Карина Солнышкова
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка» для обучающихся: 5–6 лет (стартовый уровень)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы – развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения.
Задачи
Предметные:
-обучать таким категориям, как: предложение, слово, слог, звук;
-обучать навыкам логического мышления;
-расширять активный словарный запас;
-развивать звуковую культуру речи;
-развивать память, способность к запоминанию;
-развивать связную речь;
-формировать грамматический строй речи;
-развивать фонематический слух.
Метапредметные:
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Развивайка“ для обучающихся: 5–6 лет (стартовый уровень)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-формировать чувства уверенности в своих силах, самостоятельной инициативности;
-формировать умение общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
Личностные:
-воспитывать умение учиться в коллективе, прививать чувства коллективизма, взаимовыручки;
-формировать устойчивый интерес к изучению родного языка.
Учебный план
№ п/п Название раздела, темы Кол-во часов Формы
аттестации
Теория Практика Всего
1. Вводные занятия: 0,6 1,4 2
1.1. Будем знакомы. 0,3 0,7 1 Дидактическая игра
1.2. Давай, поговорим… 0,3 0,7 1 Устный опрос
2. Устная речь: 1,2 2,8 4
2.1. Мир слов, окружающих нас. 0,3 0,7 1 Устный опрос
2.2. Наша речь. 0,3 0,7 1 Устный опрос
2.3. Слог. 0,3 0,7 1 Дидактическая игра
2.4. Путешествие в мир слов. 0,3 0,7 1 Дидактическая игра
3. Речевые звуки: 1,2 2,8 4
3.1. Звуки речи. 0,3 0,7 1 Дидактическая игра
3.2. «Поющие гномики». 0,3 0,7 1 Дидактическая игра
3.3. «Ворчуны». 0,3 0,7 1 Дидактическая игра
3.4. Викторина «Угадай-ка». 0,3 0,7 1 Викторина
4. Развитие речи : 7,8 18,2 26
4.1. «Азбука улиц». 0,3 0,7 1 Настольная игра
4.2. Лес. Грибы. Ягоды. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.3. Дикие животные. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.4. Домашние животные. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.5. Участники дорожного движения. 0,3 0,7 1 Ролевая игра
4.6. В зоопарке. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.7. Одежда. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.8. Обувь. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.9. Виды транспорта. 0,3 0,7 1 Подвижная игра
4.10. Зима. Зимующие птицы. 0,3 0,7 1 Подвижная игра
4.11. Приключения Буратино. 0,3 0,7 1 Дидактическая игра
4.12. Посуда. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.13. Светофоры 0,3 0,7 1 Дидактическая игра
4.14. Речные, морские, аквариумные рыбки. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.15. Комнатные растения. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.16. Однажды… 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.17. Улицы и дороги. 0,3 0,7 1 Ролевая игра
4.18. Профессии. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.19. Весна. Приметы весны. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.20. Теремок. 0,3 0,7 1 Ролевая игра
4.21. Пешеходный переход 0,3 0,7 1 Подвижная игра
4.22. Всё наоборот. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.23. Насекомые. 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.24. «Здравствуй, лето!» 0,3 0,7 1 Устный опрос
4.25. Ребёнок и велосипед. 0,3 0,7 1 Подвижная игра
4.26. Путешествие в сказку. 0,3 0,7 1 Конкурс
Итого:
10,8
25,2
36
Содержание программы
Раздел 1. Вводные занятия.
Тема 1.1. Будем знакомы.
Теория: знакомство с детьми, с правилами поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление детей с деятельностью на занятиях.
Практика: игры: «Давай знакомиться», «Я учусь!»
Тема 1.2. Давай, поговорим (первичная диагностика).
Теория: лексическая тема «Любимая игрушка».
Практика: описание ёжика (игрушка). Выявление уровня развития у детей связной речи.
Раздел 2. Устная речь.
Тема 2.1. Мир слов, окружающих нас.
Теория: знакомство с понятием «слово» (слово-предмет, слово-признак, слово-действие). Схематические обозначения.
Практика: лексическая тема «Моя семья». Составление словосочетаний. Упражнения на развитие памяти и внимания «Составь схему».
Тема 2.2. Наша речь.
Теория: знакомство с понятием «предложение», «интонация».
Практика: лексическая тема «Осень». Распространение предложений прилагательными. Составление схем предложений.
Тема 2.3. Слог.
Теория: знакомство с понятием «слог».
Практика: лексическая тема «Игрушки». Деление слов на слоги. Игра «Раздели правильно». Упражнения на развитие фонематического слуха.
Тема 2.4. Путешествие в мир слов.
Теория: объяснение задания педагогом.
Практика: самостоятельное выполнение задания детьми: составление предложений по картинке, составление схем предложений.
Раздел 3. Речевые звуки.
Тема 3.1. Звуки речи.
Теория: знакомство с понятием «речевые звуки». Прослушивание аудиозаписей со звуками живой и неживой природы, музыкальных инструментов.
Практика: игра «Отгадай звук». Различение речевых и неречевых звуков.
Тема 3.2. «Поющие гномики».
Теория: знакомство с понятием «гласный звук». Характеристика гласных звуков (можем петь). Обозначение (красный цвет). Определение места звука в лове (начало, середина, конец).
Практика: лексическая тема «Огород. Овощи». Артикуляционные упражнения: «Окошко», «Бублик», «Дудочка», «Улыбочка». Игра «Где спрятался звук?».
Тема 3.3. «Ворчуны».
Теория: знакомство с понятием согласный звук. Характеристика согласных звуков. Обозначение (синий, зеленый цвет).
Практика: лексическая тема «Сад. Фрукты». Игра «Где спрятался звук?»
Тема 3.4. Викторина «Угадай-ка» (промежуточная диагностика)
Теория: объяснение задания педагогом.
Практика: игры «Угадай звук», «Где спрятался звук». Самостоятельное выполнение задания детьми: определение места звука в слове, характеристика звуков, дифференциация звуков.
Раздел 4. Развитие речи.
Тема 4.1. «Азбука улиц».
Теория: беседа о дорожных знаках. Чтение обучающих стихов.
Практика: просмотр обучающего мультфильма Настольная игра - пазлы «Дорожные знаки».
Тема 4.2. Лес. Грибы. Ягоды.
Теория: образование существительных в единственном и множественном числе.
Практика: лексическая тема «Лес». Составление рассказа по опорным картинкам «За ягодами».
Тема 4.3. Дикие животные.
Теория: образование притяжательных прилагательных.
Практика: лексическая тема «Дикие животные». Придумывание загадок. Игры «Волшебный мешочек», «Кто чем питается?».
Тема 4.4. Домашние животные.
Теория: образование притяжательных прилагательных.
Практика: лексическая тема «Домашние животные». Прослушивание стихотворения «Усатый – полосатый». Составление рассказов – описаний о домашних животных.
Тема 4.5. Участники дорожного движения.
Теория: беседа об участниках дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход.
Практика: ролевая игра «Участники дорожного движения».
Тема 4.6. В зоопарке.
Теория: образование относительных прилагательных.
Практика: лексическая тема «Зоопарк». Составление загадок – описаний о животных, проживающих в зоопарке. Игра «Кто у кого?».
Тема 4.7. Одежда.
Теория: образование относительных прилагательных. Расширение словаря (части одежды).
Практика: лексическая тема «Одежда». Отгадывание и толкование загадок. Игра «Магазин». Развитие диалоговой речи.
Тема 4.8. Обувь.
Теория: образование существительных родительного падежа множественного числа.
Практика: лексическая тема «Обувь». Составление предложений. Игра с мячом «Один – много».
Тема 4.9. Виды транспорта.
Теория: знакомство с видами транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный.
Практика: игра «Летает, едет, плывёт».
Тема 4.10. Зима. Зимующие птицы.
Теория: образование однокоренных слов. Признаки зимы.
Практика: лексическая тема «Зима». Составление предложений. Игра с мячом «Передай дальше».
Тема 4.11. Приключения Буратино (промежуточная диагностика).
Теория: объяснение задания педагогом.
Практика: игра «Составь рассказ по картинкам». Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Тема 4.12. Посуда.
Теория: образование множественного числа существительных. Формирование понятий: чайная, столовая, кухонная посуда.
Практика: лексическая тема «Посуда». Прослушивание сказки «Федорино горе». Отгадывание загадок о посуде.
Тема 4.13. Светофоры.
Теория: знакомство с видами светофоров: транспортный и пешеходный. Сигналы светофоров. Действия пешеходов и водителей.
Практика: игра «Красный, жёлтый, зелёный».
Тема 4.14. Речные, морские, аквариумные рыбки.
Теория: согласование числительных 2 и 5 с существительными.
Практика: лексическая тема «Рыбы». Составление рассказов – описаний о рыбах. Игра «Аквариум».
Тема 4.15. Комнатные растения.
Теория: согласование прилагательных с существительными.
Практика: лексическая тема «Комнатные растения». Отгадывание загадок про комнатные растения. Игра с мячом «Предмет – признак».
Тема 4.16. Однажды…
Теория: знакомство с частями текста: начало (зачин, середина (развитие сюжета, конец (концовка).
Практика: составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Тема 4.17. Улицы и дороги.
Теория: беседа: проезжая часть и тротуар.
Практика: просмотр обучающего мультфильма. Игра «водитель-пешеход».
Тема 4.18. Профессии.
Теория: согласование существительных с глаголами.
Практика: лексическая тема «Профессии». Игра «Больница». Развитие диалоговой речи.
Тема 4.19. Весна. Приметы весны.
Теория: образование однокоренных слов. Признаки весны.
Практика: лексическая тема «Весна». Отгадывание загадок о весне. Образование однокоренных слов от слова весна. Составление рассказа о весне по серии картинок.
Тема 4.20. Теремок.
Теория: согласование окончания существительного и глагола прошедшего времени.
Практика: прослушивание сказки «Теремок». Разыгрывание сказки по ролям.
Тема 4.21. Пешеходный переход.
Теория: знакомство с видами пешеходных переходов: наземный, подземный. Просмотр обучающего мультфильма
Практика: составление рассказа по открыткам из набора «Пешеходу – малышу». Игра «Я - пешеход».
Тема 4.22. Всё наоборот.
Теория: образование глаголов с противоположным значением при помощи приставок.
Практика: составление предложений. Игра с мячом «Передай дальше»
Тема 4.23. Насекомые.
Теория: расширение глагольного словаря.
Практика: лексическая тема «Насекомые». Прослушивание стихотворения «Муха – цокотуха». Составление описательных рассказов по картинкам.
Тема 4.24. «Здравствуй, лето!»
Теория: знакомство с предлогами: на, над, под, в, из, у, с. Признаки лета.
Практика: лексическая тема «Лето». Составление рассказов о лете по картинкам, используя предлоги.
Тема 4.25. Ребёнок и велосипед.
Теория: беседа о безопасном передвижении на велосипеде. Просмотр обучающего мультфильма.
Практика: игра «Я - велосипедист».
Тема 4.26. Путешествие в сказку (итоговая диагностика).
Теория: прослушивание сказки «Гуси – лебеди».
Практика: игры: «Отгадай звук», «Где спрятался звук», «Раздели правильно». Составление рассказа – описания о синице.