Лучший педагог года

Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Занятия экопластикой»

Юлия Лопатина
Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Занятия экопластикой»

Дополнительная общеразвивающая программа

по курсу «Занятия экопластикой»

на 2015-2016 учебный год

для детей 2-4 лет

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Составитель: Лопатина Ю. В.

Тамбов

2015

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

Направление программы

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по курсу „Занятия экопластикой“» размещена в разделах

Дополнительная общеразвивающая программа «Занятие экопластикой» реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей творчества, умственных способностей, конструктивного мышления, эстетического вкуса.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Эмоционально - образное познание мира ребенком в рамках программы строиться по поступательной системе действий: видим (изображение, слышим (слово, звук, чувствуем, представляем, действуем – творим.

Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование красками, лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

Эти эмоционально-познавательные и творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики. «Рука – развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

1.1.1. Цель и задачи программы :

Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

- Сформировать у детей интерес к видам труда.

- Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

- Обучить различным приемам работы с пластичными материалами пластилином, тестом.

Воспитательные:

-Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса.

Развивающие:

- Способствовать развитию конструкторской деятельности.

- Развитие мелкой моторики.

- Способствовать развитию внимания, эстетического восприятия, творческой фантазии.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Индивидуальный подход.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно–нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.

2. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания занятий. При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется со следующими образовательными областями:

«Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, формирование умений и навыков в продуктивной деятельности.

«Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира. игры по художественному творчеству, моделирование композиций.

«Речевое развитие» - использование художественных произведений для обогащения словарного запаса, развития речи.

3. Принцип практической направленности предусматривает формирование умения поиска решения проблемных ситуаций в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умения работать с разными источниками информации (рабочая тетрадь, альбомы, картины, выставки, интерактивные источники информации) умений работать в сотрудничестве (в малой и большой группах); способности работать самостоятельно.

4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей детей.

Это, прежде всего, использование разноуровнего по трудности и объему представления предметного содержания

5. Принцип прочности и наглядности. Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание заданий. Это требование предполагает продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу).

6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдения режима дня.

1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Формирование личности.

Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Расширение сферы деятельности ребенка. Ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности; формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

Интенсивное познавательное развитие.

Происходит усвоение сенсорной культуры языка; совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени; развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения; происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания; [Д. Б. Эльконин, 1958, 39]

На этапе 3-4 лет происходят следующие изменения: овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения); обогащение содержания творческой деятельности; овладение «языком» творчества. В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

1.1.4 Ожидаемые результаты освоения программы

РИСОВАНИЕ

К трёхлетнему возрасту при успешном освоении программы должен быть достигнут следующий уровень развития ребенка:

- изображать отдельные предметы, явления с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен (листочки, штрихов карандашом, фломастером (дождь, линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (дорожки и т. п.);

- передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки);

- пользоваться изобразительными средствами в рисовании: линия, ритм штрихов и цветовых пятен;

- использовать приёмы работы карандашом, кистью и красками (гуашь)

АППЛИКАЦИЯ

К трёхлетнему возрасту при успешном освоении программы должен быть достигнут следующий уровень развития ребенка:

Проявлять интерес к аппликации.

Создавать изображения предметов из готовых фигур.

Знать о способах аппликации.

Украшать заготовки из бумаги разной формы.

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию.

Аккуратно пользоваться материалами.

ЛЕПКА

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания.

Владеть навыком рационального деление пластилина, теста.

Использовать в работе стеку.

1.1.5. Система оценки планируемых результатов в соответствии с целевыми ориентирами основана на комплексном подходе.

Способы оценки результатов

Освоение детьми содержания программы изучается в процессе продуктивной деятельности детей (заполняются карты наблюдений автор Казакова Т. Г.); изучаются продукты творческой деятельности детей (диагностика «Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т. Г. и Лыковой И. А.); детские достижения презентуются на выставке детского творчества «Узорных дел мастера».

2. Содержательный раздел

Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном».

Задачи обучения:

• Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры и подарки из картона, украшая их по замыслу узорами из различных геометрических фигур.

Учить делать элементарные игрушки- самоделки из согнутого картона: «Домик», «Автобус», «Скворечник».

• Учить простейшим элементам складывания бумаги в технике «Оригами».

• Делать простейшие украшения к праздникам (подвески, флажки, гирлянды).

Раздел 2. «Работа с природным и бросовым материалом».

Задачи обучения:

• Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала (загадок, практических опытов, сбора природного материала, экскурсий в природу).

• Учить изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала и дополнительных материалов (пластилин, тесто) : «Вишенки», «Мышки», «Грибочки», «Корзиночки».

• Коллективно выполнять работу с природным материалом (используя как дополнительный материал пластилин,тесто) такие работы, как «Фрукты на блюде», «Ягоды в корзине».

• Учить делать простейшие игрушки из спичечных коробок, упаковок из- под чая (100 гр., упаковок из- под зубной пасты. Выполняются такие работы, как различные тележки, каталки, автобусы, часы, домики.

Раздел 3. «Лепка».

Задачи обучения:

• Учить детей оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая и примазывая их.

• Учить детей изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов.

• Учить детей использовать в работе с пластилином стеку; украшать изделия с помощью стеки и налепов.

Учебный план на 2-3 года

№ Тема занятия Количество

часов

Детская деятельность Детская деятельность

1. Вводное занятие. Инструктаж. 1

2. Знакомство с природным материалом 1

3. Весёлые картинки (потешки) 1

4. Весёлые игрушки 1

5. Тили-тили, тесто. (знакомство с пластическими материалами) 1

6. Тяп-ляп - и готово. (знакомство с пластическими материалами) 1

7. Картинки на песке 1

8. Картинки на тесте 1

9. Вкусное печенье 1

10. Тень-тень - потетень: вот какие у нас картинки! 1

11. Вот какие у нас листочки! 1

12. Красивые листочки 1

13. «Падают, падают листья» 2

14. «Овощи» 1

15. Фруктовый сад 2

16. «Нарисованный мир» (совместная деятельность взрослых и детей) 1

17. «Листопад» 2

18. Пушистые тучки 2

19. Цыпленок 1

20. Ёж 1

21. Лес 2

22. Снежинка 2

23. Снежок порхает, кружится 2

24. Вот какая ёлочка! 2

25. Праздничная ёлочка 2

26. Снеговики играют в снежки 1

27. Снеговик-великан 1

28. Вкусное угощение 1

29. Вкусные картинки 1

30. Колобок покатился по лесной дорожке 1

31. Колобок катится по дорожке и поёт песенку 1

32. Угощайся, мишка! 1

33. Свитер 1

34. «Творите своими руками»(совместная деятельность взрослых и детей) 1

35. Бублики-баранки 2

36. Лоскутное одеяло 2

37. Постираем полотенца 1

38. Постираем платочки 1

39. Вот какой у нас букет! 1

40. Цветок для мамочки 1

41. Вот какие у нас сосульки! 1

42. Вот какие у нас сосульки! 1

43. Корзиночка 1

44. Жираф 1

45. «Волшебная бумага» (совместная деятельность взрослых и детей) 1

46. Подснежник 1

47. Коллективная работа «Перелетные птицы» 1

48. Космос 1

49. Цветы 1

50. Дом 1

51. Машина 1

52. Птенчик в гнездышке 1

53. Диван 1

54. Кубок для папы 1

55. Открытка для ветеранов 1

56. Бабочка 2

57. Рыбка 2

58. Любимая поделка 2

59. Лето 2

60. Проект «Дерзайте – вы талантливы» 1

Итого 68 ч 4 ч

Всего 72 ч

Календарно-тематическое планирование

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно — научной направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Принято Советом педагогов Утверждаю: МБДОУ «Детский сад.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Друзья» Содержание программы В возрасте 4-6 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» Пояснительная записка. Направленность программы: естественнонаучная. Актуальность: В основу программы кружка положены идеи развития личностного.

Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами» ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе.

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветная планета» Дополнительная общеразвивающая программа Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Художественно-эстетической направленности:.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умка» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умка» Пояснительная записка. Одним из приоритетных направлений дополнительного образования является.

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная акварелька». Часть 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Волшебная акварелька» Возраст детей: 3-7 лет.

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Культура родного края» Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования города Иркутска «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 5»Рабочая дополнительная общеразвивающая.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная и дополнительная коммуникации» в 4 классе для детей с УО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По коррекционному курсу: «Альтернативная и дополнительная коммуникации»_.

Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Занятия экопластикой»
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 22:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД