Лучший педагог года

Дополнительная образовательная программа «Страна музыки» для детей старшего дошкольного возраста

Александра Постовалова
Дополнительная образовательная программа «Страна музыки» для детей старшего дошкольного возраста

Дополнительная

образовательная программа

«Страна музыки»

для детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок»

на 2020-2021 уч. год

Срок реализации: 1 год

Музыкальный руководитель:

Постовалова Александра Викторовна

Ставропольский край

г. -к. Железноводск

2020 г.

Пояснительная записка

Актуальность

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Страна музыки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда; мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к музыкально-эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности.

Знакомство с произведениями классической и народной музыки, песенного фольклора, с различными музыкальными инструментами: народными, историческими и инструментами симфонического оркестра – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой, возможность получить музыкальные и внемузыкальные представления, активизация деятельности воображения. Воображение обогащает все творческие проявления, предполагает пробуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Слушая музыкальные произведения, дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох и стилей. Этот опыт – «тезаурус» (сокровищница впечатлений) необходим для полноценного музыкального и общего развития детей, способствует формированию основ музыкальной культуры, личностных качеств человека, его духовного мира.

Практическая значимость

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Восприятие является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке тоже даются в опоре на «живое» её звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей.

Именно в дошкольном возрасте формируется основа музыкальной культуры; ребёнок накапливает те впечатления, тот опыт деятельности, от которого во многом зависит не только музыкальное, но и общее развитие. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивается образная речь детей. Восприятие музыки – это активный процесс, требующий от ребёнка включения внимания. Оно способствует и развитию воображения, воли, формированию основ музыкального вкуса.

Только развивая эмоции, интересы, музыкальное мышление, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы.

Сформированное музыкально-эстетическое сознание очень важно для последующего развития ребёнка, его общего духовного становления, осознания себя в социуме, является ещё одним языком для понимания мира не с помощью слов и интеллекта, а на основе интуитивного познания.

Цели и задачи:

Познакомить детей с историей появления первых музыкальных инструментов; с русскими народными инструментами; с инструментами симфонического оркестра, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

Приобщать к мировой и национальной музыкальной культуре (знакомство с музыкальными произведениями классической и народной музыки, являющимися шедеврами мирового классического наследия);

Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

Формировать тембровое и художественно-ассоциативное мышление на основе синтеза искусств – музыки, живописи, поэзии;

Сформировать у детей общее представление о том, каким образом звуки высокие и низкие записываются на бумаге в нотах, познакомить в образной форме с закономерностями нотного стана;

Развивать тонкий тембровый и звуковысотный слух в связи с наглядными ассоциативно-пространственными представлениями о высоких и низких музыкальных звуках;

Познакомить детей с нотными длительностями в игровой форме, в различных формах моделирования, развивать чувство темпа и ритма в ассоциативных играх;

Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке, помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную художественную и музыкальную деятельность.

Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С первых минут на занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приёмы, которые вызывают у детей желание творчества и помогают решить поставленные задачи:

Музыкальное сопровождение как методический приём

Импровизационный метод

Словесный метод

Метод иллюстративной наглядности

Игровой метод

Концентрический метод.

Считаю целесообразным применение методических принципов: создание непринуждённой обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарём.

В кружковой музыкальной деятельности с детьми создаю условия для развития музыкальных способностей, приобщаю к мировой и национальной музыкальной культуре (знакомлю с произведениями классической и народной музыки, песенного фольклора, с различными музыкальными инструментами: народными, историческими и инструментами симфонического оркестра).

В разных формах музыкальной деятельности с детьми создаю условия для развития творческой активности, поощряю импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах, побуждаю передавать характерные особенности персонажей различными музыкальными средствами, свои эмоциональные переживания и настроения.

На занятиях кружка «Страна музыки» дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра, с их внешним видом и звучанием. В игровой форме развивается умение детей относить музыкальный инструмент к определённой группе по способу звукоизвлечения. Основой для бесед является учебное пособие для детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

Также в процессе музыкальной деятельности на занятиях кружка дети знакомятся с музыкальными произведениями, являющимися шедеврами мирового классического наследия, доступные детям по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания. Слушая музыкальные произведения, дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох и стилей. Этот опыт – «тезаурус» (сокровищница впечатлений) необходим для полноценного музыкального и общего развития детей, способствует формированию основ музыкальной культуры. Кроме слушания, на занятиях кружка «Страна музыки» я использую и другие виды музыкальной и художественной деятельности: танцевальные и образные движения, пантомиму, движения рук, игру на музыкальных инструментах, соответствующих по тембру, характеру звучания музыкальному произведению, попытки передать характер музыки в рисунках, сравнение музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др. Эти формы работы способствуют повышению интереса детей к музыкальной деятельности, создают эмоциональный комфорт, что позволяет повысить активность детей и обеспечить решение поставленных задач.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН:

Сентябрь

Тема: Русские народные музыкальные инструменты (гармонь, балалайка, жалейка, свирель, ложки и др.) - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания русских народных инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Узнай инструмент», «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра в оркестре русских народных инструментов.

Задачи:

• Познакомить детей с историей появления первых музыкальных инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Октябрь

Тема: Инструменты симфонического оркестра (фортепиано, рояль) - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых клавишных инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания клавишных инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Где живут ноты?»;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Какая нотка потерялась?», «Ножки и ладошки», «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра на рояле: импровизация «Сыграй музыку и придумай название».

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с историей появления первых музыкальных инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Сформировать у детей общее представление о том, каким образом звуки высокие и низкие записываются на бумаге в нотах, познакомить в образной форме с закономерностями нотного стана;

• Развивать тонкий тембровый и звуковысотный слух в связи с наглядными ассоциативно-пространственными представлениями о высоких и низких музыкальных звуках;

• Познакомить детей с нотными длительностями в игровой форме, в различных формах моделирования, развивать чувство темпа и ритма в ассоциативных играх;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Ноябрь

Тема: Духовые деревянные инструменты (флейта, фагот, гобой, кларнет) - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых деревянных духовых инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания деревянных духовых инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра в оркестре духовых инструментов.

Задачи:

• Познакомить детей с историей появления медных духовых инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Декабрь

Тема: Медные духовые инструменты (труба, тромбон, валторна, туба, саксофон); Духовой оркестр - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых медных духовых инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания медных духовых инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра в оркестре духовых инструментов.

Задачи:

• Познакомить детей с историей появления медных духовых инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Январь

Тема: Ударные инструменты (большой барабан, литавры, малый барабан, кастаньеты, ксилофон, тарелки, треугольник, колокола, колокольчики, гонг) - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых ударных инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания ударных инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Ножки и ладошки», «Узнай инструмент по звучанию», «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра в оркестре ударных инструментов.

Задачи:

• Познакомить детей с историей появления ударных инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Февраль

Тема: Клавишные инструменты (орган, клавесин, челеста) - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления клавишных инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания деревянных духовых инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Какая нотка потерялась?», «Ножки и ладошки», «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра на детских клавишных инструментах: импровизация «Мелодические волны».

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с историей появления клавишных инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Март

Тема: Струнные смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых струнных смычковых инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания струнных смычковых инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра на детской скрипке «Музыкальные ниточки».

Задачи:

• Познакомить детей с историей появления струнных смычковых инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Апрель

Тема: Струнные щипковые инструменты (арфа, мандолина, гитара); Камерный оркестр - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых струнных щипковых инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания струнных щипковых инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Узнай инструмент по звучанию», «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра на детских струнных инструментах: гусли, гитара («Реки и ручейки»).

Задачи:

• Познакомить детей с историей появления струнных щипковых инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Май

Тема: Музыкальная «угадайка»;

Ансамбли, оркестры - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «Что такое оркестр и ансамбль?»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Узнай инструмент по звучанию», «Какой инструмент потерялся?», «Ножки и ладошки», «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра «Оркестр».

Задачи:

• Закрепить и обобщить знания детей о инструментах симфонического оркестра, особенностях их внешнего вида и звучания, их выразительных возможностях;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Методическое обеспечение:

1. Учебное пособие к программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой;

2. Пособие «Рассказы о музыкальных инструментах» О. П. Радыновой;

3. Учебный комплект с образцами звучания духовых, ударных, клавишных и струнных инструментов, в том числе старинных, редких (орган, арфа, клавесин, мандолина и др.);

4. Наглядное методическое пособие «Страна чудес» Т. Э Тютюнниковой, Л. В. Лункевич;

5. Рояль, синтезатор, музыкальный центр, телевизор, проектор, ноутбук;

6. Фонотека и видеотека;

7. Атрибуты по количеству детей: ленточки, платочки, шарфики, пёрышки, листочки, цветы, флажки, бумажные бабочки, снежинки, и др;

8. Дидактические развивающие игры: «Узнай инструмент», «Сложи инструмент», «Найди домик», «Музыкальные дорожки»;

9. Картотека развивающих музыкальных игр (авторы - Джон Бин, Амелия Оулдфилд).

Основная методическая литература:

1. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей». Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997 г;

2. Материалы журналов «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель» 2004 – 2014 г;

3. Джон Бин, Амелия Оулдфилд «Волшебная дудочка» изд. Москва 2000 г.

Дополнительная методическая литература:

1. Королёва Е. А. «Музыка в сказках, стихах и картинках» изд. Просвещение 1999 г;

2. Девятова Т. Н. «Звук-волшебник» изд. «М. -Просвещение» 2006г;

3. Куберский И. Ю, Минина Е. В «Энциклопедия для юного музыканта» изд. Санкт-Петербург «ДИАМАНТ», 1996 г;

4. Кошмина И. В. «Музыкальный букварь» изд. Москва «Дельта» 2005 г;

5. Петрова Т. А. «Про свирель, гудок и бубен». Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта. Изд. Калининград ГИПП «Янтарный сказ», 1995 г;

6. Волков С. Ю. «Всё о музыке» изд. Тверь «Омега» 1998 г;

7. Чистякова М. «Психогимнастика» изд. «М. -Просвещение» 1995г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Страна музыки» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 11:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД