МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная программа «Ознакомление с окружающим миром»

Анастасия Кобякова
Дополнительная общеобразовательная программа «Ознакомление с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная образовательная программа «Ознакомление с окружающим миром»

предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Актуальность программы : содействует сохранению единого образовательного

пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие

возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса,

формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию

дошкольников.

Новизна программы : носит развивающий характер, решает задачи общего развития

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Ознакомление с окружающим миром“» размещена в разделах

будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций,

необходимых для систематического обучения в школе.

Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности,

познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная

коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.

Задачи:

Образовательные

- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в

природе, некоторых видах труда и профессиях;

- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;

- обогащать активный и пассивный словарь.

Развивающие

- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои

суждения;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;

- развивать творческие способности, воображение;

- формировать общеучебные умения : умение работать в коллективе, доводить начатое

дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.

Воспитательные

- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;

- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность

любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.

- формировать этические нормы и правильное поведение.

Условия организации учебно-воспитательного процесса: учебный кабинет,

компьютер, интерактивная доска, учебные пособия, дидактические материалы.

Ожидаемые результаты:

– повышение интереса о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе,

некоторых видах труда и профессиях;

– повышение качества произносительных, орфографических умений и навыков;

– расширение собственного словарного запаса обучающихся;

– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь

различными словарями;

– повышение культуры речевого общения и поведения

Предлагаемые для участия конкурсы/соревнования/ мероприятия: участие в онлайн

олимпиадах, конкурс-игра «Муравей»

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Название программы Ознакомление с окружающим миром

Направленность программы Социально-гуманитарная

Ф. И. О. автора (составителя) программы Кобякова Анастасия Львовна

Шен Алена Анатольевна

Год разработки или модификации 2023 год

Где, когда и кем утверждена программа Программа утверждена педагогическим советом от 31.08.2023г., протокол №1

Информация и наличие рецензии Нет

Цель Развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.

Задачи Образовательные

- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;

- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;

- обогащать активный и пассивный словарь;

Развивающие

- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;

- развивать творческие способности, воображение;

- формировать общеучебные умения : умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.

Воспитательные

- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;

- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.

- формировать этические нормы и правильное поведение.

Ожидаемые результаты освоения программы – повышение интереса о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;

– повышение качества произносительных, орфографических умений и навыков;

– расширение собственного словарного запаса обучающихся;

– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;

– повышение культуры речевого общения и поведения

Срок реализации программы 1 год

Количество часов в неделю / год 1 час в неделю / 32 часов в год

Возраст обучающихся 6-7 лет

Формы занятий Коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ, и др.) Дидактический и методический материал (таблицы, схемы).

Учебный кабинет, компьютер, интерактивная доска.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

6. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие образования;

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» ред. от 02.02.2021г. ;

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09–3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».

Реализация общеразвивающей программы осуществляется за пределами ФГОС и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению ГИА по образовательным программам.

Актуальность программы : содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию дошкольников.

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень освоения программы : базовый

Отличительная особенность программы от существующих в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. Особенностью подготовки к школе является его интегрированная основа. Программа не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.

Задачи:

Образовательные

- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;

- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;

- обогащать активный и пассивный словарь.

Развивающие

- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;

- развивать творческие способности, воображение;

- формировать общеучебные умения : умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.

Воспитательные

- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;

- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.

- формировать этические нормы и правильное поведение.

Организационно-педагогические условия

Адресат программы / количество обучающихся в группе: для детей 6-7 лет / 10-14 человек.

Срок реализации программы / количество часов : 1 год / 32 часа, 1 раз в неделю

В условиях карантинных мероприятий, актированных дней реализация программы возможна в дистанционном режиме с использованием программ «Skype», «Zoom».

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Формы обучения: теоретические и практические занятия.

Методы обучения: речевая деятельность, практические задания

Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.

Планируемые результаты:

К концу учебного года дошкольники научатся:

- элементарным правилам поведения в природе;

- основными особенностями сезонной жизни природы;

- о домашних животных (их пользе, о жизни диких животных;

- правила безопасного поведения в доме и на улице; меры предосторожности при взаимодействии с другими людьми, предметами быта, животными;

- о красоте в природе, искусстве, быту, человеческих отношениях;

- о своих хороших и дурных привычках, о необходимости самовоспитания.

- растения и животных нашей местности.

- правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

- разнообразие птиц, зверей.

- правила безопасности при встречах и общении с животными.

К концу учебного года дошкольники получат возможность научиться:

- отличать и называть деревья и кустарники;

- называть грибы, отличать съедобные и ядовитые грибы;

- соблюдать правила поведения, избегая опасных ситуаций;

- в случае опасности правильно реагировать и обращаться за помощью к другим;

- проявлять доброту к окружающим знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен;

- быть щедрым и честным человеком и ценить эти качества;

- видеть красоту во всех её проявлениях, стремиться к ней;

- оценивать себя и свои поступки, избавляться от плохого и вырабатывать положительный образ своего «Я»;

- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач;

- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;

- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.

Формы промежуточной аттестации и итогового контроля: Тестирование, выставка работ, презентация, защита проектов

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, компьютер, интерактивная доска.

Учебно-тематический план

№ Наименованием разделов и тем Количество часов Форма аттестации/ контроля

Всего Теория Практика

1 Вводное занятие 1 1 Тестирование, выставка работ, презентация, защита проектов

2 Звезды, солнце и луна 3 3

3 Чудесный мир растений и грибов 7 4 3

4 Наши друзья - животные 8 4 4

5 Круглый год 13 6 7

Всего 32 18 14

Календарный учебный график

№ п/п Месяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место прове-дения Форма конт-роля

Раздел 1. Вводное занятие

1 октябрь 7 беседа 1 Вводное занятие каб. 3 устный опрос

Раздел 2. Звезды, солнце и луна

2 14 игра 1 Звездное небо. каб. 3 тест

3 21 беседа 1 Солнце и луна. каб. 3 устный опрос

4 28 викторина 1 Радуга. Народные приметы. каб. 3 творческая работа

Раздел 3. Чудесный мир растений и грибов

5 ноябрь 11 викторина 1 Как узнать растения? каб. 3 устный опрос

6 18 игра 1 Травы. Кустарники. Деревья. каб. 3 -

7 25 практикум 1 Декоративные растения. каб. 3 защита проектов

8 декабрь 2 викторина 1 Съедобные и ядовитые растения. каб. 3 творческая работа

9 9 практикум 1 Лекарственные растения. каб. 3 защита проектов

10 16 практикум 1 Мхи и папоротники. каб. 3 -

11 23 беседа 1 Грибы. Отношение людей к растениям и грибам. каб. 3 устный опрос

Раздел 4. Наши друзья - животные

12 30 практикум 1 Как узнать животных? каб. 3 творческая работа

13 январь 6 практикум 1 Домашние животные. каб. 3 -

14 13 беседа 1 Породы собак. каб. 3 устный опрос

15 20 викторина 1 В мире насекомых. каб. 3 творческая работа

16 27 практикум 1 В мире рыб. каб. 3 защита проектов

17 февраль 3 беседа 1 В мире птиц. каб. 3 устный опрос

18 10 игра 1 В мире зверей. каб. 3 тест

19 17 практикум 1 Отношение людей к животным. каб. 3 творческая работа

Раздел 5. Круглый год

20 24 практикум 1 Времена года. каб. 3 тест

21 март 2 беседа 1 Времена года. каб. 3 устный опрос

22 9 беседа 1 Осень. каб. 3 устный опрос

23 16 викторина 1 Зима. каб. 3 творческая работа

24 23 игра 1 Весна. каб. 3 тест

25 30 беседа 1 Цветущие весной. каб. 3 устный опрос

26 апрель 6 практикум 1 Птицы весной. каб. 3 творческая работа

27 13 викторина 1 Лето. каб. 3 тест

28 20 игра 1 Птицы летом. каб. 3 творческая работа

29 27 практикум 1 Цветущие летом. каб. 3 защита проектов

30 май 4 викторина 1 Мои любимые цветы каб. 3 тест

31 11 беседа 1 Мои любимые птицы каб. 3 устный опрос

32 18 практикум 1 Отношение человека к природе каб. 3 тест

ИТОГО часов: 32

Содержание программы

Вводное занятие

Теория: Знакомство с окружающим миром. Понятие «окружающий мир». Инструменты познания – органы чувств.

Звезды, солнце и луна.

Теория: Изучить понятия Звездное небо. Солнце и луна. Радуга. Народные приметы.

Чудесный мир растений и грибов

Теория: Классификация растений. Деревья, кустарники, травянистые растения и их различие. Условия, необходимые для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Культурные и дикорастущие растения. Овощи и фрукты, их различие и называние. Комнатные растения и их польза. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Мхи и папоротники. Грибы. Отношение людей к растениям и грибам.

Практика: Закреплять знания о классификация растений. Деревья, кустарники, травянистые растения и их различие. Условия, необходимые для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Культурные и дикорастущие растения. Овощи и фрукты, их различие и называние. Комнатные растения и их польза. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Мхи и папоротники. Грибы. Отношение людей к растениям и грибам.

Наши друзья – животные

Теория: Разнообразие животного мира: звери, птицы, насекомые и рыбы. Характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни животных. Домашние и дикие животные и их жизнь. Правила ухода за домашними животными.

Практика: Закреплять знания о разнообразие животного мира: звери, птицы, насекомые и рыбы. Характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни животных. Домашние и дикие животные и их жизнь. Правила ухода за домашними животными.

Круглый год

Теория: Времена года, их очередность и характерные особенности. Природные изменения, сезонные явления. Работы и забавы в соответствии с временем года. Бережное отношение к окружающей природе. Взаимосвязи человека и природы.

Практика: Закреплять знания о временах года, их очередность и характерные особенности. Природные изменения, сезонные явления. Работы и забавы в соответствии с временем года. Бережное отношение к окружающей природе. Взаимосвязи человека и природы.

Список литературы

1. Плешаков А. А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.

2. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). Популярная энциклопедия растений. -С. -Пб. : «МиМ- Экспресс», 1997.

3. Жизнь животных. - М. : «Просвещение», 1989.

4. Ю. Дмитриев. Птицы. - М. : «ACTОлимп», 1997.

5. Г. В. Трофимова. Мозаика родной природы. - Минск: «Бервита», 1997.

Информационно-коммуникативные средства: презентации к урокам, созданные учителем.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий микс»Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий микс» Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий микс» Пояснительная записка. Направленность образовательной программы. Программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Ознакомление с окружающим миром»
Опубликовано: 9 мая 2024 в 07:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа «Ознакомление с окружающим миром»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кобякова (УИ 3426173) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД