Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности «Особый взгляд»

Каширская Анна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности «Особый взгляд»

Пояснительная записка.

Направленность программы «Особый взгляд» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 2 года обучения.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности „Особый взгляд“» размещена в разделах

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы :

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – ученики 5-8 кл.

Принцип построения программы :

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников:.

Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, дети выполняют творческие задания, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;

обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено :

• Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

• Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

• В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

• Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

• Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

• Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Ожидаемые результаты освоения программы :

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Сроки реализации программы, режим занятий.

Программа рассчитана на два года обучения. Предусмотрено три групповых занятия в неделю. Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме организуется три занятия (включают элементы рисование, исследования, игры, чтение литературы, беседы, использование презентаций). Затем закрепление материала осуществляют во время изобразительной деятельности в группах, на прогулках, после чтения литературы, во время участия в проектах, посещения музеев, библиотек, индивидуальной

работе с обучающимися.

Год обучения: (2018-2019, (2019-2020)

Часов в неделю 3 часа

Продолжительность занятия- 45 мин.

Всего часов в год-102 часа.

Достижения учащегося после

1 года обучения в

художественной мастерской «Особый взгляд».

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное, специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного прикладного искусства. Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции мастеров художественных промыслов.

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (батик, декупаж, и многое другое).

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях художественных промыслов квиллинг и др.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).

Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива.

Приемы работы с пластичными материалами. Виды скульптуры (рельеф, круглая скульптура).

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Тематический план работы художественной мастерской по изобразительному искусству «Особый взгляд».

1 год обучения

№ урока Тема урока Кол-во часов

1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Беседа на тему осенний пейзаж 3

2. Пленер. Рисование с натуры осеннего пейзажа; разные породы деревьев, кустарников.

3

3 Рисование растений (уголь) 3

4. Рисование растений (гуашь) 3

5. Рисование животных (уголь) 3

6. Рисование животных (гуашь) 3

7. Рисование композиции «Наши животные» 3

8. Рисование композиции «Осенние фантазии» 3

9. Беседа, просмотр репродукции работ.

художников осенних пейзажей. Композиция пейзажа, осенний колорит. 3.

10. Графика. Фактуры художественной графики. 3

11. Фигура человека. Зарисовки человека. 3

12. Рисование зимнего пейзажа. Зимний колорит 3

13 Изготовление из карнавальных масок. 3

14 Роспись и украшение карнавальных масок. 3

15 Елочная игрушка Шар из лент. Шары из цветной бумаги. 3

16. Японские шары «Темари». 3

17. Техники книжной графики. 3

18. Выбор иллюстрируемого произведения. Композиция иллюстрации. 3

19. Иллюстрирование выбранного произведения. 3

20. Изучение и рисование дополнительных элементов украшения книги. 3

21. Основы работы в программе Adobe Photoshop. 3

22. Завершение работы над серией иллюстраций по выбранной теме. 3

23. Мини альбом для фото в технике «Скрапбукинг». 3

24. Продолжение работы над темой мини альбом для фото в технике «Скрапбукинг» 3

25. Завершение работы над мини альбомом для фото в технике «Скрапбукинг» 3

26. Декорирование баночек. 3

27. Завершение работы «Баночки». Роспись, украшение. 3

28. Искусство рукописного шрифта. 3

29 Работа со шрифтовой композицией. 3

30. Создание графических листов. 3

31. Рисование плаката. Разработка и. оформление. плаката. 3

32. Основные виды дизайна. Связь художника и дизайна. 3

33. Дизайн современной одежды. Коллективная работа. 3

34. Дизайн интерьера и архитектуры. Ландшафтный дизайн. 3

35 Выставка. Итоговый просмотр работ. 3

Достижения учащегося после

2 года обучения

Художественная мастерская «Особый взгляд».

Сохранить цели и задачи предыдущего года, сделав упор на расширения сфер деятельности учащихся (работата над совершенствованием мастерства, поощрять творческую инициативу)

Использовать возможности мастерской для обеспечения самостоятельной деятельности.

Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами.

Продолжить работу по формированию устойчивого навыка работы с новыми материалами.

Обеспечить постоянное посещение ми школьниками.

Принимать участие в различных конкурсах художественной направленности.

Освоить новые виды деятельности в различных современных техниках, а также изучить приёмы работы с различными инструментами, знать правила техники безопасности при обращении с ними;

Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

Тематический план работы художественной мастерской по изобразительному искусству «Особый взгляд».

2 год обучения

№ урока Тема урока Кол-во часов

1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Беседа на тему рисование с натуры. Городской пейзаж. 3

2. Пленер. Рисование с натуры городского пейзажа; людей, дома, машины, разные породы деревьев, кустарников.

3

3 Пленэр. Этюд (уголь). 3

4. Пленэр. Этюд (гуашь). 3

5. Пленэр. Разработка композиции пейзажа (уголь, карандаш). Зарисовки. 3

6. Пленэр. Разработка композиции пейзажа. Зарисовки в цвете (гуашь, акварель) 3

7. Рисование композиции «Городской пейзаж» 3

8. Завершение композиции «городской пейзаж». Выставка. 3

9. Беседа, просмотр репродукции работ современных

художников. Основы композиции. 3.

10. Графика. Натюрморт 3

11. Живопись. Натюрморт. 3

12. Техника гратаж. Освоение новой техники. 3

13 Разработка эскизов. 3

14 Завершение работы над композицией в технике гратаж. 3

15 Рисование новогоднего плаката. Беседа. Виды плаката. 3

16. Разработка композиции и сюжета плаката. Рисование сказочных героев, праздничная надпись. Оформление. 3

17. Графика. Изучение пропорций головы человека. 3

18. Зарисовки головы человека (карандаш, уголь) 3

19. Зарисовки головы человека (гуашь, акварель) 3

20. Этюд головы человека с натуры. 3

21. Стилизация в композиции. Виды стилизации. 3

22. Стилизованная композиция. Эскизы (карандаш). 3

23. Стилизованная композиция. Эскизы (гуашь, акварель) 3

24. Продолжение работы над стилизованной композицией. 3

25. Завершение работы над стилизованной композицией. Выставка. 3

26. Техника декупаж. Обсуждение, просмотр и выполнения работ. 3

27. Завершение работы в технике декупаж. 3

28. Техника «батик». Виды батика. Технология. 3

29 Работа в технике «батик». 3

30. Техника «кракле». 3

31. Работа в технике Техника «кракле». 3

32. Рельефное изображение натюрморта. 3

33. Композиция в технике квиллинг. 3

34. Декорирование в дизайне. 3

35 Выставка. Организация выставки. Итоговый просмотр работ. 3

Список литературы:

Список литературы для учителя:

1. Белякова О. В. 207 лучших подарков своими руками. М. : ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2009.

2. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. Ярославль. : Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001.

3. Кейлина В. А., Червинко С. Е. Гаравская Д. М., Пицык А. А. Оригинальные картины. М. : Контэнт. 2009.

4. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль. : Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

5. Никоненко Н. М. Декоративно-прикладное творчество. Ростов н/Д. : Феникс, 2003.

6. Проснякова Т. Рисование. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

7. Цукарь А. Уроки развития воображения. М. : Рольф, 2000.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Белошвейка» Автор - составитель: Хачатурова Наира Сергеевна педагог дополнительного образования Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» для детей 4 – 5 лет муниципального автономного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающие занятия с психологом» Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение Дополнительного образования Центр дополнительного образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Абвгдейка» Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Автор программы:.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «По дороге к азбуке» Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.

Дополнительная общеобразовательная программа художественнно-эстетической направленности для детей подготовительной группы ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественнно-эстетической направленности для детей подготовительной к школе группы срок реализации-1.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Песочные картинки» Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Песочные картинки" Возрастной диапазон: 4 - 5 лет.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности «Особый взгляд»
Опубликовано: 28 января 2019 в 12:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД