МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающие занятия с психологом»

Екатерина Кофанова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающие занятия с психологом»

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования

Центр дополнительного образования

«Малая академия наук»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Развивающие занятия с психологом»

Возраст обучающихся: 7-10 лет (1-4 класс)

Срок реализации программы : 2018-2019 уч. г.

Автор-составитель:

Кофанова Е. С.

педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ

2018г.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Развивающие занятия с психологом“» размещена в разделах

Пояснительная записка.

На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии, формирование и развитие творческих способностей обучающихся.

Актуальность программы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.

Практика показывает, что многие дети приходят в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.

Проведение занятий в игровой форме обеспечивает профилактику переутомления у младших школьников.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

- осознание себя с позиции школьника;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

Цель программы : решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.

Задачи программы :

Обучающие:

- научить положительному самоотношению и принятию других людей;

- научить рефлексивным умениям;

- формировать потребность в саморазвитии.

Воспитательные:

- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;

- сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка;

- воспитывать нравственные качества учащихся.

Развивающие :

-создавать условия для развития личности каждого подростка;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.

Количество занятий – 25

Время проведения занятий – 3 ак. часа.

Данная программа занятий предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста.

Занятия проходят в оборудованном кабинете, где создана и поддерживается атмосфера раскованности, психологического комфорта, достаточно места для размещения детей, подвижных игр, продуктивной деятельности и творчества.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

Ожидаемые результаты:

- результаты обучения:

• владение основными понятиями;

• знание правил игр

- результаты воспитания:

• взаимодействие обучающихся в игре;

• проявление усидчивости, целеустремленности на занятиях

- результаты развития :

• использование произвольного внимания на занятиях;

• применение специальных приемов, облегчающих запоминание;

• умение сравнивать различные объекты, устанавливать связи, планировать;

• использование воображения в продуктивной деятельности;

• участие в творческих мероприятиях различного уровня

1. Учебный план занятий

№ п/п Название раздела, темы Кол-во часов Формы аттестации/ контроля

1. Ознакомительное занятие. Знакомство с группой. Входная диагностика. 6 Наблюдение, беседа, диагностика

2. Развитие навыков позитивного социального взаимодействия 6 Наблюдение, беседа

3. Развитие мыслительных операций 6 Наблюдение, беседа

4. Развитие навыков эффективного общения 6 Наблюдение, беседа

5. Сплочение коллектива 9 Наблюдение, беседа

6. Медиативные сказки 12 Наблюдение, беседа

7. Игры-пантомимы 6 Наблюдение, беседа

8. Развитие памяти 6 Наблюдение, беседа

9. Развитие мышления 6 Наблюдение, беседа

10. Учимся учиться 6 Наблюдение, беседа

11. Наука «Отдыхать» 3 Наблюдение, беседа

12. У меня все получится. Итоговая диагностика. Заключительное занятие. Повторение. 6 Наблюдение, беседа

ИТОГО: 75 -

2. Календарный учебный график.

№п/п Месяц Число Время Форма занятия Кол-во Тема занятия Место проведения Форма контроля

1. Ноябрь 16 15: 00-17:20

15: 00-17:20

15: 00-17:20

15: 00-17:20

Тренинг 3 Ознакомительное занятие. Знакомство с группой.

Тема: Сплочение новых учащихся группы.

Упражнения: «Поздоровайся», «Имя Движение», «Меняются местами те, у кого.», «Снежный ком», «Группы», «Что лежит в портфеле», «Урок или перемена», «Чему учат в школе». МАУ ДО ЦДО «МАН» Наблюдение, беседа

2. 23 Диагностика 3 Входная диагностика.

Диагностика

3. 30 Игра 3 Тема: Развитие навыка позитивного социального взаимодействия.

Упражнения: «Эхо», «Живая скульптура», «Ожерелье», «Радуга», «Ласковый мелок». Наблюдение, беседа

4. 7

Игра 3 Тема: Развитие навыка позитивного социального взаимодействия.

Упражнения: «Приветствие», «Я рада видеть.», «Копилка приятных слов».

Инсценировка басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Обсуждение.

Беседа о сотрудничестве. МАУ ДО ЦДО «МАН» Наблюдение, беседа

5. 14 Игра 3 Тема: Развитие мыслительных операций.

Профилактика нарушения зрения. Дыхательные упражнения.

Упражнения: «Нарисуй одной рукой», «Шифровка», «В магазине», «Сладости», «Назови продукты питания», «Найди общее слово», «Найди лишнее», «Сосчитай морковки», «Разукрась и назови».

Подведение итогов. Рефлексия. Наблюдение, беседа

6. Декабрь 21 15: 00-17:20

Игра 3 Тема: Развитие мыслительных операций.

Профилактика нарушения зрения. Дыхательные упражнения.

Упражнения: «Обведи по контуру правой и левой рукой одновременно», «Составь предложение из букв», «Что осенью бывает», «Соедини точки и назови животное», «Собери картинку из частей и составь рассказ», «Реши кроссворд», «Найди лишнее». Наблюдение

7. 28 Тренинг 3 Тема: Развитие навыков эффективного общения.

Упражнения: «Ролевая гимнастика», «Секрет», «Мои хорошие качества», «Я лучше всех умею.», «Волна». Наблюдение

8. Январь 11

15: 00-17:20

15: 00-17: 20 Тренинг 3 Тема: Развитие навыков эффективного общения.

Упражнения: «Мимическая гимнастика», «Собери эмоцию», «Моё настроение. Настроение группы», «Слушаем тишину», «Заряд бодрости», «Броуновское движение». Наблюдение, беседа

9. 18 Тренинг 3 Тема: Сплочение коллектива.

Упражнения: «Котёл», «Вторжение», «Передай по кругу», «Монетка в кулачке», «Подними игрушку», «Найди и промолчи», «Коробка переживаний». Наблюдение

10. 25 Игра 3 Тема: Сплочение коллектива.

Упражнения: «Акулы и матросы», «Коровы, собаки, кошки», «Разведчики», «Пианино», «Кто кого перехлопает/перетопает», «Аплодисменты». Наблюдение

11. Февраль

1

Тренинг 3 Тема: Сплочение коллектива.

Упражнения: «Создание рисунка по кругу», «Приветствие», «Скучно-скучно», «Тень», «Властелины кольца». Наблюдение

12. 8 Тренинг 3 Тема: Медиативные сказки

Упражнения: «Сказка о грустном клоуне», «Сказка о гномах». Наблюдение, беседа

13. 15 Тренинг 3 Тема: Медиативные сказки

Упражнения: «Сердитки», «Мы любим друг друга». Наблюдение

14. 22 Тренинг 3 Тема: Медиативные сказки

Упражнения: «Разноцветные имена», «Любимые игрушки», «Кляксы». Наблюдение

15. Март 1 15: 00-17: 20 Тренинг 3 Тема: Медиативные сказки

Упражнения: «Загадочный сундучок», «Кулачок», «Грустинки». Наблюдение

16. 15 Игра 3 Тема: Игры-пантомимы Наблюдение

17. 22 Игра 3 Тема: Игры-пантомимы Наблюдение

18. 29 Тренинг, Игра 3 Тема: Развиваем память

Беседа на тему «Необычные способности памяти».

Упражнения: «Запомни цифры», «Повтори за мной», «Запомни движение», «Запомни своё место», «Запомни свою позу». «Снежный ком».

Заключительная беседа «Что я запомнил» Наблюдение, беседа

19. Апрель

Апрель 5 15: 00-17:20

15: 00-17:20 Беседа, Игра 3 Тема: Развиваем память

Беседа на тему «Важность памяти»

Упражнения: «Пиктограмма», «Испорченный телефон-слово, поза», «Запомни порядок», «Вот так позы», «Что изменилось?», «Кукловод», «Подарки».

Заключительная беседа-рефлексия. Наблюдение, беседа

20. 12 Практическая работа, Игра 3 Тема: Развиваем мышление

Игра «Мозаика»

Практическая работа «Ловушки».

Упражнения: «Что это?», «Исключи лишнее», «Расскажи рассказ», «Обобщение».

Игры «Угадай животное».

Подведение итогов «Оцени пользу». Наблюдение,

беседа.

21. 19 Тренинг, Игра 3 Тема: Развиваем мышление

Беседа «Мы мыслим»

Упражнения: «Составь предложение», «Скажи аналог», «Примени предмет»

Решение логических задач.

Беседа-рефлексия. Наблюдение, беседа

22. 26 Тренинг 3 Тема: Учимся учиться

Практическая работа «Оцени свои школьные успехи», «Составление маршрута преодоления»

Познавательная игра «Альпинисты»

Релаксационное упражнение «Дом на холме»

Беседа «Чему учат в школе?»

Подведение итогов. Рисование «Я в школе» Наблюдение, беседа

23. 17 Игра 3 Тема: Учимся учиться

Игра «Четыре стихии», «Нос, нос, нос, рот»

Упражнения: «Да и нет не говорить», «Кот и лодыри», «Ребус», «Нарисуй письмо».

Подведение итогов «Моё желание учиться». Беседа.

24. Май 24

15: 00-17: 20 Тренинг 3 Тема: Наука «Отдыхать».

Вводная беседа «Умеете ли вы отдыхать?».

Упражнение «Пчелиный рой».

Упражнение-рисование «Я отдыхаю».

Релаксационные упражнения «Планета отдыха». Беседа

25. 31 Тренинг

Игра 3

Тема У меня все получится.

Повторения пройденных тем в виде упражнений.

Рисование в тетради «Мои занятия с психологом».

Рефлексия-беседа «Что я узнал нового».

Итоговое диагностика. Анализ результатов. Наблюдение, беседа

3. Учебные пособия.

Учебные пособия

год издания

Справочная литература: (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.) :

1. Гамезо М. В. Атлас по психологии 2000

2. Национальная психологическая энциклопедия 2007

3. «Психологос» Энциклопедия практической психологии 2007

4. Р. С. Немов «Словарь основных энциклопедических понятий» 1998

5. psyfaq.ru/ -

6. www.psynavigator.ru/terms.php -

7. www.gnpbu.ru/sprav/webres/psy -

Художественная литература:

1. Лагеркранц Русе «Моя счастливая жизнь» 2017

2. Дэниел Киз «Цветы для Элджернона» 2000

3. Лагеркранц Русе «Моё сердце прыгает и смеётся» 2017

Научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.) :

1. Федоренко Л. Г. «Позитивная психология в школе» 2017

2. Немов Р. С. «Общая психология», 3 части 1998

3. Блонский П. П. «Психология и педагоги» 2016

4. Князева Т. Н. Я учусь учиться 2004

периодические издания:

1. Журнал «Школьный психолог» ИД: Первое сентября -

2. Он-лайн журнал «Psychologies.ru» -

методические пособия:

Методики исследования мотивационной сферы и направленности личности:

1. Метод «Незаконченные предложения»;

2. Шкала оценки значимости эмоций;

3. Методика «Мой герой»;

4. Методика самооценки личности ребенка «Лесенка»;

Методики изучения темперамента и характера:

1. Изучение темперамента методом наблюдения;

2. Методика «Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности»

Проективные методы исследования личности:

1. Тест «Несуществующее животное»;

2. Тест «Дом. Дерево. Человек»;

3. Методика «Нарисуй себя»;

4. Тест «Рисунок семьи»;

5. Методика «Кактус»

6. Серия рассказов «Детский мир»;

Диагностика психических состояний и свойств личности:

1. Шкала депрессии;

2. Тест-опросник «Оценка настроения»;

Методики изучения познавательных процессов:

Методики изучения внимания:

1. Методика «Корректурная проба»;

2. Методика «Красно-черная таблица»;

3. Методика Мюнстенберга;

Методики изучения памяти:

1. Методика «Оперативная память»;

2. Методика «Память на числа»;

3. Методика «Оценка оперативной слуховой памяти»;

4. Методика «Определение объема зрительной памяти»

Методики для оценки логики мышления:

1. Методика «Закономерности числового ряда»;

2. Методика «Интеллектуальная лабильность»;

3. Методика «Исключение понятий»;

4. Методика «Выделение существенных признаков»

5. Методика «4 лишний»

Методики изучения внутригрупповых отношений:

1. Метод социометрических измерений;

2. Шкала психологической близости;

3. Определение психологического климата группы;

Методики изучения компетентности в общении :

1. Оценка уровня общительности;

2. Тестовая карта коммуникативной деятельности;

3. Тест на оценку самоконтроля в общении;

4. Тест оценки коммуникативных умений;

Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения:

1. Тест описания поведения К. Томаса;

2. Психогеометрический тест;

3. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрически фигур»;

видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.) :

1. Мотивационные видеолекции

2. Видеолекции о познавательных процессах

3. Обучающие видеоролики для младших школьников

аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы) :

1. Сборник медитативная музыка

2. Релаксационная музыка

электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.) :

1. Презентация «Учимся учиться» 2018

2. Презентация «Внимание» 2018

3. Презентация «Память» 2018

материально-техническое оснащение:

1. Компьютер (блок питания, монитор)

2. Проектор

3. Экран

Разное:

Консультации и памятки:

- Родителям о наказаниях.

- Советы родителям.

- Конфликты.

- Медлительный ребенок

- Что делать, чтобы ребенок стал зависим от компьютера?

- Застенчивость.

- Гиперактивный ребенок.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно — научной направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Принято Советом педагогов Утверждаю: МБДОУ «Детский сад.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Белошвейка» Автор - составитель: Хачатурова Наира Сергеевна педагог дополнительного образования Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Абвгдейка» Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Автор программы:.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «По дороге к азбуке» Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная общеобразовательная программа «My robot time» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ласточка» Бавлинского муниципального района РТ ПРИНЯТО.

Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами» ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе.

Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Занятия экопластикой» Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Занятия экопластикой» на 2015-2016 учебный год для детей 2-4 лет по образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающие занятия с психологом»
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 08:42
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД