Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веснушки»

Марина Альбертовна Степанова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веснушки»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1002»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественно - эстетической направленности

«Веснушки»

Возраст учащихся: 5 - 7 лет

Срок реализации: 2 года

C оставитель :

Степанова Марина Альбертовна,

музыкальный руководитель

Москва

2017

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель и задачи программы

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Веснушки“» размещена в разделах

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Планируемые результаты

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

Содержание учебно-тематического плана

Календарно-тематический план

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение

Материально-технические условия реализации программы

Список используемой литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по раннему эстетическому развитию «Веснушки» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и основными положениями Концепции развития дополнительного образования РФ, Приказом Минобрнауки № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и рекомендациями Минобрнауки РФ от 18.11.2015г.

Направленность программы : художественно - эстетическая

Уровень освоения программы : ознакомительный

Актуальность программы : Общение с произведениями искусства, отражающими действительность, в том числе и сферу человеческих чувств, способствует формированию эстетического сознания. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности. И чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей. Будущее страны — это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уровень эстетического сознания закладывается сейчас. Поэтому особо актуальным представляются поиск возможных форм эстетического воспитания не только на занятиях предметами эстетического цикла, но и во взаимосвязи различных дисциплин.

Отличительные особенности программы :

Программа предусматривает проведение специальных комплексных занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, чтение стихов, просмотр видеоматериалов, музыкальное движение, рисование, работа с дидактическим материалом.).

Дети получают представление о музыке и композиторах-классиков, о старинных (клавесин, лютня, орган) и современных музыкальных инструментах.

В рамках этого направления детям предлагаются музыка великих композиторов, репродукции эталонных картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В,А. Серова, В. М. Васнецова и др., а также поэзия разных периодов.

Впервые в дошкольной педагогике мы знакомим детей с произведениями, в основе которых лежит органичный синтез различных видов искусств.

Цель и задачи программы

Цель программы : формирование основ базовой музыкальной культуры личности, разностороннее развитие ребёнка, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи программы первого года обучения:

Воспитательные задачи:

- повышать культурный уровень воспитанников;

- развивать художественный вкус детей;

- обогащать их музыкальный кругозор;

- создавать атмосферу творчества;

- воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи.

Развивающие задачи (направленные на развитие и совершенствование музыкально-исполнительских навыков, творческих способностей)

- показать звуковое и интонационное богатство окружающего мира, выработать акустический слух;

развивать чувство ритма, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки,

- речевую активность;

познакомить с формами копирования звуков (хлопками, голосом, ударами,

- помочь самовыражению воспитанников через занятия музыкальной деятельности;

- дать представление об особенностях народной музыки;

- активизировать творческие способности;

Образовательные задачи: (направленные на формирование знаний о музыке)

- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а так же в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности. - совершенствовать певческие навыки;

- формировать навык давать словесную характеристику музыке, описывать те картины, которые рождаются при прослушивании;

-дать представление об интонационном характере развития музыкального

произведения, научить вслушиваться в музыкальное произведение и угадывать интонации;

- дать представление о марше, вальсе (танце,песне и их особенностях как жанровых элементах;

- дать представление об инструментальной, вокальной и симфонической музыке и их комбинациях;

- формиррвать навык на слух воспринимать и различать музыкальные жанры.

Задачи программы второго года обучения:

Воспитательные:- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.)

- обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;

- помочь самовыражению воспитанников через занятия музыкальной деятельности.

Развивающие:

- музыкальную память,

- эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, - развивать музыкально-исполнительские навыки,

- развить долгий выдох в соотнесении с высотностью речи;

- развивать коммуникативные способности;

- развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности;

развивать ВПФ (память, мышление, речь, восприятие).

Образовательные:

- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;

- показать разницу между музыкальными и немузыкальными звуками, научить отличать музыкальные и немузыкальные звуки;

- дать понимания ладового своеобразия музыкального произведения,

-дать представление о музыкальной динамике, научить различать F,P,mf.

- дать представление о зависимости силы голоса от дыхания;

- дать понимание музыкальной фразы и предложения, научить выделять

музыкальные фразы и предложения;

- научить воспринимать мажорное и минорное звучание;

- дать представление о высотной соотнесённости звуков;

- научить различать звуки нижнего, среднего и нижнего регистров;

- рассказать о ритмической организации музыки;

- формировать навык точно копировать заданные звуки;

- формировать навык повторять заданный ритмический рисунок и различать ритмические соотнесённости, ритмический рисунок выученных песен, музыкальных произведений;

- показать возможности темпа в создании музыкального образа, научить на слух определять быстрый, медленный и умеренный темпы;

Методы работы:

Словесные, наглядные, художественно - практические, аналитические.

А также

• метод музыкально — художественного воспитания,

• метод контрастного сопоставления произведений (контраст в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т. п.);

• метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребёнка, направленный на осознание музыкального образа,

• метод, отражающий специфику музыки, как вида искусства (разнообразные связи музыки с другими видами искусства).

Принципы работы:

- соответствие принципу развивающего образования,

- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста;

- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей

- учёт принципа психологической комфортности;

- культурно ориентированные принципы;

- принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания.

- принцип инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Условия набора детей в коллектив:

Программа предназначена для музыкального обучения учащихся в возрасте от 5 до 7 лет. В коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, проявляющие интерес к избранному направлению.

Количественный состав групп состоит из 8-12 человек в каждой группе позволяет вести групповые формы работы, а также обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, тщательному изучению репертуара.

Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении музыкального материала.

Возраст обучающихся : 5 - 7 лет

Срок реализации программы : 2 года

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма занятий групповая.

Режим занятий: 1час, 2 раза в неделю, 57 часов в год.

Предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим занятий соответствует правилам и нормам СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Основные направления программы : образовательная деятельность с детьми; поддержка детской инициативы; взаимодействие с семьями воспитанников.

Данная программа имеет четкую художественно – эстетическую направленность. Программа составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей. Музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, художественной прозы и поэзии подобраны с учётом принципа стилевого и содержательного соответствия изучаемой теме.

Планируемые результаты

К концу первого года обучения ребё нок:

- слушает внимательно музыкальные произведения и эмоционально откликаться на музыку;

- на слух определяет и различает жанры «Песню — танец — марш»;

- умеет характеризовать музыкальное произведение;

- иметь представление о высотной соотнесённости звуков и различать звуки нижнего, среднего и верхнего регистров;

- соотносит их с музыкой и движением;

- имеет представление о ритмической организации музыки и движения;

- имеет представление об оркестрах;

- имеет представление о музыкальных инструментах, определять на слух тембр каждого из них;

- имеет представление о темповой организации музыки, речи и движения;

- имеет представление о музыкальной динамике и динамике голоса;

- имеет представления о возможности голоса и и уметь передавать настроение при помощи голосовой интонации;

- имеет представление о элементарных музыкальных понятиях;

- поёт в ансамбле выразительно и без напряжения;

- исполняет ритмические движения, танцы (хороводы) в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально — образное содержание;

- знает краткую биографию композиторов.

К концу второго года обучения ребё нок:

- имеет представление о взаимосвязи музыки с литературой, изобразительным искусством, театром;

- соотносит произведения музыки с произведениями других видов искусства;

- добиваеться самовыражения через образ, ассоциируя себя с определённым сценическим персонажем;

- соотносит явления действительности и их отражение в произведениях искусства;

-даёт словесную характеристику музыке, описывать те картины, которые рождаются при её прослушивании;

- определяет различные средства музыкальной выразительности, различает правильное и неправильное интонирование мелодии;

- поёт в ансамбле выразительно и без напряжения;

- исполняет ритмические движения, танцы (хороводы) в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально — образное содержание;

- знает краткую биографию композиторов и их программные произведения;

- имеет представление о музыкальных инструментах, уметь объединять их в группы и определять на слух тембр каждого из них;

- имеет представление об оркестрах; умеет различать оркестры по видам;

- имеет представление о мелодии и аккомпанементе; уметь их определять;

- находит образные параллели в музыке и живописи.

- высказывает свои предпочтения при выборе музыкальных произведений;

- элементарно анализирует несложные музыкальные формы,

- имеет потребность воспринимать прекрасное в окружающем мире,

понимать и сопереживать увиденному и услышанному.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание учебно-тематического плана

Первый год обучения

Раздел 1. «Зал знакомств» (2 часа)

Задача: дать представление о музыке как общем понятии, о роли музыки в жизни людей.

Раздел 2 «Песня — танец — марш» (8 часов)

Задача: дать представление о марше, танце, песне. Научить на слух различать эти жанры.

Раздел 3 «Музыкальная ромашка» (8 часов)

Задача: дать представление о ладовом своеобразии музыкального произведения, о высотном соотнесении звуков. Научить различать звуки регистров, основные музыкальные темпы и музыкальную динамику.

Научить слышать долгие и короткие звуки, соединять их в несложный ритм.

Раздел 4 «Что может рассказать музыка?» (6 часов) Задача: формировать знания о средствах музыкальной выразительности.

Научить различать двух — трехчастную форму музыкального произведения.

Раздел 5 «Музыка в сказках» (8 часов)

Задача: развивать навык внимательного прослушивания музыкальных пьес, побуждать к рассказу о музыкальных образах в сказках.

Раздел 6 «Русская сторонка» (6 часов)

Задача: Задача:дать представление о русском фольклоре (песня, игра, хоровод). Беседа о русском костюме, русских игрушках, русских музыкальных инструментах.

Раздел 7 «Путешествие в оркестровую яму» (15 часов)

Задача: дать представление о тембре. Беседа о оркестрах и их музыкальных инструментах.

Раздел 8. Музыка природы (3 часа)

Задача: дать представление о немузыкальных и музыкальных звуках природы. Учить находить в музыке звуки природы.

Календарно-тематический план

1. Где живёт музыка(2ч.)

2. «Марш» (2ч.)

3. «Песня» (2ч.)

4. «Танец»(2ч.)

5. «Песня — танец — марш» (1ч.)

6. Понятие о ладе. (1ч.)

7. Понятие о динамике. (1ч.)

8. Понятие о темпе. (1ч.)

9. Понятие о регистре. (2ч.)

10. Понятие о ритме. (3ч.)

11.«Что может выражать музыка?» (1ч.)

12. «Что может изображать музыка(2ч.)

13. Музыкальные картины. (2ч.)

14. Музыка в сказках А. С. Пушкина (4ч.)

15. Сказочная музыка русских и зарубежных композиторов. (4ч.)

16. Музыка природы. Утро. Вечер. (2ч.)

17. Русская песня. (2ч.)

18. Русская игра. (2ч.)

19. Русский хоровод (пляска) (2ч.)

20. Понятие о тембре. (1ч.)

21. Голоса музыкальных инструментов. (8 ч.)

22. Оркестр. Дирижёр. (2ч.)

23. Играем в оркестр и в оркестре. (4ч.)

24. Музыка природы. (3 ч.)

25. Итоговое занятие — концерт.

Итого: 57 часов

Содержание учебно-тематического плана

Второй год обучения

Раздел 1. «Зал знакомств» (4 часа)

Задача: Учить воспринимать возможности передачи движения в живописи, в скульптуре, в архитектуре, в музыке. Учить детей зрительно воспринимать высотное соотнесение мелодии.

Раздел 2. «Зал настроения» (4 часа)

Задача: Дать представление о значении настроения человека, изображенного в произведениях искусства различных видов: в литературе, музыке, живописи. Учить воспринимать мажорное и минорное трезвучия.

Раздел 3.«Зал контрастов» (4 часа)

Задача: Закрепить представления детей о звуковых контрастах. Подводить детей к определению звучания окружающей природы. Познакомить с музыкальным обозначением силы звучания: форте, пиано, меццо форте.

Раздел 4.«Зал чередований» (10 часов)

Задача: Познакомить с понятием «чередование». Учить детей находить в жизни и в искусстве примеры чередований. Продолжить знакомство детей с понятиями «ритм», «ритмическая организация» и их составляющими (повторением, чередованием) в произведениях искусства.

Раздел 5. «Зал волшебных превращений» (3 часа)

Задача: Развивать творческое воображение, умение перевоплощаться

в предложенные образы. Учить детей воспринимать и различать вымысел и действительность в произведениях искусства. Развивать воображение детей. Выделять в произведениях образ произведения и образы деталей.

Раздел 6. «Зал народной игрушки» (4 часа)

Задача: Продолжать знакомство с истоками народной культуры. Показать связь времен, поколений и значение культурного наследия. Приобщать к народной культуре и образцам народного искусства (Что такое хоровод)

Раздел 7. «Зал композиций» (8 часов)

Задача: Познакомить детей с основами композиционного построения произведений различных видов искусства. Дать понимание музыкальной фразы в музыкальном произведении. Учить воспринимать часть и целое в произведении искусства. Учить детей выделять в произведениях искусств главное и второстепенное. Дать представление о мелодии и аккомпанементе в музыке как основе музыкального произведения.

Раздел 8.«Необъятный зал» (11 часов)

Задача: учить воспринимать возможности передачи движения в живописи, в скульптуре, в архитектуре, в музыке. Дать понятие прерывности в природе и в искусстве, паузы. Учить детей воспринимать паузу как остановку или пропуск звуков в музыке. Самостоятельно выделять знаками и движениями рук паузы в ритмических заданиях.

Раздел 9. «Театральный зал». (6 часов)

Задача: Познакомить детей с особенностями театра как вида искусства. Побуждать интерес детей к посещению театров и к творческой театральной деятельности. Показать детям роль воображения в восприятии художественного образа. Учить ассоциировать себя с определенным сценическим персонажем и самовыражаться через театральные импровизации.

Раздел10. «Прекрасный зал» (2 часа)

Задача: Обобщить и закрепить знания детей полученных на занятиях по синтезу искусства. Поощрять фантазию, творческие проявления в сочинениях собственных песен.

Календарно-тематический план

1.«Человек в искусстве» (2ч.)

2.«Художник и жизнь»(2ч.)

3. «Звук и изображение»(2ч.)

4. Выразительность и изобразительность»(2ч.)

5. Громко — тихо. Высоко — низко. (2ч.)

6. Звонко — глухо. Ярко — блекло. (2ч.)

7. «Слово — звук - цвет» (2ч.)

8. «Слово — звук — цвет - жест» (2ч.)

9. «Линия — мелодия - движение» (2ч.)

10. «Ритм в жизни и искусстве» (4 ч.)

11. «Праздник масок» (1ч.)

12. «Мир народных образов» (2ч.)

13. «Музей народной игрушки» (4ч.)

14. «Часть и целое»(2ч.)

15. «Ансамбль» (2ч.)

16. «Развитие» (2ч.)

17. «Главное и второстепенное» (2ч.)

18. «Действительность и изображение» (2ч.)

19. «Движение в искусстве» (музыка, живопись, танец, поэзия) (4ч.)

20. «У каждого свой голос» (4ч.)

21 «Поющая тишина» (1ч.)

22. «Путешествие по театру» (4ч.)

23. «Искусство в жизни человека» (2ч.)

24. «Прекрасное рядом» (2ч.)

25. Итоговое занятие (1ч.)

Итого: 57 часов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и музыкально - дидактическими материалами. В процессе обучения используются

- высокохудожественный музыкальный материал;

- музыкально — дидактические игры;

- мольберт, настольный театр, тематические лэпбуки;

- наглядный материал (карточки, игрушки, альбомы и т. д.)

- иллюстративный материал (портреты композиторов, репродукции картин);

- шапочки и костюмы к играм и хороводам;

- предметы народного промысла;

- настольный развивающий материал;

- краски, карандаши, ручки, клей, бумага, цветной картон;

- рабочие листы, тетради;

- раздаточный материал (платочки, флажки, ленты, цветы, шарфы ит. д.);

- физкультурный инвентарь (цветные шары, кубы, мячи, палки, обручи);

- детские музыкальные и шумовые инструменты.

Материально-технические условия реализации программы

1. Звукоизолированное помещение – музыкальный зал;

2. Материально-техническое оснащение (ТСО) :

фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, сканер, принтер.

3. Музыкальные инструменты, микрофоны.

Список используемой литературы

1. Алиев. Ю. Б. Настольная книга учителя – музыканта – М. : «Владос» 2003.

2. Беспятова. Н. К. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. М: 2004.

3. Бырченко Т. С песенкой по лесенке — М. : «Советский композитор», 1984

4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь — М. : «Музыка», 1986.

5. Ворожцова. О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М. : 2002.

6. Критская Е. Д. Сергеева Г. П. Музыка вокруг нас (1класс) — М. : «Просвещение», 2013.

7. Куревина О. А., Селезнёва Г. Е. Путешествие в прекрасное. Синтез искусств. - М. : «Баласс», 1999 .

8. Клёнов А. С. Там, где музыка живёт. - М. : Педагогика, 1986 .

9. Тарасов Г. С. «Музыкальное воспитание и развитие личности», научно — методический журнал Музыкальная психология и психотерапия, № 3, 2007.

10. Тарасова К. В. – доктор психологических наук, статья «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве», журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2010.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Семицветик» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая математика» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Веселая математика» обновленас учётом развития науки, техники, культуры,.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Дельфинёнок» Содержание 1. Пояснительная записка…. …3 1.1. Актуальность программы 1.2. Новизна программы.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол — гимнастика на мячах» АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Утверждаю: Заведующий МДОУ «Детский сад №50 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области».

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (срок освоения программы 1 год) Разработчик :.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный карандаш» (10–11 лет) 1. Пояснительная записка 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный карандаш» (далее – программа) составлена в соответствии.

Дополнительная общеразвивающая программа творческой направленности «Город мастеров» Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы Общеразвивающая программа «Город мастеров» разработана в соответствии с.

Дополнительная общеразвивающая программа экологической направленности «Детский экологический театр «В гостях у сказки» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа детского экологического театра " В гостях у сказки" соответствует художественно.

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по вышивке «Чудесный крестик» для детей 5–7 лет к дополнительной образовательной программе на 2017-2018 учебный год «Согласовано» Старший воспитатель НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка».

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веснушки»
Опубликовано: 13 января 2018 в 12:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД