Людмила Кирсутина
Дополнительная общеобразовательная программа «Мультстудия «Карусель»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №38 «КОЛОБОК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
Принято решением Утверждено
Педагогического совета приказом № 86-0
Протокол № 1 МБДОУ ДС №38 «Колобок»
от 30. 08.2015 от 31. 08.2015
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«МУЛЬТСТУДИЯ «КАРУСЕЛЬ»
Разработала и составила
воспитатель МБДОУ ДС №38
«Колобок» Г. Туапсе
Кирсутина Людмила Валерьевна
г. Туапсе
1. Целевой раздел 3-10
1.1. Пояснительная записка 3-4
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Мультстудия „Карусель“» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.2. Цели и задачи реализации Программы 4-5
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса 5-6
1.4. Особенности развития детей старшего возраста 6-8
1.5. Целевые ориентиры Программы 8-10
2. Содержательный раздел 10-14
3. Организационный раздел 14-18
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Современное общество предъявляет все новые и новые требования к личности, как единице социума. Современный гражданин должен быть активным, инициативным, творчески мыслящим, доброжелательным, иметь связную, грамотную речь. У ребенка в дошкольном возрасте идет не только процесс овладения знаниями, умениями и навыками, но и продолжается процесс становления его как личности. Очень важно в этот период развивать творческое мышление, коммуникативные навыки, совершенствовать речевое развитие, воспитывать доброжелательные отношения с окружающими людьми.
В процессе поиска инновационных форм и методов работы по развитию всех этих качеств мы решили остановиться на анимации, как способе всестороннего развития ребенка. Анимация - это метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета. Поскольку мультипликация близка и понятна детям, знакома взрослым,отличается доступностью жанра и представляет собой с процесс, объединяющий несколько видов искусств, то, несомненно, имеет огромную педагогическую ценность, которая заключается в возможности комплексного развивающего обучения детей.
В процессе создания мультфильма фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Во время коллективного создания мультфильмов дети раскрывают свой творческий потенциал, учатся взаимодействовать с другими участниками создания мультфильмов, становятся раскрепощенными, повышают уровень развития мелкой моторики, что в свою очередь, влияет на развитие речи дошкольников.
Разработка и применение Программы стало возможным благодаря развитию информационных технологий. В настоящее время процесс создания мультипликационного фильма стал менее трудоемким и менее требовательным к наличию специальной техники. Достаточно иметь фотоаппарат, штатив, компьютер с программой для монтажа, микрофон или диктофон, используемый для озвучивания.
Над созданием мультфильма целесообразно работать с детьми, разделенными на мини подгруппы. Важно так же продумать нагрузку на детей заранее, поскольку работа над анимационным фильмом - процесс трудоемкий и кропотливый.
Общие цели и задачи
Цель: Создать условия для развития социально- коммуникативных и творческих способностей детей. Раскрыть потенциал детей, основываясь на их индивидуальных возможностях и способностях.
Задачи:
-Расширение знаний и представлений детей о видах искусства, мультипликации в частности, познакомить с людьми разных профессий, создающих мультфильм, истории мультипликации
-обучение основам анимации;
-Развитие творческих способностей детей, создание условий для индивидуального самовыражения ребенка;
-Повышение уровня коммуникативных умений и навыков;
-Развитие различных трудовых навыков;
Формировать начальные умения работы с мультимедийным оборудованием в процессе создания собственного мультфильма
Основанием для разработки программы послужили следующие нормативно - правовые документы:
Закон об образовании ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273- ФЗ
Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Постановление от 15 мая 2013г. № 26 об утверждении СанПин2.4.13049-13
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден министерством образования и науки Российской федерации, Приказ от 17 октября 2013г. п. 1155
«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
1.2. Цель реализации рабочей Программы : создание условий для внедрения анимационных технологий в работе с детьми средней группы.
1.3. Задачи реализации Программы :
-Формировать интерес к созданию детской анимации, возможность «поработать» в разных ролях (декоратор, сценарист, режиссер, оператор, актер, озвучивающий персонажа).
-Развивать интерес к перекладной анимации (создание мультфильмов из аппликации, пластилина, объемных фигурок и других материалов)
-Развитие и совершенствование коммуникативных навыков, взаимодействие при работе со сценарием
-Овладение навыками актерского мастерства: выразительность речи, интонационный окрас речи, чёткая дикция, самостоятельное речевое творчество;
-Развитие диалогической и монологической речи.
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
-Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
-Поддержка инициативы детей.
-Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
-Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
-Принцип поэтапности (целенаправленный, сложноорганизованный процесс, с целями, задачами, методами и приемами).
-Формирование коммуникативных навыков в условиях естественного речевого общения (с учетом ведущей деятельности ребенка моделируются различные ситуации речевого общения).
-Принцип системности. Образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
1.5. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей средней группы.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы
Пространственное планирование:
-Оформление стенда «Мультстудия «Радуга»
Инновационная деятельность:
-Организация мастер-классов для воспитателей, студентов педучилища, родителей.
-Презентация и трансляция накопленного педагогического опыта на мастер-классах, педсоветах в ДОУ, на методических объединениях, организованных для педагогов ДОУ, участие в интернет конкурсах.
В результате освоения содержания рабочей программы :
-У детей формируются социально-коммуникативные навыки; воспитывается усидчивость, целеустремленность, желание довести начатое дело до конечного результата – получить творческий продукт свих стараний.
-Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития.
-Развиваются память, мышление, воображение, восприятие.
- Совершенствуется и развивается монологическая и диалогическая речь.
-Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.
К концу года обучения дети должны :
-Знать правила безопасности труда и личной гигиены.
-Знать виды анимационных техник.
-Знать название и назначение инструментов для работы с бумагой, картоном, и др. материалами;
-Иметь начальные сведения из истории создания мультфильмов;
- Знать различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы);
- Познакомится с этапами создания мультфильма;
-Приобрести первоначальные знания о способах «оживления», т. е. движения мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания мультипликационных фильмов.
-Быть любознательным, активным, эмоционально отзывчивым.
- Приобрести навыки сотрудничества со сверстниками при групповом и командном творческом взаимодействии;
- Развить коммуникативные умения и навыки, умение управлять своим поведением.
-Овладеть приемами извлечения звуков на различных детских музыкальных инструментах и с помощью бросового материала.
- Овладеть умением договариваться, учитывать интересы и чувства участников деятельности, сопереживать и радоваться успехам других.
-Овладеть навыками самостоятельного выполнения заданий взрослого
(выполнение заготовок для мультфильмов)
-Приобрести устойчивый интерес к различным видам деятельности: конструированию, игре, изобразительной деятельности.
-Усовершенствовать навыки ориентировки в пространстве (вверху-внизу, впереди- сзади, слева- справа, рядом с, между и пр.)
Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта – создание мультфильма.
Сроки реализации рабочей программы :
Рабочая программа рассчитана на 1 (один) календарный год.
Программа состоит из 30 занятий. Занятия проводятся 4 раза в месяц по 20 минут (согласно требованиям СанПин, во вторую половину дня.
2. Содержательный раздел
2.1. Календарно - тематическое планирование
Месяц Тема Цель Пространствен-
ное
планирование деятельности и условия для деятельности
Сентябрь Вводное занятие «Удивительный мир мультипликации» Познакомить детей с жанром мультипликации и профессией людей, работающих в этом жанре. Беседа с детьми о мультипликации, о профессиях людей, создающих мультфильмы.
Показ презентации
«Путешествие в страну Мульти - Пульти»
Просмотр мультфильма для детей «Пластилиновая ворона»
Октябрь
«Какими бывают мультфильмы» Познакомить детей с разнообразием мультипликационных жанров.
Создать условия для развития психических процессов Просмотр мультфильмов «Козленок, который умел считать до 10»(кукольный, реж. В. Дегтярев, 1968г.)
«Трям! Здравствуйте! (рисованный, реж. Ю. Бутырин,1980г.)
Октябрь
Создание сюжета мультфильма «Каким бывает лето?» Мотивировать детей на создание мультфильма о лете.
Совершенствовать навыки работы в коллективе над замыслом будущего мультфильма.
Развивать социально-
коммуникативные умения и навыки. Придумывание сценария мультфильма (раскадровка).
Подготовка персонажей и предметов для будущего мультфильма.
Ноябрь
Создание сюжета мультфильма «Каким бывает лето?» Познакомить детей с техникой создания мультфильма- перекладкой. Создавать предпосылки для планирования художественно- творческой деятельности. Выбор фона.
Работа с персонажами и предметами-разукрашивание заготовок
Ноябрь
Создание сюжета мультфильма «Каким бывает лето?» Способствовать развитию творческих способностей, внимания, активности на всех этапах работы,
совершенствовать умение доводить начатое дело до конца.
Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к продуктам творчества Знакомство с фотоаппаратом, основными этапами при создании перекладной анимации.
Предварительное обыгрывание сюжета, работа с фоном и декорациями.
Декабрь
Организация съемки мультфильма Совершенствовать навыки перекладной анимации, способствовать развитию творческих способностей, внимания, активности на всех этапах работы.
Создать условия для работы с персонажами, с использованием текста. Съемка мультфильма. Подбор музыкального сопровождения (несколько вариантов,бросового материала для имитации звуков.
Январь
Просмотр мультфильма
«каким бывает лето?» Способствовать развитию чувства гордости за проделанную работу.
Развивать морально-этические качества, умение радоваться за успехи своих товарищей Просмотр готового мультфильма
Январь
Домашние животные Закрепить знания о домашних животных, об их характерных особенностях, о пользе для человека.
Создать условия для развития интереса к мультипликационной деятельности.
Способствовать развитию творческих способностей, внимания, активности на всех этапах работы.
Рассматривание иллюстраций «Бабушкино подворье», определение места для каждого животного.
Дидактическая игра «Кто как голос подает»
Февраль
Разработка сценария к новому мультфильму
«В гостях у бабушки» Развитие творческой фантазии, формирование четкой дикции, правильного речевого дыхания, четкого произнесения слов, развитие диалогической речи. Изготовление персонажей (вырезывание, подбор фона, предварительное озвучивание текста.
Февраль
Съемка мультфильма
«В гостях у бабушки» Развивать интерес к мультипликационной деятельности. Совершенствовать навыки диалогической речи, умение вступать вовремя в рассказывание своей части текста Рассказывание текста по ролям.
Съемка мультфильма.
Озвучивание мультфильма
Март
Просмотр мультфильма
В гостях у бабушки» Развивать чувство гордости за проделанную работу, продолжать поддерживать интерес к мультипликации Показ готового мультфильма детям младшей группы.
Март
Знакомство техникой создания пластилиновых мультфильмов. Создать условия для развития интереса к мультипликационной деятельности.
Познакомить с техникой работы по созданию мультфильмов из пластилина Просмотр мультфильма «Пластилиновый ёжик» реж. В. Данилевич 1969г.
Просмотр презентации
«Волшебный пластилин»
Апрель
Создание сюжета
«Путешествие гусеницы» Совершенствовать навыки работы в коллективе над замыслом будущего мультфильма, обмениваться информацией.
Способствовать развитию творческих способностей, внимания и памяти. Рассказывание по ролям. Создание фона сказки, лепка персонажей и подготовка декораций
Апрель
Съемка мультфильма «Путешествие гусеницы» Создать условия для работы с персонажами. Съемка мультфильма по созданному сюжету. Озвучивание мультфильма с использованием речи и шумовых эффектов.
Май Мультфестиваль
«Юные мультипликаторы» Создать условия для понимая значимости мультфильмов для развития коммуникативных навыков, творческих способностей.
Вызывать чувство гордости за проделанную работу у детей и родителей.
Показ готовых мультфильмов воспитанникам детского сада, коллективу работников.
Показ готовых мультфильмов на родительском собрании.
Оформление стенда «Как мы создавали мультфильмы»
3. Организационный раздел
3.1. Материально- техническое обеспечение рабочей программы.
Чтобы реализация программы проходила успешно необходимо иметь соответствующую материально - техническую базу. Материально – техническая база включает в себя как традиционные так и современные средства образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально –технического обеспечения Примечание
Технические средства
Фотоаппарат
Штатив
Ноутбук
Программа для создания мультфильмов Pinnacle Studio 12
USB кабель
Мультимедийный экран
Мультимедийный проектор
Аудио магнитофон
Детские музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, ложки, металлофоны, ксилофоны, дудочки)
Материалы для моделирования (бумага, краски, кисточки, пластилин, кубики, конструктор LEGO,природный и бросовый материал и др.)
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Использованы материалы с сайта
1. https://ru.wikipedia.org
2. https://onlinemultfilmy.ru/plastilinovaya-vorona/
3. https://www.youtube.com/watch?v=upja5Zu2HGA
4. https://www.youtube.com/watch?v=V2CfaYEeLLI
5. https://www.youtube.com/watch?v=3B1Z_CNqLCc
6. https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-pavlovna-starodvorskih/sozdanie-multfilma-v-uslovijah-dou-shag-za-shagom.html
Книгопечатная продукция
1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии. // Искусство в школе. 2009. № 6. С 13-16
2. Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. С. 54–59
3. Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8. С. 20 – 23
4. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М. : Просвещение, 2007. 175 с.
5. Милборн А. Я рисую мультфильм. М. : РОСМЭН, 2006. 64 с.
6. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10. С. 25 – 28
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. ; 2013. – 29 с.