Власова Оксана Сергеевна
Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность и уровень программы : техническая
Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная азбука» имеет техническую направленность и предназначена для детей 7-9 лет.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:
Одним из приоритетным направлений развития современного общества является его информатизация. Информационные технологии сегодня оказывают влияние на формирование менталитета, отношения к миру, осознания собственной роли и места в современном индустриальном обществе и на мировоззрение обучающегося в целом.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Компьютерная азбука“» размещена в разделах
Освоение современных информационных технологий призвано способствовать формированию у обучающихся умений, необходимых для развития интеллектуальных способностей и познавательной деятельности. Поскольку информационные технологии в настоящее время требуют определенного, весьма высокого уровня информационной культуры от члена общества, чем раньше основные элементы этой культуры будут входить в окружение человека, тем быстрее он сможет овладеть современными методами получения нужной информации и оперировать ею на должном уровне с использованием передовых средств. С другой стороны, освоение обучающимися многогранного мира информационных технологий, выстраивание грамотного отношения и взаимодействия с ним, расширение кругозора призвано способствовать снижению или, в идеале, предотвращению влияния негативных аспектов информатизации общества, таких как втягивание в среду виртуального псевдообщения, в игровой бизнес и т. п.
Актуальность программы «Компьютерная азбука» заключается в том, что она может быть использована для удовлетворения познавательных интересов учащихся 2-5 классов и расширения имеющихся знаний и умений.
Предлагаемая в данной программе система формирования знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся кроется в организации технологичного подхода к обучению, в проблемном изложении материала, в переходе от репродуктивного вида работ к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности. В связи с этим основным методом обучения в данном курсе является метод проектов, а основная методическая установка – обучение учащихся навыкам самостоятельной, творческой деятельности.
Важной особенностью освоения данной программы является то, что она не дублирует общеобразовательные программы в области информатика. Ее задачи иные: развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся.
Цель и задачи программы :
Цель: раскрытие и развитие творческих способностей обучающихся посредством овладения современными технологиями работы с информацией в мировом, научном и культурном информационном пространстве.
Задачи:
Обучающие:
Углубленное знакомство с принципами аппаратного устройства и функционирования IBM-совместимого персонального компьютера и отдельных его узлов;
Изучение характерных особенностей, возможностей и ограничений при работе в операционной среде WINDOWS;
Обучение основным приемам с векторной, растровой и компьютерной графикой;
Создание проектов, исследовательских работ и мультимедийных презентаций.
Развивающие:
Развитие навыков уверенной работы с ПК;
Развитие навыков поиска, получения и практического применения информационных ресурсов, представляемых посредством сетевых коммуникаций;
Развитие внимания и памяти;
Приобретение навыков коммуникативной культуры;
Приобретение навыков самостоятельной работы.
Воспитывающие:
Воспитание потребности применения современных информационных технологий в повседневной жизни;
Формирование чувства ответственности;
Воспитание стремления к взаимопомощи и взаимной поддержке.
Отличительные особенности программы :
При разработке программы основной упор сделан на практическую работу, с учетом индивидуальных интересов обучающихся.
Программа адресована : для учащихся 2-4 классов
Возрастные особенности детей 7 – 9 лет
Физические. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).
Интеллектуальные. Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?» Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть.
Эмоциональные. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить. Ребенок нуждается в любви и опеке.
Социальные. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда.
Сроки освоения программы :
Срок ее освоения составляет 1 год, 34 часа в год (1 час в неделю)
Формы и режим занятий по программе :
На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса:
фронтальной - подача учебного материала всему коллективу обучающихся;
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом помощи обучающимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности обучающихся и содействуя выработке навыков самостоятельной работы;
групповой - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Вс это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым примом при организации групповой формы работы является ориентирование обучающихся на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учтом их возраста и опыта работы.
Программа рассчитана на внеурочную работу с обучающимися 7 – 9 лет и ориентирована на работу по ней в течение одного года. Содержание работы определено учебно-тематическим планом. Основной формой организации работы в объединении «Компьютерная азбука» является занятие. Объединение комплектуется из обучающихся 2 – 4 классов или 7 –9 летних. В каждой группе может быть от 8 до 10 человек одновозрастного или разновозрастного состава. В соответствии с требованиями по охране труда, группа делится на подгруппы таким образом, чтобы выполнялись условия: - 1 компьютер = 1 обучающийся.
Для предъявления учебной информации используются как традиционные методы обучения: наглядные; словесные; практические, так и специфические методы, используемые в дополнительном образовании : беседа, демонстрация задания исследовательского характера, самостоятельная работа, работа под руководством педагога, практические задания, работа на ПК, методы самоконтроля, методы устного контроля, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа с применением схемы, комментирование действий, комментирование выполненной работы, экспертный контроль и коррекция, план выполнения задания, карточки-консультации.
Для стимулирования учебно-познавательной деятельности применяются методы:
• соревнования;
• поощрение и порицание.
Ожидаемые результаты:
Результатом реализации дополнительной общеобразовательной программы являются следующие
- результаты обучения:
Обучающийся должен знать:
основные части ПК;
название и назначение основных элементов пользовательского интерфейса;
основные правила ввода и редактирования текста;
назначение графического редактора Paint, его дополнительные возможности.
- результаты развития:
умение работать с клавиатурой;
умение работать с манипулятором «Мышь»;
умение запускать программы;
навыки работать с окнами;
навыки работы с дисками CD; CD-ROM;
умение создавать не сложные изображения в программе Paint;
навыки вводить текст и менять его внешний вид;
умение создавать и работать с таблицами в текстовом редакторе;
навыков работы с фрагментом текста;
умений вставлять иллюстрации в текст;
навыков исследовать, доказывать, проектировать и создавать проект.
- результаты воспитания:
потребность применения современных информационных технологий в повседневной жизни;
сформированность чувства ответственности;
стремления к взаимопомощи и взаимной поддержке.
По окончании изучения курса программы обучающиеся должны
Общекультурные компетенции
• Владение культурой мышления, сформированная способность к восприятию, анализу и обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
• Способность выявлять и анализировать социально значимые проблемы и процессы с позиций национальной и общечеловеческой культуры;
• Готовность к работе в коллективе;
• Стремление к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию;
• Критическая оценка собственных достоинств и недостатков, выбор путей и средств развития первых и устранения последних;
• Осознание социальной значимости своей индивидуальной траектории развития, высокая мотивация к учебной деятельности;
• Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
• Владение средствами самостоятельного грамотного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения социальной и будущей профессиональной деятельности.
Учебные компетенции
В учебной деятельности:
• Использование базовых научных методов в учебной деятельности;
• Опыт вхождения в диалог с педагогом и обучающимися на основе толерантности в обучении через постановку проблемы и поиск вариантов ее решения;
• Демонстрация креативности мышления через выдвижение неожиданных, оригинальных гипотез в разрешении проблемных вопросов и ситуаций;
• Владение базовыми подходами к сбору и анализу фактов в рамках изучаемого предмета с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.
В научно-исследовательской деятельности:
• Применение полученных знаний в области теории и истории изучаемого предмета, основ коммуникации, анализа и интерпретации исходных текстов в собственной научно- исследовательской деятельности;
• Способность проводить под руководством педагога локальные исследования на основе существующих методик в конкретной (узкой) области знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
В проектной деятельности:
• Владение основами разработки, реализации и защиты различного типа проектов групповых, индивидуальных; исследовательских, информационных, игровых, практических, творческих; долгосрочных, краткосрочных, мини-проектов) в предметных сферах;
• Владение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Предметные компетенции
• использовать полученные знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
• владеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
• уметь действовать в соответствии с алгоритмом, строить простейшие алгоритмы;
• уметь работать с таблицами, схемами, цепочками, совокупностями;
• иметь первоначальные представления о компьютерной грамотности.
Способы определения результативности
педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опрос, защита проекта, активности обучающихся, мониторинг.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы :
Первичная аттестация - это оценка исходного уровня знаний, умений, навыков, сформированности компетенций обучающихся перед началом образовательного процесса. Проводится на первом занятии в форме тестирования обучающихся.
Критерии оценки первичной аттестации.
Качество созданной продукции оценивается следующими способами:
- Владение знаниями состава ПК;
- Владение знаниями о назначение устройств ПК;
- Владение знаниями о назначении графического редактора;
- Владение знаниями о назначении текстового редактора;
- Владение знаниями о видах информации;
- Аргументированность изложения материала о видах информации;
- Демонстрация практических навыков при работе на клавиатуре «Пробел», «Enter» «Shift», «Delete», «CapsLock», «Home», «End», «NumLock», «Esc», «Tab»;
- Демонстрация практических навыков при работе на клавиатуре «Соло на клавиатуре».
Промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимися содержания программы по итогам полугодия. Проводиться в форме конкурса - выставки творческих работ обучающихся.
Критерии оценки.
Качество созданной продукции оценивается следующими способами:
Использование в рисунке инструментов геометрических фигур «эллипс», «прямоугольник»;
- Использование в рисунке фоновой заливки;
- Использование в рисунке заливки областей рисунка;
- Использование в рисунке инструмента надписи;
- Использование в рисунке операций с цветом;
- Оптимальность и логичность использования графических элементов в рисунке.
Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающихся по завершении образовательного курса программы. Проводится в форме защиты творческих проектов обучающихся.
Критерии оценки.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты обучающихся. Качество созданной продукции оценивается следующими способами:
- по количеству творческих элементов в презентации;
- по степени оригинальности работы;
- по относительной новизне презентации для обучающегося;
- по емкости и лаконичности созданной презентации, е интерактивности;
- по практической пользе презентации и удобству е использования.
- по оптимальности и логичности использования графических и анимационных элементов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование раздела Количество часов
Теория Практика Всего
1. Вводное занятие 1 - 1
2. Что умеет делать компьютер? 0,5 1,5 2
3. Управление мышью 1 1 2
4. Освоение клавиатуры 1 2 3
5. Информация 2 1 3
6. Учусь создавать проект 2 3 5
7. Технология обработки графической информации 2 3 5
8. Технология обработки текстовой информации 2 3 5
9. Презентация. Первые шаги 2 4 6
10. Итоговое занятие 0 2 2
Итого: 14,5 19,5 34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.
Теория: структура дисциплины. Основы техники безопасности и противопожарной безопасности. План работы на учебный год. Права и обязанности членов объединения. Правила внутреннего распорядка. Организационные вопросы. Организация рабочего места. Диагностика и тестирование обучающихся на начало учебного года на выявление первоначальных ЗУН.
Раздел 1. Что умеет делать компьютер?
Теория. Основные устройства персонального компьютера : монитор, клавиатура, системный блок. Включение и выключение компьютера. Манипулятор «мышь». Указатель «мыши», формы указателя «мыши». Операции работы с «мышью» : простой щелчок, двойной щелчок, протягивание, перетаскивание. Назначение и применение «левой» и «правой» кнопки «мыши». Настройка и обслуживание манипулятора «мышь». Системный блок, его устройство. Клавиатура. Ее назначение и применение.
Практика. Включать компьютер. Для отработки операций с «мышью» используется игра «Манипулятор». Работа с клавиатурой, как с основным устройством компьютера. Проверка усвоения материала (выписать понятия и термины, связанные с материалом предыдущих занятий, разгадывание кроссворда).
Раздел 2. Управление мышью.
Теория. Основное назначение манипулятора «Мышь». Терминология. Что такое курсор? Понятие курсора.
Практика. Отработки операций с «мышью» используется развивающая игра. Зарисовка стилей курсоров для различных операций в тетрадь.
Раздел 3. Освоение клавиатуры.
Теория. Клавиатура. Техника работы с клавиатурой. Блок алфавитно-цифровых клавиш. Знаки препинания, числа, знаки математических операций и другие знаки. Правила написания знаков препинания и других знаков. Режим ввода русских и латинских букв. Ввод прописных и строчных букв. Клавиши: Enter, Shift, Alt, Ctrl, Caps Lock, Esc, Tab, Backspace. Функциональные клавиши. Клавиши специального назначения: Print Screen, Scroll Lock, Pause. Индикаторы режимов. Дополнительная цифровая клавиатура. Клавиши управления курсором. Клавиши: Delete, Insert. Типы ошибок, возникающие при наборе на клавиатуре. Исправление ошибок. Замена, удаление, вставка. Клавиши, которые используются для игры.
Практика. Работа по набору слов, мини-текстов. Проверка усвоения материала (вписать названия клавиш, исправить текст). Клавиатурный тренажер «Соло на клавиатуре».
Раздел 4. Информация.
Теория. Информация. Человек и компьютер. Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация? Источники информации. Приемники информации. Радио, телефон, телевизор, компьютер.
Практика. При помощи компьютера выделить все виды информации находящиеся в нем.
Раздел 5. Учусь создавать проект.
Теория. Знакомство с методом проектов. Планирование содержания. Основополагающий вопрос. Проблемные вопросы. Определение путей исследования. Источников информации. Разработка вопросов для проведения опроса.
Практика. Проведение опроса. Работа над проектом
Раздел 6. Технология обработки графической информации.
Теория. Обзор программного обеспечения для работы с графическими объектами: Графические редакторы. Классификация графических изображений. Понятие растра. Пикселя. Векторная и растровая графика. Демонстрация работы в различных графических редакторах. Создание и редактирование графических объектов: Возможности панели инструментов. Работа с текстом. Создание изображений с помощью панели инструментов Работа с цветом.
Практика. Творческие работы с использованием графического редактора.
Раздел 7. Технология обработки текстовой информации.
Теория. Набор текста и форматирование: Текстовый редактор MS Word. Главное меню. Основы форматирования. Страницы меню Шрифт. Набор текста, изменение шрифта, размера. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними Панель форматирования. Работа с цветом. Создание, редактирование и форматирование текстов. Работа с цветом. Работа с графикой: Вставка готовых графических объектов. Масштабирование изображения, используя мышь или главное меню системы, опцию рисунок (кнопка восстановить, опции обрезать, размер, масштаб). Форматы графических объектов. Создание документов с использованием готовых изображений. Работа с таблицами: использование главного меню для создания таблиц. Автоформат таблиц. Создание простых таблиц. Изменение ширины столбцов. Добавление и удаление столбцов, строк. Создание таблицы со списком учащихся и днями рождения.
Раздел 8. Презентация. Первые шаги.
Теория. Первое знакомство с программой «Презентация» (Microsoft Office PowerPoint).Окно программы. Создание слайда.
Практическая работа: Создание слайдов по теме.
Итоговое занятие.
Защита проектных работ обучающихся. Обзор пройденного. Подведение итогов за год. Достижения и неудачи. Награждение грамотами и благодарственными письмами наиболее активных обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В данном разделе указывается:
- обеспечение программы методическими видами продукции;
рекомендации по проведению практических работ в графическом редакторе, в текстовом редакторе, в программе презентаций. Лекционный материал «Проектная и исследовательская работа».
Условия реализации программы (в случае, если программа комплексная).
Кадровое обеспечение: педагоги, имеющие среднее и высшее педагогическое образование, имеющие опыт работы с детским коллективом, обладающие знаниями и практическими умениями вида, стремящиеся к профессиональному росту.
Информационное обеспечение: дидактические материалы к проведению практических и теоретических занятий, проектной работы
Материально техническое обеспечение: кабинета информатики.
В кабинете располагаются: столы компьютерные; столы ученические двухместные; стол учительский; стулья; экран; проектор; шкаф для пособий и оборудования; доска для информации; средства пожаротушения.
Средства вычислительной техники:
компьютерный класс, оснащенный IBM компьютерами.
Программное обеспечение :
Системное программное обеспечение
Программное обеспечение базовых информационных технологий: текстовый редактор, графический редактор
Инструментальные средства общего назначения
Педагогически ориентированные инструментальные средства
Программное обеспечение в составе программно-методических комплексов для изучения курса информатики.
Список литературы
Для педагога:
1. Азбука редактора. Основы издательского дела для учащихся и руководителей школьных издательств. №3, 2003 г.
2. Андашев А., Соловьев С. Компьютер для начинающих. Нескучный самоучитель. – Спб. : Питер, 2006.
3. Андрианов В. Десятипальцевый метод печати на компьютере. ПИТЕР. 2010.
4. Березин С, Раков С. Internet у вас дома. — СПб. : BHV-Санкт-Петербург, 1999.
5. Березина Н. М. Экспресс-курс машинописи на компьютере. ПИТЕР. 2009.
6. Виноградов В. А., Скворцов Л. В. Создание информационной культуры для
Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23-25 марта 1991 г. Кантербери,
Великобритания // Теория и практика обществ. -научн. информатики. - 1991 - № 2
- с. 5-29
7. Гуревич П. С. Педагогика и психология: Учебник, Юнити – Дана, 2016.
8. Денисов A. Microsoft-Internet Explorer 5: Справочник. — СПб. : Питер, 2015.
9. Денисов А. Интернет: самоучитель. — СПб. : Питер, 2011.
Для обучающихся:
1. Дуванов А. А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика. - СПб. : БХВ-Петербург, 2015.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К. Информатика: Учебник для второго класса. 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
3. Симович С. В., Евсеев Г. А. Занимательный компьютер : Книга для детей, учителей, родителей, - М. : АСТ-ПРЕСС, Инфорком-Пресс, 2010.