Пинегина Оксана
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Лего-DUPLO» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Если ребёнок в детстве не научился
творить, то и в жизни он будет
только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. У детей развивается умение пользоваться инструкциями, чертежами и схемами, формируется логическое, проектное мышление. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. В результате конструктивно-модельной деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу, что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания о окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности „Лего-DUPLO“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Сегодня, нашему обществу требуются самостоятельные, социально активные, творческие люди, способные к саморазвитию. Нужны специалисты с современным инженерно-техническим мышлением. Обоснованные этим инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. В связи с эти, особое значение придаётся дошкольному образованию и воспитанию т. к. в дошкольный период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Главные задачи, которые сегодня стоят перед педагогами в рамках ФГОС, это формирование мотивации развития обучения дошкольников, а так же творческой познавательной деятельности. Конструирование, определено во ФГОС, как обязательный компонент, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В конструировании в соответствии с новыми стандартами используются новые подходы (доступная игровая форма, от простого к сложному и т. д.) В то же время, конструирование является излюбленным видом деятельности, увлекательным и полезным занятием, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка.
Конструктор LEGO, оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. В силу своей универсальности они являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO – технологии является игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. LEGO - позволяет учиться, играя и обучаться игре.
Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют у детей интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему и анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать её решение и реализовывать, а так же расширять активный словарь детей (техническими терминами и пр.).
LEGO способствует:
1. Развитию у детей сенсорных представлений (цвет, форма, размер).
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций: памяти, внимания, мышления (анализа, синтеза, классификации, обобщения).
3. Развитию мелкой моторики.
4. Сплочению детского коллектива, формированию навыков сотрудничества (принятие совместных решений, задач, распределение ролей).
5. Развитие речи (монологической, диалогической, словарного запаса).
6. Развитию детского творчества
Основные принципы работы с LEGO :
• доступность и наглядность
• последовательность и систематичность
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
Актуальность
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системный деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры.
Кубик LEGO – это простой и практико-ориентированный инструмент для активного обучения. Потому что, играя в LEGO, дети создают свой собственный мир и познают окружающий. Система обучения основана на примерах из реальной жизни и практическом подходе к получению знаний, она идеальна для эффективной мотивации детей 21 века.
Конструкторы LEGO на сегодняшний день незаменимые материалы для развития интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развития диалогической и монологической речи, расширения словарного запаса, развития логического и пространственного мышления.
Программа «ЛЕГО-DUPLO» адресована дошкольникам младшего и среднего дошкольного возраста и рассчитана на 1 год.
Возрастные особенности детей младшей группы
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
ИДети от использования индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы ДОУ, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего ДОУ.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения – для дошкольников 3-4 го года жизни. Общее количество учебных часов в один учебный год: 64. Объем определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы.
Временной период Кол-во занятий Длительность занятия – 30 минут.
Количество занятий рассчитано с учетом новогодних каникул и других государственных праздников
В неделю 2
В месяц 8
В год 64
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Организационная форма – групповая.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы групповая деятельность сочетается с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе не более 10 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Группы формируются в соответствии с возрастом детей, т. е. по возрастным группам и в соответствии с учебным планом в объединении. Состав группы: постоянный.
Занятия проводятся во вторую половину дня, 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30 минут. Максимальная численность групп – не более 10 человек.
Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и существенное развитие умений и навыков детей, их более глубокое освоение путем последовательного прохождения по годам развития с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы :
Создание оптимальных условий для развития познавательной и творческой деятельности обучающихся посредством освоения ЛЕГО-конструирования. Развитие конструкторских способностей детей.
Задачи программы
• Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
• приобщать детей к миру технического изобретательства;
• развивать мелкую моторику рук, конструктивные навыки и умения, эстетический вкус;
• развивать способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
• развивать умение владеть приемами совместного и индивидуального конструирования;
• помощь в овладении правилами безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
1.3. Содержание программы.
Учебный план
№ Название раздела, темы Кол - во занятий Форма аттестации/
контроля
1. «Путешествие по стране LEGO» 6 Обследование LEGO деталей, совместная деятельность педагога и ребёнка.
2. «Транспорт» 6 Воспроизводство знаний и способов деятельности, конструирование по образцу, беседа, выполнение упражнения по аналогу.
3. «Детские забавы» 6 Конструирование с помощью наглядных моделей и схем.
4. «Животные в зоопарке» 6 Выполнение словесных инструкций, умение последовательно выполнять предложенную педагогом инструкцию.
5. «Городской пейзаж» 6 Конструирование по замыслу способность ребенка самостоятельно конструировать задуманное.
6. «Большая ферма» 4 Конструирование по образцу, конструирование по предложенному образцу.
7. Калейдоскоп важных профессий» 6 Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета
8. Конструирование по замыслу 6 Применение полученных знаний и увиденных приемов работы, при конструирование.
9 «Космос» 3 Постановка проблемы и поиск решения, использование готовых заданий.
10 «День Победы» 3 Конструирование по замыслу, умение использовать знания и умения, полученные ранее.
11 Строительство по готовым схемам. 6 Формировать умение конструировать по схеме, самостоятельно находить и использовать необходимые для строительства детали.
12 Строительство по инструкции. 6 Формировать умение конструировать по инструкции, использовать детали показанные на схеме для строительства модели.
Итого: 64
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по областям. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области.
совместного конструирования
Социально-коммуникативное развитие предполагает
– Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Познавательное развитие предполагает
– Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
– формирование познавательных действий, становление сознания;
– развитие воображения и творческой активности;
– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом).
Речевое развитие включает
– Владение речью как средством общения и культуры;
– обогащение активного словаря;
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
– развитие речевого творчества.
Художественно-эстетическое развитие предполагает
–Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Физическое развитие включает
– Выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
– развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
– Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
– Принцип научной обоснованности и практической применимости.
– Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Занятия построены с учетом возрастных возможностей детей младшего дошкольного возраста с опорой на уже имеющиеся умения и навыки конструктивной деятельности.
На занятиях в качестве наглядных пособий используются модели из различных конструкторов, разнообразные игрушки, иллюстрации к сказкам, картинки с изображением объектов реального мира и др. Используются карточки с моделями, поэтапные схемы, прилагаемые к наборам серии Lego-DUPLO, а также схемы выполненные с помощью компьютерной программы PowerPoint.
Принципы построения занятий
– Системность.
– Учет возрастных особенностей детей.
– Дифференцированный подход.
– Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
– Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
– Гуманное сотрудничество педагога и детей.
– Высокий уровень трудности
Календарно – тематический план
№
1.4. Планируемые результаты.
Программа рассчитана на реализацию в течение одного года.
В результате освоения программы ребенок овладевает следующими компетенциями:
– правильно называет детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесами и др.);
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
– сравнивает графические модели, находит в них сходства и различия;
– умеет строить по схеме;
– сооружает постройки с перекрытиями, делает постройку прочной, точно соединять детали между собой;
– умеет сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается;
– сравнивает полученную постройку с задуманной;
– ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
– знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
Оснащение помещения для реализации программы :
– Презентации – схемы
– Демонстрационный материал с изображением ЛЕГО – поделок.
– Ноутбук, проектор, интерактивная доска или экран.
– Литература для детей : Журналы ЛЕГО; «Человек и машина: энциклопедия»; Белякова О. В. «Большая книга поделок». М., 2009г.
Игровой материал для непосредственной работы с детьми:
– ЛЕГО – DUPLO наборы конструктора:
– CreativeLEGO® DUPLO® BrickSetКирпичикиDUPLO® для творческих работ.
– Wild Animals SetДикиеживотные DUPLO.
– Multi VehiclesМуниципальный транспорт DUPLO.
– Large FarmБольшая ферма DUPLO.
– Playground Детская площадка DUPLO.
– Animal BingoЛото с животными DUPLO.
– Math Train Математический поезд DUPLO.
– Схемы выполнения поделок.
Методическое обеспечение (учебно-методические пособия, практические пособия и т. д.) с указанием выходных данных.
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
2. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 1999.
3. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
4. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. - Авт. - сост. Т. В. Лусс. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. - М. : РУДН, 2007.
Кадровые условия реализации Программы.
Пинегиной Оксана Владимировна, воспитатель.
2.3. Формы аттестации
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка осуществляется педагогическим работником в рамках педагогической диагностики с целью отслеживания эффективности.
– Текущий контроль (диагностика) осуществляется через отслеживание результатов освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы, а промежуточная аттестация (диагностика) детского развития проводится на основе возможных достижений воспитанников.
– Текущий контроль осуществляется через опросы, совместную деятельность, наблюдения.
– Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов определяется с учетом возрастных особенностей детей, содержания учебного материала и использования образовательных технологий: аналитическая справка, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, портфолио, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат).
– Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: аналитическая справка, диагностическая карта, участие в конкурсах разного уровня, фестивали, соревнования, открытые занятия, совместные мероприятия с участием родителей, видеозапись, представленная на родительском собрании, итоговый отчет, портфолио, праздник и др.
Методы проведения педагогической диагностики
Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в октябре, мае).
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очная форма.
Методы обучения – словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, исследовательский проблемный; игровой.
Методы воспитания – поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного деятельности – индивидуально-групповая и групповая.
Форма организации учебного процесса – выставка, игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская, эксперимент.
Педагогические технологии – технология группового обучения, проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Методы и приемы.
Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно - рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично - поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
При организации занятий используются приемы:
Обследование Лего-элементов, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных); знакомство с формой, отдельными частями Лего-элементов (кнопки-скрепления); определение пространственных взаимоотношений между ними относительно другдруга (на, под, слева, справа); восприятие целостной постройки.
Показ некоторых действий и комментирование действий с Лего-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, педагог может показать один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие.
Предъявление речевого образца. В процессе обучения педагог предъявляет детям образцы речевых высказываний.
Выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулируются педагогом, а потом – детьми.
Использование словесного объяснения, просьбы, поручения, показ картинок с изображением
лего-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед, оценки работ.
Занятия включают упражнения на развитие логического мышления, собственно конструирование и игровую деятельность с постройками.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова:
- конструирование по образцу;
- конструирование по карточкам с моделями;
- конструирование по собственному замыслу.
Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: ониешают, что и как будут конструировать. Данная форма - не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные