Лучший педагог года 2022

Дополнительная общеразвивающая программа «Игровая логопедия»

Екатерина Малашина
Дополнительная общеразвивающая программа «Игровая логопедия»

Дополнительная общеразвивающая программа

«Игровая логопедия»

Уровень: стартовый

Срок реализации программы : 36часов

Категория детей: дети дошкольного возраста от 4 до 5 лет

с нарушениями фонетического и фонематического развития.

Автор-составитель:

Малашина Екатерина Геннадьевна

учитель-логопед

Серпухов, 2018 г.

Содержание

1. Пояснительная записка…. 3

2. Учебный план….5

3. Учебно-тематический план…. …. 6

4. Содержание изучаемого курса….….9

5. Методическое обеспечение программы…. 11

6. Список литературы…12

1. Пояснительная записка

Данная программа является модифицированной дополнительной общеразвивающей программой коррекционно-развивающей направленности, которая представляет коррекционно-развивающую систему,обеспечивающую полноценное овладение фонетическимстроем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия,лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливаетформирование коммуникативных способностей, речевого и общего психическогоразвития ребенка дошкольного возраста.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует активизации всех каналов коммуникации у детей с проблемами в развитии: рецептивного (понимание, организующего (ассоциирование воспринятого, выявления связей и отношений между предметами и словами, экспрессивного (выражение мыслей в устной речи).

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка. Теоретической основой Программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л. С. Выготским, Б. Д. Элькониным.

В Программе также нашли отражения идеи ряда учё ных: Г. А. Волковой, Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, О. В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т. Б. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева.

При разработке программы использовались следующие нормативно-правовые и локальные акты:

• Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ";

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);

• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

• Устав ОУ;

• Положение о дополнительной общеразвивающей программе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Психолого-педагогический и медико-социальный центр «Шанс»

Цель программы :

Оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста, посещающим общеразвивающие группы ДОУ, для достижения ими необходимого и достаточного уровня в развитии и успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Задачи Программы :

-Своевременно диагностировать и предупреждать речевые нарушения у

дошкольников.

- Осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детейдошкольного возраста.

- Формировать и развивать фонематический слух у детей с нарушениями

речи.

-Развивать произвольное внимание.

-Совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с

возможностями, потребностями и интересами дошкольников.

Программа адресована для работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста от 4 до 5 лет с нарушениями фонетического и

фонематического развития.

Срок реализации программы зависит от возрастных, индивидуально психологических особенностей ребенка, структуры и степени выраженности речевых нарушений. Основной период – 36 часов. Программа реализуется в групповой форме. Занятия проводятся 2 раза в неделю: по 40 минут.

По окончании обучения по данной программе планируются следующие результаты:

-коррекция звукопроизношения;

-развитие просодической стороны речи,

-формирование слоговой структуры слова;

-коррекция лексико-грамматической стороны речи;

-формирование связной речи, коммуникативных возможностей каждого - ребенка.

По результатам обследования составляется отчет о логопедической работеи речевом развитии детей, прошедших курс логопедических занятий.

Используемые методики:

-Н. В. Нищева Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с

тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

(Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС

ДО)

-О. Б. Иншакова Альбом для логопеда - М., Владос, 1998г.

(иллюстрированный материал для обследования устной речи детей).

-О. И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного

возраста - С-Пб., Литера, 2011г.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую

систему компоненты:

1. Состояние звукопроизношения.

2. Состояние фонематических процессов.

3. Состояние навыка звукового анализа.

4. Состояние активного словаря.

5. Состояние грамматического строя речи.

6. Состояние связной речи.

Для качественного анализа особенностей развития речи и

коммуникативной деятельности детей, занимающихся с логопедом,

заполняются речевые карты воспитанников и применяется система оценки

состояния речевого развития детей.

Для достижения положительных результатов реализации данной программы предусматривается широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей участников коррекционного процесса.

2. Учебный план

Цель программы : оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста, посещающим общеразвивающие группы ДОУ, для достижения ими необходимого и достаточного уровня в развитии и успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Категория обучающихся: дети в возрасте от 4 до 5 лет с нарушениями фонетического и фонематического развития.

Срок обучения: 36 часов.

Режим занятий: 2 занятия в неделю, продолжительность занятия составляет 40 мин.

п/п Наименование разделов

Всего часов В том числе Формы контроля

теория практика

1. Диагностичес

кий раздел 4 1 3 -Сбор данных о ребенке.

-Обследование звукопроизношение-Анализ.

2. Коррекционно-развивающий раздел 32 4 28 -Наблюдение.

- Беседа.

-Оценивание общего уровня полученных знаний на коррекционных занятиях.

Итого: 36 5 31

3. Учебно–тематический план

п/п Наименование разделов

Всего часов В том числе Форма контроля

теория практика

1. Диагностический 4 1 3

1.1 Первичная Диагностика 2 0,5 1,5 Сбор данных о ребенке.

-Обследование звукопроизношение.

-Анализ;

1.2 Итоговая диагностика 2 0,5 1,5

2. Коррекционно-развивающий 36 5,5 30,5

2.1 Тематический цикл «Овощи» 2,25 0,25 2

- Беседа.

-Наблюдение;

-Оценивание общего уровня полученных знаний на коррекционных занятиях.

2.2 Тематический цикл «Фрукты» 2,25 0,25 2

2.3 Тематический цикл «Деревья» 1,25 0,25 1

2.4 Тематический цикл «Одежда и обувь» 2,25 0,25 2

2.5 Тематический цикл «Посуда» 2,25 0,25 2

2.6 Тематический цикл «Продукты питания» 2,25 0,25 2

2.7 Тематический цикл «Домашние животные» 1,25 0,25 1

2.8 Тематический цикл «Домашние животные и их детеныши» 1,25 0,25 1

2.9 Тематический цикл «Дикие животные» 1,25 0,25 1

2.10 Тематический цикл «Дикие животные и их детеныши» 1,25 0,25 1

- Беседа.

-Наблюдение;

-Оценивание общего уровня полученных знаний на коррекционных занятиях.

2.11 Тематический цикл «Домашние птицы» 1,25 0,25 1

2.12 Тематический цикл «Дикие птицы» 1,25 0,25 1

2.13 Тематический цикл «Домашние и дикие животные» 1,25 0,25 1

2.14 Тематический цикл «Игрушки» 2,5 0,25 2

2.15 Тематический цикл «Наш дом» 2,5 0,25 2

2.16 Тематический цикл «Транспорт» 2,5 0,25 2

2.17 Тематический цикл «Растения» 1,25 0,25 1

2.18 Тематический цикл «Насекомые» 1,75 0,25 1,5

2.19 Тематический цикл «Ягоды» 1,25 0,25 1

2.20 Тематический цикл «Грибы» 1,25 0,25 1

2.21 Тематический цикл «Грибы и ягоды 1,25 0,25 1

2.22 Тематический цикл «Прогулка в лес» 1,25 0,25 1

Итого : 36 5,5 30,5

4. Содержание изучаемого курса

Развитие общих речевых навыков, формирование произношения.

Для развития общих речевых навыков предлагаются различные виды работ по преодолению просодических компонентов речи – задания на повышение и

понижение тона, ускорение и замедление темпа речи, задания на воспроизведениеритмических структур, расстановку логических ударений, мягкую атаку голоса,силу, длительность звучания; обучение плавному речевому выдоху, четкости, дикции, интонированию.

Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех

анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляциизвуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним изэтапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются идетализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционногоаппарата.

Развитие фонематических представлений.

Развитие фонематических процессов включает задания на развитие слухового восприятия, слуховой памяти, чувства ритма, развитие фонематического восприятия, а также формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов и предложений.

1) развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов;

2) Развитие умения разделять слова на звуки;

3) развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;

4) развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети

подводятся к полному звуковому анализу слов.

Развитие лексики и грамматического строя.

Раздел содержит задания для развития активного словаря и

формирования грамматического строя на морфологическом и синтаксическом уровнях. Развитие внимания к морфологическому составу слов на всех этапахкоррекционного обучения так или иначе сочетается с формированиемграмматического строя речи. К этому разделу относятся изменения грамматических форм слова (формообразование) и работа над предложением и словосочетанием.

Развитие связной речи.

Ведется работа над диалогической и монологической формой речи в тесной

связи с формированием звуковой стороны речи. Для овладения пересказом детей учат прослушать текст, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, осмысленно и связно передать текст, правильно оформив его фонетически. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка с ФФН и от эффективности предшествующей коррекционной работы по формированию звукопроизношения, фонематического восприятия и других видовработы по развитию речевой деятельности.

Очень полезно для детей с нарушением фонематического восприятия

формировать действия пространственного моделирования текста, в котором

фиксируются его основные части. Дети обучаются контролировать соответствие пересказа прочитанному тексту, обнаруживать пропущенные детали в пересказе товарищей, оценивать качество пересказа с фонетической точки зрения (правильность произношения звуков, темп, плавность, отсутствие длительных пауз и т. д., выразительность.

Сочетание фонетических заданий с лексическими и грамматическими дает

возможность устранить не только недочеты фонетико-фонематического развития и осуществить предусмотренное программой обучение грамоте, но и восполнить пробелы в развитии словаря и формировании связной грамматически правильной речи.

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется в ходе групповой образовательной деятельности.

5. Методическое обеспечение

Для формирования звукопроизношения используются профили артикуляций звуков (альбом-схема, фото-альбом, картинки по артикуляционной гимнастике).

Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков, лото в картинках, аудиозаписи, слоговые таблицы, речевые лото, парные картинки, перфокарты на каждый звук, кроссворды.

Для формирования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза используются: набор звучащих предметов, «сигнальные» карточки, схемы слов для определения позиции в слове, схемы предложений, «звуковые» часы, «звуковая» линейка, игры: «Ромашка», «Солнышко» и др., перфокарты, «Логопедическое лото», таблицы: «Покорение вершин», «Закончите слово», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Сквозная буква», «Занимательные модели», «Лесенка», «Кроссворды», «Чайнворды», «Ребусы», «Метограммы», таблицы мнемонических приёмов, карточки с загадками, пословицами на определённые звуки и буквы.

Для формирования лексико-грамматического строя речи используются:

предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Метель», «Транспорт», «Посуда», «Головные уборы», «Продукты питания», «Семья», «Профессии», «Времена года», игры на «развитие словообразования», тематические лото, перфокарты на вставку слов в предложениях игры «Исправь ошибку», «Когда это бывает», «Сложи слово», лото «Синонимы», «Антонимы», карточки с деформированными тексами.

Для развития связной речи учащихся используются: схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, таблицы по развитию речи, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказов, таблицы с пословицами, поговорками, карточки с деформированными тексами, сборники «Забавные истории», «Рассказы в картинках.

Для развития мелкой моторики, речевого дыхания используются: мозаики, кубики, наборы бус и пластмассовых шариков, картинки с упражнениями по пальчиковой гимнастике.

В процессе реализации программы используются : магнитная доска, пазлы, пластилин, пальчиковые краски, расходные материалы для создания аппликаций.

6. Список литературы

1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. М., «Гном», 2011 г.

2. Журавель Н. И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ –

М., «Сфера», 2008.

3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - М. «Владос», 2013.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая

работа по коррекции звукопроизношения. – М., «ГНОМ и Д», 2001.

5. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. -

М., «ТЦ СФЕРА», 2014г.

6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в

старшей группе для детей с ОНР — СПб., «Детство-пресс», 2012.

7. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. – М., «ГНОМ и

Д», 2011.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного

возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и

методические рекомендации для дошкольного образовательного

учреждения компенсирующего вида. – М. «Школьная Пресса», 2013.

Литература для родителей

1. Веселова Е. И. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР М. : Сфера, 2015. — 64 с.

2. Воржева, Л. В. Из опыта взаимодействия учителя-логопеда и родителей— 2016 С. 42-45

3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. М., «Гном», 2011 г.

4. Негипко Н. Логопедический букварь. М., Сфера, 2012г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Игровая логопедия»
Опубликовано: 29 ноября 2022 в 14:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 февраля. День зимнего пейзажа

 Каждое время года красиво по-своему, и у каждого свой пейзаж. Царственная величественная красота зимы воспета писателями, поэтами и художниками. Зимние пейзажи строгие и лаконичны, они хранят в себе...

1 февраля. Всемирный день чтения вслух

1 февраля книголюбы и книгочеи во всём мире отмечают Международный день чтения вслух. Праздник этот придумала общественная организация LitWorld – для того, чтобы подчеркнуть, как важно в процессе чтения...


Горячие темочки