Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»

Людмила Качалова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить»

на 2017-2019 гг

Возраст обучающихся: 7 – 11 лет

Срок реализации программы: 2 года

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Качалова Л. Л.

г. Санкт-Петербург

«Истоки творческих способностей

И дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

Которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

В детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А.

Пояснительная записка.

Данная программа модифицирована на основе авторской программы «Программа дополнительного образования для учащихся 1-4 классов «Изонить», Марокановой Е. А., Резановой С. А., (Газ-Завод, 2009-2010 уч. год)

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность программы. Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, палочкой на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется этот вид деятельности.

Изонить или нитяная графика - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе.

Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно, и даже оформить элементы одежды.

Результат работы в технике " изонить " завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.

Данная программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

Обучающие:

• формирование умений и навыков работы в новой технике;

• осваивание способов работы различными материалами и инструментами;

• знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами техники «Изонить».

Развивающие:

• развитие образного и пространственного мышления, фантазии ребенка;

• формирование художественного вкуса и гармонии между формой и содержанием художественного образа;

• развитие творческого потенциала ребенка, его познавательной активности;

• развитие творческого потенциала ребенка.

Воспитательные:

• формирование творческого мышления;

• формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению, умение работать в группе;

• создание комфортной среды педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитанника и педагога в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Отличительная особенность. Программа рассчитана на полный курс обучения детей 7-11 лет новой для них технике. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки, что способствует эмоциональному развитию детей.

Основное назначение программы – развитие творческой личности ребенка. В основе лежит предметно-практическая деятельность, развивающая глаз и пальцы, координацию движения и речь, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор.

Данная программа рассчитана на работу с детьми 7-11 лет, на 2 года обучения и состоит из следующих этапов:

- 1 год обучения, 144 час. Занятия проходят 4 раза в неделю по 1*1час., форма занятий - общая.

Наполняемость групп, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Сан ПИН 2.4.4. 1251-03:

1 год обучения: 15 человек,

Педагогическая целесообразность состоит в том, что в этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей неодинаково развито. Занятия по созданию изделий из разнообразных материалов помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их. У младших школьников в отличие от других возрастных групп личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.

Ведущее место занимает образная память, логическая память слабая. Внимание непроизвольное, концентрация может быть продолжительной, если ребенку интересна деятельность, которую он выполняет. Ребенка необходимо заинтересовать, создавая успешную атмосферу подачи учебного материала.

Учитывая индивидуальную возрастную особенность детей, широко используются в работе сюжетно-ролевые игры, викторины, игры-путешествия, соревнования.

Программа рассчитана на использование в профильных и комплексных коллективах дополнительного образования. Предназначена для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях разных типов, центрах творчества детей.

Ожидаемые результаты:

• к концу 1-гогода обучения дети овладеть основными приемами заполнения геометрических фигур.

Оценка эффективности программы производится на основании:

• индивидуальной беседы;

• практических занятий;

• выставок;

• коллективных работ;

• творческих заданий;

• анализа самостоятельной работы учащихся по следующим критериям:

1. разнообразие умений и навыков;

2. правильность и оригинальность выбора материала для конкретной технической задачи;

3. глубина и широта знаний по предмету;

4. позиция активности и устойчивого интереса к деятельности;

5. разнообразие творческих достижений.

Показатели критериев определяются уровнем:

высокий - (В); средний – (С); низкий - (Н).

1. Разнообразие умений и навыков.

Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать материалы и инструменты.

Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать материалы и инструменты.

Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать материалы и инструменты.

2. Правильность и оригинальность выбора материала для конкретной задачи.

Высокий: умеет правильно, оригинально и самостоятельно выбрать материал для выполнения рисунка.

Средний: умеет правильно и самостоятельно выбрать материал, но затрудняется с оригинальностью, следует показанному образцу.

Низкий: затрудняется в выборе материала.

3. Глубина и широта знаний по предмету.

Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (натюрморт, портрет, пейзаж,)

Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами.

Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

4. Позиция активности и устойчивого интереса.

Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

5. Разнообразие творческих достижений.

Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточна развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформит мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.

Учебный план 1-го года обучения

Содержание программы.

1-год обучения.

1. Заполнение угла.

1. Заполнение угла.

Теоретическая часть.

Охрана труда. История возникновения изонити. Подготовка в вышивке. Способы закрепления нитки. Знакомство с инструментами и художественными материалами. Основные приемы заполнения угла.

Практические занятия.

«Мухомор», «Морковка», «Зонт», «Крыша домик»,«Рыбка», «Телевизионная башня», «Ласточка».

2. Сложный треугольник.

Теоретическая часть.

Технология заполнения угла. Цветовая комбинация

Практические занятия.

Изготовление панно: «Кленовый лист», «Снежинка», «Елочка», «Звездопад», «Квадрат», «Звезда».

II. Заполнение окружности.

Теоретическая часть.

Основные приемы заполнения окружности. Техника прошивания окружности через центр. Технология совмещения заполнения окружностей двух вариантов. Подбор цветовой композиции.

Практические занятия.

«Мячик», «Снеговик», «Неваляшка», «Куриное семейство», «Солнышко».

III. Соединение окружностей и углов.

Теоретическая часть.

Основные приемы соединения окружности и угла. Подбор цветовой композиции.

Практические занятия.

«Кошка», «Девочка в сарафане», «Аквариум», «Дед мороз», «Открытка- валентинка»,

«Паучок»,

IY. Дуга.

Теоретическая часть.

Технология заполнения дуги.

Практические занятия.

«Парашют», Панно «Парусник».

Y. Овал.

Теоретическая часть.

Технология заполнения овала.

Практические занятия.

«Воздушный шар», «Лиса», «Тюльпаны в вазе».

YI. Завиток.

Теоретическая часть.

Технология прошивания завитка.

Практические занятия.

«Лебедь», «Перо Жар-птицы», Панно «Чертополох», «Улитка». оформление рамок. «Одуванчики на лугу»

YII. Многоугольник.

Теоретическая часть.

Технология заполнения многоугольника.

Практические занятия.

«Черепашка»

Воспитательная работа.

Воспитание культуры общения. Создание условий для общения. Создание дружественной среды.

1. Проведение бесед по темам:

2. Новогодний праздник.

«Сыны Отечества»

«8 марта – праздник мам»

«Смех – дело серьезное»

2. Выставки и конкурсы

• Промежуточная и отчетная выставка в объединении

• Городские, районные и областные выставки.

3. Участие в мероприятиях, проводимых педагогами-организаторами.

Методическое обеспечение.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий:

• беседы, из которых дети узнают много новой информации;

• практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления своих собственных открытий;

• экскурсии на выставки.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

Для реализации успешной работы, воспитанникам необходимы следующие материалы и инструменты:

• иглы с большим ушком;

• булавка с головкой на конце для прокалывания точек;

• копировальная бумага;

• ножницы;

• цветные нитки (швейные, мулине, ирис);

• плотный цветной, белый или «бархатный» картон;

• карандаш ТМ, для эскизов – цветные карандаши;

• линейка;

• циркуль;

• транспортир;

• лекала для рисования дуг, овалов и завитков;

• поролоновая губка или пенопласт для удобного прокалывания дырочек в картоне.

Наглядные пособия:

• работы воспитанников;

• демонстрационные работы и образцы по темам.

Дидактические материалы:

• наборы шаблонов, трафаретов по темам;

• подборки схем, технологических карт по темам;

• методические разработки открытых занятий;

• конспекты бесед;

• справочный материал по темам.

Литература для педагога:

1. Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. – МАСТ - 2011.

2. Леонова О. В. Рисуем нитью: Оригинальные поделки в технике изонить. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

3. Лещинская Ю. С. Волшебная изонить. – Минск: Харвест, 2011.

4. Торгашова В. Н. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников. – М.: Издательство «Скриптоий 2003», 2010.

5. Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. СПб Издательство «Детство-Пресс» 2000г.

Литература для воспитанников:

1. Леонова О. В. Рисуем нитью: Оригинальные поделки в технике изонить. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

2. Торгашова В. Н. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников. – М.: Издательство «Скриптоий 2003», 2010.

3. Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. СПб Издательство «Детство-Пресс» 2000г.

Календарный учебный план реализации дополнительной общеразвивающей программы «Изонить».

Педагог: Качалова Л. Л.

Группа № ___, год обучения 1, возраст учащихся 7-8 лет

Режим работы ___

Ожидаемые результаты:

№ п/п Тема занятия К-во часов Планируемая дата Дата проведения Примечание

1 Охрана труда. 1час 05.09

2 История возникновения изонити. 1час 06.09

3 Подготовка в вышивке.

Способы закрепления нитки. 1час 07.09

4 Знакомство с инструментами и

художественными материалами. 1час 08.09

5 Основные приемы заполнения угла.

«Мухомор» 1 час 12.09

6 «Мухомор» 1час 13.09

7 «Морковка» 1час 14.09

8 «Морковка» 1час 15.09

9 «Крыша домика»,

«Зонт» 1час 19.09

10 «Крыша домика»,

«Зонт» 1час 20.09

11 «Рыбка» 1час 21.09

12 «Рыбка» 1час 22.09

13 «Рыбка» 1час 26.09

14 «Рыбка» 1час 27.09

15 «Ласточка» 1час 28.09

16 «Ласточка» 1час 29.09

17 «Ласточка» 1час 04.10

18 «Ласточка» 1час 05.10

19 «Телевизионная башня»1час 06.10

20 «Телевизионная башня»1час 07.10

21 «Телевизионная башня 1час. 11.10

22 «Телевизионная башня 1час 12.10

23 Сложный треугольник.

Технология заполнения угла. "

Кленовый лист" 1час 13.10

24 «Кленовый лист» 1час 14.10

25 «Кленовый лист» 1час 18.10

26 «Кленовый лист» 1час 19.10

27 «Снежинка» 1час 20.10

28 «Снежинка» 1час 21.10

29 «Снежинка» 1час 25.10

30 «Снежинка» 1час 26.10

31 «Елочка» 1час 27.10

32 «Елочка» 1час 28.10

33 «Елочка» 1час 01.11

34 «Елочка» 1час 02.11

35 «Звезда» 1час 03.11

36 «Звезда» 1час 04.11

37 «Звезда» 1час 08.11

38 «Звезда» 1час 09.11

39 «Квадрат» 1час 10.11

40 «Квадрат» 1час 11.11

41 «Квадрат» 1час 15.11

42 «Звездопад» 1час 16.11

43 «Звездопад» 1час 17.11

44 «Звездопад» 1час 18.11

45 «Звездопад» 1час 22.11

46 Основные приемы заполнения

окружности. "Мячик" 1час 23.11

47 "Мячик" 1час 24.11

48 «Неваляшка» 1час 25.11

49 «Неваляшка» 1час 27.11

50 «Неваляшка» 1час 28.11

51 «Неваляшка» 1час 29.11

52 «Неваляшка» 1час 30.11

53 «Цыпленок»,

"Куриное семейство" 1час 06.12

54 «Цыпленок»,

"Куриное семейство" 1час 07.12

55 «Цыпленок»,

"Куриное семейство" 1час 08.12

56 «Цыпленок»,

"Куриное семейство" 1час 09.12

57 «Цыпленок»,

"Куриное семейство" 1час 13.12

58 «Снеговик» 1час 14.12

59 «Снеговик» 1час 15.12

60 «Снеговик» 1час 16.12

61 «Снеговик» 1час 20.12

62 «Снеговик» 1час 21.12

63 «Снеговик» 1час 22.12

64 «Солнышко» 1час 23.12

65 «Солнышко» 1час 27.12

66 «Солнышко» 1час 28.12

67 «Солнышко» 1час 29.12

68 Соединение окружностей

и углов «Кошка» 1час 30.12

69 «Кошка» 1час 10.01.18

70 «Кошка» 1час 11.01

71 «Кошка» 1час 12.01

72 «Кошка» 1час 13.01

73 «Аквариум» 1час 17.01

74 «Аквариум» 1час 18.01

75 «Аквариум» 1час 19.01

76 «Аквариум» 1час 20.01

77 «Аквариум» 1час 24.01

78 «Аквариум» 1час 25.01

79 «Дед мороз» 1час 26.01

80 «Дед мороз» 1час 27.01

81 «Дед мороз» 1час 31.01

82 «Дед мороз» 1час 01.02

83 «Дед мороз» 1час 02.02

84 «Дед мороз» 1час 03.02

85 «Открытка- валентинка»1час 07.02

86 «Открытка- валентинка»1час 08.02

87 «Паучок» 1час 09.02

88 «Паучок» 1час 10.02

89 «Паучок» 1час 14.02

90 «Паучок» 1час 15.02

91 Технология заполнения дуги.

«Парашют» 1час 16.02

92 «Парашют» 1час 17.02

93 «Парашют» 1час 21.02

94 Воспитательная беседа «Сыны Отечества»,

«Парусник» 1час 22.02

95 Открытка папе

«Парусник» 1час 28.02

96 Открытка папе

«Парусник» 1час 01.03

97 Технология заполнения овала.

"Воздушный шар" 1час 02.03

98 Воздушный шар 1час 03.03

99 Воспитательная беседа «Праздник мам».

Открытка «Тюльпаны в вазе»1час 07.03

100 Открытка «Тюльпаны в вазе»1час 09.03

101 Открытка «Тюльпаны в вазе»1час 09.03

102 Открытка «Тюльпаны в вазе»1час 10.03

103 Открытка «Тюльпаны в вазе»1час 14.03

104 «Лиса» 1час 15.03

105 «Лиса» 1час 16.03

106 «Лиса» 1час 17.03

107 «Лиса» 1час 21.03

108 «Лиса» 1час 22.03

109 Технология прошивания завитка

«Перо жар-птицы» 1час 23.03

110 «Перо жар-птицы» 1час 24.03

111 «Лебедь» 1час 28.03

112 «Лебедь» 1час 29.03

113 «Лебедь» 1час 30.03

114 «Лебедь» 1час 31.03

115 «Лебедь» 1час 04.04

116 «Лебедь» 1час 05.04

117 «Лебедь» 1час 06.04

118 Оформление рамок1час 07.04

119 Оформление рамок1час 11.04

120 Оформление рамок1час 12.04

121 Оформление рамок1час 13.04

122 «Улитка» 1час 14.04

123 «Улитка» 1час 18.04

124 «Улитка» 1час 19.04

125 «Улитка» 1час 20.04

126 «Одуванчики на лугу» 1час 21.04

127 «Одуванчики на лугу» 1час 25.04

128 «Одуванчики на лугу» 1час 26.04

129 «Одуванчики на лугу» 1час 27.04

130 Панно «Чертополох» 1час 28.04

131 Панно «Чертополох» 1час 04.05

132 Панно «Чертополох» 1час 05.05

133 Панно «Чертополох» 1час 07.05

134 Панно «Чертополох» 1час 08.05

135 Панно «Чертополох» 1час 11.05

136 Технология заполнения многоугольника.

«Черепашка» 1час 12.05

137 «Черепашка» 1час 16.05

138 «Черепашка» 1час 17.05

139 «Черепашка» 1час 18.05

140 «Черепашка» 1час 19.05

141 «Черепашка» 1час 23.05

142 Итоговое занятие 1час 24.05

143 Итоговое занятие 1час 25.05

144 Итоговое занятие 1час 26.05

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»
Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовской области Рекомендовано к.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Теремок» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нетрадиционного рисования «Кисточка» Раздел № 1. I Пояснительная записка В программе «Кисточка» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию Содержание Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 2 1.1. Пояснительная записка.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»
Опубликовано: 30 апреля 2019 в 01:35
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября — Международный день конфет. Фотоотчёт о проведении сладкого праздника
Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...
Детский мастер-класс «Корзинка цветов в День матери»
Ежегодно 14 октября в нашей стране отмечается День матери. Этот день утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1996 году. Он был приурочен к...