МААМ-картинки

Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности для детей 3–4 лет «Логоритмика для малышей»

Ткаченко Наталья
Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности для детей 3–4 лет «Логоритмика для малышей»

Пояснительная записка

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчинённой законам вечного ритма».

Всё в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, лёгкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности для детей 3–4 лет „Логоритмика для малышей“» размещена в разделах

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребё нка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующе развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Направленность программы : тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей

Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растёт количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед педагогом стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Занятия строятся на основе принципов:

o доступности;

o вариативности;

o развивающего характера обучения;

o психологического комфорта ребенка.

Цель:

• развитие музыкально-речевых способностей у детей;

• использование музыкально-логопедической ритмики, как средства

в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми;

• преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;

• адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи:

• создание на занятиях атмосферы праздника, радости;

• развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

• воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;

• развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

• выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи

с речью;

• развитие слухового внимания и памяти;

• укрепление костно-мышечного аппарата;

• развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;

• развитие коммуникативных способностей общение детей друг

с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.

Программа расчитана для детей 3-4 лет, продолжительность обучения 1 год.

В подгруппе могут заниматься до 10 человек. Принимаются все желающие. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 15 минут.

Взаимодействие с родителями:

индивидуальные консультации;

тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);

анкетирование;

информирование о результативности работы;

открытые занятия.

Предполагаемый результат:

сформированность умений ритмично выполнять движения

в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

способность правильно выполнять артикуляции звуков;

сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;

улучшение осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, гимнастики для глаз;

способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;

улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;

способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

улучшения показателей развития речи;

воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Развивающая среда:

размещение в группах альбомов с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических упражнений, массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений;

размещение в группах атрибутов различных игр для самостоятельной деятельности детей.

Использование наглядного материала:

иллюстрации и репродукции;

дидактический материал;

игровые атрибуты;

музыкальные инструменты;

аудиоматериалы;

индивидуальные зеркала.

Структура логоритмического занятия :

1. Вводная часть длится 3 минуты: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2. Основная часть занимает 10 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3. Заключительная часть занимает 2 минуты: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного

образования

Календарно-тематический план

Месяц № занятия Название занятия Число и продолжительность занятий в неделю

Сентябрь 1

2

3

4 Солнышко и дождик

Тучка

Тучки по небу гуляют

Грибной дождик

1 по 15 минут

Октябрь 5

6

7

8 Под грибком

Осенние листья

Осень в лесу

Весёлый огород

1 по 15 минут

Ноябрь 9

10

11

12 Репка

Осенние подарки

Да свидания, птицы!

Холодно!

1 по 15 минут

Декабрь 13

14

15

16 Зима в лесу

Дед Мороз спешит на ёлку

Украшаем ёлочку

Наступает Новый год

1 по 15 минут

Январь 17

18

19

20 Новогодний праздник в лесу

Рукавичка

Снеговик

Кошка и котята

1 по 15 минут

Февраль 21

22

23

24 Котята и щенок

У бабушки в гостях

Как снеговики солнце искали

Армейская карусель

1 по 15 минут

Март 25

26

27

28 Как цыплята солнце будили

Новая столовая

В гости к нам пришли матрёшки

Весеннее солнышко

1 по 15 минут

Апрель 29

30

31

32 Весенняя капель

Прилетайте, птицы!

Весенний ручеёк

Кораблик

1 по 15 минут

Май 33

34

35

36 Утренние лучи

Петушок и его семья

Колечко

Бобровый пруд

1 по 15 минут

ИТОГО ЗАНЯТИЙ В ГОД

36

Литература:

• М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;

• О. А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;

• Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковые шаги»;

• Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;

• Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»

• Аудиодиск Железновой.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно — научной направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Принято Советом педагогов Утверждаю: МБДОУ «Детский сад.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага» Пояснительная записка. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир» Пояснительная записка. Во.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая ритмика» для детей от 2 до 3 лет 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Музыка — один.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Абвгдейка» Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «По дороге к азбуке» Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Фиксики». Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ФИКСИКИ» Направленность программы: научно-техническая Возраст обучающихся:.

Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 5–6 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 4 Дополнительная общеразвивающая.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Веселая математика» Дорогие коллеги! Доброго времени суток всем. В каждом дошкольном учреждении есть бесплатные кружки, к которым мы воспитатели пишем программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир открытий» для детей 4–5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности для детей 3–4 лет «Логоритмика для малышей»
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 15:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД