Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» для 1–4 классов

Людмила Кудряшова
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» для 1–4 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Тот, кто не знает математики,

не может узнать другие науки

и не может узнать мир»

Роджер Бэкон

Задача начальной школы в соответствии с основными идеями модернизации школьного образования — поддержать познавательную активность и инициативность младшего школьника. Деятельность ученика должна приобрести активный, самостоятельный и творческий характер как на уроке, так и вне его.

Мышление ребёнка в той или иной мере развивает каждый общеобразовательный предмет, преподаваемый в начальной школе. Однако математика занимает особое место среди других предметов. Её абстрактный характер и общность методов, широко использующихся в различных областях знаний, в наибольшей степени способствует овладению учащимися элементарной логической грамотностью. Логическое воспитание учащихся является составной частью общей культуры мышления человека, поэтому актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Цель: развитие математического образа мышления и творческих способностей.

Задачи:

• расширять кругозор учащихся в различных областях математики;

• учить правильно применять и использовать математическую терминологию и символику;

• обучать решению нестандартных задач;

• развивать плоскостное и пространственное воображение учащихся, абстрактное и логическое мышление, произвольное внимание;

• способствовать продвижению учащихся в общем развитии;

• способствовать освоению компьютера и ИКТ;

• воспитывать неординарную личность с нестандартным мышлением.

Принципы программы:

1.Актуальность (создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся)

2.Научность (математика — учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения)

3.Системность (курс строится от частных примеров к общим)

4.Доступность (изучаемый материал соответствует возрасту младшего школьника)

5. Практическая направленность (содержание занятий направлено на освоение) математической терминологии, на решение занимательных и нестандартных задач,которые помогут ребятам принимать участие в различных математических играх, конкурсах, олимпиадах и др.)

6. Курс ориентационный (он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к данной науке, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине)

Ожидаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь обучающимся:

• усвоить базовые знания по математике;

• формировать творческое мышление, познавательную активность;

• помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

• способствовать улучшению качества усвоения программного материала;

• расширить кругозор детей;

• развивать математическую речь;

• способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх и конкурсах.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик обучающихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний, положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:

• простое наблюдение,

• проведение математических игр,

• опросники,

• анкетирование

• психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере познавательных УУД ребята научатся:

• решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;

• устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

• строить логическую цепь рассуждений;

• выдвигать гипотезы;

• составлять задачи-шутки, магические квадраты;

• читать графическую информацию;

• находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

• анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

• различать существенные и несущественные признаки.

• отличать кривые и плоские поверхности;

• доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

• уважение к товарищам и их мнению;

• понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

• умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

• постановке учебных задач занятия;

• оценке своих достижений;

• действовать по плану.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Формы работы:

• фронтальная

• индивидуальная

• парная

• групповая

Виды деятельности учащихся:

1. Решение занимательных задач (ребусов, шарад, кроссвордов, головоломок и др.)

2. Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой.

3. Самостоятельное добывание знаний.

4. Работа в компьютерном классе.

5. Творческие работы.

6. Создание и оформление математических газет.

7. Проектная деятельность.

8. Участие в математической школьной и городской олимпиадах, игре «Кенгуру» и др.

Содержание программы.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Также важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно думать, работать, решать творческие задачи.

Содержание программы соответствует возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Данная программа позволяет активно использовать наглядно-действенный, наглядно-образный и наглядно-логический уровни мышления, которые наиболее близки младшим школьникам, и опираясь на которые, дети выходят на высшую ступень - словесно-логический уровень.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углублённый вариант базового предмета - математика.

Занятия по данной программе повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников, способствуют общему развитию школьников. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мысленных операций и общему интеллектуальному развитию.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет детям успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Занятия по программе лучше проводить с группой детей по 12-15 человек, так как учитель имеет возможность шире использовать индивидуальный подход, дойти до каждого ребёнка. Занятия с небольшими группами проходят в непринуждённой и доброжелательной атмосфере, которая создаёт условия для раскрытия каждого ученика.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия не должна превышать 35 - 40 минут.

Занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов и задач. Играя на занятиях в различные развивающие игры, учащиеся развивают произвольное внимание, которое в этом возрасте слабо сформировано. Решая логические задачи, задачи на смекалку, задачи - шутки, ребята учатся думать и мыслить нестандартно.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 1 КЛАСС

1 Вводное занятие. Как люди учились считать? Значение математики. Задачи - шутки. Задачи в стихах

2 Из истории цифр. Цифра и число. Математические развлечения и загадки про цифры

3 Нумерация чисел от 1 до 10. Прямой и обратный счёт. Математические игры и фокусы.

4 Состав чисел от 1 до 10. Игра «Живая нумерация»

5 Нумерация и состав чисел от 10 до 20. Чётные и нечётные, однозначные и двузначные числа. Задачи на логику.

6 Геометрические фигуры: плоские и объёмные. Задачи с геометрическим содержанием. Числовые фигуры.

7 Счёты и их устройство. Сложение и вычитание на счётах. Задачи - шутки на палочках и спичках.

8 Компьютерные математические игры (Работа в компьютерном классе).

9 Сравнение чисел. Знаки «>», «<» и «=». Чтение и запись равенств и неравенств. Занимательные квадраты

10 Знакомство с прямой линией, лучом, отрезком. Построение линий. Задачи на смекалку.

11 Время. Определение времени по часам. Виды часов. Календарь, его назначение. Задачи на время. Кроссворды и ребусы

12 Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Запись и решение примеров на «+» и «-». Математическое лото

13 Первые учебники математики. История их появления. Задачи с геометрическим содержанием.

14 Знакомство с четырёхугольниками. Построение их. Числовые фигуры.

15 Римские цифры. Как читать и писать римские цифры. Занимательные квадраты. Задачи — шутки.

16 Компьютерные математические игры (Работа в компьютерном классе).

17 Алфавитные системы. Китайские головоломки (танграммы).

18 Угол. Виды углов. Построение углов. Задачи на раскрашивание.

19 Математические закономерности. «Вращение» вокруг цифр. Задачи на смекалку

20 Ломаная линия. Виды ломаной. Построение ломаной. Математические ребусы и шарады

21 Бесконечный ряд загадок. Знакомство с историей натурального числа. Математический шифр.

22 Единицы массы. Как люди научились взвешивать. Игры с мозаикой

23 Треугольник. Виды треугольников. Построение треугольников. Логические упражнения.

24 Компьютерные математические игры

25 Проектная деятельность. Создание и выпуск математической газеты «Математика вокруг нас»

26 Проектная деятельность. Создание и выпуск математической газеты «Математика вокруг нас»

27 Мини — олимпиада по математике. Проверка ЗУН

28 Игровое занятие «Занимательная математика». Подведение итогов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 2 КЛАСС

1 Вводное занятие «Математика – царица наук». Разгадка «математических фокусов».

2 Нумерация, состав и запись чисел от 10 до 20. Запись и решение числовых выражений на «+» и «-» пределах 20. Лото с картинками.

3 Математические кроссворды. Задачи - шутки. Задачи на внимательность.

4 Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» Игра «У кого какая цифра?».

5 Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» Игра «У кого какая цифра?».

6 Бесконечный ряд загадок. Знакомство с историей натурального числа. Математический шифр

7 Знакомьтесь: Пифагор! Замена сложения умножением. Знакомство с таблицей умножения и деления

8 Единицы длины. Как люди научились измерять. Измерение длины различных предметов. Составление геометрических фигур из палочек

9 Плоские и объёмные геометрические фигуры. Арифметические узоры.

10 Проектная деятельность «Великие математики».

11 Экскурсия в компьютерный класс. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Компьютерные математические игры

12 Составные задачи. Решение составных задач. Разгадывание математических ребусов.

13 Знакомство со всеми арифметическими действиями. Загадки - смекалки. Игра «Коллективный счёт».

14 Преобразование фигур на плоскости. Решение нестандартных задач. Игры с мозаикой.

15 Время. Единицы времени. Решение задач на время. Игра «Волшебные часы».

16 Что такое «периметр». Нахождение периметра геометрических фигур. Решение нестандартных и повышенной трудности задач.

17 Решение нестандартных и повышенной трудности задач

18 Математическая игра

19 Учимся разрешать задачи на противоречия. Разгадывание ребусов

20 Счёты и их устройство. Сложение и вычитание на счётах. Задачи — шутки на палочках.

21 Компьютерные математические игры. (Работа в компьютерном классе).

22 Нумерация чисел в пределах 100. Разряды и классы. Запись и чтение чисел. Знакомьтесь: Архимед! Игра «Лото Архимеда».

23 Симметрия фигур. Построение симметричных фигур. Разгадывание математических шарад.

24 Площадь фигуры. Вычисление площади квадрата и прямоугольника. Настольная игра «Звёздочка»

25 Преобразование фигур на плоскости. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах». Математическое лото.

26 Преобразование фигур на плоскости. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах». Математическое лото.

27 Числа - великаны. Название и запись многозначных чисел. Упражнения с многозначными числами. Коллективный счёт.

28 Комбинирование элементы знаковых систем. Логическая игра «Молодцы и хитрецы». «Вращение» вокруг цифр.

29 Проектная деятельность. Создание и выпуск математической газеты «Юный математик».

30 Проектная деятельность. Создание и выпуск математической газеты «Юный математик»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 3 КЛАСС

1 Вводное занятие. Математика в жизни человека. Приёмы быстрого счёта. Фокусы с разгадыванием чисел

2 История развития числа. Числа-малютки. Числа-великаны. Фокусы с разгадыванием чисел.

3 Счеты и их устройство. Нумерация многозначных чисел на счетах. Разгадывание ребусов и шарад

4 Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию». Занимательные квадраты. Игра «Одной линией»

5 Беседа «Время и календарь». Определение времени по часам. Арифметические лабиринты

6 Компьютерные математические игры. (Работа в компьютерном классе).

7 Компьютерные математические игры. (Работа в компьютерном классе).

8 Компьютерные математические игры. (Работа в компьютерном классе).

9 Компьютерные математические игры. (Работа в компьютерном классе).

10 История возникновения десятичных дробей. Логические и нестандартные задачи. Игра «Удивительная таблица

11 Беседа «Учёные – математики». Отгадывание математических кроссвордов. Занимательные задачи со спичками

12 Компьютерные математические игры (Работа в компьютерном классе)

13 Конструирование предметов из геометрических фигур. Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

14 Разработка математических игр. Решение нестандартных и повышенной трудности задач. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

15 Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»

16 Площадь фигуры. Нахождение площади разными способами. Игра «Живая нумерация»

17 Школьный тур олимпиады. Решение нестандартных задач

18 Международная игра «Кенгуру»

19 Компьютерные математические игры (Работа в компьютерном классе).

20 Учимся комбинировать элементы знаковых систем. Задачи с многовариантными решениями. Арифметические узоры.

21 Подведение итогов олимпиад. Разгадывание ребусов и шарад. Игры с мозаикой.

22 Соединение и пересечение фигур. Математический шифр. Познавательная игра «Семь вёрст…»

23 Приемы быстрого счета (на 5,25 и 4,50). Математические лабиринты. Игра «У кого какая цифра»

24 Компьютерные математические игры (Работа в компьютерном классе).

25 Практикум «Подумай и реши»

26 Упражнения с многозначными числами (класс млн. и млр.). Игра в половины, четверти, восьмые.

27 Устный математический журнал «Математика вокруг нас». Игра «Лучший счетчик».

28 Координатный угол. Графики. Диаграммы. Таблицы. Игра «Геометрическое домино».

29 Проектная деятельность. Создание и выпуск математической газеты «Великие математики».

30 Проектная деятельность. Создание и выпуск математической газеты «Великие математики».

31 Компьютерные математические игры (Работа в компьютерном классе).

32 Высказывания и их значения. Составные высказывания. Логические связки. «Числовые фокусы»

33 Математический КВН. Настольные игры (счетные палочки, спички)

34 Математический марафон. Подведение итогов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 4 КЛАСС

1 Вводное занятие. Великие математики. Математические игры, лабиринты

2 Геометрические упражнения: «Путешествие в Страну Геометрию»

Занимательные квадраты. Игра «Одной линией»

3 Бесконечность натуральных чисел. Живая счётная машина. Счеты и их устройство. Разгадывание ребусов и шарад.

4 Знакомство с числовыми мозаиками. “Судоку”. Решение и составление числовых мозаик.

5 Старинные меры измерений. Длина. Измерения (локоть, сажень, пядь, ладонь). Игра “Самый, самый…”

6 Компьютерные математические игры

(Работа в компьютерном классе).

7 Исследовательская работа “Косая сажень в плечах”, “Мал золотник да дорог

8 Масса. Новые мерки (практическая работа). Счетное лото, головоломки.

9 Единицы времени. Исследовательская работа “Памятники, оставшиеся от минувших поколений

10 Возникновение денег. Игра “Магазин”. Исследовательская работа “Копейка рубль бережёт”

11 Преобразование геометрических фигур по заданной программе. Конструирование предметов из геометрических фигур.

12 Компьютерные математические игры

(Работа в компьютерном классе).

13 Проектная деятельность. «Составление дерева возможностей»

14 Координатный угол. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур.

15 Ребусы, принципы их составления. Решение и составление ребусов. Игра “Крестики-нолики”.

16 Кроссворды, принципы их составления. Составление и решение кроссвордов. Конкурс на лучший ребус и кроссворд.

17 Графическое моделирование. Игра «Лучший счетчик».

18 Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!»

19 Компьютерные математические игры

(Работа в компьютерном классе).

20 Головоломки со спичками.

Составление и решение задач со спичками (практическая работа)

21 Схемы, уравнения. Игра “В царстве Равенств”.

22 Школьный тур олимпиады. Решение нестандартных задач.

23 Старинные занимательные задачи. Поисковая работа в группах: “В сундук за арифметикой”.

24 Подведение итогов олимпиады.

Компьютерные математические игры (Работа в компьютерном классе).

25 Международная игра «Кенгуру».

26 Биографические миниатюры. “Арифметика” Магницкого. Решение логических задач.

27 Математическая викторина «Узнай меня». Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

28 Проектная деятельность.

Создание и выпуск математической газеты «Математика вокруг нас»

29 Проектная деятельность.

Создание и выпуск математической газеты «Математика вокруг нас»

30 Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание). Логические связки. Решение задач на перебор вариантов.

31 Творческая работа. Сочинение «Место математики в моей жизни»

32 Компьютерные математические игры. (Работа в компьютерном классе).

33 Математический КВН. Итоговое занятие. Игра “Весёлый поезд”

34 Круглый стол «Подведем итоги».

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 2-цель и задачи 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы «Зернышко» - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» для 1–4 классов
Опубликовано: 19 января 2020 в 21:34
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День здоровья глаз на МААМ

Недаром говорится «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – зрение играет огромную, решающую роль в развитии каждого человека. При помощи зрения осуществляется 90 процентов восприятия окружающего...

27 февраля. Международный день полярного медведя

Белый медведь — самый крупный наземный хищник в мире. Эскимосы зовут его «нанук», поморы — «ошкуй», а чукчи называют именем, хорошо известным нам по мультфильму — умка. Этот зверь умеет выживать в...

Цветы для мамочки. Мастер-класс
Здравствуйте. Мы с моей средней группой начали делать подарки мамам на 8 марта и получаются они очень эффектными. Не могу не поделиться прекрасным. Идею...
Консультация для родителей «Семейные взаимоотношения и моральное воспитание детей»
Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Хорошая семья – это великий дар. Когда-то Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие по...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие по планете земля" Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о значении леса...