Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный краевед»

Елена Савельева
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный краевед»

Пояснительная записка

Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа „Юный краевед“» размещена в разделах

Программа кружка «Юный краевед» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет воспитанникам узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее.

Краеведческий материал, особенно собранный несовершеннолетними самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия ребятами исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Занятия в курсе кружка «Юный краевед» призваны помочь воспитателю во время реабилитации создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей воспитанников, расширяют знания несовершеннолетних о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.

Цель:

воспитание патриотизма и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей станицы, района, края.

Задачи:

Образовательные задачи :

• знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

• овладение начальными навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

• развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

• воспитание несовершеннолетних на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

• воспитание гордости за ратный труд земляков и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса воспитанников к краеведению.

Методика и технология реализации:

Программа реализуется в 3 этапа.

1 этап – диагностический (1 час). При поступлении воспитанника в группу с помощью следующих диагностических методик: тест «Заселение правобережной Кубани», «Освоение новых земель», «Культура и быт Кубани», «Кубань в 20в», наглядный метод. Анализируя результаты диагностики, делается вывод – был ли он объективен, уверен ли в своих силах и возможностях. По результатам обследования данные заносятся в диагностическую карту.

2 этап реализации включает в себя систематизированный материал, используемый в данной программе, разделенный на 3 блока (12 часов) :

1. Край, в котором я живу (6,5часа).

2. Наша кладовая (2 часа).

3. Растительный и животный мир нашего края (3,5часа).

Каждый из блоков представляет собой цикл занятий. Общий объем занятий по 3 блокам – 14 часов (продолжительность каждого занятия составляет 30 минут). Каждое из занятий может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе других общеразвивающих программ.

3 этап – контрольно-оценочный (1 час). На данном этапе делается заключительная диагностика по тем же методикам, которые использовались на втором этапе, данные диагностики заносятся в диагностическую карту, делаются графики, по которым можно отследить динамику развития навыков ручного труда несовершеннолетнего.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания занятий.

Целевая группа: воспитанники в возрасте 13 - 18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Краеведение позволяет дать подростку богатые знания о родном крае, где жили и живут его родственники; природе, которая его окружает; соединить в его сознании полученные знания с практикой их применения.

Краеведческая работа дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор.

Работа по краеведению помогает воспитывать у подростков чувство патриотизма и гордости за свой край и страну.

Подростки очень восприимчивы и быстро впитывают как хорошее, так и плохое, однако, благодаря пластичности их психики, эти установки поддаются коррекции и изменениям.

Форма обучения: групповые занятия.

Занятия – основная форма обучения несовершеннолетних. Используются фронтальные и групповые формы организованного обучения.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-

коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации:

возраст, общность интересов. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей

группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием

обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность

художественного характера. Достоинствами формы являются четкая

организационная структура, простое управление, возможность

взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в

индивидуализации обучения.

При проведении занятий выделяется три основные части:

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей,

объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.

Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы :

1. Групповые дискуссии и диспуты способствуют развитию умения слушать и слышать себя и других, дают возможность анализировать, отстаивать свою точку зрения, повышать уровень самооценки.

2. Беседы и мини лекции пополняют багаж знаний, способствуют расширению кругозора воспитанников.

3. Тренинги позволяют выработать умение самостоятельно применять знания и умения в различных жизненных ситуациях.

4. Интерактивные беседы учат умению высказывать собственное мнение, не перебивая других, действовать конструктивно.

5. Деловые и ролевые игры формируют умение применять в конкретных ситуациях полученные знания, чувства ответственности перед другими и самим собой.

Разнообразие игр и упражнений способствует повышению внимания и активности детей.

Режим занятий: 2 раза в неделю, продолжительностью по 30 минут, по одному занятию в день и рассчитаны на 3 месяца.

Методы проведения занятий:

Словесный: рассказ воспитателя или приглашённых гостей, диалог, наблюдение, тематическое рисование, беседы, групповые дискуссии. Словесный метод применяется при чтении стихотворений детьми, воспитателем, знакомство с устным народным творчеством, бесед с элементами диалога, разбора житейских ситуаций, проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, загадывания загадок, проведения разнообразных игр и др.

Наглядный: показ видеоматериалов, мультимедийных презентаций и др. наглядного материала. Наглядный метод используется во время практических занятий, экскурсий, целевых прогулок, занятий с элементами сказкотерапии, наблюдений, проведения дидактических игр и так далее.

Практический: ролевые и подвижные игры, моделирование ситуаций, дискуссии, мини - конкурсы, релаксационные игры. Практический метод используется при организации продуктивной деятельности, коррекционных занятий по развитию мотивации учебной деятельности, игр, тренингов, проведении трудовых десантов, изготовлении стенгазет, буклетов и т. д.

Состав исполнителей: воспитатель, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Для повышения эффективности занятий воспитатели регулярно консультируются со специалистами учреждения, выполняющих функции супервизора.

Критерии эффективности программы :

• занятия адаптированы к конкретной культурной среде;

• используются различные методы работы;

• все участники информированы о целях, задачах и формах работы.

По окончании цикла занятий воспитанники должны:

знать историю, традиции родного города, края;

иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;

ознакомиться с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;

иметь представление об археологических и архитектурных памятниках Кубани;

научатся видеть прекрасное в окружающем мире;

научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: учебное помещение, мольберт, телевизор, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя на упражнения и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски для рисования, ножницы, клей, цветная бумага). Организация предметно-развивающей среды осуществляется в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в центре реабилитации. Помещение для занятий отвечает всем требованиям, которые предъявляются к помещениям для занятий с различными методами работы. Оно достаточно просторное, уютное, светлое и проветриваемое.

Содержание программы

I.Диагностический этап.

На данном этапе проводится первичное обследование несовершеннолетних с применением следующих диагностических методик: тест «Заселение правобережной Кубани», «Освоение новых земель», «Культура и быт Кубани», «Кубань в 20в», наглядный метод.

II.Коррекционный этап.

1 блок «Край, в котором я живу»

1.1. Виртуальная экскурсия «Именем Екатерины нареченный…»

Оргмомент. История Кубани. Физминутка. Игра «Машина Времени» : Остановка «Прошлое», инсценировка, Остановка «Прошлое края», Остановка «1920г», Остановка «Современность», Остановка «Будущее», Итог занятия.

1.2. Беседа «Как изучают историю Кубани»

Оргмомент. Чтение письма из прошлого. Беседа «Что такое история?». Дыхательная гимнастика. Работа с таблицей «Исторические источники». Путешествие в прошлое Кубани. Итог занятия.

1.3. Беседа «Наши земляки в годы Великой Отечественной Войны»

Оргмомент. Рассказ воспитателя о военном времени. Физминутка. Знакомство с героями войны (А. И. Покрышкин, 46-й Таманский авиаполк, Е. А. Жигуленко). Чтение отрывка из стихотворения В. Подкопаева «Никогда это не забудется». Чтение стихотворения «И за тебя и за меня». Итог занятия.

1.4 Занятие «Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани»

Оргмомент. Рассказ воспитателя о традициях, обычаях, обрядах народов, живущих на Кубани. Физминутка. Народные праздники. Чтение и обсуждение стихотворений. Итог занятия.

1.5 Беседа «Устные исторические источники (пословицы, поговорки, песни, загадки, легенды, сказки)»

Оргмомент. Рассказ о пословицах и поговорках, загадках. Работа с пословицами и поговорками, загадками. Физминутка. Объяснение значений пословиц. Конкурс «Собери пословицу». Итог занятия.

1.6 Беседа «Герб, флаг, гимн Кубани»

Огрмомент. Чтение стихотворения И. С. Никитина «Русь». Работа с пословицами о Родине. Физминутка. Символика Кубани. Разгадывание кроссворда. Итог занятия.

1.7 Путешествие «По городам Краснодарского края»

Оргмомент. Определение слова «курорт». Чтение памятки «Правила поведения пассажиров автобуса». Физминутка. Путешествие по городам-курортам. Работа в парах «Восстановить стихотворение». Творческая работа в группах. Итог занятия.

1.8 Занятие «Водоемы Краснодарского края: моря, реки, озера, плавни, лиманы, водохранилища»

Огрмомент. Черное море. Азовское море. Реки. Физминутка. Озера. Плавни. Лиманы. Водохранилища. Итог занятия.

1.9 Беседа «Семья. Воспитание детей»

Оргмомент. Чтение и обсуждение стихотворения. Родословная. Традиции и обычаи казаков. Инсценировка стихотворения М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня». Физминутка. Отношение к старшим. Количество детей. Итог занятия.

1.10 Художественно – творческий проект «Жизнь дана на добрые дела»

Оргмомент. Встреча с ребятами. Подбор художественных материалов для выполнения творческого задания. Распределение творческих групп. Объяснение задания. Прикрепление отдельных работ на ватман. Физминутка. Импровизированное обсуждение творческой работы. Итог занятия.

1.11 Конкурс знатоков Кубанской кухни

Оргмомент. Рассказ воспитателя о Кубанской кухне. Конкурс «Вопрос – ответ». Физминутка. Конкурс «Ешь что поставят, делай что заставят». Конкурс «Загадки о еде». Конкурс «Отгадай блюдо». Итог занятия.

1.12 Игра – путешествие «В краю родном»

Оргмомент. Станция «Наш край». Станция «В мире животных». Станция «Кубанские реки». Физминутка. Станция «Кроссворд». Станция «Эрудит». Станция «Кубанский диалект». Итог занятия.

1.13 Беседа «Литературное творчество Кубанских писателей»

Оргмомент. Начало славянской книжной культуры. Из истории Кубанской литературы. Краткие биографические сведения. Физминутка. «Замечательные» сборники. Итог занятия.

2 блок «Наша кладовая»

2.1 Беседа «Почвы Краснодарского края»

Оргмомент. Чудесная кладовая. Что такое почва? Макет почвы. Составление схемы «Состав почвы». Игра «Кто самый внимательный?». Экологическая минутка. Виды почвы. Кроссворд. Итог занятия.

2.2 Беседа «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

Оргмомент. Полезные ископаемые – это… Игра «Угадай, кто я?». Рассказ воспитателя об ископаемых. Физминутка. Рубрика «Обрати внимание». Итог занятия.

2.3 Презентация «Природные объекты и памятники природы, истории и культуры»

Оргмомент. Водные памятники природы. Геологические памятники природы (Ахтанизовская сопка, скала Петушок, Фанагорийские пещеры, Малая Фанагорийская пещера). Физминутка. Ботанические памятники природы (Дерево Дружбы, Дуб Молодежный, Тополь-белолистка). Комплексные памятники природы (Дантово ущелье, Гора Папай). Памятники истории и культуры (Археологический музей-заповедник Горгиппия, Свято-Екатерининский собор). Итог занятия.

2.4 Беседа «Достопримечательности Краснодарского края»

Оргмомент. Чтение и обсуждение эпигрофа к теме занятия. Исторические факты. Природоохранные территории. Заповедники. Азишская пещера. Джанхотский бор пицундской сосны. Физминутка. Гуамское ущелье. Коса долгая. Скала парус. Собор – скала. Агурские водопады. Воронцовская пещера. Дольмены реки Жане. Гора Карабетова. Скала Петушок. Итог занятия.

3 блок «Растительный и животный мир нашего края»

3.1 Беседа «Охрана природы родного края. Красная книга Кубани»

Оргмомент. Путешествие по страницам Красной книги. Рассмотрение «жалоб». Рисование экологических знаков по правилам поведения в природе. Физминутка. Разгадывание кроссворда о животных из Красной книги. Чтение стихотворений о природе. Итог занятия.

3.2 Поле чудес «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

Оргмомент. 1-й тур. 2-й тур 3-й тур. Финал. Суперигра. Итог занятия.

3.3 Занятие «Лекарственные растения Краснодарского края»

Оргмомент. Проблемная ситуация. Инсценировка. Конкурс «Кто больше». Физминутка. Мать-и-мачеха. Валериана. Одуванчик. Ландыш. Задание «Найди и обведи». Правила заготовки лекарственных растений. Заполнение таблицы «Использование лекарственных растений». Итог занятия.

3.4 Праздник – игра «Хлеб – всему голова»

Оргмомент. Чтение и обсуждение народной притчи о хлебе. Конкурс «Калейдоскоп профессий». Чтение исторической летописи «Как появился хлеб?». Игра «Собери урожай». Физминутка. Конкурс капитанов «Знаток техники». Сценка «Святой хлеб». Чтение стихотворения С. Михалкова «Булка». Конкурс «Хлебный словарик». Итог занятия.

3.5 Беседа «Разнообразие животного мира Краснодарского края»

Оргмомент. Разгадывание кроссворда. Инсценировка кубанской народной песни «Як служив я в пана». Игра «Кто эти звери и птицы?». Физминутка. Рассказы о диких животных Кубани. Красная книга (знакомство с исчезающими животными). Чтение стихотворения Б. Дубровина «Красная книга». Итог занятия.

3.6 Занятие «Птичий базар»

Оргмомент. Когда это бывает? Какие подарки дарит Зимушка? Загадки о птицах «Сбор птиц». Птичий спор. Физминутка. Птицы приносят пользу. Конкурс кормушек. Викторина «Угадай по описанию». Итог занятия.

3.7 Викторина «Лекарственные растения Краснодарского края»

Оргмомент. Правила поведения в лесу. Экологическая задача. Чтение стихотворения П. И. Чайковского «Времена года». Физминутка. Знакомство с лекарственными растениями. Викторина. Итог занятия.

III.Контрольно – оценочный этап.

На третьем этапе проводится заключительная диагностика, направленная на анализ достигнутых результатов, сравнение их с первоначальной диагностикой.

Список используемой литературы

Основная:

1. Р. Д. Болдырев, М. И. Ковальский «Наш край»

2. Л. Гринь «Природа родного края»

3. И. И. Степанов «Краснодарский край»

4. И. П. Лотышев «Путешествия по родному краю»

5. Н. В. Ходырева «Казачий семейный альбом»

6. М. В. Мирук, Т. А. Науменко «Введение в историю Кубани»

7. Г. И. Плотников «Животный мир Краснодарского края»

8. С. Койдан «Лесной жемчуг»

9. М. Ф. Харакоз «Лекарственные растения Краснодарского края»

10. «Красная книга Краснодарского края» составитель Н. Нагалевский

11. А Костенков, К. Обойщиков, И. Савченко «Кубани славные сыны»

12. Боржов В. Занимательное краеведение.

13. Стихи кубанских поэтов К. Обойщикова, В. Бардадым, В. Неподоба

Дополнительная :

1. Чучмай Г. Т. «Тайна географических названий», Краснодар, «Сов. Кубань», 2000.

2. Паскевич И. Я. «Любимый уголок Земли», Кранодар, «Перспективы образования», 2005.

3. Хачатурова Е. А., Корсакова Н. А. «История Кубани в рассказах и иллюстрациях», Краснодар, «Перспективы образования», 2005.

4. Лотышев И. П. Энциклопеический словарь «География Кубани», Краснодар, ОАО «Афиша», 2006.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» (старший дошкольный возраст) МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Каблучок» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления (хореография) «Каблучок» Возраст.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Кляксочка» Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1год Составил: Иванова Наталья Сергеевна, воспитатель МАДОУ Д/С № 5 ЗАТО Межгорье Республики.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Семицветик» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая математика» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Веселая математика» обновленас учётом развития науки, техники, культуры,.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних «Мягкая игрушка» .

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Рисование клеем»Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Рисование клеем» Пояснительная запиcка Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Спортивная карусель» Пояснительная записка В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (срок освоения программы 1 год) Разработчик :.

Дополнительная общеразвивающая программа «Проворные пальчики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 г. Пензы «Полянка» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный краевед»
Опубликовано: 2 октября 2017 в 10:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД