Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая методическая разработка «Юные исследователи»

Татьяна Назаркина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая методическая разработка «Юные исследователи»

Опытно - экспериментальной направленности

«Юные исследователи»

Оглавление

Раздел 1. Основные характеристики методической разработки

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи методической разработки

1.3 Содержание методической разработки

1.3.1 Учебный план

1.3.2 Содержание учебно-тематического плана

1.4 Планируемые результаты

Раздел 2. Организационно – педагогические условия реализации методической разработки

2.1 Календарный учебный график

2.2 Условия реализации методической разработки

2.3 Формы аттестации

2.4 Оценочные материалы

2.5 Методические материалы

2.6 Список используемой литературы

Комплекс основных характеристик методической разработки

1.1 Пояснительная записка

Одним из основных принципов Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребнка через его включение в различные виды деятельности.

Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

Большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

Рабочая образовательная методическая разработка разработана с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта, вступившего в силу 1 января 2014 года, примерной основной общеобразовательной дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. А. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильева и ООП ДО МБДОУ «Д/С №3 «Ласточка». Нормативно-правовую основу для разработки рабочей методической разработки составляют:

1. ФГОС ДО

2. Закон РФ «Об образовании»

3. Конституция ст. 43. 72

4. Конвенция о правах ребенка

5. СанПин 2.4.1.3049-13

6. Устав ДОУ

Формы работы: подгрупповая (количество детей – 8-10, индивидуальная.

Режим занятий – 1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятий –20- 25 минут.

1.2 Цель и задачи методической разработки

Цель: Создать условия для познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие

1. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.) и отношениях объектов окружающего мира;

2. Формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

3. Обогащать словарь детей специальной терминологией

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

5. Учить детей проводить элементарные опыты

Развивающие

6. Развивать интерес к изучению нового;

7. Развивать аккуратность, ответственность и последовательность;

8. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

9. развивать умение делать выводы, умозаключения;

Воспитывающие

10. воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе;

11. воспитывать умение четко соблюдать последовательность действий.

12. Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

1.3 Планируемые результаты освоения методической разработки

К концу обучения дети знают:

- дети имеют первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях неживой и живой природы.

- выполняют правила техники безопасности при проведении экспериментов;

- у детей развита рассудительная речь, словарь обогащён специальной терминологией.

Умеют:

- умеют самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;

- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;

- умеют самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать, выделяют причинно – следственные связи и делают выводы;

- умеют четко соблюдать необходимую последовательность действий;

2.2Условия реализации методической разработки

Занятия проводятся в отдельном помещении, площадью 74 м2. Естественное освещение и маркировка мебели соответствует СанПиН. В группе имеются проектор, компьютер с выходом в интернет, магнитофон, телевизор, ДВД проигрыватель, что позволяет слушать музыку, просматривать видеоматериалы и презентации на занятии. Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить воображение и фантазию.

Каждому ребенку обеспечено индивидуальное рабочее место,создана специально предметно-развивающая среда по формированию опытно – экспериментальной деятельности, приобретено необходимое оборудование.

2.3 Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной методической разработки:

В систему отслеживания и оценивания результатов входят: мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей методической разработке, начальная и итоговая аттестация. Мониторинг результатов обучения учащегося по дополнительной общеразвивающей методической разработке проводится два раза в год (сентябрь, май) с целью отслеживания результативности обучения учащихся по методической разработке.

2.4 Перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов

В начале и конце учебного года на контрольных занятиях проводится мониторинг опытно – экспериментальной деятельности, разработанный на основе педагогической диагностики Л. Н. Прохоровой.

Низкий уровень: Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. Не всегда понимает проблему. Малоактивен в движении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из – за недостаточного осознания их качеств и свойств. Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание.

Средний уровень: В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и помощью взрослого.

Высокий уровень: Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество и решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи достигнут результат или нет, неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Условные обозначения:

«+» - высокий уровень

«» - средний уровень

«-» - низкий уровень

2.5 Методическое обеспечение методической разработки

Методическая разработка обеспечена:

1. методическими пособиями по экспериментированию:

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет--- М. :Мозаика-Синтез, 2014.—80с.

Е. В. Лыскова «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников». Из опыта работы. ---СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013--- 128с.

Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. —СПб. : Речь, 2013. --- 64С., илл.

О. В. Дыбина Рукотворный мир: Игры – занятия для дошкольников. – 2-е изд., дополн. ииспр., -- М. :ТЦ Сфера, 2014--- 128С. (Ребенок в мире поиска).

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013.

2. литературные произведения (тематические): В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Толстой «Приключения Буратино», русские народные сказки «Колобок», «Снегурочка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Вершки корешки».

Для успешной реализации данной методической разработки используются современные методы работы, которые помогают сформировать у дошкольников устойчивый интерес к данному виду деятельности:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т. д.);

-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);

-практический (ролевые игры, изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).

Методы познавательного развития

-поисково – исследовательские наблюдения: случайные и плановые наблюдения и эксперименты, эксперименты как ответы на детские вопросы;

-проведение экспериментирования, опытов (практических);

-беседы (конструктивные);

-создание технической базы для детского экспериментирования (мини-лаборатория);

-элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

-сравнение;

-метод моделирования и конструирования;

-метод вопросов;

-метод повторения;

-решение логических задач.

Разнообразные формы занятия (презентация, ролевая игра, обучающие игры) дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач. Для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной деятельностью.

Методические рекомендации по опытно – экспериментальной деятельности

1. Техника безопасности

1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.

2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

3. Каждую вещь клади на место.

4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.

5. Делать все нужно дружно!

6. Старайтесь показать детям привлекательность экспериментирования, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.

7. Начинайте экспериментирование энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.

8. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.

9. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.

10. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.

11. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты — Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т. п.).

12. Опирайтесь на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия

13. Следите за тем, чтобы поставленная задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

14. В воспитательно-образовательном процессе больше внимания уделяйте развитию познавательного интереса к экспериментированию у дошкольников, обогащению их эмоционального и чувственного опыта различными знаниями о неживой природе.

15. Старайтесь организовывать разнообразную самостоятельную практическую деятельность детей, направленную на реализацию познавательного интереса к экспериментированию.

Таким образом, организация работы по организации опытно – экспериментальной деятельности позволяет решать воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности увидеть и определить проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы.

Структура занятий.

Занятие включает 4 части: подготовительную, вводную, основную и заключительную.

На первом этапе программы проходит подготовка рабочего места к занятию, обзор темы занятия.

Вводная часть программы предполагает использование видео и аудиофайлов, сюрпризного момента для привлечения внимания детей, развития интереса к предстоящему обучению.

Основная часть включает непосредственно экспериментальную деятельность по теме урока

Последовательность детского экспериментирования:

• Проблемная ситуация.

• Целеполагание.

• Выдвижение гипотез.

• Проверка предположения.

• Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

• Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

Примерная структура занятия - экспериментирования

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

2.6 Список литературы

1. Бабаева Т. И., Михайлова 3. А., Ноткина А. Н. Детство: Комплексная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

2. ВераксаН. Е., О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет--- М. :Мозаика-Синтез, 2014.—80с.

3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр., -- м. :ТЦ Сфера, 2014--- 128С. (Ребенок в мире поиска).

4. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: Игры – занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр., -- м. :ТЦ Сфера, 2015--- 128С. (Ребенок в мире поиска).

5. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. —СПб. : Речь, 2013. --- 64С., илл.

6. Лыскова Е. В. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников». Из опыта работы. ---СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013--- 128с.

7. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

8. Савенков А. И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А. И. // «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с. 10.

9. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с

10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)

Интернет – ресурсы:

1. minibanda.ru @ yandex

2. nsportal.ru @ yandex

3. https://www.maam.ru

4. https://portalpedagoga.ru

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая методическая разработка «Юные исследователи»
Опубликовано: 10 сентября 2019 в 09:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Мастер-класс изготовления панно из гальки «Цветы ромашки»
Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая, Спешит везде за нами вслед, Своя, не перехожая. До поздней осени на нас Бросает взгляды смелые Ее веселый...
Подборка литературного материала «Здравствуй, детский сад!»
Подборка литературного материала "Здравствуй, детский сад! " Методическая разработка в группе подготовительного к школе возраста. Разработала воспитатель...
Фотозарисовки морского праздника «Водная ассамблея»
В минувшее воскресенье в акватории реки Преголи и на территории Набережной исторического флота у Музея Мирового океана состоялся большой водный праздник...