Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная программа художественнно-эстетической направленности для детей подготовительной группы

НАТАЛЬЯ МОИСЕЕВА
Дополнительная общеобразовательная программа художественнно-эстетической направленности для детей подготовительной группы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

художественнно-эстетической направленности

для детей подготовительной к школе группы

срок реализации-1 год

Руководитель кружка:

Н. Г. Моисеева

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа художественнно-эстетической направленности для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Актуальность.  Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель программы.

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи программы.

1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

3. Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.

4. Изготовление поделок вместе с родителями.

5. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Направления работы.

1. Развитие творческих способностей

2. Художественно-эстетическое развитие

3. Познавательное развитие

Основной формой работы являются занятия один раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий в вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Содержание работы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

4. Игровые (пальчиковые игры и упражнения, обыгрывание поделок, игровые ситуации)

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Работа с педагогами  предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы.

Работа с родителями  предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи.

Ожидаемый результат

Разовьется поисковая деятельность.

Освоят умение анализировать поделку.

Сформируется положительное отношение к труду.

Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Подготовится рука к письму.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются : выставки, участие в смотрах, конкурсах детского сада.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Содержание деятельности воспитателя в рамках программы по развитию творческих способностей детей

Работа с детьми

Формы работы

Учебный план

Название темы

Подготовительная группа

1.

Работа с бумагой, картоном (объёмная аппликация

4

2.

Работа с бумагой

4

3.

Работа с пластилином

4

4.

Работа с нетрадиционным материалом (макаронные изделия)

3

5.

Работа с материалом (флис)

4

6.

Работа с бумагой

4

7.

Работа с нитками

4

8.

Работа с бумагой, картоном

4

Длительность одного занятия:

30 минут

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Кружка «Волшебная мастерская»

подготовительная группа

Воспитатель: Моисеева Наталья Геннадьевна

Месяц

Блок

Тема

Цель

Октябрь

Объемные аппликации

Лилии

Познакомить детей с техникой объемной аппликации. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к творчеству, эстетический вкус, композиционные навыки. Воспитывать навыки аккуратной работы с клеем

Белый и черный лебедь

Кактус

Ваза с цветами

Ноябрь

Оригами

Лебедь

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у детей навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Голубь

Рыбка

Цыплёнок

Декабрь

Пластилинография

Золотая рыбка

Познакомить детей с техникой - пластилинография. Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Зима

Снегири

Пингвин

Январь

Аппликации из макаронных изделий

Снежинка

Развивать мелкую моторику пальцев;

воспитывать у ребенка художественный вкус, пространственное и комбина-торное мышление; воспитывать чувство «прекрасного», аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд.

Ёлочка

Овечка

Февраль

Аппликации из флиса

Цветок

Знакомить со свойствами флиса. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности, внимательность, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, художественный вкус.  

Домик

Лошадка

Панно Дерево

Март

Квиллинг

Открытка для мамы

Познакомить детей с техникой «квиллинг». Научить создавать своими руками оригинальные поделки в технике «квиллинг»; показать необычные возможности обычной бумаги. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к творчеству, эстетический вкус

Научить компоновать по форме, по цвету, создавая прекрасное; воспитывать аккуратность в работе.  

Барашек

Дерево

Рамка для фото

Апрель

Аппликации из ниток

Волшебные ниточки

Обучать технологии создавать изделия из шерстяных ниток и шерсти; развивать образное мышление, наблюдательность и воображение. Воспитывать качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе.

Цветы из воздушных цепочек

Цыпленок из помпонов

Одуванчик из помпонов

Май

Обрывная аппликация

Звезда

Научить детей располагать рисунок на картинке, видеть, каким цветом нужно заполнить контур. Развивать у детей восприятие, воображение, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к аппликации и коллективному творчеству.

Мухомор

Арбуз

Весна

Критерии качества освоения ребенком программы кружка

1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

2. Владеет приемами работы с различными материалами.

3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

5. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

6. Выполняет работу по замыслу.

7. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

8. Показывает уровень воображения и фантазии.

9. Использует в работе разные способы ручного труда.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

Ф. И. ребенка

Качество выполнения отдельных элементов

Качество готовой работы

Организация рабочего места

Трудоемкость, самостоятельность

Креативность

Знание материалов и инструментов

Итог

1

Бумагопластика

(работа с бумагой)

2

Оригами (работа с бумагой)

3

Пластилинография (работа с пластилином)

4

Работа с нетрадиционным материалом

5

Работа с тканью

6

Квиллинг (работа с бумагой

7

Работа с нитками

8

Аппликация

Критерии качества выполнения практической работы.

Не сформирован

На стадии формирования

Сформирован

1. Качество выполнения отдельных элементов

Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу.

Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца.

Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу.

2. Качество готовой работы

Сборка отдельных элементов не соответствует образцу.

Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить.

Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены.

3. Организация рабочего места

Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места

Готовит рабочее место при помощи педагога

Способен самостоятельно готовить свое рабочее место

4. Трудоемкость, самостоятельность

Работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями. Темп работы медленный. Нарушена последовательность действий, элементы не выполнены до конца.

Работа выполнена с небольшой помощью педагога. Темп работы средний. Иногда приходится переделывать, возникают сомнения в выборе последовательности изготовления изделия.

Работа выполнена полностью самостоятельно. Темп работы быстрый. Работа хорошо спланирована, четкая последовательность выполнения.

5. Креативность

Изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления уже известна, ничего нового нет.

Изделие выполнено на основе образца с разработкой своего. Технология изготовления на основе уже известных способов, но внесено что-то свое.

Изделие выполнено по собственному замыслу. В технологии изготовления воплощены свои новые идеи. Есть творческая находка.

6. Знание материалов и инструментов

Называет с помощью педагога, затрудняется ответить, путается в названиях.

Называет не все материалы и инструменты, нуждается в помощи педагога.

Называет без затруднений используемые материалы, названия инструментов, техники безопасности при использовании.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно — научной направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Принято Советом педагогов Утверждаю: МБДОУ «Детский сад.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Белошвейка» Автор - составитель: Хачатурова Наира Сергеевна педагог дополнительного образования Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Абвгдейка» Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Автор программы:.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «По дороге к азбуке» Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Лидер» для учащихся 5–8 классов Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования дом детского творчества Омутнинского района Кировской области Принята на.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Здоровый ребенок» .

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» для детей средней группы 4–5 лет Пояснительная записка Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Песочные картинки» Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Песочные картинки" Возрастной диапазон: 4 - 5 лет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа художественнно-эстетической направленности для детей подготовительной группы
Опубликовано: 28 декабря 2018 в 20:52
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД