Приложение МААМ

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5–6 лет

Ирина Шулепова
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Почемучки»

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

1. Комплекс основных характеристик образования.

1.1. Пояснительная записка.

Направленность программы : естественнонаучная.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Актуальность программы : Дополнительная общеразвивающая программа «Почемучки» (далее программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)

• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Концепцией развития дополнительного образования детей от 31.03.2022 г. № 678-р

• Уставом МАДОУ Детский сад 18

Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов взрослым. Любознательных малышей интересует определенно всё, что его окружает. Куда интереснее не просто послушать рассказ педагога, а посмотреть на всё собственными глазами. Данная программа поможет детям сделать удивительные открытия, они смогут познакомиться с миром, который невозможно увидеть невооруженным глазом.

Программа разработана в соответствии с интересами детей и запросами их родителей. Программа направлена на организацию полноценного досуга воспитанников. Программа предусматривает возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории для воспитанников. Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий воспитанников.

Отличительные особенности программы :

Программа разработана на основе метода обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Обучение по программе

позволит научить воспитанников определять взаимосвязи между предметами и явлениями. Это послужит предпосылкой к осознанному изучению курса биологии в школе и позволит углубить знания детей.

Адресат программы : Возраст воспитанников по программе 5 – 6 лет.

У детей старшего дошкольного возраста продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Шестой год жизни знаменуется появлением у детей инициативы и самостоятельности в осуществлении познавательной деятельности. В этом возрасте у дошкольников могут быть сформированы первичные представления о назначении экспериментирования как метода познания, о структуре эксперимента. Отвечая на опорные вопросы, дети могут сформулировать предположение (гипотезу, при помощи взрослого подобрать необходимые материалы, предметы, приборы, провести эксперимент и сделать вывод.) Использование различных способов фиксирования предположения (символьные записи, рисунки) позволяет учить юных исследователей сопоставлять предположения и результат опыта, делать выводы не только о свойствах изучаемых объектов, но и о правильности исходной гипотезы, о ходе и способах ее проверки. С детьми старшего дошкольного возраста начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.

Режим занятий: Занятия проводятся по 25 минут, 1 раз в неделю (36 занятий в год). На занятиях проводятся физкультминутки. Число воспитанников, одновременно находящихся в учебной группе составляет от 8 до 10 человек.

Объем программы : 15 часов.

Срок освоения программы : 1 год.

Особенности организации образовательного процесса: форма организации программы традиционная.

Форма обучения: Групповая.

Виды занятий. Основным видом занятия является учебное занятие, которое состоит из теоретической и практической части.

Используются виды занятий:

• беседа

• занятие-путешествие

• экскурсия

• лабораторное занятие

• занятие-игра

• моделирование

Формы проведения итогов реализации общеразвивающей программы :

• беседа

• выставка

• праздник

• практическая работа

• педагогическое наблюдение

1.2. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Цель программы : Формирование первоначальных познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать представления о свойствах предметов окружающего мира.

- Формировать представление об физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

- Формировать представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва, вулкан)

- Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила безопасности.

- Учить пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов.

- Учить фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы.

Развивающие:

- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

- Развивать мыслительные операции, умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать навыки сотрудничества, культуру общения.

1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Учебный (тематический) план.

№ Тема Количество часов Формы аттестации/контроля

Всего Теория Практика

1 Вводное занятие 2 1 1 Беседа

2 Почва 4 1 3 Практическая работа

3 Воздух - невидимка 5 1 4 Практическая работа

4 В гостях у капельки 6 1 5 Практическая работа

5 Кристаллы 5 1 4 Выставка

6 Камни 4 1 3 Практическая работа

7 Магнит 3 1 2 Игровая программа

8 Свет 3 1 2 Игровая программа

9 Электричество 3 1 2 Практическая работа

10 Итоговое занятие 1 0 1 Игровая программа Педагогическое наблюдение

Итого 36 9 27

Содержание учебного (тематического) плана.

Тема 1. Вводное занятие (2 часа)

Теория: Дать представление о детской лаборатории. Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятиями: «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. Инструктаж по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

Практика: Практическое задание «Устройство микроскопа и правила работы с ним». Опытническая работа «Волшебство в банке». Игра-викторина «Знаю – не знаю. Умею – не умею».

Тема 2. Почва (4 часа)

Теория: Знакомство с понятием «почва». Наука о почве. Свойства почвы. Загрязнение почвы. Как болеет почва? Значение почвы для жизни растений, животных, человека.

Практика: Исследование почвы: рассматривание песка, глины, дерна, почвы. Опыты: «Свойства почвы», «Слои почвы», «Наличие в почве воздуха», «Наличие в почве воды», «Как разные почвы пропускают воду», «Как происходит загрязнение почвы». Составление рисунка - схемы «Состав почвы».

Тема 3. Воздух – невидимка (5 часов)

Теория: Воздух. Свойства воздуха. Воздух есть во всем. Воздух имеет вес. Давление воздуха. Знакомство с принципом работы реактивного двигателя, значение воздуха для полета самолета. Знакомство с понятием реактивная тяга. Загрязнение воздуха. Различие комнатного и свежего воздуха.

Практика: Опыты: «Реактивная сила воздуха», «Имеет ли воздух вес?», «Шарик в бутылке». Эксперимент «Почему в космос летают на ракете»; зарисовывать и отмечать результаты опыта над воздухом в виде схемы.

Тема 4. В гостях у капельки (6 часов)

Теория: Вода, её свойства. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Познакомить с процессом конденсации. Три состояния воды. Свойства снега, льда. Сравнение льда и снега. Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. Значение воды в жизни растений.

Практика: Опыт: «Свойство воды», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода», «Тающий лёд», «Замерзшая вода», «Животворное свойство воды». Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Тема 5. Кристаллы (5 часов)

Теория: Секреты земных богатств. Сахар, соль и их свойства. Польза и вред. Исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

Практика: Опыт: «Свойства соли и сахара», «Соль и сахар растворяются в воде», «Плавающая картошка», «Выращивание кристаллов». Рисование солью и сахаром.

Тема 6. Камни (4 часа)

Теория: Какие бывают камни. История возникновения камня. Что такое горы. Почему разрушаются горы. Дымящиеся горы. Что такое вулкан. Виды вулканов. Словарь: гора, вулкан, кратер, лава, щелочь, кислота.

Практика: Опыт: «Свойства камней», «Тонет - не тонет». Изготовление макета вулкана. Опыт «Извержение вулкана»

Тема 7. Магнит (3 часа)

Теория: Знакомство с понятием магнит. Свойства магнита. Физическое явление «магнетизм» Особенности магнита. Использование свойств магнита человеком. Выявление свойств материалов, взаимодействующих с магнитом (липкость, способность приклеивать и приклеиваться, притягивать железо).

Практика: Опыт: «Волшебные магниты», «Как достать скрепку из воды не замочив руки», «Магнитные куклы», «Летающие бабочки».

Тема 8. Свет (2 часа)

Теория: Знакомство с понятием свет, его значении для жизни на Земле. Почему происходит смена дня и ночи. Световой луч. Живые тени. Показать значение света. Природные источники света – солнце, луна; искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Практика: Опыт: «Эффект радуги» (свойства, движение света, «Путешествие в зазеркалье» (отражение света от различных поверхностей, «Делаем радугу», «Солнце и мое настроение».

Тема 9. Электричество (2 часа)

Теория: Познакомить детей с понятиями «электричество», где живет и как оно помогает человеку. Электричество как особая форма энергии. История открытия электричества. Статическое электричество: молния, искры на одежде, возникающие при трении Устройство простейших электроприборов; рассматривание устройства розетки, вилки, электрической лампочки; правила техники безопасности в пользовании электроприборами.

Практика: Опыт: «Танцующая фольга», «Как увидеть и услышать электричество», «Понятие об электрических зарядах»

Тема 10. Итоговое занятие (1 час)

Практика: Квест - игра " Хочу все знать"

1.4. Планируемые результаты.

Предметные результаты:

- имеют представление о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)

- имеют представления об физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

- имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва, вулкан)

- сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

- самостоятельно пользуются приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов.

- фиксируют результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы.

Метапредметные результаты:

- имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов

Личностные результаты:

- умеют работать в группе и доброжелательно относятся друг к другу и взрослым.

2. Организационно-педагогические условия.

2.1. Календарный график.

Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

Начало учебного года 01 сентября 2022 год

Окончание учебного года 31 мая 2023 год

Продолжительность учебного года 36 учебных недель

Периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации воспитанников Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 09 сентября.

Текущий контроль осуществляется с 12 сентября по 23 декабря, с 10 января по 26 мая.

Промежуточная аттестация осуществляется в период с 26 по 30 декабря (за 1 полугодие, с 25 по 31 мая (за 2 полугодие).

Праздничные нерабочие дни Праздничные нерабочие дни 4 ноября 2022 г., 1-9 января 2023 г., 23 февраля 2023 г., 8 марта 2023 г., 1 мая 2023 г., 9 мая 2023 г.

2.2. Условия реализации программы.

Материально – техническое обеспечение.

Для успешного воспитательно - образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создана мини-лаборатория. Учебное оборудование группы включает комплект мебели, необходимой для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.

Примерный перечень оборудования, материалов, пособий для детского экспериментирования.

Приборы - помощники

• увеличительное стекло (лупа)

• весы

• песочные часы

• компас

• магниты

• микроскоп

• метр

• бинокль

• фонарь

• зеркало

• воронка

Оборудование

• разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, фарфора разного объема и формы

• пластмассовые трубочки

• пипетки

• воронки

• резиновые груши

• пластиковые тарелки

• пластиковые стаканы

• мерные ложки

• мерные стаканчики

• линейки

технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, детали конструктора.

красители: пищевые и непищевые

утилизированный материал: проволока, кусочки меха и кожи, ткани, дерева, пробки и т. д.

Коллекции (наборы)

• Виды тканей.

• Бумага.

• Камни.

• Ракушки.

• Гербарий.

• Виды круп.

• Шишки.

• Почва. Глина. Камни.

• Природный материал (листья, ветки, семена и т. д.)

• Пуговицы.

• Картотека «Занимательные опыты и эксперименты»

Дополнительное оборудование

• фартуки

• салфетки

• полотенца

• контейнеры для хранения сыпучих веществ и мелких предметов

• карточки - схемы проведения экспериментов

условные обозначения: разрешающие и запрещающие знаки.

Информационное обеспечение.

Ноутбук, презентации, фото изображения, как наглядное пособие, видеофайлы с

обучающими материалами, оборудования для проведения экспериментов.

Кадровое обеспечение.

Шулепова Ирина Валерьевна - воспитатель первой квалификационной категории. Педагогический стаж – 20 лет.

Методическое обеспечение программы.

Методические материалы. Методика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова) - эта методика выявляет степень устойчивости интересов ребенка; исследования предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования. Игровые упражнений для развития исследовательских умений воспитанников - является ведущим, практически единственным способом познания мира. Карточки - схемы - для проведения игр - экспериментов.

Этапы работы по формированию экспериментальной деятельности у детей :

1 этап - подготовительный - постановка познавательной проблемы, создание воспитателем мотивации, принятие задачи детьми.

2 этап - практический - первичный анализ задачи, выдвижение предложений о возможном явлении природы, причинах явления. Отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми, проверка этих предложений.

3 этап - итоговый - анализ полученных в ходе проверки предложений результатов и формирование выводов.

Педагогические технологии.

Основой обучения по опытно-экспериментальной деятельности является использование педагогических технологий:

- игровая технология

- здоровьесберегающая технология

- личностно-ориентированные технологии

- технология проектной деятельности

- исследовательской деятельности

- информационно-коммуникационные технологии.

При разработке программы учитывались следующие принципы:

1. Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.

3. Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

4. Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

5. Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.

6. Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.

7. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

8. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Методы обучения.

1. Наглядный метод обучения: наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

- Распознающие наблюдения

- Длительные наблюдения

- Воссоздающие наблюдения

2. Практический метод обучения:

- Элементарные опыты.

- Моделирование.

- Игровой метод.

3. Словесный метод обучения:

- Объяснение, пояснение, указание;

- Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

- Проведение циклов познавательных бесед и инструктажа;

- Загадки

Формы занятий:

- индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы);

- фронтальная (беседа);

- подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

Алгоритм проведения занятия.

1. Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут).

2. Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает: проведение опытов; дидактические игры; физкультминутка, пальчиковая или дыхательные гимнастики, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.

3. Заключительный, итоговый этап (до пяти минут) — выводы, уборка рабочих мест.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные внешние стимулы (новизна, необычность объекта)

тайна,

сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так);

ситуация выбора.

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы.

Оценочные материалы.

Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточного контроля, воспитанников по программе осуществляется согласно календарного учебного графика.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации воспитанников:

Входной контроль: анкетирование, тестирование, беседы и наблюдения с целью выявления образовательного уровня воспитанников, их интересов и способностей.

Текущий контроль: - наблюдение за выполнением заданий, требований педагога, правил поведения в природе;

- участие в конкурсном движении;

- опросы на знание живой и неживой природы и растений.

Итоговый контроль:

- итоговое занятие: «Роль человека в природе».

- участие в выставках, экологических конкурсах;

- мини-праздники «Берегите воду!», «Давайте будем здоровы!», «Хороша ты, Зимушка-Зима!», «Праздник русской берёзы», «Природа – наш дом родной»

Контрольно – измерительные материалы

Методика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова)

Цель: методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (материалы подбираются в соответствии с требованиями программы «Мир открытий».

Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:

1. "К тебе пришел в гости маленький исследователь".

2. С чем бы ты посоветовал ему познакомиться.

3. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь?

Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй – два балла, за третий – один балл.

Педагогическое обследование детей 6-го года жизни по выявлению уровня сформированности навыков и умений по познавательно - исследовательской деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования «Почемучки»

Цель: Выявить уровень развития познавательно – исследовательских способностей дошкольников. Проследить динамику достижений каждого ребенка.

Уровень усвоения программы : с (сформировано) - умения и навыки сформированы всф (в стадии формирования) – частично, с помощью взрослого нф (не сформировано) - умения и навыки не сформирован

Текущий контроль проводится после прохождения каждой темы учебного плана программы. Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только проведение текущего контроля успеваемости воспитанников по программе, но и оценку удовлетворённости качеством дополнительных образовательных услуг.

№ п/п Ф. И. ребенка Умеет задавать вопросы Умеет ставить проблему, выявляет ее. Умеет выдвигать гипотезы Умеет давать определение понятиям Умеет

классифицировать Умеет наблюдать Умеет проводить эксперименты Умеет делать заключения Баллы Средний балл

Начало года: Сформировано детей %; В стадии формирования детей %; Не сформировано детей %.

3. Список литературы.

1. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012

2. Аниашвили К. С. Лучшие эксперименты и опыты на улице и на даче для детей и взрослых/ К. С. Аниашвили, Л. Д. Вайткене, М. В. Талер. – М., 2018

3. Белько Е. Веселые научные опыты дома. 25 развивающих карточек. С-Пб., 2018

4. Белько Е. Увлекательные опыты с растениями и светом. 25 развивающих карточек. С-Пб., 2016

5. Белько Е. Увлекательные опыты с водой, воздухом и химическими веществами. 25 развивающих карточек. С-Пб., 2017

6. Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / М., ТЦ «Сфера», 2010

7. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». В пособии представлены разработки проблемных ситуаций, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет, дидактические игры, алгоритмы, модели и схемы поисково-познавательной деятельности. Сфера,2015

8. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы - М. : Творческий Центр Сфера,2004

9. Зенина Т. Н. Экологические праздники. – М., 2008

10. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников - М., Просвещение, 2003

11. Рыжова Н. А. «Лаборатория в детском саду и дома» Содержание и задачи интеллектуально-личностного развития ребенка, решаемые в ходе поисково-познавательной деятельности. Линка-Пресс, 2012 Рыжова Н. А. Я и природа. – М. :, 2005

12. Рыжова Н. А. Волшебница Вода - М. : Линка-Пресс,1997

13. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998.

14. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка - М. : Линка-Пресс,1998

15. Султанова М. Н. Простые опыты с природным материалом/ Хатбер-пресс, 2016

16. Султанова М. Н. Простые опыты с водой/ Хатбер-пресс, 2016

17. Султанова М. Н. Простые опыты с воздухом/ Хатбер-пресс, 2016

18. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. Издательство «Детство-Пресс», 2013

19. Картотека опытов для детей 6-7лет;

20. Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

21. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность. //Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. -М. : ЛИНКАПРЕСС,2007

22. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5–6 лет
Опубликовано: 26 июня 2022 в 19:45
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шулепова (УИ 407380) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД