Наталья Гришкова
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Весёлые пальчики» в младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка "Весёлые пальчики" в младшей группе детского сада.
Мною была разработана дополнительная общеразвивающая программа художественно-педагогической направленности "Весёлые пальчики" для младшей группы. Целью этой программы является : развитие познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики и художественно – творческой деятельности. Задачи, которые поставлены это:
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа кружка „Весёлые пальчики“ в младшей группе детского сада» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
- познакомить детей с видом нетрадиционной техники рисования – пальчиками и ладошками.
- учить самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони.
- развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.
- развивать мелкую моторику рук.
- воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами.
- воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.
Методическое обеспечение
Срок реализации программы : один учебный год.
Обьём программы : 32 учебных часа (октябрь-май).
Форма обучения: очная.
Организация образовательного процесса: кружок с постоянным составом группы.
Форма занятий: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Режим занятий:
Общее количество : 32 учебных часа в год.
Одно занятие в неделю (вторник) с октября по май, продолжительностью 15 - 20 минут (учебный час)
Мониторинг знаний и умений детей проводится на каждом занятии. Так же проводится вводный мониторинг, с целью определения знаний и умений детей в начале работы кружка. Итоговый мониторинг - проводится в конце учебного года по результатам освоения программы.
Мониторинг проводится в начале года и в конце обучения.
Оценочные материалы приведены в диагностической таблице.
Фамилия имя ребёнка Рисует изображения красками с помощью пальцев рук Рисует изображения красками с помощью ладоней Подбирает подходящие цвета по образцу Различает 6 основных цветов Развитие мелкой моторики
Высокий уровень - ребенок внимательно слушает задание и самостоятельно выполняет его по образцу воспитателя, добавляя свои штрихи к заданному образу.
Достаточный уровень - ребенок слушает объяснение воспитателя, выполняет задание по образцу с незначительными подсказками взрослого.
Средний уровень - ребенок недостаточно внимательно слушает объяснение, часто отвлекается. В самостоятельной работе требуется помощь и подсказка, но результат достигается.
Низкий уровень - ребенок невнимательно слушает вводную часть, постоянно отвлекается в практической, навыки лепки плохо сформированы, требуется постоянный контроль и подсказка, интерес к деятельности отсутствует.
Знания и умения оцениваются путем:
- оценки работ на занятии (готового изделия)
- диагностическая таблица,
- выставка (фотовыставка) поделок детей,
- показательное занятие вместе с родителями,
- итоговый фотоотчет.
В процессе рисования используются различные методы и приемы:
- словесные (беседа, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Используемые методы позволяют:
- развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Список литературы
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству - Мозаика – Синтез М., 2009.
3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2007.
4. Дьяченко И. И., Жукова О. Г. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
5. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество - Мозаика – Синтез М., 2008.
7. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников.
8. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
9. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
10. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : Сфера, 2011
Содержание образовательной деятельности
Октябрь № п/п Тема Техника Программное содержание Оборудование
1. 0сень Тампонирование Познакомить с новой техникой рисования – тампонированием.
Учить аккуратно набирать краску.
Продолжать знакомить с цветом.
Развивать эстетический вкус.
- лист бумаги белого цвета;
-краска красного, жёлтого цвета в чашечке;
-тампон;
-салфетки.
2. Овощи Рисование пальчиками
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать овощи, используя точку как средство выразительности.
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
- лист бумаги
-краска красного цвета в мисочках;
-салфетки;
-зонтик для игры.
3. Деревья Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
- листы бумаги;
- гуашь коричневого цвета;
- чашечки;
- салфетки;
- иллюстрации деревьев.
4. Грибок Рисование ладошкой Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами.
Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки.
Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.
- листы бумаги белого цвета с силуэтом гриба;
- гуашь черного цвета в чашечках;
- салфетки.
Ноябрь 5. Котята Рисование пальчиками Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызвать у детей желание рисовать.
- вырезанные из бумаги силуэты котят;
- гуашь разноцветная в чашечках;
- салфетки.
6. Звёздочки на небе Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать
- вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;
- гуашь красного, синего и желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- чайные ложки.
7. Семья Рисование пальчиками Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.
- листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины;
- гуашь красного цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации рябины.
8. Щенок Рисование крупой Познакомить с техникой рисования крупой.
Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.
-листы бумаги белого цвета с силуэтом щенка;
-кисти;
-клей ПВА;
-крупа манная;
-салфетки.
Декабрь 9. Зима Рисование пальчиками Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание рисовать
- листы бумаги голубого оттенка;
- гуашь черного, белого цвета в чашечках;
- салфетки.
10. Снег идёт Рисование пальчиками Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.
- листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;
- гуашь синего цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации с ночным звездным небом.
11. Дед Мороз Рисование крупой Продолжать знакомить детей с техникой рисования крупой.
Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.
-листы белого цвета с силуэтом деда мороза;
-кисти;
-клей ПВА;
-крупа манная;
-салфетки.
12. Украсим ёлочку к празднику Рисование методом тычка Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.
-листы белого цвета с силуэтом ёлки;
-кисть с жестким ворсом;
- краска разного цвета;
-стаканы с водой
-салфетки.
Январь 13. Снегопад Рисование пальцами Продолжать знакомить с техникой рисования пальцами.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
- листы светло-голубого цвета;
- белая гуашь в плошках,
- салфетки.
14. Снеговик Рисование пальчиками Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызывать у детей желание украсить снеговика.
- заготовки с силуэтом снеговика.
15. Игрушки Рисование методом тычка Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.
-листы белого цвета с силуэтом елочки;
-кисть с жестким ворсом;
- краска зеленого цвета;
-стаканы с водой
-салфетки.
16. Мой дом Рисование пальчиками Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
-заготовки дома;
-краски разных цветов в мисочках;
-салфетки.
Февраль 17. Обувь Рисование ладошками Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.
- лист ватмана;
- зеленая гуашь в плошке,
- салфетки.
18. Защитники Отечества Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
- листы бумаги зелёного цвета;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
- салфетки.
19. Мой папа Тампонирование Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования - тампонированием.
Учить аккуратно набирать краску.
Продолжать знакомить с цветом.
Развивать эстетический вкус.
- лист бумаги белого цвета;
-краска синего цвета в чашечке;
-тампон;
-салфетки.
20. Конец зимы Рисование пальчиками Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
- лист бумаги белого цвета;
-краска синего цвета в чашечке;
-салфетки.
Март 21. Профессии Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунк.
- листы бумаги квадратной формы, синего цвета – «окна»;
- гуашь белого цвета;
- чашки для краски;
- салфетки.
22. Подарок маме Рисование крупой Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.
- лист бумаги с нарисованной чашкой синего цвета;
-клей ПВА;
-кисти;
-манная крупа.
23. Птичка Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.
- лист ватмана голубого цвета – «небо»;
- гуашь разноцветная в плошках;
- салфетки.
24. Огонь-невеличка Рисование ладошкой Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
-белый лист бумаги на каждого ребенка;
-мисочки с красками желтого, красного цветов.
Апрель 25. Весеннее солнышко Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много).
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - листы бумаги голубого цвета;
- гуашь желтого цвета;
- чашки для краски;
- салфетки.
26. Весёлая капель Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки – рисовать капли.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - листы бумаги белог7о цвета
- гуашь голубая;
- чашечки для краски;
- салфетки.
27. Цветы Рисование методом тычка Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.
-белый лист бумаги с силуэтом цветов на каждого ребенка;
- краски ярких цветов;
-кисти.
28. Одуванчики Тампонирование Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования – тампонированием.
Учить аккуратно набирать краску.
Продолжать знакомить с цветом.
-листы зелёного цвета;
-краска жёлтого, зелёного и белого цветов.
Май 29. Салют Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. - лист ватмана с нарисованными домами;
- гуашь жёлтого цвета в плошке;
- салфетки.
30. Золотая рыбка Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки в определенной последовательности
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.
-белый лист бумаги с силуэтами рыбок на каждого ребенка;
-мисочки с краской оранжевого цвета цвета;
-салфетки.
31. Насекомые Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. - листы бумаги светло-зеленого цвета;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки.
32. Скоро лето (коллективная работа) Рисование ладошкой и пальчиками Развивать умение детей рисовать ладошкой и пальчиками. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.
- листы бумаги светло-зеленого цвета;
- гуашь разных цветов в чашечках;
- салфетки.