МААМ-картинки

Дополнительная общеразвивающая программа по технической направленности «Конструирование» для детей 4-го года жизни

Анжелика Соседкова
Дополнительная общеразвивающая программа по технической направленности «Конструирование» для детей 4-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Раздел 1. Пояснительная записка

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему своё отношение.

Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения, характеризующие современность.

Ежедневно нам приходится сталкиваться с возрастающими требованиями к развитию детей, подготовке их к школе, с другой стороны появлению новых технологий, с отсутствием целенаправленного и систематического обучения детей конструированию, отсутствию знаний у педагогов как работать с новым материалом, новыми технологиями.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по технической направленности „Конструирование“ для детей 4-го года жизни» размещена в разделах

В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является актуальным использование в дошкольных образовательных учреждениях лего- технологии:

• использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: конструирование находится в образовательной области «познавательное развитие» и интегрируется с образовательными областями «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие»;

• основой образовательной деятельности с использованием технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Конструирование – позволяет учиться, играя и обучаться в игре;

• использование технологии в МАДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе;

• технология – средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески;

• технология объединяет элементы игры с экспериментированием и, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

Направленность программы: научно – техническая (предлагает использование образовательных конструкторов как инструмента для обучения дошкольников конструированию)

Цель программы: развитие умственных и творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

Задачи:

• Развивать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

• Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением (выполнять операции логического мышления).

• Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу.

• Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас (закреплять знания детей об окружающем мире).

• Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

• Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

• Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одарённым, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

Программа является модифицированной

Отличительные особенности программы

Конструкторы – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

В основном образовательные конструкторы используются педагогами в свободное от занятий время, дети сами создают разные постройки в основном для игры, в данном случае обучение не проводится. Исходя из того, что конструктивная деятельность у многих детей находится на низком уровне, необходимы специальные организованные занятия.

Данная образовательная программа предполагает, проведение учебных занятий, направленных на овладение основами конструирования, приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Главными направлениями познавательного развития детей являются: развитие воображения и формирование способности к наглядному моделированию в конструировании. Программа реализует одну из основных задач развития умственных способностей детей – активизация восприимчивости к наглядному моделированию.

Набор образовательных конструкторов позволит открыть ребёнку новый мир, манипулируя с элементами конструктора, ребёнок учится добру, творчеству, созиданию.

Проведение систематического обучения детей работе с конструкторами, а также знакомство педагогов с новыми технологиями позволит за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в обучении и воспитании, т. к. конструкторы обладают большим диапазоном возможностей.

В программе конструирование последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных, игровых, интегрированных, тематических занятий дети знакомятся с возможностями конструктора, учатся строить сначала несложные модели, а затем самостоятельно придумывают их. Приобретают навык умения пользоваться инструкциями и чертежами, схемами. Таким образом, в процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, логического и проектного мышления, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Формируются умения работать группой, коллективом, развивается речь и коммуникативные навыки.

В процессе систематического обучения конструированию у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Наряду с конструктивно-техническими умениями формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить. Анализ условий задачи, поставленной взрослым, поиск способов ее решения подводят ребят к выделению чисто учебной цели, учат планировать и контролировать, т. е. организовывать свою деятельность.

Программой предусмотрена исследовательская деятельность, детей старшего дошкольного возраста. Проводятся различные конкурсы, совместные праздники с родителями.

Учитывая возрастные и физиологические особенности развития детей младшего и среднего дошкольного возраста в данной программе большое место отводится проведению занятий в форме игры. В старшей, подготовительной группе используются игровые элементы, для того чтобы заинтересовать детей.

Работа идёт в тесном контакте с воспитателями и педагогами дополнительного образования.

Диапазон использования образовательных конструкторов с точки зрения конструктивно-игрового средства довольно широк. Созданные постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром.

Формой контроля является мониторинг, проводимый в начале и конце учебного года по усвоению программных задач в каждой возрастной группе.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Оптимальная наполняемость учебной группы 10 человек.

Режим занятий

Учебный план составлен из расчёта 1 час в неделю, то есть 35 часа в год.

Формы занятий

Раздел 2. Учебно – тематический план, содержание обучения

Месяц Виды конструктора Тема Задачи

Сентябрь Конструктор «Kid K’NEX» №7 «Солнышко»

Познакомить с названием и назначением деталей конструктора Кид Кнекст.

Познакомить со способами крепления, приемами подбора деталей по размеру, форме, цвету.

Развивать воображение, образное восприятие. пространственное мышление. Опыт

Конструктор LEGO Софт, LEGO «Гриб»

Формировать знания о названиях деталей ЛЕГО — конструктора и способы крепления.

Совершенствовать умение конструировать по образцу, либо по заданному условию.

Конструктор POLYDRON GIAT «Солнышко»

Познакомить с конструктором и со способами крепления, приемами подбора деталей по форме, цвету.

Формировать логические операции: выделение признаков предметов (цвет, форма).

Совершенствовать умение конструировать по образцу, либо по заданному условию.

Конструктор «Kid K’NEX» №5 «Клумба»

Продолжать знакомить с названием и назначением деталей конструктора Кид Кнекст.

Отрабатывать способы крепления, приемы подбора деталей по размеру, форме, цвету.

Развивать воображение, образное восприятие. пространственное мышление.

Октябрь Конструктор LEGO «Цветок»

Формировать конструктивные умения и навыки детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из деталей конструктора ЛЕГО.

Закреплять названия деталей.

Развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструктор «Дары Фребеля» № 8, 9 «Солнышко»

Познакомить детей с понятием «симметрия».

Формировать умение выкладывать рисунки знакомых предметов из лучинок разного цвета, разной длины.

Развивать зрительно-моторную координацию, сортировку и упорядочивание фигур по цвету, размеру.

Деревянный конструктор «Дорожки»

Формировать умение строить два варианта дороги (узкая дорожка для пешеходов, широкая дорога для машин).

Отрабатывать умение располагать кирпичики на плоскости в один, два ряда на широкую сторону; различать широкую и узкую сторону кирпичика, плотно соединять кирпичики (узкой и широкой стороной).

Дать детям понятие о труде дворника в разное время года, о его рабочем инвентаре.

Конструктор POLYDRON GIAT «Дорожки»

Формировать представления о цвете и форме предметов; умение выделять пространственные признаки предметов (длина, ширина).

Совершенствовать умение конструировать по образцу, либо по заданному условию.

Закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.

Ноябрь Деревянный конструктор, «Дары Фребеля» «Ворота с забором»

Отрабатывать умение располагать кирпичики вертикально и горизонтально, ритмично располагая их на плоскости; изменять конструкцию предмета путём приставления его в высоту. Закреплять умения делать перекрытия, выбирать детали соответственно величине игрушек.

Развивать умение выполнять постройку в определенной последовательности, добиваясь точности в работе.

Конструктор LEGO Софт «Ворота с забором»

Формировать умения следовать предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей. Отрабатывать умение строить забор различными способами, располагая кирпичики по периметру четырёхугольника.

Закрепить умение детей замыкать пространство.

Развивать представления о размерах постройки.

Конструктор POLYDRON (GIAT,Магнитный) «Куб, пирамида»

Учить детей работать с различными видами конструктора.

Познакомить с названиями и способами создания объемных тел – куб, пирамида.

Учить экспериментировать и самостоятельно открывать конструктивные свойства магнитного материала.

Развивать воображения.

Конструктор POLYDRON (GIAT, Магнитный) «Дом»

Формировать умение строить объёмные конструкции.

Побуждать соединять и размещать детали в пространстве разными способами.

Развивать способность к моделированию, пространственное мышление.

Формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии строителя, результатам труда строителей.

Декабрь Деревянный конструктор «Двухэтажный дом»

Продолжать учить детей сооружать постройки из строительного материала по условиям, предложенным воспитателем (высокие дома с перекрытиями, делать конструкцию прочной, выкладывать детали ровно, плотно прижимая, друг к другу, подбирать их по размеру;

Развивать творческие способности детей.

Продолжать знакомить детей с профессией «строитель», с некоторыми профессиональными действиями, с инструментами – помощниками строителя.

Деревянный конструктор «Мебель»(стул, стол, кровать, кресло, диван) Формировать умение сооружать постройки путём комбинирования кирпичиков, кубиков и пластин. Формировать умение преобразовывать постройки способом удлинения.

Закреплять у детей представления о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, видеть их особенности. Закреплять умение правильно называть детали строительного набора, пользоваться этими названиями при анализе образцов.

Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик. я.

Конструктор LEGO Софт «Мебель» (кресло, диван)

Формировать знания о названиях деталей конструктора ЛЕГО и способы крепления.

Отрабатывать практические умения работы с конструктором.

Развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик

Конструктор «Дары Фребеля» № 7,8 «Елочки»

Формировать умение составлять различные узоры и картинки, используя простые формы. Формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках.

Январь Конструктор LEGO «Елочка»

Формировать знания о названиях деталей конструктора ЛЕГО и способы крепления. Формировать чувство симметрии.

Отрабатывать практические умения работы с конструктором.

Развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Деревянный строительный конструктор, «Дары Фребеля» «Горка»

Формировать умение строить горку, приставляя детали (кубики, призму, кирпичик) друг к другу, делать постройку устойчивой.

Отрабатывать умение запомнить и соблюдать последовательность практических действий.

Воспитывать интерес к конструктивной деятельности, желание строить и заканчивать начатую постройку, работать в коллективе сверстников.

Деревянный конструктор «Дары Фребеля» «Гараж»

Формировать умение сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначается.

Упражнять в употреблении слов длинный, спереди, сбоку, слева, справа. Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление.

Дать детям понятие о профессии шофёр, показать как она важна для человека.

Деревянный конструктор «Мосты»

Формировать представление о мостах, их назначении и строении.

Отрабатывать умение анализировать готовую постройку, определять последовательный ход строительства, делать постройку устойчивой.

Февраль Конструктор LEGO, Конструктор «Математический поезд» «Пешеходный мост» «Железная дорога»

Формировать умение преобразовывать мост в длину, высоту, ширину.

Развивать умение создавать конструкции по заданным условиям.

Воспитывать интерес к конструированию.

Дать детям понятие о профессии машинист

POLYDRON (GIAT, магнитный) «Лодочка» .«Кораблик»

Отрабатывать умение соединять детали при постройке, закреплять знания о названиях деталей, форме, цвете.

Продолжать учить выполнять постройки по образцу, обогащать активный и пассивный словарь.

Формировать представления о военных профессиях. Познакомить с профессией капитана.

Конструктор LEGO «Самолет»

Совершенствовать умения детей передавать форму объекта средствами конструктора ЛЕГО, выделяя функциональные части.

Познакомить детей с праздником День Защитника Отечества.

Формировать представления о военных профессиях. Познакомить с профессией летчика.

Конструктор LEGO «Кран»,«Машина»

Закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.

Развивать умение создавать модель: по схеме или по образцу.

Дать детям представление о профессии водитель, шофер и разновидностях транспорта.

Март Конструктор «Kid K’NEX»№5, LEGO «Ваза с цветами»

Закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.

Отрабатывать умение подбирать детали по цвету, соответствующему определенному цветку.

LEGO «Собачка», «Конура»

Учить строить из конструктора собачку.

Формировать умение давать общее описание, выделять основные части конструируемого предмета (стены, пол, крыша, дверь).

Отрабатывать конструктивные умения и навыки детей. Развивать способности выделять форму, части, цвет.

Конструктор LEGO «Домик»

Формировать обобщенное представление о домах.

Познакомить с понятием «фундамент»

Расширять у детей опыт конструирования на основе готового образца постройки,

Отрабатывать умение сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными.

Формировать умение сочетать в постройках детали разных цветов.

Конструктор LEGO «Кормушка»

Формировать умение детей строить по образцу домик-кормушку для птиц; анализировать образец, выделять его основные части (основание, стенки, крыша, объяснять их функциональное назначение.

Применять при строительстве полученные ранее навыки и умения.

Апрель Конструктор LEGO «Птичка»

Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление.

POLYDRON (GIAT, магнитный – сфера) «Ракета», «Планета»

Упражнять в конструировании ракеты.

Развивать умение строить по образцу.

Развивать творческие способности, воображение, умение ориентироваться в пространстве.

Познакомить детей с праздником День Космонавтики.

Формировать представление детей о космосе, профессии «космонавт».

Конструктор POLYDRON (GIAT) «Ракета»

Совершенствовать представление о деталях конструктора и способах их соединения.

Развивать умение выполнять простейшие конструкции в соответствии с заданными

условиями.

Вызвать интерес к профессии космонавт и желание быть похожим на космонавта – сильного, здорового, выносливого, умного.

Конструктор LEGO «Кораблик»

Формировать знания о названиях деталей конструктора ЛЕГО и способы крепления.

Закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.

Май Конструктор LEGO «Дерево»

Формировать чувство симметрии.

Формировать знания о названиях деталей конструктора ЛЕГО и способы крепления.

Отрабатывать практические умения работы с конструктором.

Развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей. конструктора.

Конструктор LEGO «Клумба с цветами»

Отрабатывать умение строить цветы по образцу.

Формировать чувство симметрии

Формировать умение сочетать в постройках детали разных цветов.

Развивать способности выделять форму, части цветка, цвет.

Конструктор LEGO «Гусеница»

Формировать умение передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;

определять назначение частей предметов, их пространственное расположение.

Раздел 3. Механизм оценки получаемых результатов

Мониторинг образовательных результатов

Критерии оценки приобретённых знаний, умений и навыков

вторая младшая группа

Называет цвет деталей

Называет детали

Скрепляет детали конструктора

Строит по образцу

Строит элементарные постройки по творческому замыслу

Точность скрепления и скорость выполнения

Механизм оценки

вторая младшая группа

Низкий уровень: уровень ЗУН детей соответствует трем из шести вышеуказанных критериев.

Средний уровень: уровень ЗУН детей соответствует четырем критериям.

Высокий уровень: уровень ЗУН детей соответствует пяти или шести критериям.

Данные критерии оцениваются в процессе занятий и выставляются в конце каждого года обучения.

Программой предусмотрено проведение в конце курса контрольных заданий, результат которых также учитывается при определении уровня обученности дошкольников.

Раздел 4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Формы организации обучения конструированию

• конструирование по образцу

Заключается в том, детям предлагаю образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения, Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера

• конструирование по модели

Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Постановка таких задач перед детьми – достоточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

• конструирование по условиям

Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которыми постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое её назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

• конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируются мышление и познавательные способности.

• конструирование по замыслу

Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

• конструирование по теме

Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.

Включение детей младшей группы в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

Публикации по теме:

Акции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьейАкции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьей Папа + мама + я =техническая семьяцель Поиск, новых интересных технических решений при конструировании из бросового материала и образовательных.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Технологическая карта КОП технической направленности. Динамическая игрушка из картона и бумаги «Тётушка Сова»Технологическая карта КОП технической направленности. Динамическая игрушка из картона и бумаги «Тётушка Сова» Аннотация для родителей Динамические игрушки - это игрушки передающие моторику движения живых существ или механизмов. Это интересные, веселые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа по технической направленности «Конструирование» для детей 4-го года жизни
Опубликовано: 29 марта 2020 в 17:04
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по технической направленности «Конструирование» для детей 4-го года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Соседкова (УИ 150201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД