Галина Борисова
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эрудит»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств станицы Советской»
Дополнительная общеразвивающая программа
Области музыкально – изобразительного искусства
«Раннее эстетическое развитие»
«Юный эрудит»
Срок реализации программы 3 года
Разработчик – Г. В. Борисова,
преподаватель МКУДО
«ДШИ ст. Советской»
2022г.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Юный эрудит“» размещена в разделах
I. Целевой раздел
Образовательная программа дополнительного образования детей предназначена для развития математических и логических представлений детей 4 – 7 лет, основана на методических пособиях и рекомендациях Колесниковой Е. В., Петерсон Л. Г., Кочемасовой Е. Е. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. В программе содержится материал для организации дополнительного образования детей дошкольного возраста, который может быть использован педагогами образовательных организаций и родителями, для организации познавательно - развивающей интересной совместной деятельности по эффективному обучению и развитию математических и логических представлений.
1.1. Пояснительная записка.
Программа учебного предмета «Юный эрудит» является программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и обусловлена, с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДШИ, цель которого – развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания образовательного процесса на дошкольном этапе, цель которого, опять таки – развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - создание условий для развития его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Одной из наиболее важных задач педагога и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Ученые подчеркивают значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок.
Данная программа является первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, быть самостоятельным в поиске ответов на возникающие вопросы.
Разработанная Программа предназначена для развития и обучения детей 5 – 7 лет, основана на методических рекомендациях развития математических представлений и логического мышления у дошкольников Колесниковой Е. В., Петерсон Л. Г., Кочемасовой Е. Е., учитывались теории А. В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д. Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, Л. С. Выготского о развивающем обучении.
При разработке занятий также используются методические пособия:
• Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Р. Л. Непомнящая, А. М. Вербенец. – СПб: Детство-Пресс, 2000г.
• Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
• Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2013.
• Носова Е. А. «Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л. : 1990г.
• Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 6-7 лет. Москва, Ювента, 2014г.
• Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-7 лет. Москва, Ювента, 2014г.
Программа «Юный Эрудит» создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Предлагаемые занятия по формированию элементарных математических представлений, развитию логического мышления дают возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Новизна программы в использовании системно-деятельного комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений и явлений окружающего мира, в применении в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме развития личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Материал занятий излагается в игровой форме. Знания по теории ребёнок получает в контексте практического применения данного дидактического материала с использованием развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений. Весь комплекс заданий с дидактическим материалом – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы : развитие логического мышления, смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширить кругозор математических представлений у детей.
Задачи программы :
обучающие:
- ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи;
- познакомить детей с общими математическими понятиями;
- учить ориентироваться на листе бумаги в крупную клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана;
- учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек;
- формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- формировать пространственно-временные отношения;
- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.);
- активизировать познавательный интерес.
развивающие:
- развитие познавательных способностей и мыслительных операций, развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
- развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
воспитательные:
- воспитание у детей интереса к занимательной математике;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность и умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
- воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу;
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы
Программа : соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму», обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей, строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей.
Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
1.4. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возможные достижения ребёнка на этапе завершения обучения.
Ожидаемые результаты (ориентиры к 5-6 годам) :
-считать по образцу и названному числу в пределах 10;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- знать числа первого десятка и записывать их;
- пользоваться математическими знаками: +, -,=,<, >;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрические фигуры;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Ожидаемые результаты (ориентиры к 6-7 годам) :
- знать числа второго десятка и записывать их;
- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; использовать и писать математические знаки +, -,=,<, >;
- решать арифметические задачи и записывать решение;
- сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;
- устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
-различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;
- рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);
- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
- измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
-изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
- ориентироваться на листе бумаги;
-определять положение предмета по отношению к другому;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
- самостоятельно формулировать учебные задачи.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности и задачи
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Задача педагога, проводящего занятия по математике - включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого он прежде всего должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества. Составляя план очередного занятия по развитию элементарных математических представлений, педагог должен обязательно учесть работу с отдельными детьми, принимая во внимание их индивидуальные проявления, которые он мог лично наблюдать.
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Сформированность навыков учебной деятельности поможет дошкольнику в его последующей школьной жизни. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Содержание Программы разработано с учётом преемственности дошкольного и начального общего образования и представлено следующими разделами:
- количество и счет;
- величина;
- геометрические фигуры;
- ориентировка во времени;
- ориентировка во времени и в пространстве;
- логические задачи.
Вместе с этим содержание расширено и усложнено:
- ознакомление с цифрами и способами их написания;
- знакомством с тетрадью в клетку.
Количество и счет. На данном этапе дети овладевают математической терминологией. Они свободно пользуются такими понятиями, как цифры, знаки, задачи, больше, меньше, равно, дни недели, геометрические фигуры. Продолжается работа по ознакомлению детей с цифрами. Дети знакомятся с математическими знаками +,-,=,<,> и учатся их писать. Введение этой задачи обусловлено тем, что детям даются понятия «больше», «меньше», закрепляя эти понятия, дети знакомятся со знаками и учатся их писать. Одной из самых сложных является задача составления числа из двух меньших. Овладение этой операцией - основа дальнейших действий с многозначными числами. Используя уже имеющиеся знания, дети учатся соотносить число, предмет, цифру. При закреплении знаний о числах дети познакомятся с пословицами, стихами, загадками, считалками, в которых упоминаются эти числа. Дети учатся решать арифметические задачи, отгадывать математические загадки и записывать с помощью цифр и знаков их решения.
Величина. Дети учатся измерять с помощью линейки, знакомятся с сантиметром. Продолжается работа по делению предметов на части. Дети учатся понимать, что часть это меньше чем целое.
Геометрические фигуры. Дети знакомятся с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы, рисуют геометрические фигуры, преобразовывают их в предметы. Видят геометрические фигуры в предметах окружающего мира. Учатся рисовать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию в тетради в клетку, а также символические изображения предметов из геометрических фигур.
Ориентировка во времени. Дети знакомятся с часами (стрелки, циферблат, учатся определять время с точностью до получаса. Закрепляются названия дней недели и месяцев, так как с этими понятиями дети встречаются в повседневной жизни.
Ориентировка в пространстве. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Много заданий дается на выполнение упражнений по словесной инструкции.
Логические задачи. Детям предлагаются логические задачи способствующие развитию умственной деятельности на установление закономерностей, на анализ и синтез предметов сложной формы: ребусы, кроссворды, головоломки и др.
Задачи решаются комплексно, на каждом занятии. Программный материал даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактический принцип развивающего обучения с соблюдением основных требований организации каждого занятия:
- тщательность подготовки и творческий подход к каждому занятию;
- при необходимости проведение по одной теме не одного, а двух или нескольких занятий ;
- переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили предыдущий материал;
- выполнять программу последовательно;
- поддерживать интерес ребенка к выполнению задания, соблюдать правило - не навреди.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия, например:
Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
Основное содержание занятия – изучение нового материала. Содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Физминутка. Позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра. Раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
2.2. Учебный план
Учебный план является нормативным актом, устанавливающим объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность проводятся по подгруппам до 10 человек и организуются за рамками освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Регламентируется расписанием занятий и учебно-тематическим планом дополнительного образования. По продолжительности занятия не более 30 минут. Данная программа рассчитана на 34 занятия, и в ее основу заложен принцип развивающего обучения.
1 год обучения (4-5 лет)
Тема занятия Количество часов
1. Знакомство с математикой.
2. Число и цифра 1 (один). Большой, поменьше, маленький. 1
3. Число и цифра 2 (два). Знаки «+», «-». 1
4. Числа и цифры 1,2,3. Квадрат. 1
5. Число и цифра 4. Круг. 1
6. Числа и цифры 1,2,3,4,5. Состав числа 5 из двух меньших. Большой, поменьше, самый маленький. 1
7. Число и цифра 6. Знаки «=», «+». Длинный, короче, ещё короче, самый короткий. 1
8. Числа и цифры 4,5,6. Знаки «<», «>». Квадрат, треугольник. 1
9. Числа и цифры 3, 4,5,6. 1
10. Числа и цифры 1,2,3,4,5,6. Знак «-». 1
11. Числа и цифры 1,2,3,4,5,6. Состав числа 6. 1
12. Число и цифра 7. Часть и целое. 1
13. Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7. Состав числа 7. Дни недели. 1
14. Число и цифра 8. 1
15. Порядковый счёт. Состав числа 8. 1
16. Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. 1
17. Знаки «<», «>»; порядковый счёт. 1
18. Число и цифра 9. Высокий, низкий. 1
19. Порядковый счёт. Сравнение смежных чисел. Часть и целое 1
20. Число и цифра 10. Трапеция. 1
21. Цифры от 1 до 10. Состав числа 10. Высокий, низкий. 1
22. Решение задач 1
23. Решение задач на сложение и вычитание 1
24. Решение примеров на сложение и вычитание 1
25. Решение примеров на сложение и вычитание. знаки «<», «>». Дни недели. 1
26. Решение задач на сложение и вычитание. Четырёхугольник, шестиугольник. 1
27. Решение задач на вычитание. Большой, поменьше, самый маленький. Части суток. 1
28. Решение математических загадок 1
29. Решение логических задач 1
30. Порядковый счёт, решение математической задачи. 1
31. Повторение счета от 1-10. 1
32. Составление и решение задач, примеров. 1
33. Повторение. Закрепление представлений о составе чисел в пределах 10. Математические игры. 1
34. Повторение. Математические игры. 1
Итого: 34
2 год обучения (5-6 лет)
Тема занятия Количество часов
1. Повторение. Порядковый счёт от 1-10. 1
2. Состав числа 10. 1
3. Задачи в стихах. Задачи-шутки. 1
4. Нестандартные задачи. 1
5. Математические головоломки. 1
6. Графические диктанты. 1
7. Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. 1
8. Группировка предметов, поиск закономерностей. 1
9. Числа. Арифметические действия. Величины. 1
10. Отношение: часть, целое. Представление о действии сложения. 1
11. Пространственные отношения: На, над, под. 1
12. Пространственные отношения: справа, слева. 1
13. Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания. 1
14. Решение примеров на вычитание. 1
15. Пространственные отношения: между, посередине. 1
16. Взаимосвязь между целым и частью. Один. Много. 1
17. Составление и решение задач по картинкам. 1
18. Пространственные отношения: внутри, снаружи. 1
19. Кроссворды и лабиринты. 1
20. Представление о точке и линии. 1
21. Представление о точке и луче. 1
22. Геометрические фигуры. Прямоугольник, квадрат. 1
23. Геометрические фигуры. Круг, овал. 1
24. Геометрические фигуры. Ромб, трапеция. 1
25. Геометрические фигуры. Треугольник, многоугольник. 1
26. Математический диктант. 1
27. Составление и решение примеров. 1
28. Задачи на логику. 1
29. Пространственные отношения: впереди, сзади. 1
30. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше-меньше. 1
31. Математические загадки. 1
32. Временные отношения: раньше, позже. 1
33. Задачи на сообразительность. 1
34. Задачи на внимание. 1
Итого: 34
3 год обучения (6-7 лет)
Тема занятия Количество часов
1. Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами. 1
2. Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы». 1
3. Число 11 и цифра 11. 1
4. Свойства предметов. 1
5. Логика в математике. 1
6. Число 12 и цифра 12. 1
7. Составление и решение примеров и задач с числами от 1 до 12. 1
8. Число 13 и цифра 13. 1
9. Составление и решение примеров от 1 до 13. 1
10. Логические задачи. 1
11. Графический диктант. Закрепление понятий: влево, вправо, вверх, вниз. 1
12. Задания геометрического характера. 1
13. Число 14 и цифра 14. 1
14. Числовые головоломки. Поиск решения. 1
15. Ориентировка во времени (сутки, час, минута, секунда). 1
16. Ориентировка во времени (год, месяц, неделя, день). 1
17. Число 15 и цифра 15. 1
18. Задачи на сравнение. 1
19. Нестандартные задачи. 1
20. Число 16 и цифра 16. 1
21. Решение примеров на сложение и вычитание. 1
22. Число 17 и цифра 17. 1
23. Повторение пройденных чисел. Закрепление. 1
24. Решение задач и примеров. 1
25. Число 18 и цифра 18. 1
26. Математические игры. Задачи на смекалку. 1
27. Геометрия вокруг нас. 1
28. Число 19 и цифра 19. 1
29. Геометрический калейдоскоп. Задания на разрезание и составление фигур. 1
30. Составление и решение задач. 1
31. Число 20 и цифра 20. 1
32. «Спичечный» конструктор. Построение фигуры по заданному образцу. 1
33. Повторение Закрепление представлений о составе чисел в пределах 20. 1
34. Логические задания. 1
Итого: 34
Содержание задач к каждой теме, может дополняться и частично изменяться в зависимости от уровня усвоения программного материала каждого ребенка и группы в целом.
III. Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Доска меловая.
2. Карточки с цифрами.
3. Настольные математические игры.
4. Счётные палочки.
5. Математические пазлы.
6. Демонстрационный материал и раздаточный материал.
3.2. Форма организации учебного процесса
Обучение проводится в форме традиционного мелкогрупповых занятий 1 раз в неделю, рекомендуемая продолжительность урока 30 минут.
3.3. Обеспеченность методическими материалами
1. Венгер Л. А., Дьяченко М. О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А. А. Столяра. - М., 1991.
3. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М., 1997.
4. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.
5. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2015.
6. Колесникова. Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет, М., 2007.
7. Колесникова. Е. В. Математика для дошкольников 6-7 лет, М., 2007.
8. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
9. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
10. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М. : Стрекоза, 2012.
11. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников / З. А. Михайлова. - М. : Детство-Пресс, 2015.
12. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Р. Л. Непомнящая, А. М. Вербенец. – СПб: Детство-Пресс, 2000.
13. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990
14. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений. – 2-е изд., доп. – М., 1985
15. Математика до школы. Авт. -сост. А. А. Смоленцева, О. В. Суворова. СПб., 2000.
16. Носова Е. А. «Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л. : 1990г. стр. 47-62.
17. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2013.
18. Носова Е. А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л. : 1990.
19. Носова Е. А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.
20. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-7 лет. Москва, Ювента, 2014г.
21. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-7 лет. Москва, Ювента, 2014г.
22. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М. :Просвещение,1982.
23. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М. :Просвещение,1987.
24. Стасова Л. П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.
25. Чилинрова Л. А., Спиридонова Б. В. Играя, учимся математике. - М., 2005.