МААМ-картинки

Дополнительная общеразвивающая программа «Народная игрушка»

Бухменова Анастасия
Дополнительная общеразвивающая программа «Народная игрушка»

Дополнительная общеразвивающая программа

«Народная игрушка»

(подготовительная к школе группа)

Пояснительная записка

Ребенок должен развиваться разносторонне. Немалую роль в этом играет творчество. Ручной труд поможет разбудить фантазию ребенка, подтолкнет к активному творчеству, поиску и созиданию.

Актуальность:

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Народная игрушка“» размещена в разделах

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Воспитывать любовь к прекрасному – это значит познакомить детей с различными видами искусства, в первую очередь с произведениями народного творчества.

В программе реализуется системно - деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить игрушку.

В кружке народные игрушки могут быть представлены образами:

- Деревянных игрушек (городецкие, богородские)

- глиняных игрушек (дымковские, филимоновские)

- матрешки

- народные куклы из ткани.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народной игрушки.

Задачи:

Обучающие:

• познакомить с русскими народными игрушками, историей их создания;

• расширять представления о разных видах росписи, их особенностях и индивидуальности.

• упражнять в умении различать стили декоративного искусства и использование их отдельных элементов в своем творчестве;

• закрепить основные приемы работы с тканью при изготовлении тряпичной народной игрушки;

• совершенствовать технические навыки в рисовании кистью, в лепки, в работе ножницами.

Развивающие:

• способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;

• побуждать к самостоятельному созданию игрушек;

• развивать чувства композиции в связи с построением узора, чувства цвета.

Воспитательные:

• содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;

• воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

Условия реализации программы: Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7- лет.

Срок реализации программы: 7 месяцев.

Организационная форма:индивидуально-групповая. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия с группой детей подготовительной к школе группе составляет 30 минут.

Условия для проведения занятий:

1. Занятия проходят в групповой комнате.

2. Подбор материала и инструментов для творческой деятельности детей.

3. Систематизация художественного материала: стихи, загадки, пословицы, иллюстрации, альбомы с целью активизации детей.

4. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе.

5. Подбор развивающих и подвижных игр, гимнастики для глаз.

Методы работы:

Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания игрушки, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т. д.

- Наглядный:использование иллюстраций, образцов поделок, показ способов действия.

- Словесный: объяснение, указание, использование х/слова, аудиозаписи, обучающих фильмов.

- Практический: обучение созданию игрушки, индивидуальный подход с учётом возрастных особенностей, просмотр альбомов, иллюстраций.

- Игровой: сюрпризный момент, игровая ситуация, пальчиковые и подвижные игры.

Формы работы: беседа, индивидуальная работа, игра.

Форма реализации итоговых мероприятий: выставка детских работ.

Форма организации детей: коллективная и индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения дети:

- будут знать историю народной игрушки;

- знать и соблюдать правила безопасности при работе с ножницами;

- правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов или составляя узоры;

- различать и определять по внешнему виду народные игрушки разных видов (дымковсие, филимоновские и др.)

- владеть навыкамилепки из глины и пластилина народных игрушек, способов и приемов лепки народной игрушки наиболее известных российских промыслов; изготовлениянекоторых видов народных куколиз ткани, набивки формы, украшения готовых кукол.

- уметь вырезать детали по шаблонам, владеть порядком выполнения различных техник;

- владеть навыками аккуратной работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, нитками, природным материалом, бисером и пр.

- у детей улучшится координация пальцев рук, мелкая моторика рук;

- у детей сформируется устойчивый интерес к самостоятельной деятельности.

Взаимодействие с родителями

Для продуктивной работы кружка и с целью вовлечения родителей в интересы детей обязательно нужно взаимодействовать с ними.

Формы и методы взаимодействия:

1. Родительские собрания в начале года (вводное – рассказ о работе кружка) и в конце года – подведение итогов о работе кружка;

2. Папки-передвижки для родителей («Работа кружка - что узнаем, чему научимся», советы и рекомендации для родителей по ознакомлению детей с народным искусством и народными игрушками).

3. Консультации: «Что такое народная игрушка?», «Народная кукла, как средство приобщения детей родной культуре»

4. Фотовыставки: «Так мы делаем игрушки», «Этому мы научились на занятиях»

5. Выставки индивидуальных и коллективных работ и поделок;

6. Привлечение родителей к помощи в сборе игрушек: дымковских, богородских, филимоновских, матрешек и др.

Тематический план

Сентябрь

№ Период проведения Тема занятия

1 Октябрь «Знакомство с работой кружка»

2 «Знакомство с дымковской народной игрушкой»

3 «Сказочный петух»

4 «Барышня»

5 «Барышня» (продолжение)

6 Ноябрь «Дымковская лошадка»

7 «Дымковская лошадка» (продолжение)

8 «Знакомство с филимоновской народной игрушкой»

9 «Филимоновский олень»

10 Декабрь «Филимоновский олень» (продолжение)

11 «Знакомство с городецкой народной игрушкой».

12 «Городецкая рыбка»

13 «Городецкая рыбка» (продолжение)

14 Январь «Знакомство с богородской народной игрушкой».

15 «Изготовим богородскую игрушек из картона»

16 «Наша любимая матрешка».

17 «Какие бывают матрешки?»

18 Февраль «Матрешка – наше все»

19 «Пластилиновая матрешка» (пластилинография)

20 «Матрешка-гармошка» (коллективная работа)

21 «Тряпичная кукла»

22 Март «Узелковая кукла»

23 «Кукла – Бабочка»

24 «Обереговые куклы. Кукла – Кувадка»

25 «Обереговая кукла Ангел»

26 Апрель «Обрядовые куклы. Кукла – Неразлучники»

27 «Зернушка (Крупеничка)»

28 «Игровые куклы. Зольная кукла»

29 «Викторина – Русская народная игрушка»

Перспективный план

№ Месяц Тема Программное содержание Оборудование

1 Октябрь «Знакомство с работой кружка» -Познакомить детей с работой кружка.

-Дать представление о том, на что будет направлена работа кружка, что дети будут изучать и чем заниматься.

-Развивать фантазию и эстетический вкус;

-Воспитывать интерес, повышать художественную и творческую активность.

Наглядное пособие

2 «Знакомство с

дымковской народной игрушкой».

- Познакомить с дымковской игрушкой, дать им представление о том, что это искусство связано с художественными традициями в изготовлении игрушек;

- Развивать умение рисовать основные элементы дымковской росписи.

-Воспитывать интерес и уважение к фольклору. Наглядное пособие, образцы игрушек. Таблицы с элементами и цветовым решением. Белые листы, кисти, краски гуашь.

3 «Сказочный петух»

- Познакомить с дымковской игрушкой – «Петух»; закреплять различные приемы работы кистью.

- Развивать умение работать с шаблонами, обводить их простым карандашом.

- Воспитывать интерес и желание самостоятельно определять, как расписывать игрушку.

Шаблоны для вырезания, ножницы, краски гуашь, белые листы. Таблицы с элементами и цветовым решением.

4 «Барышня»

- Познакомить с дымковской игрушкой – Барышней;

- Формировать умения делать «Барышню» с помощью пластилина и части пластиковой бутылки;

- Развивать умение сопоставлять в работе два вида деятельности лепка и рисование.

-Воспитывать уважение к труду людей, изготавливающих игрушки. Наглядное пособие, образцы игрушек. Пластиковая бутылка, пластилин. Краска гуашь – белая, кисти.

5 «Барышня»

(продолжение) - Формировать умение самостоятельно наносить соответствующие узору и подбирать цветовую гамму.

- Развивать умение сопоставлять в работе два вида деятельности лепка и рисование.

-Воспитывать аккуратность.

Наглядное пособие, образцы игрушек. Таблицы с элементами и цветовым решением. Краски гуашь, кисти.

6 Ноябрь «Дымковская лошадка»

- Познакомить с дымковской игрушкой – Лошадкой;

- Формировать умение лепить из глины, передовая характерные черты животного;

- Развивать умение сопоставлять в работе два вида деятельности лепка и рисование.

-Воспитывать любовь к искусству. Наглядное пособие, образцы игрушек. Глина. Краска гуашь – белая, кисти.

7 «Дымковская лошадка»

(продолжение) - Формировать умение лепить из глины, передовая характерные черты животного;

- Формировать умение самостоятельно наносить соответствующие узору и подбирать цветовую гамму;

- Развивать умение сопоставлять в работе два вида деятельности: лепка и рисование;

- Воспитывать любовь к искусству. Наглядное пособие, образцы игрушек. Таблицы с элементами и цветовым решением. Краски гуашь, кисти.

8 «Знакомство с филимоновской народной игрушкой»

- Формировать представления о филимоновской игрушке, ее истории возникновения;

- Познакомить с цветовой гаммой и элементами росписи.

-Развивать творческие способности;

-Воспитывать эстетический вкус.

Наглядное пособие, образцы игрушек. Таблицы с элементами и цветовым решением.

Обучающий фильм – «В мастерской филимоновской игрушки»

9 «Филимоновский олень»

- Познакомить с филимоновской игрушкой – Оленем;

- Формировать умение лепить из глины, передовая характерные черты животного;

- Развивать умение сопоставлять в работе два вида деятельности лепка и рисование.

-Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Наглядное пособие, образцы игрушек. Глина. Краска гуашь – белая, кисти.

10 Декабрь «Филимоновский олень»

(продолжение) - Формировать умение лепить из глины, передовая характерные черты животного;

- Формировать умение самостоятельно наносить соответствующие узору и подбирать цветовую гамму;

- Развивать умение сопоставлять в работе два вида деятельности лепка и рисование.

-Воспитывать чувства удовлетворения от проделанной работы.

Наглядное пособие, образцы игрушек. Таблицы с элементами и цветовым решением. Краски гуашь, кисти.

11 «Знакомство с городецкой народной игрушкой».

- Формировать представления о городецкой игрушке, ее истории возникновения;

- Познакомить с цветовой гаммой и элементами росписи.

- Развивать умение рисовать основные элементы дымковской росписи;

-Воспитывать любовь и уважение к народным игрушкам. Наглядное пособие, образцы игрушек. Таблицы с элементами и цветовым решением. Белые листы, кисти, краски гуашь.

12 «Городецкая рыбка»

- Познакомить с городецкой игрушкой - рыбкой;

- Формировать умение лепить из глины, передовая характерные черты животного.

-Развивать творческие способности и фантазию;

-Воспитывать интерес и уважение к фольклору. Наглядное пособие, образцы игрушек. Глина. Краска гуашь – белая, кисти.

13 «Городецкая рыбка»

(продолжение) - Формировать умение самостоятельно наносить соответствующие узору и подбирать цветовую гамму;

-Развивать умение расписывать городецкими узорами сделанную из глины рыбку, правильно подбирать цвета;

-Воспитывать желание работать творчески. Наглядное пособие, образцы игрушек. Таблицы с элементами и цветовым решением. Краски гуашь, кисти.

14 Январь «Знакомство с богородской народной игрушкой». - Формировать представления о богородской игрушке.

- Развивать умение рисовать основные элементы дымковской росписи;

-Воспитывать положительное эмоционально-эстетическое отношение к народному искусству. Наглядное пособие, образцы игрушек. Таблицы с элементами и цветовым решением. Белые листы, кисти, краски гуашь. Обучающий фильм – «Петрушка и богородская игрушка»

15 «Изготовим богородских игрушек из картона»

- Совершенствовать умение работать с шаблонами, обводить их простым карандашом.

-Развивать творческие способности и фантазию;

-Воспитывать желание сделать игрушку самостоятельно для дальнейшей игры; Иллюстрации с изображениембогородской игрушки – «Медведь и мужик», шаблоныдля вырезания, простые карандаши, белый картон, цветные карандаши.

16 «Наша любимая матрешка»

-Расширять представления о народной игрушке - матрешке, истории ее создания, видах матрешек;

- Познакомить сэлементами росписи и цветовой палитрой, используемой при ее росписи.

-Развивать эстетический вкус;

-Воспитывать любовь к народному искусству. Матрешки из разных городов России. Иллюстрации с изображением матрешек. Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек.

17 «Какие бывают матрешки?» - Расширять представления о разных видах матрешек;

- Формировать умение отличать традиционные матрешки от авторских;

- Развивать умение самостоятельно определять, как расписывать свою игрушку;

- Прививать любовь к народному творчеству. Матрешки и иллюстрации с изображением матрешек (традиционных и авторских). Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек, краска гуашь, кисти, белые листы.

18 Февраль «Матрешка – наше все»

- Способствовать развитию роста и интереса детей к народному творчеству;

- Развивать умение расписывать матрешку в соответствии с заданным видом.

-Воспитывать интерес и уважение к традициям своего народа.

Муз. мультфильм «Наше все». Пособия для раскрашивания «Матрешка», кисти, краски гуашь.

19 «Пластилиновая матрешка» (пластилинография) - Совершенствовать умение сопоставлять в работе два вида деятельности аппликация и приемы лепки;

- Совершенствовать умение работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру.

-Развивать эстетический вкус;

-Воспитывать желание работать творчески.

Матрешки и иллюстрации с изображением матрешек. шаблоны матрешек, картон, пластилин, крупа, фломастеры, клей, ножницы, простые карандаши.

20 «Матрешка-гармошка» (коллективная работа) - Совершенствовать умение сопоставлять в работе два вида деятельности аппликация и рисования;

- Развивать умение работать сообща, формировать понятие того, что от выполнения работы каждого зависит результат всей композиции.

-Воспитывать уважение к труду других.

Матрешки и иллюстрации с изображением матрешек. Картон, клей, гуашь, карандаши, ножницы.

21 «Тряпичная кукла» - Познакомить с еще одним видом народного творчества – кукла из ткани;

- Расширять знания о истории возникновения, внешнем виде, особенностях изготовления тряпичной куклы.

- Развивать эстетический вкус;

- Воспитывать любовь и уважение к народному искусству и народным игрушкам.

Наглядное пособие

22 Март «Узелковая кукла» -Формировать представления о простейшем виде работы с тканью.

-Развивать умение видоизменять куклу, добавляя к ее внешнему виду разные детали.

-Воспитывать аккуратность и самостоятельность. Квадратные лоскуты очень тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани, пучок пеньки для прически или бороды, треугольный лоскуток для косынки или передника.

23 «Кукла - Бабочка» - Расширить представления о тряпичных куклах, познакомить с куклой – «Бабочкой»

-Развивать умение изготавливать простейшую традиционную тряпичную куклу, придавать игрушке характерные черты.

- Воспитывать самостоятельность. два лоскута однотонной ткани 40*15 см. и 30*10 см., вата, нити.

24 «Обереговые куклы. Кукла – Кувадка» - Расширять представления о народных традициях.

-Познакомить с понятием «оберег» и объяснить назначение обереговых кукол.

- Развивать умение создавать образ куклы при помощи нитей.

-Воспитывать желание работать творчески. Лоскуты ткани 6х6 см, 10х22 см, нитки-мулине. Схема алгоритма работы

25 «Обереговая кукла Ангел» - Познакомить с обрядовой куклой – Ангелом;

- Продолжать развивать навыки работы с тканью.

-Воспитывать чувство удовлетворения от проделанной работы. Лоскуты белой ткани 20х20 см, лоскуты капрона 15х15 см, нитки белые. Схемы складывания ткани

26 Апрель «Обрядовые куклы. Кукла – Неразлучники» - Формировать представления о куклах – Неразлучниках - символе жениха и невесты;

- Расширять представления о кукле, как носителе определённой культурной информации;

-Развивать и совершенствовать навык работы с тканью.

-Воспитывать любовь к народному искусству Лоскуты однотонной ткани 10х12см 1 шт., 10х22 см 2 шт., цветные лоскутки, кусочки тесьмы, лент, бусинки, бисер, нитки-мулине, шерстяная пряжа.

схема алгоритма работы.

27 «Зернушка (Крупеничка)» - Расширять представления о разных видах обрядовых праздников, используя сказку и куклу Зернушку. ;

- Развивать навык работы с иглой и тканью;

- Способствовать активизации речевых центров мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев.

- Воспитывать уважение к традициям и понимание народных обычаев. Лен – 12х16 см, ситец – 15х15см, нитки-мулине, нитки х/б, нитки шерстяные, крупа (перловая, гречишная, горох). Лоскуты цветного ситца, тесьма, ленты.

Схема алгоритма работы

28 «Игровые куклы. Зольная кукла» - Продолжать знакомить с подручными материалами, из которых делали кукол наши бабушки;

- Развивать конструктивные навыки;

-Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.

Два лоскута ткани 20х20 см, песок (вместо золы, цветной лоскут 20х15 см, нитки, ленточки.

Схема алгоритма работы

29 «Викторина – Русская народная игрушка» - Закреплять знание о народных игрушках;

- Выявить уровень умений, знаний и навыков детей;

- Способствовать развитию мыслительных процессов.

-Воспитывать положительное эмоционально-эстетическое отношение к народному искусству. Наглядные пособия, образцы игрушек, кисти, краски, белые листы, карандаши, проверочные листы.

Диагностика полученных знаний, умений, навыков на конец года:

Сфера диагностики Баллы

Знает историю дымковской народной игрушки 1, 2, 3,4

Знает историю филимоновской народной игрушки 1, 2, 3,4

Знает историю городецкой народной игрушки 1, 2, 3,4

Знает историю богородской народной игрушки 1, 2, 3,4

Знает историю народной игрушки - Матрешки 1, 2, 3,4

Знает историю народной игрушки из ткани 1, 2, 3,4

Различает и определяет по внешнему виду народные игрушки разных видов (дымковсие, филимоновские и др.) 1, 2, 3,4

Правильно подбирать цветовую гамму, расписывая и составляя узоры разных народных игрушек 1, 2, 3,4

Владеет навыками лепки из глины и пластилина 1, 2, 3,4

Может самостоятельно изготовить некоторые виду кукол из ткани 1, 2, 3,4

Умеет вырезать детали по шаблонам 1, 2, 3,4

Владеет навыками аккуратной работы с бумагой, картоном, пластилином, красками, тканью, нитками. 1, 2, 3,4

Развита мелкая моторика рук 1, 2, 3,4

4 - высокий уровень (ребенок самостоятельно, без ошибок, справляется с заданием)

3 - достаточный уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием, допуская ошибки)

2 - средний уровень (ребенок выполняет задания с помощью взрослого)

1 - низкий уровень (ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки при выполнении задания)

Список используемой литературы:

1. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.

2. Асташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е. // Народное творчество. - 2007. - №2. - С. 50 - 53.

3. Берсенева, Л. Мастерами славится земля: дымковская игрушка) / Берсенева Л. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - C. 58-63.

4. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. : Художник РСФСР, 1988. - 332 с.

5. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М. : Искусство, 1975.

6. Горячева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

7. Грибовская А. А Знакомство с русским народным декоративно- прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.

8. Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. («Ребёнок в детском саду» №6/2006).

9. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка / Дайн Г. Л. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 190 с.

10. Дайн Г. Л Русская тряпичная кукла. – М., 2007.

11. Дыбина О. В. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М., 2010.

12. Изготовление дымковской игрушки. © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В. В. 1993-2007 гг

13. У кота – баюна: Кн. для семейного и детского досуга: Дет. фольклор Зауралья/ Сост. В. П. Фёдорова – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1992.

14. Чуксина С. Н. Русская народная тряпичная кукла. Златоуст, 2010 г. – 41 стр.

15. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Детство-пресс, 2011 г

Статьи:

1. Асташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е. // Народное творчество№2. - С.

2. Дайн, Г. Анатомия тряпичной куклы / Дайн Г. // Искусство (Прил. к газ. "Первое сентября"№ 7. - с. 4-5.

3. Кузнецова, О. Филимоновская игрушка / Кузнецова О. // Народное творчество№1. - С.

4. Сахарова, М. Зольная кукла / Сахарова М. // Народное творчество№ 5. - С.

5. Симонова, значение игрушек / // Психолог в детском саду№ 1. - С. 98-104.

6. Тимошкина, Н. Народная игра и игрушка как средства освоения детьми своих полоролевых функций / Тимошкина, Н. // Воспитание школьников№3. - С.

7. Цветкова, Т. Знакомьтесь: матрешка / Цветкова Т. // Дошкольное воспитание№4. – C .29-32

Интернет-источники:

1. http://dom.sibmama.ru/index.php?r=81

2. http://www.rukukla.ru/

3. http://igru6ka.ru/kate/russiantoy-2

4. http://www.patlah.ru

5. http://images.yandex.ru filimonofskay-igrushka.ru

6. http://viki.rdf.ru filimonovskayaigrushka.ru

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Народная игрушка»
Опубликовано: 26 января 2020 в 11:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД