Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Всезнайка»

людмила фоменко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Всезнайка»

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТА

Раздел I. Комплекс основных характеристик образования:

объем, содержание, планируемые результаты

Пояснительная записка

Рабочая программа «Математическая грамота» является неотъемлемой частью комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Всезнайка».

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Всезнайка“» размещена в разделах

В основу программы «Математическая грамота» лег практический курс математики для дошкольников «Раз – ступенька, два – ступенька…» (авторы – Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина). Особенность содержания программы заключается в том, что оно строится по принципу «минимакса», т. е. детям дается знаний больше, чем они могут усвоить, и каждый ребенок усваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальным способностям в соответствии с условиями развития.

Данная программа была адаптирована к условиям работы объединения в течение одного года, а не двух лет.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и пр., геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий, и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей.

Уровень программы - базовый

Срок реализации: Данная программа рассчитана на 1 год обучения Общее количество часов 108 часов.

Форма обучения – очная.

Режим занятий предполагает 1 занятие в день, 3 раза в неделю. Ака-демический час – 30 минут, перерыв между занятиями – 30 минут.

Особенности организации образовательного процесса.

Форма организации деятельности детей на занятиях групповая и индивидуальная. Дошкольники формируются в группы преимущественно одного возраста, допускается формирование разновозрастных групп с небольшим разрывам возраста между учащимися. Состав групп постоянен.

Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать практические занятия, ролевые игры, выполнение самостоятельной работы, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.

Цель программы – формирование математических представлений и способностей, умственной активности, смекалки, необходимых дошкольнику при поступлении в 1 класс общеобразовательной школы.

Для достижения данной цели ставятся следующие

Задачи:

Образовательные:

• дать понятия количественного и порядкового счета от 1 до 10, образования числа путем прибавления 1, сравнения чисел, научить соотносить цифру с количеством;

• сформировать представления о свойствах предметов, объединении их в группу, выделения части группы, поиск и составление закономерностей;

• сформировать представления о величинах, измерении их с помощью условных мерок, сравнения предметов по длине, ширине, высоте, объему;

• развить представления о геометрических фигурах и познакомить с геометрическими телами.

Личностные:

• привить интерес и положительное отношение к математике;

• сформировать чувство успеха при выполнении математических зада-ний.

Метапредметные:

• сформировать старательность, организованность, привычку к точности, настойчивости в достижении цели

Содержание учебного плана

Тема № 1.

Вводное занятие.

Игра «Для чего нужна математика?»

Тема № 2

Общие понятия.

Теория: - Свойства предметов: цвет, форма, размер и др.

- Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком

- Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства

- Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.

- Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого

- Начальное представление о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ.

Практика: - Составление совокупности по заданному признаку

- Выделение части совокупности

- Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше – на… - меньше на)

- Взаимосвязь между целым и частью

Тема № 3

Числа и операции над ними.

Теория: - Знакомство с числами первого десятка

- Образование следующего числа путем прибавления единицы

- Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке

- Состав чисел первого десятка

- Число 0 и его свойства.

- Знакомство с составными частями примера и задачи.

Практика: - Прямой и обратный счет в пределах 10.

- Порядковый и ритмический счет.

- Равенство и неравенство чисел (больше на… – меньше на) на наглядной основе

- Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Сложение и вычитание в пределах 10

- Решение простых (в одно действие) задач и примеров на сложе-ние и вычитание с использованием наглядного материала.

Тема № 4.

Пространственно- временные представления.

Теория: - Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, внутри – снаружи, раньше – позже, толще – тоньше, вчера – сегодня – завтра, длиннее – короче, дни недели, месяца, год.

Практика: - Установление последовательности событий

- Последовательность дней в неделе, месяцев в году.

- Ориентировка на листе бумаги в клетку

- Ориентировка в пространстве.

Тема № 5.

Геометрические фигуры и величины.

Теория: - Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

- Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг.

- Знакомство с пространственными фигурами - шар, цилиндр, ко-нус, пирамида, куб.

- Представление о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

- Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

Практика: - Составление фигур из частей и деление фигур на части;

- Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредствен-ное и опосредованное с помощью различных мерок).

Тема № 6.

Подготовка к итоговым занятиям.

Практика - Счет 1-5. Геометрические фигуры.

- Действия с числами первого десятка.

Тема № 7.

Итоговые занятия.

Два итоговых занятия по темам, изученным в течение года.

Планируемые результаты:

Образовательные:

• знать счет и отчет предметов заданного количества;

• владеть прямым и обратным счетом в пределах десяти;

• называть предшествующее и предыдущее число от заданного;

• знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);

назвать числа и цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

• знать знаки +, -, =, уметь пользоваться арифметическими знаками действий;

• соотносить цифру и число предметов;

распознавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, и др. ;

• ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Личностные:

• сформировать положительное отношение (интерес) к математике;

• переживать успех при выполнении математических заданий.

Метапредметные:

• проявлять старательность, организованность, привычку к точности, настойчивости в достижении цели.

Раздел II Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации

Календарно-тематический график (прилагается)

Условия реализации программы :

Материально техническое обеспечение

Помещение для занятий, соответствующее требованиям СанПин 2.4.4.3172 – 14, рабочие столы и стулья по количеству учащихся

тетради, ручки, карандаши, линейки

классная доска

магнитная доска

наборное полотно

Информационное обеспечение:

видео-, аудио-, интернет ресурсы

Кадровое обеспечение: Для реализации программы требуется педа-гог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации деятельности детей дошкольного возраста.

Формы аттестации

проверочная работа

Оценочный материал

пятибалльная система оценки результата

Методические материалы.

В процессе реализации программы используются :

1) методы обучения:

словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый; игровой и т. д.

и воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

Отличительной чертой ребенка дошкольного возраста является активная познавательная деятельность. Детям присущи характерные психологические черты, благоприятные для развития мотивации к обучению математике. Важнейшее достижение старшего дошкольного возраста – бурное развитие интереса к речи старшего, формирование элементарных математических представлений.

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выявлению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Развитие пространственных представлений о форме, размере, взаимном расположении предметов связывается с изучением чисел и арифметических действий; отрезки, треугольники и другие геометрические фигуры служат счетным материалом, а затем используются в качестве конкретной иллюстрации рассматриваемых арифметических задач.

Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых занятий и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальное представление о числе и счете.

При изучении сложения и вычитания в пределах 10 дети знакомятся с названием действий. При этом, однако, имеется в виду, что математические термины должны усваиваться детьми естественно, как усваиваются ими любые новые слова, если они часто употребляются окружающими и находят применение на практике.

В теме «Числа и операции над ними» должно быть обеспечено твердое знание состава чисел и табличных случаев сложения и вычитания в пределах первого десятка.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим усвоением темы.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психоло-гической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры.

Основной формой работы являются учебные занятия.

При обучении математике в студии «Всезнайка» важнейшее значение для закрепления и систематизации знаний имеет систематическое, повсе-дневное повторение пройденного с применением приобретенных знаний, умений и навыков в несколько измененных условиях.

Формирование навыков самооценки способствует подведение итога занятия. В течение 2-3- минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут выразить свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет педагогу впоследствии скорректировать свою работу. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «Открытие», что он сам справился с заданием. Поэтому, предлагая детям проблемную ситуацию, нельзя сразу же объяснять им, как и что нужно делать. Следует всячески поощрять их самостоятельность, инициативность, выдвижение и обоснование своих версий.

В целях устранения перегрузки учебным материалом, как на занятиях, так и во время свободной деятельности детей целесообразно использовать своевременную смену видов деятельности детей, проводить физкультминутки, способствующие разрядке и снимающие усталость детей.

Органическое сочетание обучения и воспитания, усвоения знаний и развития познавательных способностей учащихся, практическая направленность преподавания, требующая умения применять знания на практике, выработка необходимых для этого навыков – вот ведущие принципы обучения математике в студии «Всезнайка».

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе дея-тельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Исследования математических проблем может проводиться не только на занятиях по математике, но и на занятиях интегрированного типа. Так, например, пространственно – временные отношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных, предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент. Наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общеди-дактические принципы : систематичность, последовательность, постепен-ность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не забывается и повторение пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.

В процессе обучения изучаются следующие понятия: счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве и во времени.

2) педагогические технологии:

технологии индивидуализации обучения,

группового обучения,

коллективного взаимообучения,

дифференцированного обучения,

разноуровневого обучения,

развивающего обучения, проблемного бучения,

игровой деятельности,

здоровьесберегающая технология,

3) формы организации учебного занятия:

игра

практическое занятие,

выставка;

открытый урок;

выставка и т. д.

4) тематика и формы методических материалов по программе (посо-бия, оборудование, приборы и др.) :

5) дидактические материалы – картинки, образцы цифр и знаков, счетный материал;

комплекты раздаточного материала для каждого учащегося

набор геометрических фигур (плоскостных и пространственных)

6) алгоритм учебного занятия:

организационная часть

изложение изучаемого материала

закрепление полученного материала

рефлексия (игра)

инструктаж по выполнению практического занятия

практическое занятие (самостоятельная работа учащихся)

оценка деятельности

рефлексия (игра)

перемена: игровая деятельность, самостоятельная занятость.

Список литературы

1. Е. В. Колесникова Я составляю числа. - 2-е изд. - Москва: Свера, 2017. - 48 с.

2. Л. Г. Петерсон,Н. П. Холина Раз-ступенька,два-ступенька. - 3-е изд. - Москва: Ювента, 2016. - 256 с.

3. Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. - Воронеж: Учитель, 2009. - 666 с.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. А. Г. Петерсон, Е. А. Суворина Каллиграфия цифр:Прописи по математи-ке. В2ч. - Москва: Ювента, 2016. - 160 с.

2. С. И. Волкова Математичекие ступеньки:пособие для детей 5-7 лет. - 6-е изд. - Москва: Просвещение, 2015. - 95 с.

3. О. Н. Крылова Я учусь считать. - Москва: Экзамен, 2017. - 32 с.

4. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова 3000 заданий для подготовки ребенка к школе. Раскрась и запомни состав числа от 2до10. - Москва: АСТ, 2015. - 18 с.

5. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова 3000 заданий для подготовки ребенка к школе. Учимся считать. - Москва: АСТ, 2015. - 18 с.

6. Интернет ресурс. Адрес сайта: http//vslu.info

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» 1. Пояснительная записка. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовской области Рекомендовано к.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию Содержание Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 2 1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по сенсорике «Занимательная сенсорика» Возраст детей: 3-4 года Срок реализации: 1 год АВТОР: Мурадова Светлана Владимировна Воспитатель МБДОУ детский сад №4 г. Рассказово.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа раннего развития «Умка.ру» Управление образования Администрации ЗАТО Северск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая ритмика» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая ритмика» художественно – эстетической направленности возраст обучающихся.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказочная грамота» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Всезнайка»
Опубликовано: 17 октября 2019 в 12:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД