МААМ-картинки

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Роботёнок»

Любовь Алексеевна Целуева
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Роботёнок»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Направленность

Вид программы

Новизна программы

Возраст детей

Сроки реализации

Формы и режим занятий

Планируемые результаты и способы определения их результативности

Формы подведения итогов реализации программы

Характеристика детского объединения

Цели и задачи программы

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

Содержание учебного плана

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности „Роботёнок“» размещена в разделах

Условия, методы, приемы, технологии, алгоритм учебного занятия

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДОП И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

6. ПРИЛОЖЕНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Научно-технический прогресс последних десятилетий неразрывно связан с интеллектуальным продуктом, открытиями и изобретениями, получаемыми в результате инновационной деятельности.

Одним из ведущих направлений современной прикладной науки является робототехника, которая занимается созданием и внедрением в жизнь человека автоматических машин, способных намного облегчить как промышленную сферу жизни, так и бытовую. Роботостроение сегодня – довольно развитая отрасль промышленности: огромное количество роботов выполняют работу на различных предприятиях, изучение космического пространства или подводных глубин уже не обходится без использования робототехнических манипуляторов подводных или летательных аппаратов с высоким уровнем интеллекта.

Дополнительная образовательная программа «Robs : конструируем и играем» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предназначена для реализации дополнительного образования детей 5-8 лет по технической направленности (робототехника) и рассчитана на 2 календарных года. Программа направлена на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста в формировании первичных представлений о технике, ее свойствах, назначении в жизни человека.

Концептуальная идея Программы предполагает целенаправленную работу по развитию конструкторских способностей детей с использованием образовательного робототехнического модуля «Технолаб», который предназначен для наглядного изучения основ робототехники на примере эксперимента, который можно без особого труда выполнить в рамках индивидуальных или групповых занятий. На базе данного модуля дети смогут сконструировать простейшие модели роботов, приводимых в движение с помощью приводов и различных передач. Процесс сборки роботов увлекателен и информативен, а каждая из разрабатываемых моделей будет служить в качестве наглядного примера из области естествознания или техники. Помимо увлекательного времяпрепровождения воспитанниками, работа с образовательным модулем способствует росту любознательности детей, повышению моторики, наблюдательности, внимательности и усидчивости. Использование решений из области робототехники в рамках образовательного процесса позволит сформировать технологическую и проектную культуру воспитанников, которые также не останутся равнодушными к столь увлекательному образовательному процессу. LEGO-конструктор «Технолаб» обеспечивает сложность и многогранность воплощаемой идеи, способствует формированию умения учиться, получать новые знания об окружающем мире, добиваться результата, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

По окончании первого года обучения «Конструирование роботов» у детей появится интерес к робототехнике и конструированию разных моделей роботов по технологическим картам (с помощью педагога) в образовательном LEGO-конструкторе «Технолаб» (Предварительный уровень, стимулируется познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

По итогам программы первого года обучения дети:

Должны знать:

-правила работы с конструктором «Технолаб» (образовательный робототехнический модуль);

- условные обозначения деталей конструктора;

- способы соединения деталей;

-понятие робот, виды роботов;

- числа от 5 дл 10.

Должны уметь:

- работать по технологическим картам (инструкциям);

- называть и конструировать плоские и объемные модели;

- сравнивать и классифицировать объекты по 1-2 свойствам;

- определять число деталей в простейшей конструкции модели и их

взаимное расположение;

- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;

- считать и сравнивать числа от 1 до 10;

- конструировать плоские и объёмные модели по образцу, по модели,

схеме, условию, собственному замыслу, овладеть навыками

каркасного конструирования;

- планировать этапы создания собственной стрекозы и гаража для

автомобиля по собственному замыслу;

- работать в группе.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность программы обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении; в соответствии требованиям ФГОС, который определяет конструирование обязательным компонентом образовательной программы, способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструирование роботов с детьми 5-8 лет – это первая ступенькам для освоения универсальных логических действий и развития навыка моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе по направлению «Образовательная робототехника». Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

НАПРАВЛЕННОСТЬ : Техническая.

Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учётом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие способностей ребенка к техническому творчеству.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, творцами, играя они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

ВИД ПРОГРАММЫ : авторская

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения. Робототехника в детском саду базируется на знаниях, полученных воспитанниками при освоении основной образовательной программы по направлениям «Формирование элементарных математических представлений», «Конструирование», «Формирование целостной картины мира» и является фундаментом для успешного применения технических знаний и конструкторских навыков в последующей образовательной деятельности.

Реализация данной программы поспособствует росту любознательности воспитанников, повышению моторики, наблюдательности, внимательности и усидчивости. Использование решений из области робототехники в рамках дополнительного образовательного процесса позволит формировать технологическую и проектную культуру воспитанников.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6-7 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год

ФОРМЫ И РЕЖИМЫ ЗАНЯТИЙ: четверг 16:00, продолжительностью 30 минут.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:

Владеют разными формами и видами игры, различают условную и реальную ситуацию, умеют подчиняться правилам и социальным нормам

• Проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, умеют навыки экспериментирования.

• Умеют следовать словесной инструкции педагога

Приобретали новые конструктивные умения: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочными, связывать между собой.

• Повысился уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

• Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе.

• Овладели культурой труда и навыками работы в коллективе.

• Повышен уровень коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения, мышления и речи.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ : выставка продуктивной деятельности детей.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.

Реализация данной программы предусматривает выполнение следующих задач:

Обучающие:

1. сформировать представление о роботе, способах конструирования разнообразных моделей из деталей конструктора;

2. познакомить воспитанников с деталями конструкторов и способами создания моделей роботов;

3. сформировать знания об окружающем мире на основе создания конструктивных моделей роботов;

4. научить решать конструктивные, изобразительные задачи.

Развивающие:

5. развивать воображение, креативность и творческие способности;

6. способствовать формированию пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти;

7. развивать интерес к созданию конечного продукта труда;

8. способствовать развитию мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз;

9. активизировать активный и пассивный словарь, способствовать выстраиванию монологической и диалогической речи;

10. расширить кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

11. развивать психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

12. развивать регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция, оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

13. развивать сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;

14. создать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Воспитывающие:

15. воспитать волевые качества, научить доводить начатое до конца;

16. формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

17. воспитать толерантность друг к другу.

Дети имеют представление:

* об основных принципах построения роботов;

* о принципах работы управляемого блока ЦМ-15;

Дети знают:

* названия и назначения основных комплектующих моделей/роботов;

* значение технических терминов;

Дети умеют:

* устанавливать причинно-следственные связи;

* анализировать результат и искать новые пути решения;

* строить трёхмерные модели по двухмерным чертежам;

* творчески мыслить при создании действующих моделей;

* работать в группе, договариваться с партнёрами.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

ОКТЯБРЬ

1. Тема. «Знакомство с конструктором ТЕХНОЛАБ»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с образовательным конструктором ТЕХНОЛАБ.

Формировать представление о способах работы с конструктором: видах деталей, о способах соединения, о правилах безопасного поведения при работе с конструктором.

2. Тема. «Собираем пчелу»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с тремя законами робототехники. Ввести понятие

«робот»

Закрепить знания детей по работе с технологическими картами –

Конструирование робота – пчелы.

Развивать пространственное воображение, наглядные формы мышления.

Развивать конструктивные навыки.

Физкультминутка «Пчела Майя»

3. Тема «Собираем бабочку»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с управляемым блоком ЦМ-15, его ролью в конструкции и правилами техники безопасности при работе с ним. Научить конструировать бабочку по технологической карте и собственному замыслу.

НОЯБРЬ

1. Тема. «Собираем фотоаппарат»

ЦЕЛЬ: Продолжать формирование представлений о способах работы с конструктором, о видах деталей, способах соединения, работе с технологической картой.

Познакомить детей с устройством ввода-вывода информации –фотоаппаратом, его назначением.

Беседа по содержанию. Игра «Запомни и расставь»

2. Тема «Собираем велосипед»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о составных частях, видах и назначении велосипеда.

Познакомить детей со сборкой модели трёхколёсного робота, примером крепления третьего колеса к блоку ЦМ-15.

Познакомить детей со сборкой трёхколёсного велосипеда по технологической карте.

Игра «Назови недостающую часть». Рассказ о велосипедах и их назначении, составных частях.

Физкультминутка «Едем на велосипеде»

ДЕКАБРЬ

1. ТЕМА. «Собираем ветряную мельницу»

ЦЕЛЬ: Сформировать представление о принципах работы (аэродинамическом механизме, назначении и типах мельницы.

Познакомить детей со сборкой модели ветряной мельницы.

Отгадывание загадки. Беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций.

2. ТЕМА. «Собираем белку»

ЦЕЛЬ: Закрепить и пополнить знания детей о белках, их повадках.

Продолжать расширять кругозор детей и их словарный состав.

Познакомить детей со сборкой модели по технологической карте.

Отгадывание загадок. Игра «Запомни и выложи в ряд.

Рассказ о белках и их повадках. Показ иллюстраций.

Физкультминутка «Сидит белка».

ЯНВАРЬ

1. ТЕМА. «По замыслу»

ЦЕЛЬ: Формировать умение создавать замысел и реализовывать его.

Упражнять детей в конструировании из конструктора Технолаб.

2. ТЕМА. «Собираем пингвина»

ЦЕЛЬ: Закрепить и пополнить знания детей о пингвинах. Продолжать расширять кругозор детей.

Познакомить детей со сборкой модели пингвина по технологической карте.

Игра «Чья команда быстрее построит»

Конструирование пингвина из деталей конструктора Технолаб.

ФЕВРАЛЬ

1. ТЕМА. «Собираем подводную лодку»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с классом кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении и их назначением.

Познакомить детей со сборкой модели подводной лодки по технической карте.

Беседа по содержанию. Рассказ о подводных лодках, их назначении с просмотром иллюстраций.

Физкультминутка «Мы моряки подводники»

2. ТЕМА. «Собираем танк»

ЦЕЛЬ: Закрепить и пополнить знания детей о бронированных гусеничных машинах, различных вариантах четырёхколёсного робота.

Продолжать расширять кругозор детей о военной технике.

Обучить детей конструированию ходовой части, использующей при движении ременную передачу.

Познакомить детей со сборкой модели танка по технологической карте.

Игра «Найди деталь такую же, как на карточке»

Отгадывание загадок.

МАРТ

1. ТЕМА. «Собираем коалу»

ЦЕЛЬ: Закрепить и пополнить знания детей о коалах и их повадках.

Продолжать расширять кругозор детей и их словарный состав.

Познакомить детей со сборкой модели коалы. Конструирование коалы из деталей конструктора Технолаб.

Беседа. Игра «Отгадай»

Рассказ о коалах и их повадках, естественной среде обитания. Рассматривание иллюстраций.

2. ТЕМА «Собираем лебедя»

ЦЕЛЬ: Закрепить и пополнить знания детей о лебедях и их повадках. Продолжать расширять кругозор детей и словарный состав.

Познакомить детей со сборкой лебедя.

Рассказ о лебедях и их повадках, естественной среде обитания.

Физкультминутка «Лебеди летят, крыльями машут»

АПРЕЛЬ

1. ТЕМА. «Собираем автобус»

ЦЕЛЬ: Пополнить знания детей о видах транспорта, истории появления автобуса. Продолжать расширять кругозор детей о двигателе внутреннего сгорания, их словарный запас.

Обучить детей конструированию ходовой части четырёхколёсного робота, использующего придвижении четыре колеса.

Игра «Светофор»

Беседа по видам транспорта. Отгадывание загадок.

Физкультминутка «В автобусе»

2. ТЕМА. «Собираем легковой автомобиль»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания о составных частях, видах и назначении легкового автомобиля.

Познакомить детей со сборкой легкового автомобиля по технологической карте.

Отгадывание загадок.

Игра «Светофор»

3. ИТОГ

ВЫСТАВКА «МИР РОБОТОВ»

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ

(условия, методы, приёмы, технологии, алгоритм учебного занятия)

Образовательный робототехнический модуль Технолаб " Предварительный уровень" дает возможность для изучения воспитанниками основ робототехники, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества детей. Способствует освоению базовых навыков в области проектирования и моделирования объектов, направлен на стимулирование и развитие любознательности и интереса к технике. Модуль способствует развитию системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Ребенок в процессе занимательной игры сможет получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.

Работа проходит в группах по 5-10 человек, где учитываются индивидуальные особенности воспитанников, общая последовательность следующая:

-Формулировка общих принципов простого механизма.

-Знакомство воспитанников с активной лексикой, например, используя ее при рассказе об изучаемом простом механизме.

-Сборка и изучение одной или всех принципиальных моделей.

-Выполнение творческого задания.

При выполнении творческого задания модели создают не по технологической карте, а опираясь на полученные знания и свой жизненный опыт.

Сначала ребята продумывают модели, которые они хотят создать, обговаривают технические характеристики и функции.

Затем создают эти модели. Одновременно происходит корректировка первоначального замысла (у некоторых он совершенно меняется). Следующая ступенька - «оживление» моделей. Дети придумывают истории, происходившие с их творениями. Эти занятия позволяют решить также проблемы, связанные с возрастными особенностями учащихся 5-8 лет, обусловленные недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими способами получения информации. Преимущество состоит в том, что обучающийся находится не в виртуальном пространстве, а может ощущать физический смысл процессов, которым обучается. Выполнение заданий способствует развитию у детей знаний, умений и навыков в различных областях: конструирования, основ механики, моделирования, абстракции и логики.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, информатике, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял свой кругозор и приобретал новые знания о роботах, животных, строительстве, транспорте, динозаврах.

В совместной деятельности по конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДОП И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Каширин Д. А., Каширина А. А. «Конструирование роботов с детьми 5-8 лет

1 часть «Учебно-методическое пособие в соответствии ФГОС – Москва 2018г.

Каширин Д. А., Каширина А. А. «Конструирование роботов с детьми 5-8 лет 2 часть «Учебно- методическое пособие в соответствии ФГОС- Москва 2018г.

Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. М. изд. Сфера. 2012 г.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Каширин Д. А., Каширина А. А. «Конструирование роботов с детьми 5-8 лет часть 1 Рабочая тетрадь Москва 2018г.

Публикации по теме:

Акции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьейАкции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьей Папа + мама + я =техническая семьяцель Поиск, новых интересных технических решений при конструировании из бросового материала и образовательных.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Технологическая карта КОП технической направленности. Динамическая игрушка из картона и бумаги «Тётушка Сова»Технологическая карта КОП технической направленности. Динамическая игрушка из картона и бумаги «Тётушка Сова» Аннотация для родителей Динамические игрушки - это игрушки передающие моторику движения живых существ или механизмов. Это интересные, веселые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Роботёнок»
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 18:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД