Лариса Протасова
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Мультстудия»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Календарно-тематическое планирование
4. Оценочные материалы
5. Методические материалы
6. Организационно-педагогические условия
1. Пояснительная записка
Мультипликация в образовательном процессе – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Осуществляя который, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование творческой личности, человека креативного, как самого дорогого и востребованного в современном обществе «продукта» образования.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа кружка „Мультстудия“» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация прекрасное развивающее средство для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала. Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские занятия, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них свой смысл. В процессе создания мультфильма дети становятся главными скульпторами и художниками произведения, сами озвучивать его. Дошкольники выполняют роли аниматора, оператора, актера, сценариста, композитора, художника.
Мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями, позволяет педагогу качественно решать поставленные задачи.
Цель: Создание условий для развития познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
познакомить с технологией создания мультипликационного фильма в технике перекладки;
формировать художественные навыки и умения;
поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать творческое мышление и воображение;
способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Объем программы кружка рассчитан на один учебный год. Занятия проводятся с сентября по май, 35 часов в год.
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма проведения: подгрупповые занятия (наполняемость 10 -12 человек).
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительностью: 30 минут
- Методы обучения:
Наглядный
- Демонстрация - объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала
- Наблюдение - ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
- Показ способов действий, последовательности выполнения.
Словесный
- Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок, потешек.
- Беседы на представление, на проблемные ситуации, сравнение, обобщение.
- Исследование ситуаций, предметов, материалов, способов обыгрывания.
Практический
- Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога, ребенка и родителей.
- Метод проектов - направлен на достижение поставленных целей и задач на занятиях.
- Игровой – проигрывание игровых ситуаций по заданной теме.
.
Алгоритм учебного занятия:
I. Мотивационная часть:
• Организационный момент.
II. Основная часть:
• Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.
• Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с повышения интереса у детей к новому материалу, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.
• Предлагаемый обучающий материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа, показа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы.
III. Заключительная часть:
• Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку деятельности. Подвести итог деятельности. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.
• Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
• Заключение. Подведение итогов, предложение использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
Планируемые результаты:
В результате освоения программы дети могут:
1. составлять сюжет, придумывать персонажей;
2. самостоятельно создавать персонажей или предметы декораций;
3. управлять и двигать персонажи во время съемки;
4. озвучивать персонаж
5. монтировать мультфильм в программе «Мульти – Элти»
2. Учебный план
Разделы
Введение в мир мультипликации- 4ч
Рисованная анимация - 1ч
Создание мультфильма – 14ч
Промежуточная аттестация – 1 ч
Пластилиновая анимация – 1 ч
Создание мультфильма -14 ч
Итоговая аттестация -1 ч
3. Календарный учебный график
сентябрь:
Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации»
Парад мультпрофессий
Знакомство с компьютерной программой «Мульти – Элти»
октябрь:
Знакомство с рисованной анимацией
Работа по подготовке сценария мультфильма
ноябрь:
Подготовка бумажных героев
Подготовка декораций из различных материалов
декабрь
Озвучивание мультфильма
Покадровая съёмка мультфильма
Январь
Покадровая съёмка мультфильма
Монтаж мультфильма
февраль
Промежуточная аттестация
Просмотр готового мультфильма
Знакомство с пластилиновой анимацией
Работа по подготовке сценария мультфильма
Март
Подготовка пластилиновых героев
Озвучивание мультфильма
Апрель
Покадровая съёмка сюжета
Монтаж мультфильма
Май
Монтаж мультфильма
Просмотр готового мультфильма
Итоговая аттестация
Презентация мультфильма
4. Тематическое планирование
сентябрь
Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации».
Дошкольники совершают путешествие во времени. Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов
Парад мультпрофессий.
Рассказ о профессиях мультипликатор. Просмотр презентации по теме «В гостях у режиссера Мультяшкина» Подвижная игра «Отгадай профессию».
Знакомство с рисованной анимацией Беседа о технике перекладки. Дети просматривают фильм, сделанный в данной технике (Ю. Норштейн «Сказка сказок»). Игра «Фантазеры»
Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма Практическое занятие. Элементарное знакомство с процессом съемки. Дидактическая игра «Лови момент». Просмотр движения
октябрь
Покадровая съемка
Придумывание сюжета мультфильма Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма из предложенных сказок и музыкальных композиций. Обсуждение сценария, декораций и героев.
Ноябрь
Подготовка бумажных героев
Подготовка декораций из различных материалов
Декабрь
Озвучивание мультфильма
При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами»
январь
Покадровая съёмка сюжета Практическая работа. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения правильный переход от кадра к кадру
Монтаж мультфильма Монтаж фильма, наложение голоса.
Февраль
Просмотр
готового
мультфильма
Дети вместе с приглашенными гостями устраивают просмотр получившихся мультфильмов. Совместное обсуждение. Дети узнают мнения гостей об их мультфильмах.
Знакомство с пластилиновой анимацией Дети просматривают фильм, сделанный в данной технике Автора Александр Татарского «Пластилиновая ворона», знакомятся с техникой перекладки объемной анимации.
Работа по подготовке сценария мультфильма Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма из предложенных сказок и музыкальных композиций. Обсуждение сценария, декораций и героев.
март
Подготовка пластилиновых героев Практическое занятие по изготовлению героев и декораций к мультфильму.
Озвучивание мультфильма Учатся выразительно произносить закадровый текст.
Апрель
Покадровая съёмка сюжета Практическая работа. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения правильный переход от кадра к кадру.
Монтаж мультфильма Монтаж фильма, наложение голоса
май
Монтаж мультфильма
Монтаж фильма, наложение голоса
5. Оценочные материалы
При реализации программы осуществляется оценка индивидуального развития ребенка. Она производится педагогом в рамках педагогической диагностики.
Ведущим методом педагогической диагностики является наблюдение.
В процессе наблюдения педагог обращает внимание на сформированность следующих критериев:
1. Умение составлять сюжет, придумывать персонажей;
2. Умение самостоятельно создавать персонажей или предметы декораций;
3. Умение управлять и двигать персонажи во время съемки;
4. Умение озвучивать персонаж;
5. Навыки работы в команде.
Оценка критериев:
3 балла – критерий сформирован
2 балла – критерий находится на стадии формирования
1 балл – критерий проявляется слабо, нестабильно или не сформирован
6. Методические материалы
- Секреты детской мультипликации: перекладка : методическое пособие / Н. Пунько, О. Дунаевская. – М. : Линка-Пресс, 2017. – 136 с.
1. Сценарий мультфильма «Нолик на железной дороге»
Сцена№1
Нолик в космосе. Планета Земля опоясанная рельсами. Луна. Железная дорога вытягивается от Луны до Земли.
Нолик: Если собрать все железнодорожные пути и соединить в одну железную дорогу, то ее хватит до Луны и обратно.
Как на такой огромной железной дороге вовремя поезда отправляются в путь и не мешают друг другу передвигаться. Отправляюсь в город Иркутск на Железнодорожный вокзал. И все там узнаю.
Сцена №2
Перед вокзалом. Встреча с дежурным по вокзалу. Приближается поезд.
Нолик. Здравствуйте
Дежурный по вокзалу: Я дежурный по вокзалу. Руковожу движением поездов. Слежу за безопасностью движения. Контролирую всех работников станции. А вот и машинист.
Машинист: Здравствуйте. Я машинист, я управляю локомотивом. Работаю в любое время суток. Веду поезд по маршруту, следую графику. Соблюдаю правила безопасности. От меня зависит безопасность на железной дороге. Слежу за исправность поезда и сигналами, которые подает дежурный по вокзалу. Человек, который работает машинистом, должен быть ответственным, внимательным, наблюдательным.
Встреча с проводницей.
Проводница: Я должна следить за безопасной посадкой и высадкой пассажиров. Размещаю их в вагоне по местам указанных в билетах. Наблюдаю, как работает отопление в вагоне, освещение и вентиляция. Должна содержать вагон в чистоте. Выдаю постель, слежу чтобы вода была холодная и горячая.
Поезд уезжает. Навстречу идет путеец.
Путеец: Я путеец, исправляю поломки на рельсах, чтобы не вышло беды. Мы работаем не в кабинете, наше место отрезок путей. Работаю в любое время суток, в любую погоду в снег, дождь, жару. Слежу за сохранностью шпал и рельс.
Дежурный по вокзалу: Чтобы узнать, кто контролирует движение поездов, нужно отправиться в диспетчерскую, она находится в здании вокзала.
Сцена №3
Диспетчерская.
Нолик: Здравствуйте, расскажите про работу диспетчера.
Диспетчер: Я организую так движение поездов, чтобы не было столкновений. Вовремя должен оповестить машиниста, если произошли изменения в движении поездов. И есть ли для поезда свободные пути. Для связи с машинистами локомотивов у меня на рабочем месте есть радио и телефонная связь. Я должен уметь работать на компьютере. У диспетчера должно быть крепкое здоровье. Он должен понятно и четко говорить.
Сцена №4
Нолик выходит из здания вокзала.
Нолик: Я понял одноне возможно прожить без железных дорог.
От того и порядок на них очень строг.
До свидание ребята, а я побегу к Дим Димычу расскажу про железные дороги.
2. Сценарий мультфильма «Аленка в гостях у дедушки на Байкале»
Сцена №1
Солнечный летний день. Девочка Аленка гуляет по берегу Байкала
Ведущий: Этим летом Алена впервые приехал к дедушке в гости. Дедушка живет в маленькой деревушке на берегу Байкала.
Однажды утром Алена пошла на берег Байкала, купаться. Долго он искал подходящее место и тут на берегу увидел девочку и двух мальчиков.
Встречает трех ребят.
Аленка: Здравствуйте ребята, можно с вами познакомится?
Айгуль: Конечно иди к нам, тут самое хорошее место для купания.
Алена: Давайте познакомимся
Алдар : меня зовут Алдар
Айгуль: А меня Айгуль
Мальчик: Я Алтан
Алена : «Ребята, какие у вас интересные имена.
Айгуль: Я тофаларка, Айгуль означает лунный цветок
Алдар: Я бурят, мое имяАлдар означат счастливый
Алтан: А я эвенк и мое имя Алтанпереводится как золотой.
Алена: Кто такие тафалары, буряты и эвенки?
Сцена №2
Сибирский лес: березы, сосны, ягоды, дикие животные.
В лесу в чуме живут и охотятся тафалар и эвенк. Рядом с чумом олень.
Алдар: в Сибири у Байкала издавна жили и живут разные народы: буряты, тофалары, эвенки. Позднее сюда пришли русские и остались здесь жить.
Алена: Расскажите как жили ваши народы, чем занимались?
Айгуль: Тофалары — один из самых малочисленных народов России. Сейчас нас всего около 600 человек. Тофалары были кочевой народ, поэтому жили в чумах.
Алена: А кто такие кочевники?
Алтан: Эвенки тоже кочевой народ. Только наш народ жил ближе к берегу Байкала, а тофалары возле Саянских гор. Кочевники постоянно переезжают с одного места на другое, в поисках новых мест для охоты. А чум можно легко разобрать и перевезти в другое место.
Алена: А из чего делали чум?
Айгуль: Зимой крыли - шкурами, летом – корой деревьев. Посредине находился очаг.
Алена: А из чего делали посуду?
Алтан: Посуду делали из березы. Самая красивая посуда была из наростов на березе. Из них вырезали ложки и ковши.
Алена: А, что ели тафалары и эвенки?
Айгуль: Они охотились ловили рыбу, собирали грибы и ягоды.
Алена: А были у вас домашние животные
Айгуль: Домашние олени и собаки. Собаки играли роль нянек, малыш учился ходить, держась за их шкуру, собаки ласково облизывали, успокаивали плачущих малышей.
Алтан: Олень для эвенка — не просто домашнее животное, а основное средство передвижения и еда. Старая эвенкийская пословица гласит: эвенки живы, пока живы олени.
Алена: А буряты тоже кочевой народ.
Сцена №3
Бурятская юрта, домашние животные. В юрте живет бурят.
Алдар: летом да, зимой нет.
Алена Почему?
Алдар: Они кочевали, чтобы накормить стада их животных. У бурят есть пять драгоценных животных.
Алена: Я знаю: лошади, бараны, козы, коровы, а кто же еще?
Алдар: Верблюды. Конь для бурята – это друг, богатство, радость и гордость. О конях буряты знают ну просто всё. Буряты никогда не били, не ругали лошадей. Они с детства запрягали и распрягали лошадей. Едва научившись ходить, ребёнок уже умел скакать на коне.
Алена: А жили тоже в чумах?
Алдар: Жили в юртах. На деревянные палки по кругу и сверху крепили войлок - ткань, из чего сшиты валенки
Алена: А как одевались буряты?
Алдар: Сначала они одевают гуталы-сапоги, затем дэгэл - халат, малгай- шапку.
Алена: А почему у гуталов - сапогов носок поднят кверху?
Алдар: Чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке.
Сцена №4
Флаг республики Бурятия
Алдар: Наша малая Родина называется республика Бурятия
Государственный флаг Бурятии состоит из трех цветных полос: Верхний, синий – цветс неба и воды, Белый цвет– цвет чистоты, Сочетание синего и белого говорит о том, что Бурятия — часть России. Желтый цвет – цвет солнца, тепла; Да, в левом верхнем углу флага, изображен желтым цветом традиционный символ Бурятии «Соёмбо», представляющий собой изображение луны, солнца и очага.
Сцена №5
Аленка прощается с новыми друзьями.
Алена: «Я рада, что вы мне рассказали о своих народах, и это очень здорово, что все народы Прибайкалья и русские, живем дружно и поддерживаем друг друга. Уже пора идти домой. А давайте завтра снова встретимся, и вы меня научите играть в ваши народные игры.
Алена: До свидания ребята, до завтра.
Алтан, Алдар, Айгуль: Пока.
7. Организационно-педагогические условия
Для успешной реализации программы мультстудии имеется оборудованный кабинет. Лампы дневного света и большие окна (искусственное и естественное освещение) полностью обеспечивают освещенность мультстудии в любое время суток. Помещение оборудовано необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами.
Для хранения фонда кружка имеется электронный банк видеофайлов работ детей. В учебном помещении имеется специальный методический фонд, библиотека по созданию мультфильмов, современные технические средства обучения.
Технические средства обучения:
мультстудия «Я творю мир» (под редакцией Н. С. Муродходжаевой);
ноутбук;
фотоаппарат;
штатив;
осветительное оборудование (лампа);
микрофон;
компьютерная программа «Мульти – Элти»
Творческие игры:
«Ожившая картинка»;
«Мы артисты»;
«Операторы»;
«Кадры»;
«Из чего это сделаем?»;
«Скажи разными голосами»;
«Забавные фотографы».
Игры, направленные на развитие сюжетосложения:
«Сотворение чуда»;
«Зоопарк»;
«На мостике»;
«Мы мультипликаторы»;
«Что умеют куклы?».
Творческая мастерская: «Декораторы».
1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности детей 6-7 лет;
2. Картотека мульфильмов, звуков, мелодий;
3. Мультимедийные презентации по темам занятий.