Михаил Иванов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукопашный бой» для детей 10–15 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ г. Москвы «Школа на проспекте Вернадского»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рукопашный бой»
Направленность программы:
физкультурно-спортивная
Уровень программы:
базовый
Возраст детей: 10 – 15 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор-составитель: педагог дополнительного образования Иванов Михаил Константинович
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Рукопашный бой“ для детей 10–15 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Москва, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Рукопашный бой» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с положениями Федеральных законов РФ, концепций и программ Правительства РФ, приказов и рекомендаций Минобрнауки, САНПИН.
Особенностями рукопашного боя как вида спорта являются: разносторонние требования к физической, технической и тактической подготовленности спортсменов; высокая динамика и разнообразная вариативность ситуаций в ходе поединков; высокие требования к уровню психической готовности спортсменов.
Рукопашный бой является одним из самых сложных видов спортивных единоборств, так как включает в себя технический арсенал практически всех видов единоборств.
Спортивный рукопашный бой, чаще всего базируется на комбинации ряда западных и восточных систем единоборств, таких как бокс, карате, тайский бокс, самбо а также безоружных разделов филиппинских боевых искусств – мано-мано или пангамут. По существу, это комплексная система, обладающая большим спортивным и прикладным потенциалом. Программа «Рукопашный бой» базируется именно на этих направлениях для подготовки учеников к участию в соревнованиях по правилам спортивного рукопашного боя.
Программа «Рукопашный бой» реализуется в детском объединении: «Клуб «Байлун» - рукопашный бой».
Актуальность программы
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических и морально-волевых качеств учащихся.
Систематическое занятие физическими упражнениями обеспечивает нормальное физическое развитие, совершенствуется функциональная деятельность организма. Формируется целый ряд положительных качеств и черт характера, необходимых в жизни: самодисциплина, целеустремленность, уверенность в своих силах и т. п.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, что при ее реализации каждый учащийся формирует свои личностные качества, такие как: воля, характер, воспитание патриотизма, физическое развитие. При систематических занятиях рукопашным боем создаются благоприятные условия, для развития учащегося, развивается мотивация к познанию и творчеству. Обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Идет приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок получает не только физическое, но духовное и интеллектуальное развитие. И что особенно важно, - происходит создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур. Ведется профилактика асоциального поведения учащегося. При систематических занятиях спортом ведется работа не только с учащимися, но и с их родителями. Таким образом, задача программы и тренера помочь ребенку стать полноценной личностью, умеющей правильно вести себя в среде сверстников, а также в среде старшего поколения.
Дети и подростки, занимающиеся боевыми искусствами, становятся физически развитыми, дисциплинированными, уверенными в себе, спокойными, овладевают позитивным мышлением, повышают результаты в учебе и других видах деятельности, укрепляют свое здоровье, овладевают рядом жизненно необходимых навыков.
Отличительные особенности программы
Программа направлена не только на реализация спортивного потенциала ребенка, но и на воспитательные цели: пропагандировать здоровый образ жизни, который ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактику наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.
При написании программы использовались материалы программ по рукопашному бою, боксу, самбо, восточному боевому единоборству и фехтованию с дополнениями и изменениями, введенными применительно к преподаванию новых направлений единоборств – филиппинского бокса панантукан и рукопашного боя мано-мано, активно развивающихся в настоящее время дисциплин.
Цель и задачи программы
Цель программы:
создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей, учащихся посредством систематических занятий рукопашным боем.
Задачи программы:
Образовательные:
• Знакомство воспитанников с: историей развития единоборств, достижениями выдающихся спортсменов и тренеров прошлого и настоящего по единоборствам, особенностями «смежных» видов спорта.
• Изучение с воспитанниками: спорта как понятия, специальной терминологии, техники и технологии выполнения специальных движений, основ анатомии и физиологии человека, физиологических основ специальных движений, основ профилактики травматизма, оказания доврачебной помощи, правил соревнований и судейства, основ идеомоторной тренировки (формирование у детей мысленного образа и комплекса ощущений специальных движений, основ спортивной стратегии, тактики, правил. Научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
• Формирование у воспитанников специальных практических умений и навыков: индивидуальной и групповой тренировки, техники правильного дыхания, техничности и технологичности выполнения специальных движений, подготовки и участия в соревнованиях, практики судейства, идеомоторной тренировки, выработки индивидуальной стратегии и тактики спортсмена.
• Обучить воспитанников технике и тактике рукопашного боя.
Развивающие:
• Развитие у воспитанников общих интеллектуальных способностей: устойчивого внимания, пространственной ориентации, быстроты мышления, неординарности мышления, памяти.
• Развитие у воспитанников специальных способностей: устойчивости психики, адекватности восприятия и действия в спортивной ситуации, быстроты реакции.
• Развитие у воспитанников общих и специальных физических способностей: «мышечной» памяти, физической выносливости, координации движений, специальных физических данных (быстроты реакции, навыки безопасного падения, гибкости, силы, способности к многократному повторению движений, способности к действиям в условиях субмаксимальных нагрузок (спортивные соревнования).
• Общее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание. Сформировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.
• Коррекция отклонений физического развития.
Воспитательные:
• Знакомство воспитанников с основами физической культуры: основами здорового образа жизни, спортивной и общей гигиеной, основами спортивного питания.
• Воспитание у детей и подростков основ нравственной культуры: патриотизма, целеустремлённости, работоспособности, воли к победе, устойчивого интереса, мотивации к занятиям самбо и к здоровому образу жизни, этики поведения спортсмена (этика спорта, адекватности самооценки, культуры болельщика.
• Воспитание у детей и подростков основ социальной культуры: индивидуальной и коллективной ответственности и дисциплины, умения работать в команде, культуры поведения в различных социальных ситуациях. Способствовать развитию социальной активности учащихся; воспитывать чувство самостоятельности.
• Воспитание у детей и подростков основ эстетической культуры: культуры тела, восприятия спорта как части общечеловеческой культуры.
Категории обучающихся по программе
Возраст обучающихся: 10 - 15 лет.
Предполагаемый численный состав группы: 10 - 15 человек. Группы формируются с учетом возраста, морфо-функционального и психологического уровня развития учащихся, уровня их знаний и умений
Срок реализации программы: 2 года.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма занятий: групповая.
Режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», предусмотрены необходимые перерывы для отдыха и проветривания помещения.
Продолжительность учебного часа - 45 мин. (+ 15 мин. перерыв)
Кол-во уч. недель - 40
Кол-во уч. часов в неделю - 4
Кол-во уч. дней в неделю - 2
Кол-во уч. часов в год - 160
Даты начала и окончания уч. периодов/этапов: сентябрь - июнь
Сроки проведения выездных форм учебной работы: ежеквартально (соревнования и семинары).
Планируемые результаты
По окончании обучения обучающимися будут достигнуты личностные результаты:
у обучающихся будет сформировано:
• уважительное отношение к культуре, ценностям народов России и народов мира;
• интерес к обучению, желание готовиться к занятиям;
• стремление к здоровому образу жизни;
• организационно-волевые качества, направленные на достижение результата;
• работоспособности, воля к победе, устойчивый интерес, мотивация к занятиям
• уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
метапредметные результаты:
обучающиеся будут уметь:
• определять цель, ставить задачу, планировать свою деятельность;
• анализировать, классифицировать полученную информацию, делать выводы;
• предвосхищать и оценивать результат работы;
• понимать причины успеха/неуспеха собственной деятельности;
• осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с использованием ИКТ;
• взаимодействовать с педагогами и другими детьми, разрешать конфликты;
предметные результаты:
1 год обучения
По окончанию первого года обучения, обучающиеся будут:
Знать:
• историю развития единоборств;
• специальную терминологию, техники и технологии выполнения специальных движений, основы анатомии и биомеханики человека; основы профилактики травматизма;
• правила соревнований;
• основы: спортивной тактики, правил;
• особенности индивидуальной и групповой тренировки, технику правильного дыхания, техничность и технологичность выполнения специальных движений.
Уметь:
• ориентироваться в пространстве, сосредотачивать своё внимание, быстро и неординарно думать;
• адекватно воспринимать и действовать, быстро реагировать в спортивной ситуации;
• координировать свои движения, многократно повторять движения.
У детей будет воспитано:
• стремление к здоровому образу жизни;
• чувство патриотизма, работоспособности, воля к победе, устойчивый интерес, мотивация к занятиям единоборствами;
• индивидуальная ответственность и дисциплина, культура поведения в различных социальных ситуациях.
2 год обучения
По окончанию второго года обучения, обучающиеся будут:
Знать:
• историю развития единоборств, особенности «смежных» видов спорта;
• специальную терминологию, техники и технологии выполнения специальных движений, основы анатомии, физиологии и биомеханики человека; основы профилактики травматизма;
• правила соревнований и судейства;
• основы: спортивной стратегии, тактики, правил;
• особенности индивидуальной и групповой тренировки, технику правильного дыхания, техничность и технологичность выполнения специальных движений, особенности подготовки и участия в соревнованиях.
Уметь:
• ориентироваться в пространстве, сосредотачивать своё внимание, быстро и неординарно думать;
• адекватно воспринимать и действовать, быстро реагировать в спортивной ситуации;
• координировать свои движения, многократно повторять движения;
У детей будет воспитано:
• стремление к здоровому образу жизни;
• чувство патриотизма, целеустремлённости, работоспособности, воля к победе, устойчивый интерес, мотивация к занятиям единоборствами;
• индивидуальная и коллективная ответственность и дисциплина, умение работать в команде;
• восприятие спорта как части общечеловеческой культуры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Раздел 1 (2 часа). Вводное занятие.
Теория (1 час): Техника безопасности при занятиях единоборствами.
Практика (1 час): Тесты по общей физической подготовке
Раздел 2. Теоретическая подготовка
Тема 2.1 (2 часа) История единоборств
Теория (1 час): Общая история единоборств в разных странах мира.
Практика (1 час): Опрос по теме занятия.
Тема 2.2 (2 часа) Морально-этические аспекты единоборств
Теория (1 час): Правила «боевой добродетели» и их роль в воспитании личности.
Практика (1 час): Беседа на тему морально-этических аспектов единоборств.
Тема 2.3 (2 часа) Теория и методика единоборств
Теория (1 час): Понятие о составных частях тренировочного занятия. Методика проведения разминки. Основы методики общей физической подготовки. Понятие о специальной физической подготовке. Общие принципы методики построения тренировки.
Практика (1 час): Проведение разминки и различных частей тренировочного занятия обучающимися.
Тема 2.4 (2 часа) Правила соревнований
Теория (1 час): Основные положения правил соревнований по фехтованию и рукопашному бою.
Практика (1 час): Судейство учениками тренировочных поединков.
Раздел 3. Общая физическая подготовка
Тема 3.1 (5 часов) Строевые упражнения
Теория (1 час): Правила выполнения строевых упражнений.
Практика (4 часа): Построение шеренгой и в колонну. Повороты направо и налево.
Тема 3.2 (20 часов) Упражнения для развития основных физических качеств
Теория (1 час): Основы методики развития основных физических качеств.
Практика (19 часов): Упражнения общего воздействия для воспитания гибкости, силы, быстроты, ловкости. Упражнения для основных мышечных групп – корпуса, пояса верхних конечностей, пояса нижних конечностей.
Тема 3.3 (5 часов) Беговые упражнения
Теория (1 час): Как правильно бегать, какие бывают виды бега.
Практика (4 часа): Равномерный бег, бег с высоким подниманием колена, бег приставными шагами правым и левым боком, бег «змейкой».
Тема 3.4 (10 часов) Гимнастические упражнения
Теория (1 час): Методика выполнения гимнастических упражнений.
Практика (9 часов): Седы, упоры, приседы, стойки, вольные упражнения.
Раздел 4. Специальная физическая подготовка
Тема 4.1 (12 часов) Специально-координационные упражнения
Теория (1 час): Что такое ловкость и как ее развивать.
Практика (11 часов): Упражнения для развития специальной координации движений. Упражнения в равновесии.
Тема 4.2 (20 часов) Имитационные упражнения
Теория (1 час): Значение имитационных упражнений при занятиях единоборствами.
Практика (19 часов): Упражнения с предметами. Упражнения с имитацией движений единоборств на месте и в движении по залу.
Тема 4.3 (20 часов) Самостраховка и боевая акробатика
Теория (1 час): Правила выполнения приемов самостраховки. Зачем нужны приемы самостраховки и боевой акробатики.
Практика (19 часов): Кувырки и перекаты. Самостраховка при падении назад, падении вперед, падении в сторону.
Раздел 5. (6 часов) Подвижные игры
Теория (1 час): Правила проведения подвижных игр.
Практика (5 часов): Общеразвивающие подвижные игры – «Пройди под лентой», «Рыбак», «Атомы, молекулы» и др.
Раздел 6. Технико-тактическая подготовка
Тема 6.1 (8 часов) Стойки и передвижения
Теория (1 час): Виды стоек, их значение, характерные ошибки.
Практика (7 часов): Учебная стойка. Понятие о боевой стойке. Передвижения обычными и приставными шагами.
Тема 6.3 (15 часов) Базовая техника рукопашного боя
Теория (1 час): Теоретические основы рукопашного боя.
Практика (14 часов): Удары руками из учебной и боевой стойки: прямой левой в голову, прямой правой в голову, прямой левой в корпус, прямой правой в корпус, боковой левой в голову, боковой правой в голову, косой правой в корпус, косой левой в корпус. Удары ногами из боевой стойки: стоп-удар стопой в колено/бедро, стоп-удар стопой в голень, прямой удар в корпус, удар коленом в корпус. Защиты от основных ударов. Броски: задняя подножка, бросок через бедро. Приемы борьбы лежа: боковое удержание, удержание верхом, удержание поперек.
Тема 6.4 (15 часов) Упражнения в атаках и защитах
Теория (1 час): Правила выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений в парах.
Практика (14 часов): Упражнения в атаках и защитах на 1 шаг; на 2 и 3 шага. Защитно-атакующие комбинации на месте и в передвижениях. Парные упражнения в непрерывных атаках и защитах.
Тема 6.5 (2 часа) Формальные упражнения
Теория (0,5 часа): Назначение формальных упражнений.
Практика (1,5 часа): Базовый комплекс формальных упражнений для ударов руками.
Тема 6.6 (6 часов) Учебно-тренировочные бои
Теория (1 час): Правила проведения учебно-тренировочных боев, техника безопасности в УТБ.
Практика (5 часов): Учебно-тренировочные бои на 1 и на 2 удара. Бои со строгими техническими заданиями. Игровые поединки.
Тема 6.7 (4 часа) Тактическая подготовка
Теория (1 час): Что такое тактика.
Практика (3 часа): Основные тактические формы ударов – атакующий, ответный, встречный, опережающий. Преднамеренные защиты.
Раздел 7. (2 часа) Итоговое занятие.
Теория (0,5 часа): Правила проведения аттестационного экзамена.
Практика (1,5 часа): Итоговый аттестационный экзамен.
2 год обучения
Раздел 1 (2 часа). Вводное занятие.
Теория (1 час): Техника безопасности при занятиях единоборствами.
Практика (1 час): Тесты по общей физической подготовке
Раздел 2. Теоретическая подготовка
Тема 2.1 (2 часа) История единоборств
Теория (1 час): Общая история единоборств в разных странах мира.
Практика (1 час): Опрос по теме занятия.
Тема 2.2 (2 часа) Морально-этические аспекты единоборств
Теория (1 час): Правила «боевой добродетели» и их роль в воспитании личности.
Практика (1 час): Беседа на тему морально-этических аспектов единоборств.
Тема 2.3 (2 часа) Теория и методика единоборств
Теория (1 час): Понятие о составных частях тренировочного занятия. Методика проведения разминки. Основы методики общей физической подготовки. Понятие о специальной физической подготовке. Общие принципы методики построения тренировки.
Практика (1 час): Проведение разминки и различных частей тренировочного занятия обучающимися.
Тема 2.4 (2 часа) Правила соревнований
Теория (1 час): Основные положения правил соревнований по фехтованию и рукопашному бою.
Практика (1 час): Судейство учениками тренировочных поединков.
Раздел 3. Общая физическая подготовка
Тема 3.1 (3 часа) Строевые упражнения
Теория (1 час): Правила выполнения строевых упражнений.
Практика (2 часа): Построение шеренгой и в колонну. Повороты направо и налево.
Тема 3.2 (20 часов) Упражнения для развития основных физических качеств
Теория (1 час): Основы методики развития основных физических качеств.
Практика (19 часов): Упражнения общего воздействия для воспитания гибкости, силы, быстроты, ловкости. Упражнения для основных мышечных групп – корпуса, пояса верхних конечностей, пояса нижних конечностей.
Тема 3.3 (5 часов) Беговые упражнения
Теория (1 час): Как правильно бегать, какие бывают виды бега.
Практика (4 часа): Равномерный бег, бег с высоким подниманием колена, бег приставными шагами правым и левым боком, бег «змейкой».
Тема 3.4 (10 часов) Гимнастические упражнения
Теория (1 час): Методика выполнения гимнастических упражнений.
Практика (9 часов): Седы, упоры, приседы, стойки, вольные упражнения.
Раздел 4. Специальная физическая подготовка
Тема 4.1 (12 часов) Специально-координационные упражнения
Теория (1 час): Что такое ловкость и как ее развивать.
Практика (11 часов): Упражнения для развития специальной координации движений. Упражнения в равновесии.
Тема 4.2 (20 часов) Имитационные упражнения
Теория (1 час): Значение имитационных упражнений при занятиях единоборствами.
Практика (19 часов): Упражнения с предметами. Упражнения с имитацией движений единоборств на месте и в движении по залу.
Тема 4.3 (20 часов) Самостраховка и боевая акробатика
Теория (1 час): Правила выполнения приемов самостраховки. Зачем нужны приемы самостраховки и боевой акробатики.
Практика (19 часов): Кувырки и перекаты. Самостраховка - падение вперед кувырком, падение назад кувырком, падение вперед кувырком с жестким выходом.
Раздел 5. (6 часов) Подвижные игры
Теория (1 час): Правила проведения подвижных игр.
Практика (5 часов): Общеразвивающие и специализированные подвижные игры.
Раздел 6. Технико-тактическая подготовка
Тема 6.1 (8 часов) Стойки и передвижения
Теория (1 час): Виды стоек, их значение, характерные ошибки.
Практика (7 часов): Учебная стойка. Понятие о боевой стойке. Передвижения обычными и приставными шагами.
Тема 6.3 (10 часов) Базовая техника рукопашного боя
Теория (1 час): Теоретические основы применения приемов рукопашного боя.
Практика (9 часов): Удары руками из боевой стойки: снизу левой в голову, снизу правой в голову, наотмашь левой в голову, наотмашь правой в голову, косой сверху левой в голову, косой сверху правой в голову. Удары локтями: сбоку, круговой. Удары ногами из боевой стойки: круговой удар на нижнем уровне, круговой удар на среднем уровне, подбивающий удар снизу (кин-гери). Защиты от изученных ударов. Броски: передняя подножка, бросок через спину, бросок захватом двух ног. Приемы борьбы лежа: рычаг локтя, узел руки сверху, узел руки снизу.
Тема 6.4 (17 часов) Упражнения в атаках и защитах
Теория (1 час): Правила выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений в парах.
Практика (16 часов): Упражнения в атаках и защитах на 1 шаг; на 2 и 3 шага. Защитно-атакующие комбинации на месте и в передвижениях. Парные упражнения в непрерывных атаках и защитах.
Тема 6.5 (2 часа) Формальные упражнения
Теория (0,5 часа): Виды формальных упражнений.
Практика (1,5 часа): Базовый комплекс формальных упражнений для ударов руками и ногами. Парные формальные упражнения: палит-палит.
Тема 6.6 (11 часов) Учебно-тренировочные бои
Теория (1 час): Правила проведения учебно-тренировочных боев, техника безопасности в УТБ.
Практика (10 часов): Учебно-тренировочные бои на 1 и на 2 удара. Учебно-тренировочные бои с техническими и тактическими заданиями. Вольный бой. Соревновательный бой.
Тема 6.7 (4 часа) Тактическая подготовка
Теория (1 час): Применение тактических действий в поединке.
Практика (3 часа): Основные тактические формы ведения боя – атакующая, защитная, контратакующая.
Раздел 7. (2 часа) Итоговое занятие.
Теория (0,5 часа): Правила проведения аттестационного экзамена.
Практика (1,5 часа): Итоговый аттестационный экзамен.
Критерии оценивания результатов программы
Результаты освоения программы оцениваются комплексно и включают в себя следующие критерии:
Личностные – осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Метапредметные – способность воспринимать и сохранять учебные задачи и цель, самостоятельно трансформировать практическую проблему в познавательную; навыки планирования своей работы, поиска способов ее выполнения; умение контролировать и адекватно оценивать собственные действия, корректировать их осуществление с учетом характера совершенных ошибок; способность проявлять самостоятельность и инициативу в процессе усвоения материала; умение вести поиск информации, сбор и выделение существенных сведений из разных источников; умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом; умение нести ответственность за результаты действий
Предметные – составлять и выполнять комплексы упражнений УГГ, разминки, тренировочные комплексы; выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств; выполнять организующие строевые команды и приёмы; выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); выполнять приемы самостраховки при падениях; выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; выполнять примы самообороны; выполнять технические приемы единоборств в соответствии с аттестационной программой.