Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Ритмопластика»

Марина
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Ритмопластика»

В наше время остро стоит проблема развития и коррекции речи у детей. Правильная и красивая речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Многие родители сталкиваются с различными проблемами развития речи у своих детей. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. У многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и такие симптомы как: нарушение координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, более низкий уровень развития внимания, восприятия, мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи. Все это требует тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Одной из таких методик является «Ритмопластика», которая дает возможность раскрыть методику ознакомления дошкольников с историей возникновения и развития ритмопластики, что имеет значение при формировании познавательных способностей. Вводит в большой и удивительный мир, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями. Это один из методов воспитания, который выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Помогает дошкольникам влиться в громадный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики. Ритмопластика направлена в основном на психофизическое развитие детей.

Детям со слабой речевой моторикой, нарушенной моторикой речи очень полезны такие занятия. Координирование различных движений, научение правильному дыханию, гибкости в сменах ритма; умение слушать музыку и красиво, ритмично двигаться, игры на групповое взаимодействие способствовали ритмизации всего организма, упорядочение речи и уверенное общение, и поведение ребенка. Занятия ритмопластикой развивают чувства ритма, музыкальный слух и вкус, умение правильно и красиво двигаться, способствуют укреплению различных групп мышц и формированию правильной осанки, развитию умения чувствовать и передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений.

Изучив работы таких авторов, как: Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «Са-фи-дансе» 2003г. ,Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «Фитнес- данс» 2007г., Ю. А. Кирилова «Интегрированные физкультурно- речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет» 2005г., А. С. Галанов «Игры которые лечат» 2005г., Т. В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи», Т. Б. Филичева «Дети с общим недоразвитием речи» 1999г., А. И. Бурениной "Ритмическая мозаика" 1990г., Т. Л. Зуева «Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками», 2008г., Н. В. Зарецкая «Танцы для детей» 2005г., Т. Барышникова «Азбука хореографии» 2001г., М. Н. Клюева «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в детском саду» 2007г., Ю. А. Кириллова «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет» 2005г., Н. Н. Кожухова «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» 2003г., мною был сделан вывод, что именно средством ритмопластики можно корригировать развитие детей, имеющих нарушения речи.

Мною была адаптирована методика диагностического обследования детей по ритмопластики, а именно - разработана: шкала оценок для двух возрастов, оценочные критерии для старшей и подготовительной группы, диагностические тесты для старшей и подготовительной группы. В методике диагностического обследования взяты параметры, отражающие уровень развития детей в формировании: пластики, гибкости, координации движения, развитие общей и мелкой моторики, овладение культурой движений, выразительности, творческих проявлений, правильности дыхания детей старшей и подготовительной группы. Диагностическое обследование основывается на параметрах, разработанных Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкина. Проведя начальное диагностическое обследование, в старшей группе было выявлено, что низкий уровень ЗУН по ритмопластике составляет – 94%, и средний уровень – 6%. Дети с ОНР показали достаточно низкие результаты, что позволяет сделать вывод: необходимо комплексное развитие физических качеств, совершенствование зрительно-моторной, слухо-моторной координации, быстроты, выносливости, а так же необходимо уделить внимание рече-двигательной координации, выполнению упражнений на: гибкость, координацию движений, на развитие мелкой моторики, выразительность движений.

Была поставлена цель: способствовать коррекции физического развития у детей с ОНР средствами ритмопластики.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

• формировать осанку,

• учить детей правильно дышать во время выполнения упражнений,

• развивать координацию движений,

• развивать мелкую и общую моторику,

• развивать гибкость и пластичность,

• содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха,

• развивать память, внимание, восприятие,

• учить детей согласовывать движения с музыкой.

• воспитывать умение понимать язык музыки и выражать его в движениях.

• развивать творческие способности.

«Ритмопластика» проводится в форме кружковой работы 1 раз в неделю, 36 часов в год. В подготовительной группе 25-35 минут, 1 раз в неделю (количество детей - 10 человек.). Занятия по «Ритмопластике» разработаны в соответствии с возрастными требованиями, учитываются индивидуальные особенности и динамика развития каждого ребёнка.

Занятия по ритмопластике включают разделы:

1. Выполнение ритмических упражнений на гибкость и укрепление мышц, координации, общей и мелкой моторики.

2. Упражнения на развитие пластики.

3. Развитие творческих способностей, выразительность.

4. Элементы хореографии.

5. Упражнения на дыхание

6. Игры на развитие памяти, внимания и восприятия.

7. Разучивание танцев.

Занятия проводятся в игровой форме.

Основные принципы подбора репертуара:

1. Соответствие возрастным и физиологическим особенностям детей,

2. Художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

3. Моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

4. Разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

5. Соответствие движений характеру, образам музыки;

6. Разнообразие движений.

В структуру занятия входят:

• Разминка – ходьба разная; бег различный; дыхательные упражнения.

• Упражнения на развитие правильного дыхания с произношением звуков, слов, фраз.

• Гимнастика – направленная на поддержание двигательной подвижности связок, суставов.

Ритмические упражнения – на напряжение и расслабление мышц тела, гибкость поясного и плечевого суставов, укрепление мышц брюшного пресса, упражнения для выворотности ног, осанки.

• Упражнения на развитие пластики – для гибкости позвоночника, эластичность плечевого пояса и подвижности плечевых суставов, эластичности мышц плеча и предплечья, мышц бедра, голени и стопы.

• Элемент хореографии.

• Упражнения на развитие координации; общей и мелкой моторики.

• Элементы танцевальных движений, постановка танца.

Виды занятий:

1. Ознакомительные занятия

2. Обучающие занятия.

3. Закрепляющие занятия.

4. Итоговые занятия.

5. Импровизационное занятие. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом, что способствует развитию воображения, мышления, самостоятельного творчества.

Для достижения высоких результатов и повышения уровня плотности занятия в своей работе использую современные педагогические технологии: индивидуальный подход, игровые приемы, личностно- ориентированный подход, активизация развития речи.

Занятие состоит из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. Все части занятия разработаны на карточках, что позволяет варьировать содержанием и методиками в зависимости от уровня развития детей. Они содержат следующие разделы: различная ходьба, бег, прыжки, построения, в данной части занятия применяются такие приемы, как: подача сигналов, пояснений, словесная инструкция (словесный метод, ОРУ разработан на каждые 2 недели, упражнения с предметами, нестандартное оборудование- упражнения с тренажерами и дорожками, упражнения на развитие правильного дыхание с речью, упражнения на общую и мелкую моторику, элементы хореографии, подобранно музыкальное сопровождение индивидуально к каждому виду упражнений, используется индивидуальная работа. В водной части решаются следующие задачи: развитие гибкости и пластичности мышц, развитие координации, мелкой и общей моторики, растяжка мышц и разогрев, знакомство с новыми танцевальными движениями, ориентировка в пространстве.

В основной части: наглядно-зрительные приемы, использование зрительных ориентиров, разучивание танцевальных движений, индивидуальная работа в отработке движения, знакомство с танцем, разучивание танца, отработка движений, прослушивание музыки (наглядно-слуховой прием, развитие воображение на постановку танца, использование предметов в танце, импровизация танцев. Описание танца разработано на карточках в дополнительном материале, подобранна фонограмма для каждого запланированного танца. В основной части решаются следующие задачи: умение красиво двигаться, чувствовать ритм и настроение музыки, импровизировать в движениях, умение красиво танцевать, умение передать настроение в мимике, уметь правильно дышать во время выполнения танца, развитие музыкального слуха и памяти, внимания, воображения. А также воспитываются такие личностные качества, как уверенность в себе, раскрепощенность, что позволяет повысить самооценку и понизить уровень тревожности. В заключительной части: проводится малоподвижная игра по лексической теме, с выполнением движений и слов, проведение в игровой форме, иногда в соревновательной (кто лучше покажет) – это практический метод, используются предметы. В заключительной части решаются следующие задачи: умение восстанавливать правильное дыхание в сочетании движений с речью, уметь расслаблять все мышцы. В комплексе этих частей занятия решаются все задачи в физическом развитии ребенка, его умении раскрыться в танцах, импровизировать, развить общую и мелкую моторику, развитии гибкости и ритмичности, умении правильно дышать в танце и выполнении танцевальных упражнений, развитие координации, чувства ритма, памяти, мышления, воображения.

Для повышения эффективного развития и коррекции детей систематически ведется работа с родителями и воспитателями. Проводится ежегодные спортивные игры «Папа, мама, я – спортивная семья». Эта форма работы с родителями помогает сблизить коллектив педагогов и родителей, приобщить родителей к жизни детей и детского сада. Так же для родителей выпускаются стенгазеты, оформляются стенды, где можно познакомиться с работой кружка «Ритмопластика», а также с работой детского сада по физкультурно-оздоровительной деятельности, спортивными достижениями детей и взрослых. Проводятся открытые занятия кружка для родителей и педагогов.

В тесной взаимосвязи работа идет и со специалистами ДОУ. Проведены ряд консультаций, открытых занятий. Для работы, которая используется педагогами при планировании двигательной деятельности детей. Познакомила со своей работой «Коррекция развития детей с нарушениями речи средствами ритмопластики» Проводила консультацию для педагогов на тему: «Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи», «Современные двигательные оздоровительные мероприятия на занятиях» Тесная связь в работе с такими специалистами, как врач, старшая медсестра, учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели, музыкальные руководители позволяет правильно провести начальную диагностику, собрав все сведения о ребенке, и затем спланировать работу с учетом индивидуального развития и коррекции детей. В целях совместной работы инструктора по физкультуре и педагогов группы заведена «Тетрадь взаимосвязи педагогов», в которой отражена совместная работа по коррекции развития каждого ребенка.

Мною была создана предметно-развивающая среда. Были изготовлены и приобретены: оздоровительные дорожки такие как – «Чарли», «По следам», мишени, тренажеры для развития как мелкой, так и общей моторики – «Юла», шиповка мяч, теннисные мячики, тренажеры- «Диск», «Грация», «Силовик», подобран игровой материал для проведения дыхательных упражнений, подбор музыкальных композиций для комплексов упражнений, танцев.

Анализ итогового диагностического обследования физического развития детей за последние два года ЗУН выявил стабильность положительных результатов.

Анализ диагностического обследования детей за 2 года обучения позволил выявить положительную динамику у детей в физическом развитии детей средствами ритмопластики - к концу подготовительной группы средний уровень составил – 36%, высокий -64%.

К концу года дети научились: держать правильно осанку в исполнении танца, при ходьбе, выполнении различных танцевальных упражнений; правильно дышать во время упражнений, танца, бега, прыжках; научились ориентироваться в пространстве; мышцы тела стали более гибкие и появилась пластичность; дети стали чувствовать ритм и слышать музыку, согласовывать движения с музыкой; развита память, сосредоточенное внимание; дети научились импровизировать, нет чувства скованности; развита мимика и научились передавать в движениях настроение музыки; развита общая и мелкая моторика, научились работать с предметами; появился танцевальный шаг, научились тянуть носок и при этом ставить правильно ступню, правильная выворотность ног.

В дальнейшей работе планируется ввести комплексы упражнений с фито-мячами, которые помогут мне в работе с детьми с ОНР в укреплении мышц всего тела, увеличится гибкость и подвижность суставов, помогут развить функции равновесия и вестибулярный аппарат, для расслабления и релаксации. Источник дополнений по моей теме от автора Е. Г. Сайкина «Фитнес-данс» 2007г.

Публикации по теме:

«Кукольный театр». Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи программы 3. Формируемые компетенции 4. Содержание образования 5. Методическое.

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука вежливости» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Программа «Азбука вежливости» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей в возрасте 5–7 лет Введение. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленькие художники» 1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности. Данная программа направлена на художественно.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Оригами» с детьми старшего возраста Пояснительная записка Складывание из бумаги – настоящее искусство. Называется оно «оригами». Оригами-искусство изготовления бумажных фигурок.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 3–7 лет Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Умелые ручки» разработана на основе Положения.

Программа художественно-эстетической направленности ИЗО-студии (срок реализации 2 года) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Актуальность. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его.

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора по ДО Директор ГБОУ школа №1373 ___Е. А. Мартынова ___И. М. Углава.

Рабочая программа по художественно-эстетической направленности кружка «Колобок» в старшей группе МДОУ «Детский сад №2» г. Торопца Цель программы: Формирование и.

«Волшебный мир танца» — дополнительная общеобразовательная программа ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТАНЦА Дополнительная общеобразовательная программа ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Программа «Волшебный мир танца» (далее – программа).

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Ритмопластика»
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 23:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День нерпенка

«Живая нерпа лучше шапки», «Они не шкуры, а дети» — под таким девизом проходит в России экологический праздник, День нерпенка. Цель этой природоохранной акции — защитить бельков, детенышей нерпы, на...

24 мая. День славянской письменности и культуры

Азбуки (алфавиты) на основе кириллицы стали системой письменности для восьми славянских и ещё ста языков других народов. Из года в год мы, педагоги, способствуем процветанию славянской письменности и...

Фотоотчет об итоговом родительском собрании в первой младшей группе «Вот и стали мы...
Сотрудничество с семьей осуществляется педагогами ДОУ посредством разнообразных форм взаимодействия. При этом родительская активность во многом зависит...
Как правильно провести консультацию для воспитателей
Начну с простого вопроса: вспомните прошлый учебный год, какая консультация вам запомнилась? Почему? Я думаю, назрел актуальный вопрос: эффективно ли наш...
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Цветы» под музыку П. И....
Конспект занятия «Цветы» нетрадиционное рисование ( под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов») Цель: продолжать обучать детей изображать цветы в разных...