Дополнительная общеразвивающая программа по направлению «Декоративная обработка древесины и столярное дело» для детей с ОВЗ

Сергей Кузьмин
Дополнительная общеразвивающая программа по направлению «Декоративная обработка древесины и столярное дело» для детей с ОВЗ

Дополнительная общеразвивающая программа

по направлению «декоративной обработки древесины и столярного дела» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в возрасте от 7 до 18 лет

Автор программы: Кузьмин С. Ю.

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Помощь детям-инвалидам остается актуальной задачей и в условиях современного высокоразвитого общества: количество детей, которые лишены полноценной жизни из-за травм, врожденных аномалий и различных хронических заболеваний, очень велико.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий.

Программа декоративной обработки древесины и столярного дела рассчитана на 72 в год часов. Рекомендуемый график занятий по 1-2 часов в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе от 1 до 3 человек.

Цель программы подготовить воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности, привить умения и навыки художественной обработки древесины и столярного дела, развитие и воспитание творческой инициативной и предприимчивой личности, развитие мелкой моторики руки.

Основные учебно-воспитательные задачи курса. Развитие эстетического вкуса, формирование духовной культуры и потребности в общении с искусством, воспитание внимательного бережливого отношения к живой природе, окружающему миру; Общее развитие ребенка через мелкую моторику мышц руки ; развитие художественно-творческих способностей и склонностей учащегося, их фантазии, художественно-образной памяти, творческой самостоятельности и инициативы; профориентация воспитанников; воспитание правильной организации труда.

Уровень Программы: ознакомительный.

Актуальность данной Программы заключается в том, что она предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, осуществлять социализацию ребенка, раскрывать его личностные задатки, развивать художественно-эстетический вкус.

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что при ее освоении воспитанники осваивают навыки работы с различными материалами для творчества, что благотворно влияет на развитие творческих способностей детей, развитие мелкой моторики. Разделы программы дополняют основную образовательную программу воспитанников. Сочетание педагогических методов, форм организации занятий является педагогически обоснованным.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 18 лет. Каждый воспитанник проходит 4 ступени обучения:

- I ступень – от 7 до 9 лет (включительно,

- II ступень – от 10 до 12 лет (включительно,

- III ступень – от 13 до 15 лет (включительно,

- IV ступень – от 16 до 18 лет.

На каждой ступени обучения в подгруппы объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

При обучении используется режим индивидуальных и подгрупповых занятий. Занятие проводится два раза в неделю, их длительность от 10 до 30 минут, в зависимости от работоспособности ребенка.

Формы организации деятельности детей на занятиях:

- фронтальная – одновременная работа со всеми детьми;

- индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- подгрупповая – организация работы в группах;

- индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы:

- наглядные (показ иллюстраций, образцов, схем, макетов, примеров);

- словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование стихов, загадок, пословиц и поговорок);

- практические (самостоятельное и совместное с педагогом выполнение работы)

Технологии:

- личностно-ориентированные;

- технология сотрудничества;

- здоровьесберегающие;

- диагностические;

- игровые.

Технологии совершенствования мелкой моторики:

- пальчиковая гимнастика;

-сортировка;

Срок реализации Программы: программа рассчитана на трехгодичное обучение по 72 часа в год.

Цель Программы: создание педагогических условий для преодоления социальной исключенности детей-инвалидов, развития детского художественного творчества и моторики рук у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с использованием различных материалов и приемов в работе. Цель программы подготовить воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности, привить умения и навыки художественной обработки древесины и столярного дела, развитие и воспитание творческой инициативной и предприимчивой личности, развитие мелкой моторики руки.

Задачи:

Социальные:

• снижение уровня социальной исключенности детей;

• повышение социальных компетенций ребенка-инвалида в обществе.

• развитие эстетического вкуса, формирование духовной культуры и потребности в общении с искусством, воспитание внимательного бережливого отношения к живой природе, окружающему миру; Общее развитие ребенка через мелкую моторику мышц руки; развитие художественно-творческих способностей и склонностей учащегося, их фантазии, художественно-образной памяти, творческой самостоятельности и инициативы; профориентация воспитанников; воспитание правильной организации труда.

Образовательные:

• знакомить с различными видами столярных работ и видами декоративной обработки древесины

• совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• воспитывать уважительное отношение к труду, собственному и труду других людей;

• прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

• воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Коррекционные:

• Корректировать личностные качества: активность, инициативность, волю, глазомер, любознательность и т. д. ;

• корректировать психические процессы: внимание, память, восприятие, речь;

• корректировать творческие способности, основы творческой деятельности в целом и элементы технологического и конструкторского мышления в частности;

• корректировать сенсорику, мелкую моторику рук.

Ожидаемые результаты освоения Программы:

Учащиеся должны знать:

• - виды и способы обработки древесины;

• - виды инструментов и материалов, используемых для обработки древесины;

• - основные виды резьбы (геометрическая, плоско-выемчатая, плоскостная, скобчатая);

• - основные законы композиции;

• - основные виды отделки древесины.

Учащиеся должны уметь:

• - различать вид древесины;

• - ухаживать за инструментом;

• - наносить рисунок на бумагу и переносить его на изделие;

• - выполнять простейшие операции;

• - правильно использовать материалы для обработки и отделки древесины.

У учащихся должны сформироваться навыки:

• - различения древесины по внешнему виду и её свойствам;

• - правильного использования инструмента;

• - перенесения рисунка на заготовку;

• участие в творческих конкурсах, выставках работ, ярмарках-продажах.

Методы отслеживания результативности освоения программы:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результативности выполнения воспитанниками диагностических заданий;

- диагностика личного роста и продвижения воспитанника;

Результаты фиксируются в Карте диагностики умений воспитанников.

Критерии оценки результатов освоения Программы:

- умение выслушать задание педагога;

- умение запомнить задание педагога;

- контакт с педагогом;

- умение различать вид древесины

- знание основных геометрических фигур;

- умение пользоваться инструментом.

Овладение практическими навыками:

- умение использовать алгоритм действий;

- умение выбрать материал для работы;

- умение пользоваться инструментом

- умение обвести шаблон;

- создание композиции.

Результативность:

- качество выполнения задания;

- работоспособность;

- уровень освоения темы занятия

Работа в коллективе:

- умение сосредоточиться;

- умение помочь друг другу.

Оценочные материалы

Карта диагностики трудовых навыков:

Периодическая диагностика: 2017-2017

Н. Г. 2017-2017

К. Г. 2018-2018

Н. Г. 2018-2018

К. Г.

1. Умение выслушать задание

2. Умение запомнить задание

3. Контакт с педагогом

4. Умение различать цвет и найти «такой же»

5. Знание основных геометрических фигур

6. Умение пользоваться инструментом

Овладение практическими навыками:

1. Умение использовать алгоритм действий

2. Умение выбрать материалы

3. Умение пользоваться ножовкой

4. Умение пользоваться измирительным интмтрументом

5. Умение пользоваться маршрутной картой

6. Умение обвести шаблон

7. Умение наклеивать

8. Создание композиции

Результативность:

1. Качество выполнения задания

2. Работоспособность

3. Уровень освоения темы занятия

Отношение ребёнка к своим ошибкам:

1. Безразличное

2. Отрицательное

3. Спокойно деловое

Работа в коллективе:

1. Умение сосредоточиться

2. Умение помочь друг другу

Цель: определения уровня развития творческих навыков детей и умения работать в коллективе сверстников, выявления степени участия ребенка в занятии. Исходя из результатов наблюдения за детьми во время занятия, выделяется три уровня развития умений детей:

Низкий уровень развития умений. Ребенок не запоминает, не слушает задание педагога, не идет на контакт. Не различает основные цвета и геометрические фигуры. Ребенок не может самостоятельно выбрать материалы для работы, не знает его назначения. Ребенок не правильно держит карандаш, рисует с трудом. Только совместно с педагогом действует с инструментом и материалом. Качество выполнения заданий не соответствует требованиям, работоспособность низкая, ребенок не осваивает тему занятия. В коллективе сверстников не контактирует с ними.

Средний уровень развития умений. Во время занятия ребенок слушает задание педагога, идет на контакт, но не может долго концентрировать внимание на выполнении задания, не всегда запоминает его. С трудом различает основные цвета и геометрические фигуры, умеет найти «такой же» по цвету и форме. Ребенок путается в выборе материала для работы, не всегда умеет действовать с тем или иным инструментом. При помощи педагога ребенок выполняет элементарные действия с инструментом. При напоминании правильно держит карандаш, обводит шаблон, рисует. При помощи педагога выполняет заданную операцию. Ребенок частично осваивает тему занятия. В коллективе сверстников ребенок может помочь другим детям.

Высокий уровень развития умений. Ребенок на занятии внимателен и сосредоточен. Задание выслушивает, запоминает. Ребенок различает основные цвета и геометрические фигуры, самостоятельно называет их. Без помощи педагога выбирает необходимый для работы материал, знает назначение и способы использования основных инструментов. Ребенок правильно держит карандаш, переводит рисунок на заготовку. Умеет самостоятельно пользоваться измерительным и столярным инструментом. Работоспособность высокая, ребенок осваивает тему занятия полностью. В коллективе сверстников помогает другим детям, указывает на ошибки, исправляет их при необходимости.

Учебно-тематический план

№п/п Тема урока Кол-во

часов

1. Вводное занятие. Техника безопасности 1

Дерево и древесина 0

2. Части дерева 1

3. Узоры на древесине, созданные природой 1

4. Технические свойства древесины 1

5. Породы древесины 1

6. Характеристика некоторых пород древесины 1

7. Лиственные породы древесины 1

8. Пороки древесины 1

9. Ненормальная окраска и гниль 1

10. Заготовка древесины 1

11. Сортамент древесины 1

12. Подготока материала к работе 1

Техника безопасности 0

Заготовка древесины 0

Обработка древесины 0

Инструмент 0

13. Разметочный и измерительный инструмент 1

14. Режущий инструмент. Техника безопасности 1

15. Заточка деревообрабатывающего инструмента 1

16. Вспомогательный инструмент и принадлежности 1

17. Виды резьбы по дереву 2

18. Плоско-выемчатая 1

19. контурная 1

20. Скобчатая 1

21. Геометрическая 1

Работа с инструментом 0

22. Верстак 1

23. Тиски и зажимные устройства 2

24. Угольник 2

25. Молоток 2

26. Ножовка 4

27. Рашпиль 4

28. Стамеска, долото 4

Столярные соединения 0

29. Клеевые 2

30. Шиповые 2

31. Соединение с помощью гвоздей 2

32. Соединение с помощью болтов и гаек 2

33. Резьбовые столярные соединения 1

Отделка древесины 0

34. Техника безопасности при работе с лакокрасочными материалами 1

35. Прозрачная отделка 2

36. Шлифование крупных изделий 2

37. Шлифование мелких изделий 2

38. Обесцвечивание 1

39. Отбеливание 1

40. Грунтование поверхности 1

41. Вощение древесины 2

42. Покрытие восковой мастикой 2

43. Покрытие деревянной посуды и других мелких изделий 3

44. Тонирование древесины 2

45. Бойц и морилка 1

46. Водоэмульсионное грунтование 1

47. Водоэмульсионная краска 1

Итого часов 72

Общая трудоемкость при освоении Программы «декоративной обработки древесины и столярного дела» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития 3-летнем сроке обучения составляет 216 часов. Рекомендуемая недельная нагрузка – 2 часа в неделю.

Задачи для детей первой ступени обучения (от 7 до 9 лет)

Образовательные:

• Учить детей правилам работы с клеем, измерительными инструментами, наждачной бумаги, воском, природным материалом, столярными инструментами

• учить обводить шаблон

• учить правильно держать инструмент;

• при работе с инструментом учить использовать вспомогательные приспособления;

• учить обрывать древесину;

• учить покрывать древесину воском и морилкой;

• знакомить с разными видами древесины, учить отличать их друг от друга;

• учить правильно держать ножовку, молоток, уголок;

• учить правильно держать карандаш, кисть.

Воспитательные:

• Воспитывать умение работать в коллективе сверстников;

• воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, желание ценить ее плоды;

• воспитывать стремление и умение доводить начатое дело до конца.

Коррекционные:

• Корректировать мелкую моторику рук на основе упражнений в обрывании древесины, работы с инструментом и приспособлениями;

• корректировать двигательную память на основе упражнений по переносу рисунка и разметки;

• корректировать внимание, восприятие, речь;

• корректировать творческие способности.

Задачи для детей второй ступени обучения (от 10 до 12 лет)

Образовательные:

• Учить детей правилам работы с древесиной, столярным инструментом, наждачной бумагой, фанерой, природным материалом, клеем, кистью, щеткой, воском;

• учить устанавливать заготовку в тиски и другие приспособления для ееудержания;

• учить отмечать размер и проводить линии

• учить обрывать материал с помощью наждачной бумаги;

• учить обрывать древесину столярным инструментом

• учить отрезать необходимый размер

• знакомить с разными видами природного материала

• учить правильно наносить клей на поверхность, учить приклеивать детали друг к другу

• учить правильно держать ножовку;

• учить правильно держать карандаш и переносить рисунок.

Воспитательные:

• Воспитывать умение работать в коллективе сверстников;

• воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, желание ценить ее плоды;

• воспитывать стремление и умение доводить начатое дело до конца.

Коррекционные:

• Корректировать мелкую моторику рук на основе упражнений в рисовании карандашом;

• корректировать двигательную память на основе упражнений в соединении деталей;

• корректировать внимание, восприятие, речь;

• корректировать творческие способности.

Задачи для детей третьей ступени обучения (от 13 до 15 лет)

Образовательные:

• Учить детей правилам работы со столярным инструментом, измерительным и разметочным инструментом, тисками, наждачной бумагой, клеем, природным материалом, воском, морилкой, кистью, щеткой

• учить измерять, наносить размерные линии;

• учить наносить рисунок;

• учить пользоваться маршрутной картой;

• учить обрывать материал;

• учить пользоваться столярным инструментом»;

• учить правильно наносить клей на поверхность, учить склеивать заготовки;

• учить правильно держать ножовку, молоток, отвертку;

Воспитательные:

• Воспитывать умение работать в коллективе сверстников;

• воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, желание ценить ее плоды;

• воспитывать стремление и умение доводить начатое дело до конца.

Коррекционные:

• Корректировать мелкую моторику рук на основе работы с измерительным инструментом;

• корректировать двигательную память на основе упражнений в рисовании эскизов, копировании рисунка, переносе рисунка;

• корректировать внимание, восприятие, речь;

• корректировать творческие способности.

Задачи для детей четвертой ступени обучения (от 16 до 18 лет)

Образовательные:

• Учить детей правилам работы со столярным инструментом, измерительным и разметочным инструментом, тисками, наждачной бумагой, клеем, природным материалом, воском, морилкой, кистью, щеткой

• учить измерять, наносить размерные линии;

• учить наносить рисунок;

• учить пользоваться маршрутной картой;

• учить обрывать материал;

• учить пользоваться столярным инструментом»;

• учить правильно наносить клей на поверхность, учить склеивать заготовки;

• учить правильно держать ножовку, молоток, отвертку;

Воспитательные:

• Воспитывать умение работать в коллективе сверстников;

• воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, желание ценить ее плоды;

• воспитывать стремление и умение доводить начатое дело до конца.

Коррекционные:

• Корректировать мелкую моторику рук на основе работы с измерительным инструментом;

• корректировать двигательную память на основе упражнений в рисовании эскизов, копировании рисунка, переносе рисунка;

• корректировать внимание, восприятие, речь;

• корректировать творческие способности.

Условия реализации Программы

- Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения литературы, наглядных пособий и материалов для занятий

- технические средства обучения – ноутбук, проектор;

- инструменты и приспособления: верстак, табурет, тиски настольные, ножовка по дереву, ножовка малая (лобзик, дрель - шуроповерт, сверлильный станок, станок с ЧПУ

-инструмент для подготовки к занятиям: пила циркулярная -настольная, токарный станок, рейсмус, ленточный лобзиковый стол;

- материалы для лепки: пластилин, масса для лепки, тесто, доска для работы с пластилином, проволока;

- материалы для рисования: карандаши, краски, кисти, баночки-непроливайки, альбомы для рисования;

- материалы для столярного дела и декоративной обработки: доски, брус, деревянные заготовки, фанера, гвозди, шурупы, морилка водная, мастика натуральная гиппоалергенная (восковая, щетки, кисти, расходные материалы (сверла, пилки, фрезы, клей, мастика, наждачная бумага, морилка, кисти, щетки для нанесения воска)

- инструмент для уборки рабочего места: щетка сметка, савок, ящик для отходов производства, щетка подметальная, савок с длинной ручкой

Список литературы

1. Маркуша, А. М. Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. – Минск: Нар. асвета, 2008.

2. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М.: Просвещение, 2010.

3. Кирюхин А. В. Мозаика и резьба по дереву. - М. ,1996

4. Афанасьев А. Ф. Резчику по дереву. -М. ,1989

5. Кузьмин С. Ю. Методическое пособие по художественной резьбе по дереву при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для педагогов дополнительного образования М. ,-2013

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Пусть меня научат» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 168 ОАО "РЖД" «Пусть меня научат» дополнительная общеразвивающая.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая ритмика» для детей от 2 до 3 лет 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Музыка — один.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Театральная мозаика» Предлагаю вашему вниманию дополнительную общеразвивающую программу для детей дошкольного возраста «Театральная мозаика».(слайд1) Данная.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Не играй с огнем» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» Пояснительная записка. Направленность программы: естественнонаучная. Актуальность: В основу программы кружка положены идеи развития личностного.

Дополнительная общеразвивающая программа «Говорилка» логопедической направленности для детей от 5 до 7 лет Календарно-тематический план. Лексические темы для детей 5-6 лет и 6-7 лет с ОНР одинаковы, отличается лишь наполняемость темы (лексический.

Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 5–6 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 4 Дополнительная общеразвивающая.

Дополнительная общеразвивающая программа «Театрализованная деятельность дошкольников» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умка» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умка» Пояснительная записка. Одним из приоритетных направлений дополнительного образования является.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа по направлению «Декоративная обработка древесины и столярное дело» для детей с ОВЗ
Опубликовано: 6 октября 2018 в 22:01
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. День рождения Тетриса

Тетрису уже 35 лет! Это самая распространённая компьютерная игра в мире. Она есть не только в ПК и игровых консолях, но и во многих телефонах, калькуляторах, часах, медиаплеерах, встречается даже в...

18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

Конспект урока технологии в 4 классе «Моделирование из бумаги. Дизайн автомобиля»
Тема урока Моделирование из бумаги. Дизайн автомобиля. Цель: дать представление ученикам об особенностях работы дизайнера. Задачи: Обучающая: дать...
Фотоотчет о выступлении на празднике, посвященному Дню семьи, любви и верности
С самого детства в сказках мы встречали трогательное высказывание: «Жили они долго и счастливо и умерли в один день». Оно позаимствовано из известной...
Мастер-класс изготовления поделки «Стул» из бросового материала — держателя пробок
Для создания оригинальных поделок и функциональных предметов применяют не только покупную дорогостоящую фурнитуру. Художники всего мира создают свои...