Лучший педагог года

Дополнительная общеразвивающая программа по конструктивно-модельной деятельности «Эколята-мастерята» (стартовый уровень)

Елена Чаус
Дополнительная общеразвивающая программа по конструктивно-модельной деятельности «Эколята-мастерята» (стартовый уровень)

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для реализации работы с дошкольниками по направлению «Конструктивно-модельная деятельность» (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. Содержание программы соответствует ФГОС дошкольного образования, целям и задачам образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №12».

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по конструктивно-модельной деятельности „Эколята-мастерята“ (стартовый уровень)» размещена в разделах

По направленности программа – техническая.

Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представления о ее хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них еще не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача – сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь. Любовь к природе помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Чувства и ум ребенка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так необходимо воспитание экологической культуры у дошкольников, ответственного отношения к природе, сопереживания ей, понимания неразрывной связи человеческого общества, живой и неживой природы.

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности : из материалов человек создает ценности и культуру». Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. В ней прослеживается связь с экологической, художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой, в нем также отражается окружающая экологическая действительность. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала или делать из бумаги различные поделки и т. д., но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Конструктивно-модельная деятельность способствует практическому познанию пространственных отношений, взаимосвязи человека и окружающей действительности. Это средство нравственного воспитания дошкольников, т. к. в процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться и работать дружно, не мешая друг другу. Такое многостороннее значение в воспитании детей эколого-конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и экологических знаний и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Цель программы : формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерностях и взаимосвязях природных явлений, взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека через развитие навыков технического творчества у дошкольников.

Задачи программы :

личностные:

• формировать активную гражданскую позицию на основе элементарных экологических знаний;

• формировать морально-нравственные нормы на основе приобщения к родной природе;

• формировать основы познавательной и исследовательской деятельности;

• формировать стремление к умственной деятельности;

• приобщать к миру технического и художественного изобретательства;

• способствовать созданию полноценных условий для развития конструктивных способностей детей в рамках экологического воспитания;

• воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых;

• формировать представления детей о здоровом образе жизни;

метапредметные:

• учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• развивать коммуникативные навыки;

• формировать умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

• развивать активность, самостоятельность, ответственность;

• активизировать развитие познавательно-речевых способностей;

образовательные (предметные) :

• учить детей видеть конструкцию предметов, анализировать их с точки зрения практического назначения, выделять основные части, устанавливать функциональное назначение каждого из них, определять соответствие форм, размеров;

• учить детей самостоятельно находить отдельные конструктивные решения;

• развивать интеллектуальные и творческие способности воспитанников, дающие возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, различные жанры декоративно-прикладного искусства и т. д.);

• формировать экологическую, социально-коммуникативную, информационную и технологическую компетенции.

Программа направлена на развитие конструктивных и художественных способностей детей. Главное в программе – развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчество с взрослыми. Она нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к природе, архитектуре, миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам. Содержание программы способствует расширению единого образовательного пространства, которое предоставляет широкие возможности для реализации инновационных подходов к построению воспитательного процесса, формированию у детей социальных положительных качеств, способствующих морально-нравственному и культурному становлению личности.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

- принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

- принцип комплексно-тематического планирования материала;

- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, пейзажи, схемы, рисунки и т. д. ;

- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;

- целостности интеграции образовательных областей программы дошкольного образования – включение содержания программы во все виды детской деятельности, что позволяет решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности;

- практической направленности;

- экологического гуманизма.

Адресат программы – дети 5-6 лет (старшая группа).

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги и природного материала. Они осваивают два способа конструирования : 1) от природного материала к художественному образцу; 2) от художественного образца к природному материалу.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.

Продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Совершенствуются звуковая сторона речи и грамматический строй. Развивается связная речь.

Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Программа рассчитана на один год и предназначена для работы с детьми старшей группы. Объем программы – 32 часа.

Форма обучения – очная.

Форма организации – групповая. Состав группы – постоянный, одновозрастной.

Общее количество часов в год – 32. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, продолжительность – 25 мин.

Планируемые результаты освоения программы :

воспитанники должны знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены;

- технологию соединения деталей различными способами;

- свойства и особенности различных материалов.

воспитанники должны иметь представление:

- о строительных элементах и их конструктивных свойствах;

- о разных видах конструкторов;

- о плоскостном моделировании;

- о планах, схемах и чертежах;

- о монтаже и демонтаже;

- о природных материалах и их использовании;

воспитанники должны уметь:

- организовывать рабочее место;

- готовить к работе разные материалы, распределять их;

- свободно комбинировать различные материалы;

- контролировать свои действия в процессе выполнения работы;

- выполнять соединение деталей различными способами;

- строить по словесной инструкции, по темам, по замыслу, по готовым чертежам, схемам;

- конструировать из бумаги, складывая ее пополам с совмещением противоположных сторон и углов, по диагонали;

- использовать природный материал при выполнении аппликационных и объемных работ;

- анализировать свои и чужие постройки;

- работать коллективно;

формирование экологической, социально-коммуникативной, информационной и технологической компетенций;

формирование и развитие личностных качеств: любознательности, активности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости;

личностные результаты:

- формирование активной гражданской позиции, морально-нравственных норм на основе элементарных экологических знаний и приобщения к родной природе;

- формирование основ познавательной и исследовательской деятельности, стремление к умственной деятельности, интереса к конструированию из разных материалов;

- приобщение к миру технического и художественного изобретательства;

- развитие конструктивных способностей детей в рамках экологического воспитания;

- уважение к профессиям и труду взрослых;

- формирование представлений о здоровом образе жизни;

метапредметные результаты:

- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- развитие активности, самостоятельности, ответственности;

- активизация познавательно-речевых способностей;

образовательные (предметные) результаты:

- формирование знаний о конструкции предметов, их основных частях, назначении и пространственном расположении;

- закрепление и расширение знаний о строительных деталях, природных материалах и их свойствах, строительных профессиях.

Формы аттестации: выставки, творческие работы, рассказы детей, продуктивная деятельность, самодельные подарки для мам и пап.

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов – табель посещаемости.

Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов – диагностическая карта по конструктивно-модельной деятельности дошкольников.

Материально-техническое обеспечение программы. Занятия по программе проводятся в помещении группы. Для организации детской деятельности большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда. Она содержит следующие компоненты:

- наборы конструкторов;

- дидактические игры;

- дидактические и наглядные пособия;

- материалы для продуктивной деятельности;

- природные материалы;

- иллюстративный и фотоматериал;

- литературный материал;

- технические средства обучения.

В группе созданы Центр конструктивной деятельности, Центр экологии и Центр экспериментирования, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания и совершенствовать умения, свободно конструировать и моделировать. Предлагаемый детям материал в обязательном порядке меняется в зависимости от изучаемых тем.

Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет воспитатель высшей квалификационной категории Чаус Е. В.

Методическое обеспечение программы :

методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный; методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;

форма организации образовательного процесса: групповая;

формы организации учебного занятия: практическое занятие, мастер-класс, творческая мастерская;

педагогические технологии: технология группового обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология;

алгоритм учебного занятия: тема, цель, задачи, предварительная работа, организационный момент, работа по теме занятия, итог занятия.

дидактические материалы: раздаточные материалы, природные материалы, инструкционные карты, схемы, чертежи, образцы, дидактические и словесные игры, дидактические и наглядные пособия, иллюстративный материал, альбомы, литературный материал, макеты, технические средства обучения.

Содержание учебного плана старшей группы

Октябрь

Тема 1. Гараж для машины.

Теория: Создание постройки, отвечающей определенным требованиям.

Практика: Конструирование из строительного материала.

Тема 2. Колючий недотрога.

Теория: Работа с шаблоном и мелкими деталями из природного материала.

Практика: Конструирование из природного материала (ежик).

Тема 3. Фигуры-силуэты.

Теория: Представления о схемах рисунков и использовании счетных палочек. Создание целого предмета из отрезков.

Практика: Конструирование из счетных палочек.

Тема 4. Пакетик для семян.

Теория: Базовая форма – треугольник. Сгибание квадрата по диагонали.

Практика: Конструирование из бумаги (оригами).

Ноябрь

Тема 1. Мосты для транспорта.

Теория: Виды мостов и элементы их конструкций.

Практика: Конструирование из строительного материала.

Тема 2. Цапля.

Теория: Форма предмета, соотношение размеров деталей.

Практика: Аппликация из мелкого природного материала.

Тема 3. Сказка о зайке и мишке.

Теория: Представления о форме предметов и аналогии с геометрическими фигурами. Плоскостное моделирование.

Практика: Моделирование и обыгрывание сказки с помощью геометрических фигур.

Тема 4. Грибочки.

Теория: Сгибание квадрата по диагонали и пополам. Скругление углов.

Практика: Конструирование из бумаги (оригами с элементами аппликации).

Тема 5. Мост для пешеходов.

Теория: Виды мостов и элементы их конструкций. Постройка, отвечающая определенным требованиям.

Практика: Конструирование из строительного материала.

Декабрь

Тема 1. Катер.

Теория: Детали конструктора. Коллективная работа.

Практика: Конструирование из строительного материала.

Тема 2. Сова.

Теория: Шишки и поделки из них.

Практика: Конструирование из природного материала.

Тема 3. Сказка о ежике.

Теория: Представления о форме предметов и аналогии с геометрическими фигурами. Плоскостное моделирование.

Практика: Моделирование и обыгрывание сказки с помощью геометрических фигур.

Тема 4. Корзиночка.

Теория: Сгибание квадрата на три равные части. Разрезание по линии сгиба.

Практика: Конструирование из бумаги (оригами с элементами аппликации).

Январь

Тема 1. Зимние гости.

Теория: Скульптуры из снега животных наших лесов.

Практика: Конструирование из снега.

Тема 2. Веселые поросята.

Теория: Простая сюжетная картинка с использованием засушенных листочков.

Практика: Аппликация из природного материала.

Тема 3. Заюшкина избушка.

Теория: Представления о форме предметов и аналогии с геометрическими фигурами. Плоскостное моделирование.

Практика: Моделирование и обыгрывание сказки с помощью геометрических фигур.

Тема 4. Кошечка.

Теория: Базовая форма – треугольник. Сгибание угла внутрь.

Практика: Конструирование из бумаги (оригами).

Февраль

Тема 1. Снежная крепость.

Теория: Целевые постройки из снега.

Практика: Конструирование из снега.

Тема 2. Лодочка.

Теория: Лодки и их строение. Использование частей природного материала.

Практика: Аппликация из природного материала.

Тема 3. День защитника Отечества.

Теория: Символика. Тематические картинки и схемы.

Практика: Конструирование из счетных палочек.

Тема 4. Солнышко.

Теория: Базовая форма – воздушный змей.

Практика: Конструирование из бумаги (оригами с элементами аппликации).

Март

Тема 1. Мебель для кукол.

Теория: Виды мебели, их назначение.

Практика: Конструирование из строительного материала.

Тема 2. Утята.

Теория: Разные виды природных материалов, их использование, крепление.

Практика: Конструирование из природного материала.

Тема 3. Гуси-лебеди.

Теория: Представления о форме предметов и аналогии с геометрическими фигурами. Плоскостное моделирование.

Практика: Моделирование и обыгрывание сказки с помощью геометрических фигур.

Тема 4. Рыбки.

Теория: Базовая фигура – двойной треугольник.

Практика: Конструирование из бумаги (оригами).

Апрель

Тема 1. Многоэтажный дом.

Теория: Представления о разных видах зданий. Особенности многоэтажных домов.

Практика: Конструирование из строительного материала.

Тема 2. Лебедь на пруду.

Теория: Фактура и форма природных материалов, их значение для создания поделок и общей композиции.

Практика: Конструирование из природного материала.

Тема 3. Кот, петух и лиса.

Теория: Представления о форме предметов и аналогии с геометрическими фигурами. Плоскостное моделирование.

Практика: Моделирование и обыгрывание сказки с помощью геометрических фигур.

Тема 4. Уточка.

Теория: Базовая модель – воздушный змей. Сгибание и вытягивание.

Практика: Конструирование из бумаги (оригами).

Май

Тема 1. Улицы нашего города.

Теория: Схемы и чертежи, их применение. Макет улицы (упрощенный).

Практика: Конструирование из строительного материала.

Тема 2. Кто спрятался в траве?

Теория: Обобщение и систематизация знаний детей по программе.

Практика: Аппликация из природного материала.

Тема 3. Бабочка-красавица.

Теория: Сгибание с отступом от диагонали.

Практика: Конструирование из бумаги (оригами).

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014.

2. Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2017.

3. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : ТЦ Сфера, 2000.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. – М. : ТЦ Сфера, 2001.

5. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

6. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2017.

7. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006.

8. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007.

9. Петрова И. М. Объемная аппликация. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.

10. Петрова И. М. Аппликация для дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.

11. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. М. : ТЦ Сфера, 2007.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Друзья» Содержание программы В возрасте 4-6 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» Пояснительная записка. Направленность программы: естественнонаучная. Актуальность: В основу программы кружка положены идеи развития личностного.

Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами» ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе.

Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Занятия экопластикой» Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Занятия экопластикой» на 2015-2016 учебный год для детей 2-4 лет по образовательной.

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветная планета» Дополнительная общеразвивающая программа Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Художественно-эстетической направленности:.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умка» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умка» Пояснительная записка. Одним из приоритетных направлений дополнительного образования является.

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная акварелька». Часть 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Волшебная акварелька» Возраст детей: 3-7 лет.

Занятие по конструктивно-модельной деятельности «Кошкин дом»Занятие по конструктивно-модельной деятельности «Кошкин дом» "Кошкин дом"СодержаниеУпражнение детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально;.

О конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников О конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников Аннотация Статья содержит описание опыта работы в части реализации требований.

Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа по конструктивно-модельной деятельности «Эколята-мастерята» (стартовый уровень)
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 08:39
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД