Татьяна Матюшина
Дополнительная образовательная программа «Здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
«ЗДОРОВЬЕ!»
Составитель: воспитатель Матюшина Татьяна Ивановна
Детский сад «Радуга»,
Структурное подразделение
МАОУ Зареченская СОШ №2
Тоцкого района
Оренбургская область
Содержание
Введение
Пояснительная записка
Актуальность парциальной образовательной программы…. 3
Раздел 1. Практический аспект формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…. 4
1.1. Начальный уровень формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…. 4
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.2. Парциальная образовательная программа формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…. 10
Библиографический список…. 19
Приложения…. 20
Пояснительная записка
Введение
Я не боюсь еще и еще повторить
Забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя от жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои мысли.
В. А. Сухомлинский
Задача формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Раздел 1. Практический аспект формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
1.1 Начальный уровень формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. Была разработана парциально образовательная программа «Здоровья» (составлена на основе опыта работы В. Г. Алямовской, которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.
В программу включены разделы:
«Я!»,
«Физкульт - ура!»,
«Внимание!»",
«Опасность!»,
«Мой - до - дыр!».
Принципы реализации программы.
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала к возрасту
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных правил и норм.
Наглядность:
- учет особенностей мышления
Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности
Дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Целью системы оздоровления стало создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.
Реализация программы осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Используются следующие методические приемы:
• рассказы и беседы воспитателя;
• заучивание стихотворений;
• моделирование различных ситуаций;
•рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
• сюжетно-ролевые игры;
• дидактические игры;
• игры-забавы;
• подвижные игры;
• пальчиковая и дыхательная гимнастика;
• самомассаж;
• физкультминутки.
В утреннюю гимнастику мы включаем специальные дыхательные упражнения, упражнения для глаз, элементарный самомассаж. Все это происходит в игровой форме, в благоприятной эмоциональной атмосфере.
В процессе воспитательской деятельности стараюсь свою работу строить так,чтобы дети много двигались. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым бегай!». Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, активное занятие физкультурой на воздухе - всё это моменты закаливания.
Комплексное использование и постоянное повторение всех форм оздоровительной работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, прогулки, гимнастика после сна, развлечения и т. д.) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.
Это приводит не только к улучшению состояния здоровья воспитанников, но и повышает их самооценку, формирует уверенность в себе, расширяет их кругозор.
1.2 Парциальная образовательная программа формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Программа «Здоровья» для дошкольников - это комплексная система физического воспитания детей.
Цель программы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Её основными задачами являются:
- укрепление здоровья детей;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
-создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
-выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
-приобщение к традициям большого спорта.
Основные принципы реализации программы
1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.
Основные участники реализации программы:
*Воспитанники дошкольного образовательного учреждения.
*Педагогический коллектив.
*Родители (законные представители) детей посещающих ДОУ
Программа состоит из следующих основных разделов:
-Организация двигательной деятельности
-Лечебно-профилактическая работа, закаливание
-Планирование и организация физкультурных мероприятий
-Диагностика физического развития
-Воспитание потребности в здоровом образе жизни
-Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Программа не ограничивает воспитателя жесткими рамками, дает простор его самостоятельности, творческому поиску. Для осуществления программы в детском саду созданы определенные условия: спортивный зал для проведения физических занятия, имеется спортивная площадка; беговая дорожка, летний плескательный бассейн, небольшой физ-кабинет. Оборудование физкультурного зала включает в себя: спортивные маты, набор скамеек, «бегущая дорожка», гимнастическая стенка, наклонные лестницы и доски и др. Оборудование позволяет охватить большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность детей.
Физкультурные занятия проводятся физинструктором, воспитателями, муз. работником. Ряд занятий серии: «Забочусь о своем здоровье» проводит мед. сестра. Алгоритм нашей программы несложен: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности. Пока у детей не появилась потребность в движении, чувство «мышечного томления», не проявился явный интерес к спорту, мы не начинаем специальных тренинговых занятий.
Организация двигательной деятельности детей.
Под руководством воспитателя ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физ. занятие и гимнастика после сна. Кроме того, проводятся два музыкальных занятия, связанные с движениями, ритмика, спортивный досуг, муз. развлечение. Дети не утомляются, а напротив - бодры и жизнерадостны.
Основные направления физкультурных мероприятий:
- тренировка сердечнососудистой системы и терморегуляционного аппарата;
-предупреждение гиподинамии, которая развивается при недостаточной двигательной деятельности;
-предупреждение проявления отрицательных эмоций.
Начиная с младшей группы физ. занятия проводятся на воздухе. Известно, что обменные процессы в организме протекают более интенсивно во время занятий на воздухе, и это немаловажный фактор укрепления здоровья детей.
Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, решая общую задачу укрепления здоровья, ставит, тем не менее, определенную цель. Утренняя гимнастика должна создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Гимнастика после сна помогает решить ряд проблем. Это, в первую очередь, воспитание привычки здорового образа жизни, самоорганизованности. B ee комплекс закладываются упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
Проводятся варианты физкультурно-оздоровительных мероприятий:
-Утренняя гимнастика - в форме подвижных игр, оздоровительный бег с комплексом упражнений, на полосе припятсвий, танец-ритм упражнения, спортивные тренировки, смешанного типа.
-Физкультурные занятия - спортивные тренировки, походы, игровые, обычного типа, прогулка-занятие, занятие-зачет.
-Гимнастика после сна - лечебно-восстановительная, игровая, музыкально - ритмическая, самостоятельная.
Организация гимнастики после дневного сна.
Основная цель гимнастика после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, а так же обеспечить профилактику нарушений осанки. Поднятию мышечного тонуса способствует, кроме физ. упражнений, контрастная воздушная ванна водные закаливающие процедуры.
После гимнастики согласно схеме закаливания проводятся водные закаливающие процедуры: (ходьба по мокрой дорожке (керам, по сухой дорожке, ребристой доске, по валику). В летнее время гимнастика проводится на улице. Состояние здоровья детей контролируется медработниками дошкольного учреждения. Организация физкультурных занятий: В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность. Главное для маленьких - доставить им как можно больше удовольствия, научить использовать и ориентироваться во всем пространстве зала или площадки, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки. В среднем дошкольном возрасте основное внимание направляется на развитие физических качеств, выносливость и сила, которые станут основой качественной физической подготовки. В старшем возрасте уделяя большое внимание физической подготовленности детей. Длительность занятий составляет 20-40 мин. Формы обучения детей различны.
Варианты физкультурных занятий:
- занятие обычного типа,
- игровые занятия,
- прогулки походы,
- сюжетно-игровые занятия,
- занятия на спортивных комплексах,
- занятие танцев,
- занятия серии: «Забочусь о своем здоровье»,
- занятие-зачет.
Лечебно-профилактическая работа.
Лечебно-профилактическая работа строится в детском саду на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития. Отмечается три периода заболеваемости: осенние и весенние межсезонье и грипп зимой. Наложения кривых заболеваемости за несколько лет позволяет определить приблизительное начало опасного периода и своевременно подготовить организм ребенка к наступлению неблагоприятного сезона.
В нашей местности резко меняется погода, зона экологически загрязнена. Организм ребенка не способен быстро приспособиться, и поэтому дети часто болеют. В связи с заболеваемостью детей разработала план оздоровления и работаю по нему, используя все то, что можно провести в нашем детском саду.
Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляется медицинской сестрой, некоторые процедуры проводит воспитатель.
План лечебно-профилактических процедур:
(индивидуально по опросу родителей - анкетирование)
Сентябрь -аскорбиновая кислота (витамин «С»)
Октябрь-витаминизация третьего блюда в «С», проведение профилактических прививок против гриппа.
Ноябрь - поливитамины (1-2 драже в день 2 недели, глюконат кальция (1 таб. в течение 2 неделю, полоскание горла (трава «шалфей»).
Декабрь - сироп шиповника (10 дней 1 ч. ложка, полоскание горла.
Январь - оксолиновая мазь (2 раза в день 10 дней,
Февраль - оксолиновая мазь (2 недели 2 раза в день, гематоген (2 недели).
Март - поливитамины (1-2 драже 1 день 2недели, глюконат кальция (1 таблетка 10 дней,
Апрель - сироп шиповника (10 дней 1 ч. ложка).
Май - полоскание горла.
ЛФК: дыхательная, нарушение осанки, плоскостопия.
Лампа «Чижевского»
Ежедневно полоскание горла в течение года солевым раствором.
Закаливание.
Система закаливания разрабатывается в соответствии с имеющимися условиями. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию. Гимнастика после сна проводят в трусиках, спят дети без маечек, чтобы, встав с постели, получит контрастную воздушную ванну. (Приложение –схема- закаливания на все возрастные группы)
Используется следующая схема закаливания:
Младшая группа: 1. Постепенное обучение полосканию рта (горла)
мыть прохладной водой руки по локоть.
Ходьба босиком,
воздушные ванны после сна.
2. Ходьба по мокрой дорожке
от 15 секунд
до 1 минуты.
Средняя группа: 1. Ходьба по мокрым дорожкам до 1,5
минут обучения элементом обширного
умывания.
2. Игра на мокрых дорожках до 2-2,5
минут.
Элементы обширного умывания.
Старшая группа: 1. Игры на мокрых дорожках до 4минут.
Элементы обширного умывания.
2. Влажное обтирание варежкой.
Ходьба по мокрым дорожкам до 4 минут.
Подготовительная группа:
Влажное обтирание. Обширное умывание.
Летом во всех группах: солнечные и воздушные ванны, купание в плескательном бассейне, обливание ног.
Ежедневно во всех группах полоскать горло солевым раствором, по возможности настоем трав (ромашка, шалфей, эвкалипт).
Диагностика физического развития.
Диагностика физического развития проводится в конце года всеми службами детского учреждения. Оцениваются и сопоставляются с данными начала года заболеваемость группа здоровья, воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического развития и физических качеств (сила, выносливость). Методика проведения диагностики проста. Воспитатель прослеживает продвижение каждого ребенка. Методист анализирует состояние работы в группе в целом, используя данные медицинских наблюдений, срезов, собственного анализа. Медицинский кабинет анализирует степень влияния проводимой работы на укрепление здоровья детей по всем основным показателям. На основе полученной информации определяются направления работы на следующий год в целом по учреждению и по каждой возрастной группе.
Воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни. (Валеологическое образование)
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:
-привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
-развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов;
-обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
-формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
-формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. Многие действия детей следует сделать настолько привычными, чтобы они выполнялись автоматически. Например: привычка растираться после гимнастики, дыхательные упражнения, полоскать рот после еды и т. п. Часть воспитательных задач постепенно усложняется, часть - остается неизменной для детей любого возраста. Усложняются, например, действия по уходу за помещением, одеждой, по оказанию первой медицинской помощи.
Сводя воедино те привычки и потребности, которые мы пытаемся привить детям в детском саду, получим такую программу - минимум:
-полоскать после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь;
-спать в трусиках;
-ежедневно обтираться прохладной водой полностью или частично;
-ежедневно бегать в медленном темпе;
-разминаться после пробуждения;
-уметь расслабляться;
-уметь избегать опасности;
-мыть руки перед едой, и после посещения туалета;
-ежедневно менять трусики, носки, носовые платки, уметь самому их стирать;
-не есть овощи и фрукты не вымытыми.
Работа с родителями.
Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения. Форма работы с родителями разнообразны: родительское собрание, консультации, папка-раскладушка, кружковая работа и прочее.
Ежемесячно персонал группы и медицинский кабинет отчитываются в проделанной работе, указывают на трудности, с которыми встретились, корректируют планы дальнейшей работы.
Работа планируется в целом на 1год.
Вывод
Самое главное в дошкольном воспитании - это любовь, ласка и внимание, которые могут сделать все оздоровительные мероприятия максимально эффективными.
Библиографический список
1. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. М., 2000. с. 144.
2. Береснева З. И., Казаковцева Р. Г. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. М., 2005. с. 32.
3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М. : Мозаика - Синтез, 2005. - 112 с.
4. Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание. - №4. - 2003. - С. 44
5. Волошина. Л. Организацияздоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - С. 115
6. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007. с. -160.
7. Галанов А. С. Игры, которые лечат. М., 2005. с. 128.
8. Горькова Л. Г., обухова Л. А. Занятия физической культурой в ДОУ. М., 2005. с. 109.
9. Доскин В. А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. - М. : Просвещение, 2002. с. 109.
10. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ. - М. : изд-во ГНОМ и Д, 2004. с. 344.
11. Кузнецова М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. М. с. 111.
12. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - №3. - 2000.
13. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка//Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - с. 81; №5. - 2004. - с. 66.
14. Оздоровление детей в условиях детского сада/ Под ред. Л. В. Котетковой. М., 2005. с. 134.
15. Шишкина В. А., Мащенко М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику. М. : Просвещение, 2006. с. 139.
Приложение
Сценарий проведения комплексного закаливания:
«Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу».
Дети проснулись после дневного сна посещают туалет. Проводится гимнастика в постели:
«Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем!
И повыше поднимаем!
Потянуться,улыбнуться!
Вправо, влево поворот
По реке бревно плывет
(Дети выпрямляются,руки вдоль туловища. Перекатываемся на правый и левый бок.)
«Ножницы»
Будто ножницы играем
Руками воздух рассекаем
(Лежа на спине, руки прямые поднимаем перед собой. Скрещиваем руки поочередно.)
«Велосипед»
А теперь поедим на велосипеде
. (Руки поставить на руль. Вращение ногами, сгибая и разгибая колени)
«Лягушки»
И лягушки на лугу
Выгнут спинку как дугу
(Лежа на животе прогнуться и достать носками до затылка.)
(Предложить детям встать с постели и обуться :)
Бодрость и счастливая улыбка,
Очень украшают нас
И хорошее настроение
Не покинет больше вас.
(Зайдя в группу дети разуваются, ставят обувь под стул. Строятся.)
«Чтоб болезней не бояться
Будем дети закаляться «.
(Идут по дорожке, из керамзита покрытой тряпкой смоченной в солевом растворе,по дорожкам «следы» из ткани, по ребристой доске, по бревну, по массажным коврикам.)
Под музыку проходят 3 круга с разными положениями рук :
1-проход - руки на поясе,только когда проходят по бревну – в стороны
2- проход – руки за голову, по ребристой доске – на поясе, по бревну –в стороны.
3- проход – руки вверх, по ребристой доске – руки к плечам, по бревну – руки в стороны.
Закончив ходьбу и упражнения дети садятся на стульчики и проводят под музыку точечный массаж:
«Точечный массаж – это все для нас
Точечный массаж – сделаем сейчас
Грудку мы слегка надавим
Шейку гладить мы начнем
Мы головку наклоняем
Сзади косточку найдем
И на косточку нажмем
Бровки мы слегка разгладим
Носик вычистим вот так
Ушкам сделаем зарядку
Каждый пальчик разотрем
Чтоб работало сердечко
Здесь мы ямочку найдем
И на ямочку нажмем
Ручки гладим мы слегка
Отдохнуть теперь пора.
Наши мышцы не устали
А еще послушней стали
Напряжение улетело
И расслабленно все тело
Дышится легко, ровно глубоко.
Дети встают и выполняют дыхательную гимнастику:
1-упражнение-вдыхаем ртом, выдыхаем толчками через нос
2- упражнение – вдыхаем ртом, поочередно выдыхаем правую и левую ноздрю
3 – упражнение – вдыхаем ртом и плавно выдыхаем через рот, подставляя поочередно правую и левую ладони. Воздух скользит по ладони. (Закончив дети обуваются)
Кто ребятам друг всегда СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ – И ВОДА.