Получи документы

Дополнительная общеобразовательная программа «Мой пушистый друг» для детей с глубоким нарушением зрения

Эльвира Касабиева
Дополнительная общеобразовательная программа «Мой пушистый друг» для детей с глубоким нарушением зрения

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное

учреждение

средняя общеобразовательная

школа №14

им. Героя Советского Союза

В. П. Ларионова

Дополнительная общеобразовательная программа

"МОЙ ПУШИСТЫЙ ДРУГ"

Для детей с глубоким нарушением зрения.

Младшего и среднего школьного возраста.

(продолжительность образовательного процесса 2 года)

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Мой пушистый друг“ для детей с глубоким нарушением зрения» размещена в разделах

Составила:Касабиева Эльвира Сергеевна

специалист- тифлопедагог

первой квалификационной категории

Владикавказ 2018

Содержание

1. Введение…. 3

2. Пояснительная записка…. 4

3. Учебно-тематический план… 8

4. Литература…. 9

2

Введение

Данная программа составлена для коррекционной работы с детьми с глубоким нарушением зрения, обучающихся в инклюзивных классах МБОУ СОШ №14 имени Героя Советского Союза Ларионова В. П.

За период с 2016 до 2018 года, программа была доработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Изменения и дополнения были рассмотрены и утверждены на методическом совете МБОУ СОШ №14 имени Героя Советского Союза Ларионова В. П.

Программа предусмотрена для детей младшего и среднего школьного возраста, с глубоким нарушением зрения.

Направленность программы - социальная

Вид программы - адаптированная

Тип программы – практико - ориентированная, общеразвивающая

Составитель: Касабиева Эльвира Сергеевна, специалист- тифлопедагог, первой квалификационной категории.

Образование высшее профессиональное. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СОГУ», квалификация – учитель начальных классов; АПКи ППРО (Москва)-квалификация –дефектолог-тифлопедагог.

Контактный телефон: 89891315898

Адрес учреждения: 362003, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Цейская, 1

Телефон: директор: (8672) 411153, заместитель директора по учебно-воспитательной работе: (8672) 411157, главный бухгалтер: (8672) 411154E-mail : vladikavkaz14@mail.ru

3

Пояснительная записка

Обоснование актуальности программы.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются все необходимые условия для получения качественного образования лицами, имеющими ограниченные возможности по здоровья.

В нашей школе обучаются дети с глубоким нарушением зрения.

Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух. У детей с патологиями органов зрения нарушена способность восприятия окружающей среды и дальнейшее личностное развитие.

Рассматривая важные аспекты обозначенной проблемы, мы опираемся на научные изыскания В. А. Феоктистовой, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной, Литвака А. Г., Денискиной В. З., Ермакова В. П. и Якунина Г. А. и других ученых, посвятивших свою научную деятельность проблемам реабилитации лиц с физическими ограничениями здоровья по зрению. Они утверждают, что социально - экономические преобразования в России, внедрение новых государственных образовательных стандартов, гуманистическая направленность политики государства по отношению к инвалидам детства рамками интеграции в социум и способностью «конкурировать» со зрячими детьми и подростками обуславливает необходимость пересмотра содержания, форм и методов их воспитания, обучения и развития.

Обучение детей с глубокой патологией зрения весьма специфично и требует специально организованного коррекционного обучения. Весь процесс должен быть пронизан практико-ориентированным обучением, носящим характер целенаправленности на приобретение тех знаний, навыков и умений, которые бы служили слепым и слабовидящим учащимся средством социальной компетенции и защиты.

Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность в себе, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности. Поэтому воспитание и обучение таких детей требует особых профессиональных навыков от специалиста.

Данная программа направлена на использование метода канистерапии в реабилитационном процессе детей с глубоким нарушением зрения.

Канистерапия (лечебная кинология) — социализация, реабилитация и адаптация людей с ограниченными возможностями при помощи лечения собаками.

4

Согласно некоторым источникам, о канистерапии знали еще три тысячелетия назад. Об этом свидетельствуют рисунки, фрагменты, найденные на раскопках, исторические документы.

В 60-х годах прошлого века американский психолог Борис Левинсон заметил, что дети, которые посещают его сеансы и имеют определенные проблемы в общении, контактируя с его собакой, получают психологическую разгрузку, становятся более раскованными, и курс лечения длится меньше.

Тогда он выдвинул теорию о положительном влиянии собаки на человека и его эмоциональное здоровье.

Для становления же отечественной канистерапии очень много сделала Татьяна Любимова. К развитию этой методики в России ее побудил личный печальный опыт. У нее родился ребенок с диагнозом ДЦП. Через какое-то время, к сожалению, его не стало. А она захотела помогать детям, используя собак. И ей это удалось! В 2004 году был открыт первый в России центр канистерапии "Солнечный пес". Он функционирует и сегодня.

В программе «Мой пушистый друг» применяются методы канистерапии с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья по зрению.

Для полноценной жизни в современном обществе ребенку нужен определенный набор навыков поведения и самообеспечения, и общение с животными способствует этому. Ухаживая за четвероногим другом, ребенок приобретает чувство ответственности за другое существо, таким образом, появляется ответственность за себя самого и умение простейшего самообслуживания, а зачастую именно этих навыков не хватает детям-инвалидам для самостоятельной жизни в обществе.

Цель и задачи программы

Цель - содействие овладению комплексом знаний и умений, необходимых для повседневной жизни и способствующих социальной адаптации обучающихся детей с глубоким нарушением зрения.

Задачи:

• развитие положительных эмоциональных и умственных способностей;

• улучшение моторики и нарушенных двигательных функций;

• избавление от страха, тревоги, напряжения, агрессии, недоверия и рассеянности;

• развитие общительности и дружелюбия;

• значительное улучшение физического состояния

• воспитание интереса к окружающему миру и бережному отношению к нему.

5

Организация образовательного процесса

Организация образовательного процесса в МБОУ СОШ № 14 направлена на коррекционную поддержку слепых и слабовидящих детей.

Обучение детей с глубокой патологией зрения весьма специфично и требует специально организованного коррекционного обучения. Весь процесс должен быть пронизан практико-ориентированным обучением, носящим характер целенаправленности на приобретение тех знаний, навыков и умений, которые бы служили слепым и слабовидящим учащимся средством социальной компетенции и защиты.

Модуль рассчитан на 2 года реализации (72 часа). Занятия проводятся один раз в неделю. Форма организации занятий – групповая (10 человек, в микрогруппах (3 человека, индивидуальная.

Образовательные технологии, применяемые в рамках модуля:

Разноуровневое обучение (возможность развивать индивидуальны способности учащихся)

Ролевые обучающие игры (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков)

Обучение в сотрудничестве (командная или групповая совместная развивающая деятельность взрослых и детей с индивидуальным подходом, суть которого в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, применять психолого – педагогические диагностики личности.

Предполагаемая результативность программы

В результате реализации программы, обучающиеся должны демонстрировать следующие признаки развития:

1. Стремление к самосовершенствованию, ценностное отношение к животным, проявление эмпатии (сострадания, сочувствия) и взаимоподдержки.

2. Стремление к самоактуализации, проявление интереса к людям, общительности, вежливости, уверенности в себе.

3. Активность и смелость в общении с животными, снижение уровня тревожности.

4. Проявление устойчивого интереса к животным, стремление к знаниям о животных, возросший уровень когнитивных процессов.

6

5. Расширение словарного запаса, речевых умений и навыков.

6. Улучшение способности телесного ориентирования и ориентировки в пространстве.

7. Развитие способности работы в команде по определенным правилам.

В результате реализации программы формируются следующие знания:

-правила безопасного поведения с собакой и другими животными;

-правила содержания и ухода за собакой;

- правила игры с собакой и усвоение терминологии по дрессировке.

В результате реализации программы вырабатываются умения:

-правильно подходить к собаке;

- правильно кормить собаку;

-правильно осуществлять приемы гигиены для собаки;

-правильное применение различных предметов для игры с собакой.

Контроль результативности программы.

Контроль за результативностью проводится по результатам мониторинга взаимодействия субъектов образовательной деятельности:

- прослеживание динамики уровня развития и воспитания детей; эмоционально – волевого состояния; освоение детьми заданий различной сложности соответственно возрастным рамкам.

Особенности детей с глубоким нарушением зрения.

Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Эти дети воспринимают мир через осязание, остаточное зрение и слух. Это отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии.

7

Учебно – тематический план

№ п/п Тема занятия часы

Раздел 1. «Собака – это…» (21) ч.

1 Вводное занятие. 2

2 Правила безопасности при общении с собакой. 4

3 Практическое занятие – знакомство с собакой. 4

4 Прослушивание аудиоматериалов о жизни, различных породах и особенностях содержания собак. 3

5 Знакомство с различными породами собак по иллюстрациям альбомов с помощью системы Брайля. 3

6 Лепка четвероногого друга. 5

Раздел 2 «Работа с собакой» (19) ч.

7 Правила надевания ошейника и поводка 3

8 Правила поощрения собаки лакомством 3

9 Правила кормления животного 3

10 Правила управления собакой 4

11 Правила безопасных прогулок с собакой. 6

Раздел 3. «Применение собаки в социализации ребенка» (32) ч.

12 Игровые упражнения на координацию в пространстве. 5

13 Игровые приемы на ориентировку на местности. 8

14 Игры на развитие мелкой моторики. 8

15 Игры на развитие крупной моторики. 6

16 Знакомство с кинологической службой. 4

17 Практическое занятие – встреча с кинологами. 2

18 Физкультурные занятия (выгул собаки). 5

Итого: 72 часа.

8

Список литературы

1. Бауер М. Всегда рядом. Книга о собаках. М. : Агропромиздат, 1991.

2. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика. Ростов на Дону, 2004.

3. Берман К., Ландесман Б. Обучение вашей собаки. М. : Пилигрим, 1997.

4. Власенко А. Н. Секреты опытного дрессировщика: нестандартные и экстремальные ситуации. М. : АСТ, 2002.

5 .Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии. - М. : Просвещение, 1995.

6. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. М. : Просвещение, 2004.

7. Елисеева Ю. Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 959-964.

8. Ковалев В. А. Методика профилактики зрительного утомления и развитие зрительных способностей.

9. Личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательных отношений как ценностный ориентир ФГОС ДО сборник материалов региональной научно-практической конференции Иркутск 2015. – 432 с.

10. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб: Речь, 2001.

11. Медведев А. И., Медведева И. И. Собака – целитель. 10 основных методов канистерапии. М., 2007.

12. Парамонова Л. А. примерная образовательная программа “Истоки”.

13. Плаксина Л. И. программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

14. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

https://www.scienceforum.ru/2014/524/1258

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/19/sotsializatsiya-detey-s- ovz

9

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Мой пушистый друг» для детей с глубоким нарушением зрения
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 23:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД