Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа музыкальной направленности «Гармония»

Светлана Маковкина
Дополнительная общеразвивающая программа музыкальной направленности «Гармония»

I. Пояснительная записка

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. В то же время дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. Оно создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных. На этом этапе развития личности актуально воплотить социальный заказ и определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа музыкальной направленности „Гармония“» размещена в разделах

Пение, в свою очередь, является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Голос ребёнка – естественный инструмент, который обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие – отсюда особое звучание детских голосов, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Новизна Программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности.

Хрупкий голосовой аппарат ребёнка требует особого внимания и бережного отношения. Таким образом, задача охраны детского певческого голоса является главной и предусматривает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс певческой деятельности.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в непосредственно образовательной деятельности при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств духовного и физического развития ребенка, а также решают задачи по совершенствованию и улучшению речи детей.

Таким образом, исходя из актуальности использования здоровьесберегающих и игровых технологий разработана дополнительная общеразвивающая программа «Гармония».

Программа дополнительного образования разработана с учётом программ :

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева);

Программа «Ладушки» Каплунова, И. М., Новоскольцева И. А. ;

В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Дополнительная общеразвивающая программа «Гармония» в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте 4-7 лет и рассчитана на 3 года. Непосредственно образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе «Гармония» проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 20-30 минут. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.

В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к музыкально-оздоровительной деятельности являются игровые технологии.

Игровые технологии позволяют:

• поддерживать интерес к вокалу, давая специальные знания, умения и навыки;

• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;

• вовлекают в процесс игры всю личность ребё нка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;

• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;

• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,

• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкаль ной направленности «Гармония» является разноуровневой:

1 уровень – стартовый;

2 уровень – обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель Программы : сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.

Задачи:

Воспитательные

• Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности дошкольника;

• Формировать музыкальную культуру;

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Развивающие

• Развивать музыкально-эстетический вкус;

• Развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию, используя игровые методы и здоровьесберегающие технологии;

• Расширять диапазон певческого голоса;

• Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.

Обучающие

• Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране голоса;

• Углубить знания детей в области музыки : классической, народной, эстрадной;

• Обучить детей вокальным навыкам;

• Привить навыки сценического поведения.

Оздоровительные

• Укреплять физическое и психическое здоровье через здоровьесберегающие технологии;

• Формировать правильную осанку.

Цель и задачи решаются на основе песенного репертуара, применения соответствующих технологий, методов и приёмов обучения.

Планируемые результаты:

правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• петь в унисон;

• петь под минусовую фонограмму;

• исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;

Результатом деятельности дополнительной общеразвивающей программы «Гармония» станет формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков, выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в праздниках, конкурсах и фестивалях различного уровня.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса, нужно соблюдение следующих условий:

• игровой характер занятий и упражнений,

• активная концертная деятельность детей,

• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

Пианино.

Ноутбук.

Учебно - музыкальное пособие «Нотбука». при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах, при обучении нотной грамоте.

Музыкальный центр, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

Интерактивная доска - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.

Детские музыкальные инструменты используются при обучении, при игре на музыкальных инструментах.

Микрофоны.

Демонстрационный, раздаточный материал для занятий.

Форма аттестации/контроля - Мониторинг качества музыкального образования разработан на основе параметров диагностики программы «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.

В мониторинг входит:

Педагогическая диагностика на выявление специальных знаний, умений и навыков, развития уровня творческих и коммуникативных способностей воспитанников.

Оценка качества промежуточных результатов программы.

Диагностика уровня усвоения материала по программе проводится два раза в год (сентябрь-май) в форме группового и индивидуального обследования. Все данные заносятся в таблицу, по которым делаются соответствующие выводы:

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

III. Содержание учебного плана

1 год обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)

Обучающиеся знакомятся с помещением, реквизитом, музыкальными инструментами. Изучают технику безопасности и правила поведения на занятиях.

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. (34ч.)

Практическая работа. Музыкальное занятие включает следующие виды деятельности:

1. Дыхательная звуковая гимнастика;

2. Артикуляционные упражнения;

3. Музыкально-дидактические игры и упражнения;

4. Распевание

5. Разучивание и исполнение песен

6. Ритмические и речевые игры и упражнения

7. Пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе

8. развитие певческого диапазона.

9. Формирование элементарных представлений о строении голосового аппарата,

10. Формирование правильная постановка корпуса при пении

11. Певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения, выработка равномерного выдоха;

12. Исполнение знакомых песен

13. Упражнения на различение звуков по высоте, по длительности.

14. Слушание музыкальных произведений, умение называть отдельные части музыкального произведения : вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев.

15. Концертные выступления;

16. Участие в творческих конкурсах различного уровня.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)

Организация итоговой диагностики. Обсуждение результатов, подведение итогов. Собеседование. Наблюдение.

2 год обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)

Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Собеседование. Наблюдение.

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. (34ч.)

Практическая работа. Музыкальное занятие включает следующие виды деятельности:

1. Дыхательная звуковая гимнастика;

2. Артикуляционные упражнения;

3. Музыкально-дидактические игры и упражнения;

4. Распевание

5. Разучивание и исполнение песен

6. Ритмические и речевые игры и упражнения

7. Упражнения на дыхание, звукообразование,

8. Пение вокальных упражнений

9. Упражнения на развитие певческого диапазона.

10. Упражнения на развитие певческого дыхания.

11. Исполнение знакомых песен

12. Упражнения на различение звуков по высоте, по длительности.

13. Слушание музыкальных произведений, умение называть отдельные части музыкального произведения : вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев.

14. Музыкальная грамота

15. Упражнения на развитие музыкального слуха.

16. Работа над координацией слуха и голоса.

17. Вводятся упражнения с использований гаммы, арпеджио.

18. Концертные выступления;

19. Участие в творческих конкурсах различного уровня.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)

Организация итоговой диагностики. Обсуждение результатов, подведение итогов. Собеседование. Наблюдение.

3 год обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)

Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Собеседование. Наблюдение.

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. (34ч.)

Практическая работа. Музыкальное занятие включает следующие виды деятельности:

1. Дыхательная звуковая гимнастика;

2. Артикуляционные упражнения;

3. Музыкально-дидактические игры и упражнения;

4. Распевание

5. Разучивание и исполнение песен

6. Работа над вокальной партией.

7. Ритмические и речевые игры и упражнения

8. Упражнения на дыхание, звукообразование,

9. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

10. Пение вокальных упражнений

11. Упражнения на развитие певческого диапазона.

12. Упражнения на развитие певческого дыхания.

13. Исполнение знакомых песен

14. Упражнения на различение звуков по высоте, по длительности.

15. Слушание музыкальных произведений, умение называть отдельные части музыкального произведения : вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев.

16. Музыкальная грамота

17. Упражнения на развитие музыкального слуха.

18. Работа над координацией слуха и голоса.

19. Вводятся упражнения с использований гаммы, арпеджио.

20. Развитие музыкально-образного мышления.

21. Работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением вокального репертуара.

22. Концертные выступления;

23. Участие в творческих конкурсах различного уровня.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)

Организация итоговой диагностики. Обсуждение результатов, подведение итогов. Собеседование. Наблюдение.

V. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Гармония».

Демонстрационный, раздаточный материал для занятий.

Наличие наглядно-дидактического обеспечения: мнемотаблицы для заучивания песен

вокальные карты,

портреты композиторов,

иллюстрации,

музыка фонограммы музыкальных произведений,

методические, нотные пособия по вокалу,

сборники произведений для вокальных ансамблей.

музыкально-дидактические игры.

Структура занятия

1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей, необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы обучения пению:

• Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

• Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

• Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

• Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

• 1. знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

• работа над вокальными и хоровыми навыками;

• проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

• споем песню с полузакрытым ртом;

• слоговое пение («ля», «бом» и др.);

• хорошо выговаривать согласныев конце слова;

• произношение слов шепотом в ритме песни;

• выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.

• настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

• задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

• обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

• использовать элементы дирижирования;

• пение без сопровождения;

• зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

• выразительный показ (рекомендуется а капельно);

• образные упражнения;

• вопросы;

• оценка качества исполнение песни.

1. Певческая установка.

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работая над экономным и более или менее продолжительным выдохом, достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

3. Артикуляционная работа.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится

узкой. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».

4. Выработка подвижности голоса.

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса -искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением, усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детей.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх.

6. Развитие чувства метроритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.

8. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стоккато.

9. Формирование чувства ансамбля

В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культуры.

Подбирать репертуар для детей, согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических

упражнений развиваются артистические способности детей.

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

VI. Список литературы

• Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения;

• Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению;

• Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ;

• Бодраченко И. В. Игровые досуги для детей;

• Морева Н. А. Музыкальные занятия в дошкольном учреждении;

• Евтодьева А. А. Учимся петь и танцевать, играя.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа музыкальной направленности «Гармония»
Опубликовано: 9 марта 2021 в 01:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД