери песок в контейнер.

5. После игры нужно помыть руки.

Молодцы, ребята, вы очень внимательно меня слушали. Теперь вы знаете, как себя нужно вести в моей стране. Кто какие правила запомнил?» (Дети называют правила работы.)

Разминка

Песочная Фея: «Посмотрите, какой волшебный и красивый песок в Песочной стране».

1. «Положите ладошки на песок и каждый по очереди назовите ему свои имена. А теперь каждый по очереди поздоровайтесь с ним: «Здравствуй песочек (во время произнесения этих слов дети произвольно манипулируют песком).

2. Дети ладонями (правой, затем левой) гладят песок. Затем берут песок, сжимают в кулак и рассыпают обратно. (Происходит обсуждение свойств кинетического песка).

3. Дети перетирают песок между ладоней.

Важно при выполнении этих движений предоставить детям больше времени для того, чтобы они могли прислушаться к своим чувствам, ощущениям.

Психолог: «Что вы почувствовали, когда трогали песок, прикасались к нему? Какой он?»

Песочная Фея: «В моей стране живут разные животные, которые оставляют следы на песке. Сейчас ваши руки будут превращаться в животных и тоже оставлять разные следы на песке.

Ползут змейки – кончиками пальцев проводим волнистые линии в песке.

Прыгают зайчики – кончиками пальцев ударяем по поверхности песка.

Идут медвежата – кулаками надавливаем на поверхность песка.

Бегут паучки – двигаем всеми пальцами, будто движутся насекомые.

Игровая часть

Песочная Фея обращает внимание ребят на коллекцию игрушек.

«У меня есть волшебные коробочки, в которых хранятся различные игрушки, необходимые для игры. Вы можете их рассмотреть и подержать в руках»

Упражнение «Песочные прятки»

Песочная Фея: «Игрушки хотят поиграть с вами в песочные прятки. Пусть каждый выберет себе три понравившиеся игрушки, назовет и расскажет о них. Затем вы закроете глаза, а они спрячутся от вас в песок (психолог закапывает игрушки). После того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», вам нужно найти игрушки в песке и назвать их».

Упражнение «Следы на песке»

Песочная Фея: «Посмотрите какие следы на песке оставляют игрушки. Давайте угадаем чьи они» (дети делятся на пары и угадывают какой игрушке принадлежат следы, оставляемые на песке.)

Упражнение «Строим домики»

Песочная Фея: «Давайте построим для игрушек домики. Выберете игрушку, для которой вы хотите построить дом. Какой он будет формы? Уютно ли будет игрушке жить в нем?»

Творческое задание

Психолог: «Нарисуйте страну, с которой вы сегодня познакомились» (дети на листах с помощью цветных карандашей рисуют страну).

Прощание

Психолог: «Пора прощаться с Песочной страной и Песочной Феей»

Песочная Фея: «Ребята, вам понравилось в моей стране

Затем психолог просит ребят положить ладошки на песок и произнести слова: «До свидания, Песочная страна».

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория профессора Почемучкина».

Дополнительная образовательная программа «Художественное творчество» I.Пояснительная записка 1.1 Концепция программы Художественное творчество помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно.

Дополнительная образовательная программа «Ладушки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЯЛУТОРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД №9» ПРИНЯТА на педагогическом совете Протокол.

Дополнительная образовательная программа «По тропинке к школе» Содержание Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Календарно-тематическое планирование 7 Содержание программы 12 Методическое обеспечение.

Дополнительная образовательная программа «Потанцуй со мной» Пояснительная записка: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности «Мой любимый коми край» для детей 5–6 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ КОМИ КРАЙ» Возраст обучающихся –5-6.

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Архимед» для детей 6–7 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Целью программы является развитие одаренности, креативности и «дивергентного» мышления (оперирование неожиданными.

Дополнительная образовательная программа «Забавные ниточки» Пояснительная записка Программа кружка разработана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. С учётом возрастных, личностных.

Дополнительная образовательная программа «Здоровье» Дополнительная образовательная программа «ЗДОРОВЬЕ!» Составитель: воспитатель Матюшина Татьяна Ивановна Детский сад «Радуга», Структурное.

«Песочная анимация». Конспект занятия кружка «Песочная страна» в подготовительной группе Видео«Песочная анимация». Конспект занятия кружка «Песочная страна» в подготовительной группе Видео Тема: «Песочная анимация»Цель:Ознакомление детей с видом изобразительного искусства «Рисование на песке» (песочная анимация).Задачи: 1.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Экология
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа по социально-психологическому направлению «Песочная страна»
Опубликовано: 15 января 2018 в 14:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Фотоотчёт о продуктивной деятельности старших дошкольников по аппликации «Грузовик...
Цель: Развивать творческие способности при работе над аппликацией. Задачи: Продолжать знакомить с различным видом транспорта-зерновозом. Развивать...
Фотоотчёт нетрадиционного рисования в старшей группе «Разноцветная осень»
Приветствую всех коллег, заглянувших на мою страничку! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт нетрадиционного занятия по рисованию с использованием осенних...