Ольга Ковалева
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Составитель:
Ковалева Ольга Алексеевна
Пояснительная записка
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика» (далее - Программа) заключается в том, что она помогает детям погрузиться в мир математики и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при решении практических задач.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста „Веселая математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Цель программы – овладение элементарными математическими представлениями как средством для формирования личности ребёнка, развития его интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные математические представления.
2. Закреплять знания и умения детей по основным разделам комплексной программы, реализуемой в ДОО.
3. Развивать психические процессы, абстрактно-логический, наглядно-образный виды мышления и типы памяти, основные мыслительные операции, основные свойства внимания.
4. Совершенствовать диалогическую речь детей : умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы и отвечать на них.
5. Расширять кругозор дошкольников.
6. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определённым правилам.
Программа опирается на следующие основные принципы:
1. Принцип развивающего обучения.
Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Этот принцип предполагает, чтоб изложение учебного материала педагогом доводится до уровня системности в сознании воспитанников, чтобы знания давались не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Установление взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого - к сложному, от близкого - к далекому, от конкретного - к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход)
В организации непосредственно-образовательной деятельности необходимо стремится подходить к каждому ребенку, как к личности.
Каждое мероприятие строится в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывается тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп. Уровень сложности определяется строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Стиль взаимодействия педагога и детей – демократический, партнёрский.
Общение – на уровне глаз ребёнка. Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет (в старшем возрасте совместно с детьми) задачи образовательной деятельности, темп. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию, как ученика, так и учителя.
7. Принцип связи с жизнью.
Педагог с детьми должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи; уметь применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Воспитанники знают:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания;
- смысл арифметических действий сложения и вычитания, отражают это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
- прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20;
- названия и обозначение знаков <,>, =, -, +, х, :;
- смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др., описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве.
Умеют:
- определять путем измерения длину, вес, температуру, объем, время;
- называть числа в прямом и обратном порядке до 100, начиная с любого числа натурального ряда;
- оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20;
- записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- различать и правильно называть: шар, куб, цилиндр, конус, призму, пирамиду; прямую и кривую линии; спираль; луч и отрезок; виды многоугольников;
- проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
- строить отрезок заданной длины;
- ориентироваться на ограниченной поверхности, отражать в речи пространственное расположение предмета; ориентироваться в плане, схеме, карте;
- определять заданное время по часам.
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
- понимать задание и выполнять его самостоятельно.
В режиме проведения занятий используются разнообразные формы работы с детьми, методы и приемы обучения детей.
Форма обучения.
Занятия целесообразно проводить в групповой и индивидуальной форме, в зависимости от интеллектуального развития ребёнка.
Групповое занятие - группа детей должна составлять не более 5 человек, что помогает в процессе занятия обратить внимание на каждого ребёнка.
Индивидуальные занятия целесообразно проводить с детьми, требующими дополнительного внимания и развития. При подготовке и проведении занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфики мотивации их деятельности. Эффективного использования различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка
Коллективные занятия — совместное выполнение задания несколькими детьми;
Самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).
В Программе используются такие формы обучения детей, как: групповое и коллективное занятие, а также самостоятельная работа.
Для овладения данной программы на занятиях применяются различные методы обучения:
• Словесный (источник обучения - слово, речь) рассказ, беседа, работа с книгой;
• Наглядный (источник обучения - наглядные средства, демонстрируемые педагогом) демонстрация образцов деятельности.
• Практический (источник обучения – практическая деятельность) самостоятельная работа выполнения упражнений.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть занятия. Время отводится на практическую и теоретическую часть в соответствии с возрастом детей, требованием норм санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96).
Теоретический материал дается в начале занятия. Новую тему и задания необходимо объяснять детям просто и доступно, закрепляя демонстрацией наглядного материала или с показом приёмов работы.
Практическая часть занятия - это продолжение и закрепление теоретических знаний. На основе самостоятельных упражнений и применений, отработанных на практике приёмов, у детей формируются необходимые знания по изучаемому предмету и развиваются творческие способности. Для практической работы используется подготовленный раздаточный материал и специальные брошюрки с заданиями.
Демонстрация образцов деятельности (видеоролики, фотографии, распечатанные на принтере) играет важную роль. Видя будущий конечный результат своей деятельности детей, стимулирует и побуждает внимательно осваивать процесс выполнения упражнений.
Метод наглядности используется в теоретической и практической части занятия. Важную роль выполняет здесь демонстрация выполняемых действий педагогом при объяснении нового материала, при выполнении задания.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебном году (с сентября по май).
Занятия проходят по следующей схеме:
Просмотр домашнего задания (3 мин.). Для домашних заданий используются специально разработанные для этого курса брошюрки (рабочие тетради).
Подготовка к усвоению новых знаний (2 мин.). Включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы. Ритуальные приветствия. Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива. Постановка цели, задачи, актуализацию опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия содержания, сообщение плана работы. Создание проблемной ситуации (или проблемно-поисковой ситуации) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия.
Объяснение нового материала (7 мин.). Раскрытие содержания учебного материала. В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
Физминутка (1 мин.).
Закрепление изученного материала (15 мин.) Выполнение воспитанниками индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера. Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата
Физминутка (1 мин.).
Подведение итогов. Задание на дом (3 мин.). Подведение итогов занятия.
Создание предпосылок к дальнейшим занятиям. Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения. Ритуал прощания. Объяснение домашнего задания.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной с соблюдением следующих принципов:
информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей предметно-пространственной среды; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Комплексное оснащение образовательного процесса, обеспечивает возможности:
организации разнообразной игровой деятельности;
выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
освоения детьми, программы и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
использования образовательных технологий деятельностного типа;
Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
При подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений;
Подбор оборудования осуществляется, исходя из того, что при реализации программы основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра;
Педагог, реализующий данную Программу должен обладать следующими компетенциями:
• проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, воспитанности и обученности детей;
• организовывать содержательную жизнь детей;
• обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
• взаимодействовать с дошкольником, изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
• вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
• взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в образовательном процессе, и родителями;
• пользоваться компьютерной техникой и техническими средствами обучения, внедрять новые информационные технологии в практику работы ДОО;
• владеть умениями самообразования и самовоспитания.
• взаимодействовать с родителями, воспитателями групп и педагогами – специалистами.
Учебно-тематический план
№
п/п
Название раздела и темы занятия Количество часов Количество часов Количество занятий
теория практика
Раздел 1. Величина 40 мин 2 часа 20 мин
(140 мин) 3 часа (180 мин) 6
1.1.1 Деление предметов на 2-4 равные части 10 мин 20 мин 30 мин
1
1.1.2. Деление предметов на 4 равные части 10 мин 20 мин 30 мин 1
1.2.1. Инструменты измерения длины, периметра, площади, объема 10 мин 20 мин 30 мин 1
1.2.2. Инструменты измерения температуры, веса, времени 10 мин 20 мин 30 мин 1
1.3. Самостоятельное измерение длины, площади, температуры - 30 мин 30 мин 1
1.4. Самостоятельное измерение веса, объема, времени - 30 мин 30 мин 1
Раздел 2. Количество и счет 1 час 40 мин (100 мин) 3 часа 20 мин
(200 мин) 5 часов
(300 мин) 10
2.1. Сложение. Знак +. Число и цифра 11. Состав числа 11. Счет до 20. 10 мин 20 мин 30 мин 1
2.2. Вычитание. Знак -. Число и цифра 12. Состав числа 12. 10 мин 20 мин 30 мин 1
2.3. Минус как знак отрицания. Решение примеров. Счет до 100. 10 мин 20 мин 30 мин 1
2.4. Отрицательные числа и температура. Дроби. Число и цифра 13. Состав числа 13. 10 мин 20 мин 30 мин 1
2.5. Отрицательное число и шкала глубин-высот. Число и цифра 14. Состав числа 14. Решение примеров. 10 мин 20 мин 30 мин 1
2.6. Отрицательное число и ось времени. Решение примеров. Число и цифра 15. Состав числа 15. 10 мин 20 мин 30 мин 1
2.7. Умножение. Знак х. Число и цифра 16. Состав числа 16. Решение
задач 10 мин 20 мин 30 мин 1
2.8. Деление. Знак :. Число и цифра 17. Состав числа 17. Счет до 100.
Решение примеров. 10 мин 20мин 30 мин 1
2.9. Древние формы записи чисел. Число и цифра 18. Состав числа 18. Решение задач. 10 мин 20 мин 30 мин 1
2.10. Число и цифра 19. Состав числа 19. Счет до 100. Решение задач. 10 мин 20 мин 30 мин 1
Раздел 3. Форма 50 мин 2 часа 10 мин (130 мин) 3 часа
(180 мин) 6
3.1. Линия: прямая, кривая, ломаная. 10 мин 20 мин 30 мин 1
3.2. Луч и отрезок. 10 мин 20 мин 30 мин 1
3.3. Спираль и геометрические аналогии 10 мин 20 мин 30 мин 1
3.4.1. Объемные тела: шар, сфера, куб, цилиндр, призма, пирамида, конус 10 мин 20 мин 30 мин 1
3.4.2. Объемные тела: шар, сфера, куб, цилиндр, призма, пирамида, конус - 30 мин 30 мин 1
3.5. Многоугольники 10 мин 20 мин 30 мин 1
Раздел 4. Ориентировка в пространстве 30 мин 2 часа 30 мин
(150 мин) 3 часа (180 мин) 6
4.1.1. Ориентировка на плане, схеме, карте. 10 мин 20 мин 30 мин 1
4.1.2. Закрепление ориентировки на плане, схеме, карте. - 30 мин 30 мин 1
4.2.1. Составление карты «Острова Математики» 10 мин 20 мин 30 мин 1
4.2.2. Составление карты «Острова Математики» - 30 мин 30 мин 1
4.3.1. Ориентировка на листе бумаги. Зрительный диктант. 10 мин 20 мин 30 мин 1
4.3.2. Ориентировка на листе бумаги. Зрительный диктант. - 30 мин 30 мин
Раздел 5. Ориентировка во времени 50 мин 3 часа 10 мин
(190 мин) 4 часа
(240 мин) 8
5.1.1. Измерение времени. Часы. 10 мин 20 мин 30 мин 1
5.1.2. Измерение времени. Часы. 10 мин 20 мин 30 мин 1
5.2. Шкала времени: от первобытного человека до наших дней. 10 мин 20 мин 30 мин 1
5.3. Солнечные часы. Песочные часы. Измерение времени по песочным часам. 10 мин 20 мин 30 мин 1
5.4.1. Как не опоздать в школу. Самостоятельное измерение времени. 10 мин 20 мин 30 мин 1
5.4.2. Как не опоздать в школу. Самостоятельное измерение времени. - 30 мин 30 мин 1
5.4.3. Как не опоздать в школу. Самостоятельное измерение времени. - 30 мин 30 мин 1
5.4.4. Как не опоздать в школу. Самостоятельное измерение времени. - 30 мин 30 мин 1
Итого: 4 часа 40 мин
(280 мин) 13 часов
20 мин
(800 мин) 18 часов
Критерии, показатели результативности реализации программы и уровни освоенности детьми программы
В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программы.
Критерии и показатели диагностики
Критерии Показатели
Способы и методы оценки образовательных эффектов
Личностные умения, навыки способы действия - внутренняя позиции воспитанника на основе положительного отношения к обучению;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению математики;
- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности;
- умение признавать собственные ошибки;
- следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
Наблюдение, проведение тестирования, опрос, решение проблемной ситуации, беседа
Метапредметные умения, навыки способы действия Познавательные
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач;
- первые навыки в выделении существенного и несущественного в задаче;
- первые навыки в моделировании условия задач;
- навыки в установлении закономерности и использовании их при выполнении заданий (продолжить ряд, составлять равенства)
первые навыки конструирования геометрических фигур из заданных частей;
- навыки нахождения нужной информации в учебнике;
- понимать информацию, представленную в виде схемы, таблицы.
Регулятивные
- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
- следовать при выполнении заданий инструкциям педагога, описывающим стандартные действия;
- учатся применять изученные правила при выполнении учебных заданий;
- первые навыки в сопоставлении результатов собственной деятельности с оценкой её товарищами, педагогом.
Коммуникативные
- первые навыки сотрудничества с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий, обсуждать совместное решение, учитывать мнение партнера, слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Наблюдение, проведение тестирования, опрос, решение проблемной ситуации, беседа
Планируемые результаты освоения Программы
№ Наименование раздела Высокий уровень достижения детьми планируемых результатов Средний уровень достижения детьми планируемых результатов Низкий уровень достижения детьми планируемых результатов
1 Величина - Ориентироваться в мерах величин: мера длины, мера площади, мера объема, мера веса, мера времени, мера жидкостей. - Знать различные единицы измерения и величины, которые в них измеряются;
- определять путем измерения длину, вес, температуру, объем, время. - Уметь ориентироваться в частях целого; знать их названия (половина, четверть);
- уметь сравнивать величины на основе измерения;
- знать инструменты для измерения разных величин.
2 Количество и счет - Считать наизусть в пределах100;
- считать десятками в пределах 1000;
- Познакомить с арифметическими действиями умножения и деления. - Считать наизусть в пределах100;
- считать десятками в пределах 1000;
- понимать и правильно употреблять понятия «больше», «меньше», «равно»;
- понимать и пользоваться знаками <, >, =, -, +, :, х. - Считать наизусть в пределах 100;
- отсчитывать и пересчитывать в пределах 20;
знать состав чисел второго десятка;
- знать правила чтения и записи двузначных чисел; ориентироваться в дробных числах;
- иметь представление об отрицательных числах;
- записывать и понимать примеры.
3 Форма - Различать и правильно называть: тетраэдр, октаэдр; ломаная, волнистая, пунктирная, замкнутая, незамкнутая линии. - Учить детей представлять себе геометрические фигуры, их расположение в пространстве.
- Различать и правильно называть: сфера, параллелепипед, тор; горизонтальная, наклонная, вертикальная линии. - Различать и правильно называть: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида; прямая и кривая линии; спираль; луч и отрезок; виды многоугольников.
4 Ориентировка в пространстве - Уметь самостоятельно читать топографические карты и выполнять задания, используя план и карту. - Уметь самостоятельно составить и использовать в деятельности план, схему, карту. - Уметь ориентироваться на ограниченной поверхности, отражать в речи пространственное расположение предмета;
- ориентироваться в плане, схеме, карте.
5 Ориентировка во времени - Уметь определять длительность (15, 25, 40, 45, 50, 55 минут, 1,5 – 2 часа, по часам разного вида. - Уметь определять длительность (15, 25, 40, 45, 50, 55 минут, 1,5 – 2 часа, по часам разного вида. - Уметь определять длительность (1, 5, 10, 15, 20, 30 минут, 1 – 1,5 часа, по часам.