Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Зеленая планета»

Hина Церенова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Зеленая планета»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно – эстетического направления развития детей №4»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Принята на заседании «Утверждаю»

педагогического совета заведующий МКДОУ

Протокол №__от ___2019 года «Детский сад № 4»

___А. А. Козека

Пр. №___ от ___2019 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности „Зеленая планета“» размещена в разделах

«Зеленая планета»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Церенова Н. М. ,

воспитатель

п. Новокумский

2019 – 2020 уч. г.

Пояснительная записка

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Зеленая планета» составлена с учетом «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196.

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности «Зеленая планета»

направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей детей в нравственном развитии; обеспечение духовно-нравственного воспитания детей; социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;

формирование общей культуры детей.

Актуальность программы.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Экологическое воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста и продолжается всю жизнь.

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленных с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155). Также с следующими нормативными документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепцией модернизации российского образования;

- Концепцией дошкольного воспитания;

- СанПиН 2.4.1.3049-13.

Цель и задачи программы

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «Зеленая планета» призвана решать следующие задачи:

Задачи:

образовательные:

дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

воспитательные:

сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе.

Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Зеленая планета» основана на парциальной программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» для детей старшего возраста от 6 до 7 лет. Ее особенностью является планирование занятий, направленных на реализацию регионального компонента.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня со всей группой детей, длительность занятия составляет 30 минут (1 учебный час, итого 36 учебных часа в год). Расписание занятий составлено для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников, с учетом пожеланий детей, родителей (законных представителей, а также возрастных особенностей детей.

Расписание занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «Зеленая планета»

на 2019 – 2020 уч. г.

День недели Название дополнительной программы Время проведения Ф. И. О. воспитателя Количество детей

Пятница Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Зеленая планета»

15.50 – 16.20

Церенова Н. М.

21

Учебно-тематический план

для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы

(комбинированной направленности)

1 блок «Человек и природа» (3ч)

п/п Дата Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 6

1. Что такое природа? Понятие о живой и неживой природе. Дать понятие живая и неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. 0,5 0,5

2. Наш дом природа Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано. 0,75 0,25

3. Десять заповедей друзей природы Познакомить детей с десять ю заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению объектам природы. 1 -

2 блок «Растения» (14ч.)

п/п Дата Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 6

1. Хлеб – всему голова Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу. 0,75111 1 -

2. Зерновые культуры Познакомить детей с зерновыми культурами нашего края. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. 0,75 0,25

3. Аппликация из зерен гречки. Учить выполнять аппликацию из зерен гречки. Развивать творчество, композицию. 0,25 0,75

4. Что мы сажаем, сажая леса Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы. Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам. 0,75 0,25

5. Гербарий из листьев деревьев и кустарников. Учить составлять гербарий из листьев деревьев и кустарников, отбирать красивые листья деревьев. 0,25 0,75

6. Развитие растений (влияние света, тепла и воды на жизнь растений). Части растений Формировать у детей представления о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва. Дать знания о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы, их значение для растений. 1 -

7. Комнатные растения

Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. 0,5 0,5

8. Аппликация из засушенных листьев Учить выполнять аппликацию из сухих листьев, выбирать материал, подходящий для создания образа. Развивать творчество, композицию. - 1

9. Лекарстве нные растения – средства оздоровления организма человека. Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. 1 -

10 Лесная аптека на страже человека Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой). Воспитывать бережное отношение к природе.

11 Охрана растений нашего края. Красная книга. Познакомить детей с охраняемыми растениями нашего края, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты. 1 -

12 Аппликация из семян овощей и фруктов Учить выполнять аппликацию из семян растений, вдавливая их в пластилин, нанесённый на картон, работать с шаблоном. Развивать силу нажима, глазомер, чувство композиции. 0,25 0,75

13 Грибное царство Формировать представления детей о ядовитых и съедобных грибах. Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Развивать речь, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе 0,75 0,25

14 Путешествие по экологической тропинке Расширять представление детей о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях; рассмотреть муравьиные дорожки, процесс поиска и перетаскивания пищи, показывая роль муравьёв как санитаров природы, формировать правила поведения детей вблизи муравейника. 0,75 0,25

3 блок «Царица-водица» (3ч)

п/п Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 6

1. Вода вокруг нас Уточнить и расширить знания детей о воде: её свойствах, о формах и видах воды (родники, моря, озёра, океаны). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Воспитывать бережное отношение к воде. 0,5 0,5

2. Путешествие по дну моря Познакомить детей с обитателями морей. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства». закрепить знания о роли человека в сохранении чистой воды на планете. Развивать монологическую речь.

Рассматривание иллюстраций, предметных картинок. 1 -

3. Источники загрязнения воды. Меры охраны. Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты. В. З. Воспитывать экологическую культуру. 1 -

4 блок «Воздух» (2ч)

п/п Дата Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 6

1. Воздух вокруг нас, свойство воздуха. Ветер-движение воздуха. Дать представление о воздухе, его свойствах. Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения.

Формировать интерес к экспериментальной работе. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе 0,5 0,5

2. Чистый и загрязнённый воздух Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. 1 -

5 блок «Солнечная система» (3ч.)

п/п Дата Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 6

1. Солнечная система. Солнце - источник света и тепла Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе. 0,75 0,25

2. Космос. Вселенная. Звёзды. Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля. Закрепить представления детей о космическом пространстве.

3. Земля - живая планета. Дать представление об уникальности Земли - на ней есть жизнь, растения, животные, человек, потому что на планете есть вода, воздух, тепло - эти условия нужны всем живым существам. Земля-это дом для всех людей, его надо любить и не разрушать, содержать в чистоте. 1 -

6 блок «Почва» (4ч.)

п/п Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека 1 -

2. Песок и глина Закрепить знания о минералах: песок, глина. Познакомить с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). Познакомить детей с народной глиняной игрушкой: дымковской, филимоновской, карпогольской. 0,5 0,5

3. Простые и ценные камни в природе Развивать интерес к камням, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств; называть их свойства и особенности (крепкий, твёрдый, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый); дать представление о поделочных камнях, которые применяются для отделки зданий и изготовление памятников (гранит, мрамор); показать изделия из драгоценных камней, женские украшения, броши, браслеты. 0,5 0,5

4. Полезные ископаемые нашего региона (нефть, газ) Дать представление о полезных ископаемых нашего региона (нефти, газе) и их использовании человеком. 1 -

7 блок «Животный мир» (7ч.)

п/п Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 5

1. Земноводные. Пресмыкающиеся Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные и пресмыкающиеся. их особенностями и средой обитания. 1 -

2. Разнообразие животных нашего края. Красная книга. Познакомить детей с животными нашего края. Формировать знания о заповедниках Ставропольского края. Показать необходимость охраны редких видов животных. Воспитывать бережное отношение к природе нашего края. 1 -

3. Животные жарких стран. Дать элементарные представления об особенностях животных, проживающих в Африке. Формировать представления о связях, взаимодействиях и взаимозависимости животных со средой их обитания. 1 -

4. Животные Севера Закрепить знания детей о животных Севера, о жизни их в природе. 1 -

5. Птицы. Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам, 1 -

6. Насекомые. Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть

Экскурсия 1 -

7. Охрана растений. Красная книга природы.

Познакомить детей с охраняемыми животными, сформировать чувство ответственности за сохранение животного мира, познакомить с различными видами деятельности по охране животных, вызвать стремление к этой деятельности. 1 -

Литература

1. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-208 с.

2. Николаева С. Н. Юный эколог: «Программа и условия её реализации в детском саду. Пособие для воспитателей ДОУ – М. : Мозаика – Синтез, 1999г

3. Грехова А. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие 5-е издание, стереотипное - М. : ЦГЛ; Ставрополь: Сервис – школа, 2

4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы М. : ВАКО,2011.-240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 005. – 144 с. (Серия «Программа развития»

6. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям. / И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с. : ил. – ( Детский сад: день за днём).

Планируемые результаты освоения программы

Воспитанник должен знать:

- Правила поведения в природе.

- Называть несколько видов растений, произрастающих в нашем регионе.

- Называть 3-5 лекарственных растений, произрастающих в крае; знать правила сбора растений в лечебных и оздоровительных целях.

- Основные признаки диких и домашних животных.

- Виды птиц своей местности.

Иметь представление:

- О перелётных птицах.

- О живой и неживой природе, уметь различать.

- Об охране природы.

- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Уметь:

- Выполнять правила поведения на природе.

- Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

- Обеспечивать уход за растениями цветников.

- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).

- Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников, посещающих коррекционную группу.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской программы экологического

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

Группа детского сада ___

Дата проведения мониторинга___

Имя, фамилия___

Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений, произрастающих в Ставропольском крае___

___

Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края___

___

Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории родного села___

___

Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона___

___

Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, произрастающих в Ставропольском крае___

___

Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов родного края___

Имеет представления об экологии родного села, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края___

Имеет представления о правилах поведения природе___

Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями___

___

Сформированы основы экологического сознания___

Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла – высокий.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» 1. Пояснительная записка. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное кружево. Квиллинг» I Пояснительная записка Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей:.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир красок на ладошке» Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования "Детско-юношеский центр" станицы Ленинградской муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Любознайки» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Весёлая математика» для детей 4.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности объединения «Юные исследователи» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Зеленая планета»
Опубликовано: 25 сентября 2019 в 22:27
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД